Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постнеклассич-е естествозн-е и поиск нового типа рац-ти:.





Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети ХХ века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно техническим развитием. Среди них можно особо выделить проблемы выживания человечества, глобальные экологические проблемы и вызванная ими необходимость изменения отношения к окружающей среде, а также проблемы человеческих коммуникаций и отчуждения человека от порожденных им социальных структур. Все эти проблемы носят мировоззренческий характер и адресованы прежде всего научной рациональности.

В ХХ веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции.

Все вышеперечисленные процессы не могли не сказаться на состоянии научной рациональности. Изменились не только отношение обществ к науке, но и поведение самого научного общества. В конце ХХ века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на тором – содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством спасения цивилизации.

Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый научный тип – постнеклассическая наука. Здесь на первый план выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами их анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим развитием. укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания.

В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие:

- сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;

- относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них;

- будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние;

- хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;

- в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека.

Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, и т.д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Можно сказать, что в современной науке происходит поворот от бытия к становлению.

Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека.

В связи с этим в последнюю треть ХХ века происходят новые радикальные изменения в основании научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает норы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторических реконструкций и т.д. среди исторически развивающихся объектив современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек.

Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его социального бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи.

В настоящее время в самой научной реальности наблюдаются важные процессы, связанные с ее экологизацией и гуманитаризацией. Поэтому можно предложить, что она сможет выйти за рамки своего картезианского идеала, и будет развиваться в качестве основного элемента культуры.


Date: 2016-07-05; view: 229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию