Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки





Ценностный императив во многом определяет специфику профессиональной этики ученого, в частности предъяв­ляет ряд требований к этике самого процесса научного творчества и диктует некоторые моральные нормы творческой деятельности ученого:

- необходимость научной объективности, т.е. служение истине и только истине, предполагающее объективный, честный подход к предмету исследования, стремление познать объект таким, какой он есть в действительности;

- добросовестность в отношении к научному труду, его результату, предполагающая на­личие критической рефлексии и рационального сомнения ученого в про­цессе отыскания истины, проверку выводов исследова­ния, скрупулезность в научной работе, а также нали­чие у ученого таких моральных качеств, как умение и мужество отказаться от, казалось бы, уже найденной истины, если обнаруживаются факты, противореча­щие ей;

- соблюдение обоснованности и доказательности по­лучаемых результатов методами и средствами самой науки;

- высокая требовательность к себе, скромность и само­критичность, отсутствие са­момне­ния и зазнайства, умение признавать свои ошибки и давать объектив­ную оценку собст­венной деятельности и ее результа­тов, открыто отказаться от взглядов и положений, ока­завшихся ошибочными;

- умение уважать научные результаты своих предшест­венников и коллег, открыто при­знавать заимствова­ния у них тех или иных идей, защищать науку от пла­гиата, уважать мнение оппонентов.

Причастность человека к постижению таких сложных объектов, как атомная энергия, объектов экологии, генной инженерии, микроэлектроники и информатики, киберне­тики и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в произ­водство и в самые различные сферы жизни человека и об­щества, функционирование науки на современном этапе в качестве социально интегрированной технологической экс­пертизы в ряде областей ставят под сомнение тезис об «эти­ческой нейтральности» науки и обусловливают то, что ес­тествознание нашего времени значи­тельно ближе по стра­тегии исследования к гуманитарным наукам, чем в предше­ствующие периоды исторического развития, вводя в него неп­ривычные для традиционного естество­знания категории долга, морали. Аргументы, используе­мые при постижении уни­кальных эволюционных систем, не могут быть этически безразличными. Позиция, наце­ленная лишь на получение нового истинного знания,- яв­ляется слишком узкой, а порою и опасной. Возникает не­обходимость в появлении подходов, устанавливающих контроль за самим постижением научной истины.

В ие­рархии ценностей, к которым, несомненно, от­носится на­учная истина, равноценно с ней в современной науке выс­тупают такие ценно­сти, как благо человека и человечества в их единстве и взаимодействии, добро и мораль, а поиск научной истины «освещается» аксиологическим импера­тивом: не увеличит ли но­вое знание риск существования и выживания человека, будет ли оно служить благу чело­вече­ства, его интересам.

Осознание противоречий человекоразмерного мира, а также социальной опасности этически элиминированного, внеценностного знания специфицирует на современном этапе научный поиск. Наука нуждается в социальном контроле, ориентирующем на слу­жение общественно­му прогрессу. За пределами социально-нравственного использования научное знание теряет культурно-гуманис­тическое измерение и впадает в фаустовские иллюзии, к которым ведет цинизм знания, лишенного моральных горизонтов.

Основным ценностным критерием современного науч­ного знания становится уста­новка на осознание социально значимых пределов теоретического поиска, дополнение его культурно-этическими параметрами и гуманистическими ориентирами, своеобразное пре­одоление отчуждения челове­ческого мира, возникающего на уровне абстрактных теоре­тических построений.

Гуманистически обновленные ценности, органично включающиеся в современное научное знание, должны транслироваться в образовательные технологии и усваи­ваться студентами и молодыми исследователями в процессе обучения. Особая роль при этом мо­жет быть отведена клас­сическому университету с его фундаментальным и систем­ным об­разованием.

Стратегическая задача, стоящая сегодня как перед зрелы­ми, так и перед молодыми учеными, - это не только вклю­чение в структуру научно-познавательной деятельности этических и аксиологических аргументов, но и наработка новых ценностных смыслов и подходов в самых различных областях исследования - истории, философии, экономике, политике.


Date: 2016-07-05; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию