Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности и границы науки. Творческая свобода и нравственная ответствен­ность ученого. Проблема социального контроля над наукой





Следует помнить, что нравственный или безнравственный, а точнее, гуманный или антигуманный характер мо­жет, скорее всего, иметь не сама научная деятельность, а по­следствия применения научных открытий. И хотя ученый иногда не в силах предугадать эти последствия, это отнюдь не снимает с него моральной ответственности перед обще­ством за свое открытие. Проблема ответственности ученого перед обществом за резуль­таты научных исследований, и их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали.

Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мне­ние как о благах, которые при­несет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им.

Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным исправлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосо­мы человека. Многие из этих дости­жений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использова­ния: создания людей с заранее заданными свой­ствами (люди-ученые, люди-роботы и т.д.), стерилизации генетически «неполноценных» индивидов, вмешательства в генетиче­ский фонд человечества и т.д. Именно это застав­ляет некоторых ученых требовать за­прета исследований в области генной инженерии. Однако это не выход из положе­ния: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс, во-вторых, нельзя отка­зываться от того, что может принести не только вред, но и пользу, в-третьих, трудно четко разграничить, какой род ис­следований можно вести, а какой — нет.

Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными дос­тижениями психиатрии, нейро­хирургии и нейробиологии, в связи с проникновением нау­ки вглубь психики и структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее. Серьезного этического подхода требует и решение воп­росов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заста­вивших ученых многих про­фессий (и не только медиков) вновь обратиться к нрав­ствен­ным аспектам проблемы жизни и смерти.

Множество этических проблем возникло в связи с опас­ностью надвигающегося на планету экологического кризи­са. По данным экологов, за последние 500 лет люди извлек­ли из земли более 50 млрд.т.углерода, 2 млрд.т.железа, 20 млн.т.меди, 20 тыс.т.золота. В настоящее время челове­чество ежегодно потребляет более 5 млрд.т. полезных иско­паемых и 3 млрд.т. растительной массы. За последние 100 лет изведено 2/3 лесов; в настоящее время лес уничтожа­ется со скоростью 20 га в минуту, в результате 19% суши грозит пре­вращение в пустыню. Земля деградирует со ско­ростью 44 га в минуту. Огромную опас­ность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд.т. нефтепродуктов ежегодно проникает в воды Мирового океана; только в ре­зультате человеческой деятельности в ат­мосферу ежегодно выбрасывается 10 млрд.т. углекислого газа. Резко истощают­ся ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX в. вымерло 34 вида млекопитающих. Сего­дня под угрозой вы­мирания - почти 1000 видов позвоночных и 25 тыс. видов растений.

В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кри­зиса, поставившей особен­но остро на повестку дня вопрос о повышении нравствен­но-эко­логической ответственности современных ученых, которая проявляется в необходимости изменения сложивших­ся в сознании ученых стереотипов и антропоцентристских пред­ставлений о всесилии человека, завоевывающего и покоряющего природу, и формирова­ния гуманисти­ческой, диалоговой стратегии отношения к космосу в целом.


Date: 2016-07-05; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию