Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие типы методов исследования используются в научном познании?В научном познании используются два типа методов исследования: общелогические методы ( они присущи человеческому познанию в целом) - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Н аучные методы исследования, которые подразделяются на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теоретического уровня исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования). Анализ - процедура мысленного расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез - обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей признаков предмета в единое целое. Индукция - общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция - из общих посыпок следует частное заключение. Абстрагирование — отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции. Обобщение - прием мышления, устанавливающий общие свойства объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» - «дерево» - «растение» — «живой организм»). Аналогия - такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Какие методы используются на эмпирическом уровне исследования? Н аблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Опосредуется теоретическим знанием, освещающим научный поиск, и имеет целенаправленный характер. Разновидности наблюдения: прямое (имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта); косвенное (восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется непосредственно органами чувств), опосредованное или приборное (с помощью технических средств). О писание- фиксация сведений об объектах средствами естественного или искусственного языка. К оличеств. описание, осуществляющееся с помощью таблиц, графиков, возникают в результате измерительных процедур, и качественное, фиксирующее качественные характеристики объекта. И змерение- познавательную операцию, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Измерение - это процедура сравнения данной величины с другой величиной, принятой за эталон. Прямое измерение - эмпирическая процедура, фиксирующая соответствующую характеристику объекта. Косвенное наблюдение выстраивается на основе математических зависимостей, за счет использования закономерной связи величины, которая непосредственно недоступна, с другими величинами, функционально связанной с интересующей величиной. Э ксперимент - целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных условиях путем их контролируемого изменения. Исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получения о нем соответствующих знаний. Используется в естественных, социально-гуманитарных науках. Какие методы используются на теоретическом уровне исследования? М ысленный эксперимент — построение абстрактных объектов, теоретических образцов действительности и оперированости ими с целью изучения существенных характеристик действительности. Метод идеализации - разновидность абстрагирования, выделение одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму. Методом идеализации - «идеальный газ», «несжимаемая жидкость», «абсолютно упругое тело», в математике - «точка», «прямая». Метод формализации - в построении абстрактно-математических моделей, рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Гипотетико-дедуктивный метод-с оздание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развито теоретическое знание сверху по отношению к эмпирическим данным. Гипотетическая система дедуктивно разворачивается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в чем и заключается сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории. Метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области.
|