Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.Стр 1 из 39Следующая ⇒ Морально-воспитательная функция. Идеологическая функция: идеология – система представлений о мире и взаимодействия в нем, которые получены через призму социальных интересов, т.к. связаны с большими группами людей; Праксиологическая проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание. На развитие философии оказывает влияние национальная специфика. Каждый регион в силу различий в географическом положении, климате, господства той или иной религии развивались по-разному. Поэтому традиционно можно выделить 2 типа философского мышления: Западное; Восточное. Особенности западного: Географические. Первые цивилизации – Греция и Турция. Запад – уникальный географический регион: хорошие климатические условия, наличие моря, преобладает теплое течение warmstream, незамерзшие реки, выгодно использовать морской транспорт, умеренный теплый климат самый благоприятный для развития экономики. Народы могли кочевать и прокормить себя семьями, отсюда формируется такая черта характера как индивидуализм. Религиозные. Где было христианство, невозможно было развитие предпринимательства. Поэтому европейцы совершили религиозную революцию. Возник протестантизм – религия предпринимательства и капитализма. Считалось, что Бог в рай возьмет только тех, кто больше заработает капитала. Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. До этого человек не чувствовал себя враждебным к миру. Но стало распространяться такое явление как майоран. Майоран – все наследство получал только старший сын, младший – ничего, он должен всего добиваться сам. Поэтому западную культуру наз. культурой младших сыновей, своей хитростью, ловкостью она способна чего-то достичь. Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (например, вскрытие трупов, проведение опытов). Атомарно-номиналистический принцип. Атом неделим. Общество мыслится как совокупность свободных атомов, независимых индивидов, где подлинной реальностью являются отдельные люди. Не человек для общества, а общество для человека. Однако в жизни ведь существуют и высшие ценности, стоящие над нашими личными интересами. Возникает серьезное противоречие и обязательно необходимо жертвовать, а если этого нет, то происходит опустошение общества. Принцип отделения интересов от ценностей. Выделяют 2 сферы: приватную (семья) и публичную (на основе права: законно или незаконно). Право ограничивается законом, но существует еще и мораль (например, по закону родителей в старости можно отдать в дом престарелых, но совесть иногда не позволяет). Мораль имеет более широкую компетенцию, п.ч. она судит не с точки зрения права, а вечных ценностей. На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали. Тип личности – прометеевский или фаустовский – это 1) человек активный, энергичный, инициативный; 2) в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; 3) тип поведения – целерациональный; 4) человек игнорирует трансцендентную волю, он центр мироздания. Особенности Востока: Географические. Цивилизации развивались в руслах рек, а для орошения требовались большие усилия, организованность, отсюда развитие таких черт как общность, коллективизм. Восток– поставщик духовных инициатив. Не случайно все религии возникли именно здесь. Принцип воздержания от валюнтаристской активности (недеяние), не вторгаться, а вмешиваться гармонично (В китайской культуре даосизма этот принцип наз. увэй → невмешательство в естественный ход событий). Теократический принцип: власть божественна. Государство – это средство защиты нации от исторического небытия, уничтожения, несчастий. Народ – это не разобщенная население, а духовная общность, которая питается великой традицией и надеждой на будущее воплощение правды. Принцип неиерархичности всего живого (все обладает равной ценностью). Тип личности – человек, ориентированный на сохранение гармонии мира, обладающего собственной динамикой развития и не требующего человеческого вмешательства. Добродетели – точная середина и умеренность. Тип мысли – предметно-образный (постижение мира – не анализ его свойств, а духовное проникновение в него, недоступное рац. исследованию)→ориентация на вечность. Но выделяют еще и третий тип философского мышления – это Россия (не РФ) имеет особенности и Запада и Востока, но не является ни тем, ни другим: Географические. Климат: раньше суровая зима, сегодня зима более мягкая, но необходимость отопления все же присутствует, а это энерго затраты, которые отражаются на себестоимости (в Европе этого нет). Климат оказывает влияние и на капитальное строительство: необходимо закладывать глубокий фундамент и толстые стены на величину норм промерзания. В Европе строят на земле. Нет выхода к морю (в Беларуси), поэтому преобладают сухопутные перевозки, что на порядок дороже, чем морские. Особенности климата оказывают влияние и на с/х производство: чрезмерное напряжение летом (вегетативный период) и расслабление зимой. Отсюда и взрывчатый характер истории: сначала революция, а затем упадок, спокойствие. Высокая ценность аскезы – умение ограничиваться, претерпеть, сэкономить. Т.к. постоянно не хватает общественного продукта из-за возможного неурожая. Религия. Преобладает православие. 200 дней в году – это пост. Раньше все его соблюдали, отсюда мало ели и пили. Пьянство стало распространяться только во 2-й половине 19 века. Характерна также соборность. Все люди приходят в храм помолиться, каждый со своими проблемами, но взаимосвязаны с другими людьми. Это очень важно, т.к. сегодня происходит отчуждение человека от человека. Русская идея – это искание всеобщего спасения (миссионизм). Для России характерен тяжелый, драматический путь развития. Возрождалась из пепла, отсюда способность выживать в тяжелых катастрофических условиях. Россия выиграла монгол, Швецию, Германию, Францию, постоянно увеличивала свою территорию. Из всех смут и войн выходила окрепшей. Увеличивала свое население более чем в 50 раз. Т.к. не было казней до определенного времени, как в Европе. Принцип всемирной отзывчивости. Культурный плюрализм – уважение к другим народам. В состав российской империи входило много народностей, но геноцида среди них не было, не уничтожали друг друга. Это характерно и сегодня. Высокая ценность государства («за державу обидно» - уважение царя). Тип личности – иоановский. Четкое разделение добра и зла, справедливости и несправедливости, желание и стремление изменить мир к лучшему, привести его к гармонии; не разобщить, а воссоединить. Но существует опасность, если не достигнет цели, то пьянство, может скатиться. Тип мысли – ценностно-рац. (не результат, а то, чему он послужит).
|