Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Фи­лософия и на­циональное самосознание.





Морально-воспитательная функция.

Идеологическая функция: идеология – система представлений о мире и взаимодейст­вия в нем, кото­рые получены через призму социальных интересов, т.к. связаны с боль­шими группами людей;

Праксиологическая проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и мето­дов индивидуальных и мас­совых действий.

Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Фи­лософия и на­циональное самосознание.

На развитие философии оказывает влияние национальная специфика. Каждый регион в силу различий в географическом положении, климате, господства той или иной религии развивались по-разному. По­этому традиционно можно выделить 2 типа философского мышления: Западное; Восточное.

Особенности западного:

Географические. Первые цивилизации – Греция и Турция. Запад – уникальный геогра­фический ре­гион: хорошие климатические условия, наличие моря, преобладает теплое те­чение warmstream, неза­мерзшие реки, выгодно использовать морской транспорт, умерен­ный теплый климат самый благопри­ятный для развития экономики. Народы могли коче­вать и прокормить себя семьями, отсюда формиру­ется такая черта характера как индиви­дуализм.

Религиозные. Где было христианство, невозможно было развитие предприниматель­ства. Поэтому ев­ропейцы совершили религиозную революцию. Возник протестантизм – религия предпринимательства и капитализма. Считалось, что Бог в рай возьмет только тех, кто больше заработает капитала.

Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. До этого чело­век не чувствовал себя враждеб­ным к миру. Но стало распространяться такое явление как майоран. Майоран – все наследство получал только старший сын, младший – ничего, он должен всего добиваться сам. Поэтому западную культуру наз. культурой младших сыно­вей, своей хитростью, ловкостью она способна чего-то достичь.

Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (на­пример, вскрытие трупов, проведение опытов).

Атомарно-номиналистический принцип. Атом неделим. Общество мыслится как сово­купность сво­бодных атомов, независимых индивидов, где подлинной реальностью явля­ются отдельные люди. Не че­ловек для общества, а общество для человека. Однако в жизни ведь существуют и высшие ценности, стоящие над нашими личными интересами. Возникает серьезное противоречие и обязательно необхо­димо жертвовать, а если этого нет, то происходит опустошение общества.

Принцип отделения интересов от ценностей. Выделяют 2 сферы: приватную (семья) и публичную (на основе права: законно или незаконно). Право ограничивается законом, но существует еще и мораль (на­пример, по закону родителей в старости можно отдать в дом престарелых, но совесть иногда не позво­ляет). Мораль имеет более широкую компетен­цию, п.ч. она судит не с точки зрения права, а вечных ценностей. На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали.

Тип личности – прометеевский или фаустовский – это 1) человек активный, энергич­ный, инициатив­ный; 2) в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; 3) тип пове­дения – целерациональный; 4) человек игнорирует трансцен­дентную волю, он центр мироздания.

Особенности Востока:

Географические. Цивилизации развивались в руслах рек, а для орошения требовались большие уси­лия, организованность, отсюда развитие таких черт как общность, коллекти­визм.

Восток– поставщик духовных инициатив. Не случайно все религии возникли именно здесь.

Принцип воздержания от валюнтаристской активности (недеяние), не вторгаться, а вмешиваться гармонично (В китайской культуре даосизма этот принцип наз. увэй → не­вмешательство в естествен­ный ход событий).

Теократический принцип: власть божественна. Государство – это средство защиты на­ции от историче­ского небытия, уничтожения, несчастий. Народ – это не разобщенная насе­ление, а духовная общность, которая питается великой традицией и надеждой на будущее воплощение правды.

Принцип неиерархичности всего живого (все обладает равной ценностью).

Тип личности – человек, ориентированный на сохранение гармонии мира, обладающего собственной динамикой развития и не требующего человеческого вмешательства. Добро­детели – точная середина и умеренность. Тип мысли – предметно-образный (постижение мира – не анализ его свойств, а духовное проникновение в него, недоступное рац. иссле­дованию)→ориентация на вечность.

Но выделяют еще и третий тип философского мышления – это Россия (не РФ) имеет особенности и Запада и Востока, но не является ни тем, ни другим:

Географические. Климат: раньше суровая зима, сегодня зима более мягкая, но необхо­димость ото­пления все же присутствует, а это энерго затраты, которые отражаются на се­бестоимости (в Европе этого нет). Климат оказывает влияние и на капитальное строитель­ство: необходимо закладывать глубо­кий фундамент и толстые стены на величину норм промерзания. В Европе строят на земле. Нет выхода к морю (в Беларуси), поэтому преоб­ладают сухопутные перевозки, что на порядок дороже, чем морские.

Особенности климата оказывают влияние и на с/х производство: чрезмерное напряже­ние летом (веге­тативный период) и расслабление зимой. Отсюда и взрывчатый характер истории: сначала революция, а затем упадок, спокойствие.

Высокая ценность аскезы – умение ограничиваться, претерпеть, сэкономить. Т.к. по­стоянно не хва­тает общественного продукта из-за возможного неурожая.

Религия. Преобладает православие. 200 дней в году – это пост. Раньше все его соблю­дали, отсюда мало ели и пили. Пьянство стало распространяться только во 2-й половине 19 века. Характерна также соборность. Все люди приходят в храм помолиться, каждый со своими проблемами, но взаимосвязаны с другими людьми. Это очень важно, т.к. сегодня происходит отчуждение человека от человека.

Русская идея – это искание всеобщего спасения (миссионизм). Для России характерен тяжелый, дра­матический путь развития. Возрождалась из пепла, отсюда способность вы­живать в тяжелых катастро­фических условиях. Россия выиграла монгол, Швецию, Герма­нию, Францию, постоянно увеличивала свою территорию. Из всех смут и войн выходила окрепшей. Увеличивала свое население более чем в 50 раз. Т.к. не было казней до опреде­ленного времени, как в Европе.

Принцип всемирной отзывчивости.

Культурный плюрализм – уважение к другим народам. В состав российской империи входило много народностей, но геноцида среди них не было, не уничтожали друг друга. Это характерно и сегодня.

Высокая ценность государства («за державу обидно» - уважение царя).

Тип личности – иоановский. Четкое разделение добра и зла, справедливости и неспра­ведливости, же­лание и стремление изменить мир к лучшему, привести его к гармонии; не разобщить, а воссоединить. Но существует опасность, если не достигнет цели, то пьян­ство, может скатиться. Тип мысли – ценно­стно-рац. (не результат, а то, чему он послу­жит).

Date: 2016-07-05; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию