Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы принцессе Дени Дидро





Дени Дидро (1713-1784) - французский философ и писатель, теоретик искусства и редактор Энциклопедии XVIII века. В 1758 году написал пьесу Отец семейства, которую посвятил принцессе фон Нассау-Саарбрюккен Здесь представлен фрагмент предисловия к этой пьесе.

...Чаще напоминайте себе, что достаточно одного дурного и могущественного человека, чтобы сотня тысяч других людей плакали, стонали и проклинали своё существование;

что именно эти дурные люди, потрясающие земной шар и тиранящие его, являются истинными зачинателями богохульства;

что не природа создала рабов и что никто под луною не обладает большей властью, чем она;

что рабство порождено кровопролитиями и завоеваниями;

что люди нисколько ни нуждались бы в том, чтобы ими управляли, если бы они не были дурны, и что поэтому задачей всякой власти должно быть - сделать их добрыми;

что всякая система морали, всякий политический строй, направленные к отделению человека от человека, плохи;

что справедливость - первая добродетель того, кто распоряжается, и единственная добродетель, способная остановить жалобу того, кто повинуется;

что хорошо добровольно подчиняться установленному закону, и только необходимость и всеобщность закона внушает к нему любовь;

что если добродетель отдельного человека не нуждается ни в какой поддержке, то не так обстоит с добродетелью народа;

...Прекрасное зрелище являет собою человек, сохраняющий спокойствие, когда над ним нависает неожиданная опасность.

Творите добро и помните, что неизбежность событий равна для всех.

Подчиняйтесь ей и приучайтесь смотреть одинаково на удар, который поражает и сваливает человека, и на падение дерева, которое разбило бы его статую

Не надейтесь на безоблачное счастье, но составьте себе план благодеяний и противопоставьте его плану природы, которая порой нас угнетает. Тогда вы поднимитесь, так сказать, выше неё, благодаря превосходству вашей системы, которая будет выпрямлять недостатки системы природы. Вы будете счастливы на склоне дней своих, если совершите больше добра, чем она причинит вам зла. Вот единственное средство примириться с жизнью. Разве можно ненавидеть существование, которое делаешь приятным для себя тем, что оно полезно для других?

Проникнитесь сознанием, что добродетель - всё, а жизнь - ничто. И если вы обладаете крупными талантами, наступит день, когда вас причислят к сонму героев.

Итог всему вы будете подводить в последние ваши минуты, в те минуты, когда воспоминания о самых блестящих подвигах не сравнятся с воспоминанием о стакане воды, поднесённом из человеколюбия тому, кто испытывал жажду

Помните, что опасно было бы создавать себе представление о всегда неизменном счастье, в то время как положение человека непрестанно меняется.

Навык к добродетели - единственный навык, который вы можете приобрести, не опасаясь грядущего. Другие навыки рано или поздно станут тягостны

Порок и добродетель всегда ведут в нас свою глухую работу. Ни одной минуты они не остаются в бездействии. Они постоянно подкапываются под нас. Но дурной человек не старается стать дурным, как добродетельный человек - стать добрым. Первый трусливо следует по избранному пути - он не отваживается совершенствоваться. Поставьте себе задачу, которая могла бы стать целью всей вашей жизни.

Цит. по изданию: Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я.Карп. М., 1992. С. 22-23.

 

Об Энциклопедии

Знаменитая французская Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел издавалась в течение тридцати лет под руководством Дени Дидро и Д`Аламбера. Это была книга всех книг - свод знаний и сведений, накопленных человечеством к середине XVIII века.

Дюжие носильщики внесли два объемистых ящика, и когда они их распаковали, на свет божий были извлечены красивые черно-коричневые тома в кожаных переплетах - сначала пять, потом десять, потом двадцать, наконец, вся Энциклопедия, весь Толковый словарь наук, искусств и ремесел, - все двадцать восемь томов, плюс три дополнительных, плюс три тома с гравюрами на меди.

Широкое лицо Франклина просияло.

- Вот это действительно приятный сюрприз, - сказал он, пожимая руку Сайласу Дину...

Энциклопедия была очень дорогим изданием; хотя ее не изъяли, официально она оставалась запрещена, и купить ее можно было только из-под полы, заплатив от тысячи двухсот до двух тысяч ливров.

Когда все ушли, Франклин с довольной улыбкой стал рассматривать увесистые, компактные тома. Он поглаживал их задумчиво, почти нежно. У многих его друзей был этот великий труд,Франклин часто в него заглядывал и прекрасно в нем ориентировался. В числе сотрудников издания были близкие ему люди: Гельвеций, Тюрго, Мармонтель, Рейналь, Неккер, и люди, известные ему только по гордым именам: Вольтер, Руссо, Монтескье, Бюффон. Мысль Франции, мысль Европы, все, что было передумано и исследовано с тех пор, как началась история человеческой мысли, заключали в себе эти черно-коричневые переплеты. Издателям Энциклопедии, дАламберу и Дидро, пришлось преодолеть невероятные трудности. У всех было на памяти, как генеральный прокурор Парижского парламента назвал авторов и сотрудников Энциклопедии атеистами, мятежниками и растлителями молодежи, грозя им тягчайшими наказаниями, какд'Аламбер после этого осторожно отстранился от участия в издании и как Дидро, продолжая упорно работать, добился наконец напечатания и распродажи гигантского труда при молчаливом невмешательстве правительства

Трудясь над Энциклопедией, Дидро все время стоял одной ногой в Бастилии; он рисковал своей безопасностью, своими удобствами, своей жизнью. Он сделал свое дело вопреки церкви, вопреки властям, вопреки Сорбонне, вопреки объединенному натиску всех обскурантов, и вот перед ним, Франклином, лежит Энциклопедия - законченная, осязаемая, кадастр своей эпохи, еебиблия, свод ее знаний, кладезь всех воинствующих, передовых идей, огромный арсенал, дающий разуму все новое и новое оружие для борьбы против суеверий и предрассудков. Эти тома - пушки, из которых разум расстреливает крепость привилегированной глупости, мертвой мысли и отжившие институции прошлого. Прав был генеральный прокурор, заявивший Парижскомупарламенту, что сотрудники Энциклопедии - это заговорщики, поклявшиеся насадить материализм, уничтожить религию, испортить общественные нравы и повсюду утвердить дух независимости. Нельзя было бы завоевать независимость Америки, не имея на вооружении идей, собранных и систематизированных в Энциклопедии.

Глаза Франклина машинально скользили по красиво напечатанным страницам. Он не думал о том, что читал; им владела одна мысль - мысль о всемогуществе разума. Писатель ВениаминФранклин чувствовал гордость за беспримерный писательский труд, зримый и осязаемый, труд, действенно повлиявший на историю земного шара и с каждым днем влияющий на нее глубже и глубже. Вениамин Франклин был человеком трезвым, но внутри у него все пело: разум, разум, разум. Перед ним был монумент разума, белее долговечный, чем бронза.

То, что сделали французы, было достойно восхищения. Острая, последовательная логика, независимость от авторитетов прошлого, блестящая воинственность мысли - все это принадлежит им целиком. Вольтера мы дадим не так скоро, - думал он, - придется нам удовлетвориться Франклином. Но зато мы первые, кто не только исповедовал эти идеи, но и претворил их в жизнь

Он чувствовал себя признательным этим людям за то божественное удовольствие, которое доставил ему их скромный, хитроумный метод. Сколько терпения и хитрости понадобилось Дидро и его сотрудникам, чтобы усыпить цензоров, чтобы, несмотря на бешеные нападки духовенства и на проклятие генерального прокурора, заставить их закрыть глаза и пропустить Энциклопедию. Разумеется, кое в чем приходилось идти на уступки. Франклин заглянул в статьи, в которых цензоры с особым рвением должны были искать крамолу, в такие статьи, как Христианство, Душа, Свобода воли. Здесь все было написано так, что и ортодоксальнейший богослов не нашел бы повода к придирке. Зато в других местах за невинными заголовками следовали крамольные истины, сопровождаемые резонными аргументами. Кто бы ожидал найти под словом клобук доводы против монархов и монастырей? Или под словом орел доводы против существующих религий?

Скрытое в этих опасных томах выходит теперь на свет божий. Теперь оно становится жизнью, политикой, историей.

Разум, разум, разум.

Цит. по изданию: Л. Фейхтвангер. Лисы в винограднике. М., 1959. С. 408-411, 412.

Найти выделенное
История мировых цивилизаций: Хрестоматия: Индустриальная цивилизация: Глава XIV
29.11.2004 09:41 | Николай РУДН

В.П. Буданова

Date: 2016-07-25; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию