Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эсхил о трагизме героической личности





Эсхил (525-456 гг. до н.э.) - греческий драматург, которого древние называли отцом трагедии. Он прославлял свободный дух полисов, доблесть и патриотизм сынов Эллады. В трагедии Прикованный Прометей Прометей предстает не только героем, которому человечество обязано всеми благами цивилизации, но и носителем глубокого внутреннего трагизма.

Прометей

Но тяжко и молчать, и говорить
Об участи моей. Ведь я, злосчастный,
Страдаю за благодеянья смертным.
Божественное пламя я похитил,
Сокрыв в стволе пустого тростника
Не думайте, что гордость заставляет
Меня молчать. Но я терзаюсь сердцем
При зрелище позора моего.
Кто, как не я, богам всем этим новым

Распределил почетные дары?
Но замолчу о том, что всем известно,
А про страданья смертных расскажу.
Ведь я их сделал, глупых, как дитя,
Разумными, способными к мышленью.
Я не в упрек им это говорю,
Но объяснить хочу вам все значенье
Моих благодеяний. Раньше люди смотрели
И не видели и, слыша,
Не слышали, в каких-то грезах сна

Влачили жизнь; не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича,
Ютились в глубине пещер подземных,
Бессолнечных, подобно муравьям.
Они тогда еще не различали
Примет зимы, весны - поры цветов -
И лета плодоносного; без мысли
Свершали все. Я им и показал
Восходы и закаты звезд небесных.
Я научил их первой их наук,

Науке числ и грамоте; я дал им
И творческую память, матерь муз.
И первый я поработил ярму,
Животных диких; облегчая людям
Тяжелый труд телесный, я запряг
В повозки лошадей вожжелюбивых,
Излюбленную роскошь богачей.
Не кто, как я, бегущие по морю
Льнокрылые измыслил корабли.
И это все изобретя для смертных,

Я не могу для самого себя
Придумать средство вырваться из бедствий
Еще меня послушай, подивись
Искусствам хитрым, мной изобретенным.
Вот что всего важнее: если кто

Заболевал, он не имел целящих
Ни мази, ни питья, но погибал
За недостатком помощи врачебной;
Я научил их смешивать лекарства,
Чтоб ими все болезни отражать

А кто дерзнет сказать,
Что до меня извлек на пользу людям
Таившиеся под землей; железо,
И серебро, и золото, и медь?
Никто, конечно, коль не хочет хвастать.
А кратко говоря, узнай, что все
Искусства у людей от Прометея.

Цит. по изданию: Хрестоматия по античной литературе / Сост.Н.Ф. Деретани. М., 1937. Т. I. С. 63-64.

 

Date: 2016-07-25; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию