Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфуций - знаменитый мудрец-реформатор





Конфуций (552-479 гг. до н.э.) - философ, историк, государственный деятель, основатель китайской государственной религии - конфуцианства. Опираясь на приоритет этических норм и принцип постоянного самоусовершенствования человека, общества и государства, конфуцианская традиция на тысячелетия определила менталитет, образ жизни и систему ценностей в китайском обществе.

Конфуций родился в княжестве Лу, в волости Чанпин, в селении Цзоуи...

В детском возрасте Конфуций любил играть, причем во время игр он обычно расставлял жертвенные сосуды, представляя церемонию принесения жертв...

Конфуций в юности был беден и занимал низкое положение. Когда он повзрослел, то стал летописцем в клане Цзи. Он следил за исполнением чиновниками своих обязанностей, подсчитывал количество зерна и денег, чтобы в поступлениях все сходилось и умножались стада. Исходя из этих обязанностей, его назначили на пост правителя общественных работ

Луский Нань-гун Цзин-шу как-то сказал правителю Лу: Прошу Вашего разрешения вместе с Кун-цзы отправиться в столицу Чжоу. Правитель предоставил им повозку, двух лошадей и одного мальчикаслугу для сопровождения. Поездка в столицу Чжоу нужна была, чтобы узнать о ритуале и, как говорят, для встреч с Лао-цзы.

При расставании Лао-цзы сказал Конфуцию: Я слышал, что богатые люди, провожая гостя, преподносят ему подарки, а человеколюбивые мужи провожают гостя напутственным словом. Я не обладаю богатствами, но меня называют человеколюбивым, и поэтому, провожая Вас, я скажу:

Кто имеет ясный ум и глубоко проникает в суть вещей,

тот любит общаться с людьми.

Кто много знает и красноречив,

тот навлекает на себя людскую зависть.

Кто сын своих родителей, тот не может думать только о себе;

Кто - подданный правителя, тот не принадлежит только себе.

К тому времени, когда Конфуций вернулся из Чжоу в Лу, число его учеников увеличилось и их влияние возросло...

На двадцатом году правления луского Чжао-гуна Конфуцию было примерно тридцать лет. Циский Цзинь-гун прибыл в Лу и спросил Конфуция: В прошлом царство Цинь было небольшим и окраинным. Как же оно могло стать гегемоном? Конфуций ответил: Хотя Цинь был небольшим, но устремления его правителя были велики. Он сделал сановником мудрого человека и поручил ему управление государственными делами. Так можно стать даже государем над Вселенной - тем более гегемоном среди князей. Выслушав это, Цзин-гун обрадовался.

Конфуцию исполнилось 35 лет. В Лу началась смута. Конфуций отправился в Ци и стал служить в доме Гао Чжао-цзы, стремясь установить связи с Цзин-гуном.

Цзин-гун стал спрашивать Конфуция об управлении. Конфуций отвечал: Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном. Цзин-гун сказал: Превосходный ответ. Он намеревался пожаловать Конфуцию поля в Ници. Тогда Янь Ин, выступив вперед, сказал: Конфуций добивается утверждения внешних форм. Он возвеличивает обрядность и толкует о деталях отживших обычаев. Эти люди не могут служить государству, они путешествуют и наставляют, домогаясь богатств. Так нельзя улучшить нравы народа.

В дальнейшем Цзин-гун хотя и принимал Конфуция с почетом, но на среднем уровне этикета. Среди сановников в Ци были люди, стремившиеся навредить Конфуцию Вот почему Конфуций в это время не занимал какого-либо официального поста, он отошел от дел и обратился к совершенствованию книги стихов - Шицзин и книги истории - Шуцзин, улучшению обрядов и музыки. Учеников у него стало еще больше, они прибывали из дальних мест, и среди них не было ни одного, кто не получал бы у него наставлений

К этому времени Конфуцию исполнилось пятьдесят лет. Он давно хотел как-то применить свои поучения, многократно думал об этом, но не имел возможности это сделать и приложить свои силы. Он сказал: Древние правители, найдя опору, становились государями - ванами, ныне, хотя поселения Фэй и мало, оно может стать таким же местом! - и собрался отправиться туда. Ученики удерживали учителя и, в конце концов, он так и не поехал. Несколько позднее Дин-гун поставил Конфуция управителем селения волости Чжунду. Прошел год его правления, и повсюду стали брать с него пример. С поста управителя селения волости Чжунду Конфуция перевели на должность начальника общественных работ, а затем и управителя судебных дел.

На десятом году правления Дин-гуна, Лу достигло мира с княжеством Ци. Князья встретились в Цзягу. На месте встречи соорудили насыпной алтарь, к которому вели три земляные ступени. Перед алтарем оба князя совершили обряд свидания, они кланялись, сложив руки, поднимаясь на алтарь, уступали дорогу друг другу. Когда закончилась церемония поднесения обеими сторонами угощения, то управитель церемонии из Ци поспешил выйти вперед, сказав: Прошу исполнить музыку и танцы всех стран света. Цзин-гун одобрил это. Сразу же появились танцоры с бунчуками, с опахалами из перьев, как бы отгоняя злых духов, они потрясали копьями, пиками и мечами, все это сопровождалось барабанным боем. В этот момент Конфуций поспешно выше вперед и, перешагивая через ступеньки, поднялся к алтарю. Не преодолев еще последней ступеньки, он взмахнул рукавом одежды и сказал: Наши два правителя собрались на добрую встречу, зачем же здесь звучит музыка и танцы варваров? Прошу приказать церемониймейстеру остановить это. Управитель церемонии велел танцорам и музыкантам отойти, но они медлили. Цзин-гун был сконфужен, дал команду исполнителям уйти. Через какое-то время циский управитель церемонии торопливо вышел вперед и сказал: Прошу разрешения исполнить дворцовую музыку! Цзин-гун дал согласие. Тут вышла вперед группа актеров и скоморохов, карликов-шутов, представляя разные сцены. Конфуций вновь вышел вперед, разом перепрыгнув через ступеньки, и сказал: Если простолюдин вводит в заблуждение князя, то за это преступление он подлежит казни. Прошу приказать управителю церемонии остановить представление. Церемониймейстер был наказан согласно закону, а танцорам отрубили руки и ноги.

Цзин-гун был серьезно огорчен происшедшим. Он сказал своим чиновникам: В Лу совершенномудрый человек помогает правителю своими поучениями, а вы наставляете меня основам поведения варваров, так что я оказался как бы виновным перед правителем Лу. Что же мне теперь делать? Один сановник выступил вперед и ответил: Если Вы, правитель, сожалеете о происшедшем, то исправьте это с помощью даров. Тогда князь Ци, чтобы загладить свой промах, вернул правителю Лу ранее захваченные у него земли и поля в Юнь, в Вэньяне и в Гуйине.

На четырнадцатом году правления чуского Дин-гуна Конфуцию исполнилось пятьдесят шесть лет. Он вел дела первого советника князяЦисцы, услышав обо всем этом, встревожились, они говорили: При ведении государственных дел Конфуцием княжество Лу непременно станет гегемоном, когда же оно станет гегемоном, наши земли будут рядом и мы прежде всего окажемся захваченными. Не лучше ли преподнести им какие-нибудь наши земли? Ли Чу сказал на это: Прошу прежде попытаться помешать им усилиться. Тогда отобрали в княжестве Ци восемьдесят красивых девушек, одели их в разукрашенные одежды, научили их танцам и музыке и отправили лускому правителю на тридцати повозках... Повозки с музыкантшами остановились за высокими воротами к югу от столицы Лу. Цзи Хуань-цзы, узнав о подарке, переоделся и скрытно отправился посмотреть дар. Сделав это два или три раза, он решил принять посланное и предложил правителю Лу приехать туда окольной дорогой. Они ездили туда целыми днями, забросив государственные дела.

Цзы Лу сказал: Наступит момент, когда Вы, учитель, можете уезжать. Конфуций ответил: В Лу вскоре состоится принесение жертв Небу и Земле. Если жертвенное мясо после этих жертвоприношений будет роздано сановникам, то я могу еще задержаться. Тем временем Хуань-цзы принял в дар циских певичек и три дня не занимался делами, а после жертвоприношений Небу и Земле против правил мясо не было роздано сановникам. Тогда Конфуций покинул столицу Лу и заночевал в Тунь. Его провожал учитель музыки Ши И, который сказал Конфуцию: Не совершаете ли Вы, учитель, ошибки? Конфуций сказал: Можно, я вам спою песню вместо ответа? Песня гласила: Голоса женщин меня изгнали, их приезд может привести к гибели! Мне, вероятно, придется скитаться в треволнениях до конца своих дней! Ши И вернулся обратно, и Хуань-цзы спросил его: Что говорил Конфуций? Ши И рассказал все без утайки. Цзи Хуань-цзы, тяжело вздохнув, сказал: Учитель осудил меня из-за этих певиц-рабынь.

Затем Конфуций прибыл в княжество Вэй и поселился в доме старшего брата жены его ученика Цзы Лу. Но через некоторое время кто-то оклеветал Конфуция перед вэйским Лин-гуном.Конфуций вынужден был, прожив в Вэй девять месяцев, покинуть его. Он прибыл в княжество Чэнь. Его ученик Янь Юань прибыл с опозданием. Учитель сказа ему: Я решил, что ты погиб. Янь Юань ответил: Пока Вы, Учитель, живы, разве я, Янь Юань, посмел бы умереть!

Через месяц с небольшим он вернулся в Вэй. После того как Конфуций прожил в Вэй более месяца, Лин-гун вместе с женой сел в экипаж, отправляясь на прогулку в сопровождении многочисленных придворных... Когда они выехали из дворца, то заставили Конфуция пересесть во второй экипаж и так с кичливым видом проехали по городу. Конфуций сказал: Я еще не видывал, чтобы любовь к женщине ставили выше, чем уважение к добродетели. И, устыдившись всего происшедшего, он покинул Вэй

...Конфуций добрался до княжества Чэнь, где поселился в доме Чжэнь-цзы, служившего управителем городских стен. Конфуций прожил в княжестве Чэнь три года. В это время шла борьба между Цзинь и Чу за господство: они не раз нападали на Чэнь, войска царства У тоже вторгались на земли Чэнь, таким образом чэньцы постоянно были жертвами нападений. Конфуций сказал: Надо мне возвращаться, надо возвращаться. Мои юные ученики дома, в Лу, разгульны и неразумны, но они стремятся усвоить суть моих наставлений и не забывают о своих началах...

Вэйский Лин-гун, узнав, что прибыл Конфуций, обрадовался, вышел в окрестности столицы, чтобы встретить его. В то время Лин-гун бы уже стар, пренебрегал делами управления и не использовал советы Конфуция. Конфуций с тяжелым вздохом сказал: Если правитель не нашел возможности использовать меня, то нельзя же ждать этого бесконечно! И так я три года провел в ожидании. И Конфуций вновь двинулся в путь

Конфуций из Чэнь перебрался в княжество Цай. На следующий год он из Цай переехал в Шэ; правитель Шэ стал спрашивать об основах управления. Конфуций ответил: Задачи управления состоят в том, чтобы далекие от Вас люди отдали себя под Вашу власть, а те, кто находится близко, стали бы еще более близкими.

Конфуций уехал из Шэ, вновь вернулся в Цай и пробыл там три года. Правитель Чу послал гонца пригласить к себе Конфуция, который с благодарностью принял приглашение и стал собираться к чускому князю. Но сановники из княжеств Чэнь и Цай строили свои планы. Они говорили: Конфуций - мудрец. Если он будет использован в Чу, это может стать опасным. Они послали людей захватить Конфуция в пути. Его и учеников задержали и оставили без пищи. Сопровождавшие его ученики стали болеть, у всех наступил упадок духа и сил. Однако Конфуцийпродолжал свои наставления, он декламировал наизусть классические тексты, играл на цитре и пел. Ученику своему он сказал: Совершенномудрый твердо держится и в стесненных обстоятельствах. Но как я оказался в подобном положении? Может, есть в моих поучениях что-то ошибочное? Янь Хуэй ответил ему: Поучения Ваши, Учитель, слишком возвышенны, поэтому в Поднебесной нет таких, кто мог бы принять Вас и эти учения. Если поучения Учителя не будут усовершенствованы, то это будет позор для Ваших учеников. Если же Ваши поучения, подвергшись значительному улучшению, не найдут применения, то это будет позор для тех, кто правит государством. Если не примут Ваших наставлений, то следует ожидать всевозможных бед.

Чуский Чжао-ван отправил отряд воинов, чтобы освободить Конфуция, и благодаря этому Конфуций и ученики спаслись.

Поскольку большое число учеников Конфуция служило в Вэй, и к тому же вэйский правитель стремился привлечь и Конфуция к управлению, Цзы Лу сказал: Вэйский князь ожидает от Вас, что Вы примете участие в управлении. Что Вы, Учитель, думаете прежде всего предпринять? Конфуций ответил: Прежде всего нужно выправить имена. Цзы Лу на это сказал: Разве это так? Вы, Учитель, уходите слишком далеко от вопроса. Что же, по-Вашему, надо выправлять? Конфуций сказал: Как ты простоват, Ю! Ведь когда имена не выправлены, то словам не следуют; а когда не следуют словам, то и дела не завершаются; когда дела не завершаются, то обряды и музыка не процветают, когда об обрядах и музыке не заботятся, то надлежащие кары и наказания не применяются; когда надлежащие кары и наказания не применяются, то и народ не знает, как себя вести. Поэтому совершенномудрый муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что сказано, должно осуществиться. Совершенномудрый проявляется в словах, и у него не должно быть ничего неправильного. Конфуций вернулся в Лу после того, как отсутствовал, в общей сложности, четырнадцать лет. Луский Ай-гун стал расспрашивать его об основах управления. Тот ответил: Управление прежде всего состоит в том, чтобы умело подбирать чиновников. Однако в Лу в конечном счете Конфуцию так и не предоставили подобающего положения, да и сам он занять чиновничий пост не стремился.

При жизни Конфуция власть чжоуского дома ослабла, а обряды и музыка оказались в небрежении... Тогда Конфуций стал формулировать ритуал и правила поведения, оставленные тремя древними династиями, и приводить в порядок Книгу истории - Шуцзин. Вот почему Книга истории и Записи об обрядах берут свое начало от Конфуция.

Конфуций в свои поздние годы более всего занимался Книгой перемен (Ицзин). Он привел ее в порядок и объяснил образы и общий смысл гаданий Ицзин. Учеников у него было около трех тысяч человек. Конфуций учил четырем вещам: письменным памятникам, поведению, преданности учению и правдивости. Когда Конфуций беседовал с родными, земляками и единомышленниками, он был сдержан и робок, словно едва умел говорить. Когда же он находился в родовом храме или во дворце князя, то был красноречив, живо вел споры, хотя держался при этом почтительно и осторожно. Когда на княжеских приемах при дворе он беседовал с высшими сановниками, то спорил дружески, увещевая; когда он беседовал с низшими сановниками, то был прямым и твердым. Когда он входил в ворота присутствия, то низко кланялся; если он быстро передвигался, то всегда сохранял достойный вид. Когда Конфуций встречал людей в траурных одеждах, пусть даже молодых, он непременно менялся в лице и выражал сочувствие.

Конфуций молвил: Мой жизненный путь заканчивается! Совершенномудрый человек страдает оттого, что, когда он уйдет из жизни, его имя не останется известным миру. Если после моей смерти не будут осуществляться мои наставления, то как же я буду выглядеть в глазах последующих поколений? После этого он составил, следуя историческим записям, летопись Чуньцю, доведя ее до четырнадцатого года правления луского Ай-гуна. Когда ученикам был вручен текст Чуньцю, Конфуций сказал им: Последующие поколения узнают обо мне благодаря Чуньцю, а если будут порицать, то тоже из-за Чуньцю. В следующем году Конфуций заболел. Цзы-гун попросил разрешения повидать его. Конфуций как раз вышел из дверей, опираясь на посох, чтобы немного побродить. Вздохнув, он запел: Гора Тайшань рушится, колонны падают и балки трещат, мудрый человек дряхлеет! И у него полились слезы из глаз.

Через семь дней Конфуций умер. Он скончался на семьдесят третьем году жизни... Конфуция похоронили к северу от столицы Лу на берегу реки Сышуй. Когда три года глубокого траура по Учителю закончились, ученики попрощались друг с другом и разъехались. При расставании они плакали, вновь переживая тяжесть утраты. Многие ученики Конфуция и некоторые лусцы поселились близ усыпальницы Конфуция, где появилось более ста домов. Селение назвали Кунли (деревня Куна). Правители княжества Лу из поколения в поколение передавали ритуалжертвоприношений на могиле Конфуция. Наряду с этим все видные конфуцианцы упражнялись там в толковании обрядов, в больших стрельбах из лука, устраивали трапезы около могилыКонфуция. Усыпальница Конфуция была большой, площадью в один цин.

На месте жилищ поселившихся там учеников Конфуция последующие поколения создали храм Учителя, в котором собрали и хранили одежду, головные уборы, музыкальные инструменты, повозку, книги и рукописи, принадлежавшие Конфуцию. Такого рода почитание не прерывалось в течение двухсот с лишним лет правления дома Хань...

Цит. по издаению: Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. Ч.I. С.192-200.

 

Date: 2016-07-25; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию