Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизации древности.





Тема 1. Цивилизации древнего Востока.

 

Методические указания к изучаемой теме.

 

История древнего Востока - первый период в истории цивилизации. Студент должен обратить внимание на то, что в странах древнего Востока сложился особый тип общества и государства. Следует понять причины этого своеобразия и отличия древневосточных обществ и государств от античных. Особое внимание необходимо обратить на отличительные черты культуры древнего Востока, причины и историческое значение появления письменности, ее своеобразие в различных странах и основные этапы эволюции письма в рамках истории древнего мира.

Следует обратить значительное внимание на особенности природных условий древнего Востока, оказавших существенное влияние на ход исторического развития в данном регионе; уяснить, что оптимальные экологические, производственные, демографические условия для появления государства сложились раньше всего в долинах крупных рек.

Необходимо отметить специфику характера землевладения и структуры древневосточного общества (относительная прочность общины); своеобразие форм государства (крупные централизованные государства /"восточная деспотия"/).

Требуется усвоить минимальные фактические сведения по истории государств Месопотамии (шумерские города-государства; Аккадское царство; государство III династии Ура; Старовавилонское царство) и древнего Египта (периодизация; важнейшие события).

Студентам рекомендуется уделить специальное внимание царствованию Хаммурапи и проработать ценнейший источник по истории Междуречья - свод его законов.

Опираясь на фактический материал, следует сравнить пути развития Месопотамии и Египта, найти сходства и различия, понять их причины (географическое положение; особенности ирригационного земледелия долины Нила).

Изучая историю I тыс. до н. э., нужно обратить внимание на причины возникновения древнейших в истории человечества империй (Ассирийская, Персидская) и попытаться выделить их основные признаки как типа государства.

 

Обязательные источники

 

-Законы Хаммурапи // Рабочая тетрадь студента «Древняя Вавилония по законам Хаммурапи». М., 1998. С. 38 – 75.

 

Обязательная литература

 

- Всемирная история / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М., 1997. С. 33 - 56.

 

Дополнительная литература

 

-Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

-История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. 462 с.

-История древнего мира. Ч.1. / Под ред. Д.Г. Редера, Е. А. Черкасовой. М., 1985. С.102 - 250.

-Керам К. Боги, гробницы, ученые: роман археологии. М., 1986.

-Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.

-Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1956, 1991.

-Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

-Мифология древнего мира. М., 1977.

-Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

-Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.

Контрольные вопросы по теме

1. В каких государствах древнего Востока "деспотическая" форма правления достигла наибольшего развития?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Охарактеризуйте структуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

3. Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

4.Назовите основные черты империи древности.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

Тема 2. Античная цивилизация.

Методические указания к изучаемой теме.

 

Начиная изучение темы, следует уяснить, что на Балканском полуострове в I тыс. до н. э. сложилась древнейшая европейская цивилизация. Основные черты строя, характерного для Центрального и Западного Средиземноморья (Греция и Рим), существенно отличались от общественного устройства древнего Востока, что дает возможность говорить об особом, так называемом античном типе общества и государства. Студентам следует знать его основополагающие характеристики, связать их с особенностями природных и исторических условий Греции и Рима.

Скудные природные ресурсы Балканского полуострова, отсутствие больших рек в совокупности с близостью моря и изрезанностью береговой линии (студентам следует обращаться к историческим картам в учебниках и атласах) не требовали создания крупных хозяйств, способствовали налаживанию торговых отношений с соседями. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что античные государства формировались в эпоху использования железа. В результате на Балканском и Апеннинском полуостровах складывается своеобразная античная форма собственности (сочетавшая общинные и частновладельческие черты), послужившая основой для гораздо более широкого, чем на Востоке, распространения частной собственности на землю, которая, в свою очередь, способствовала развитию относительно высокой товарности производства.

На базе античной формы собственности развивается полисная организация общества. Студентам следует запомнить, что полис - это, прежде всего, коллектив граждан, землевладельцев и воинов, обладавших целой совокупностью прав и обязанностей; община, превратившаяся в государство (на Востоке государство встает над общиной) и эксплуатирующая неграждан. Обычный перевод термина "полис" - "город-государство" также правомерен, так как отражает одну из важных особенностей античности как городской цивилизации.

Студентам необходимо четко представлять, что третьей характерной чертой античности является так называемое классической или античное рабство. Рабы становятся в античных государствах (в отличие от древнего Востока) основной производительной силой. Сплоченность полисного гражданства и его борьба за защиту своих прав в значительной мере способствовала запрещению кабального рабства и привела к тому, что подавляющее большинство рабов были чужеземцами, а потому резко противопоставлены свободным. Именно в античности рождается само понятие "свобода".

Помимо общей характеристики античности и ее отличий от древневосточного типа общества и государства, студентам следует знать основные периоды и важнейшие события истории древней Греции; условия формирования главных греческих государств и, в связи с этим, различные типы полисов (Афины и Спарта). Особое внимание надлежит уделить периоду наивысшего расцвета демократии (рабовладельческой!) в Афинах после Греко-персидских войн, достижениям многообразной и яркой греческой культуры, послужившей основой европейской цивилизации.

Изучая историю древнего Рима, необходимо иметь в виду, что римское общество - также полисного типа, но с рядом своеобразных черт, обусловленных особенностями его формирования (борьба плебеев и патрициев; постоянные войны за расширение территории).

В римской истории выделяют царский, республиканский и императорский периоды. Самостоятельно занимаясь историей царского периода, студенты должны главное внимание уделить структуре римского общества и реформам Сервия Туллия, заложившим основы государства. Следует понять причины и знать ход наиболее важных процессов раннереспубликанского периода римской истории (борьба плебеев; складывание системы управления государством; подчинение Римом всей Италии и создание Римско-Италийского союза). Затем требуется проследить превращение Рима в сильнейшее государство не только Западного, но и Восточного Средиземноморья и проанализировать причины его побед над многими народами. Позднереспубликанский период римской истории отмечен кризисными явлениями. Следует глубоко вдуматься в причины гражданских войн I в. до н. э. и падения республики (восстания рабов; обострение социальной борьбы; невозможность управления колоссальной державой при помощи полисных механизмов).

Занимаясь историей императорского Рима, студентам надлежит понять сущность принципата (соединение монархических и республиканских начал) как нового типа государственного устройства; знать последовательность развития от принципата к доминату (неограниченной монархии), события, которые считаются условной границей истории древнего мира (падение Западной Римской империи).

Надо составить себе представление об основных достижениях римской культуры, которая вместе с римскими завоеваниями распространилась в странах Запада. Во многих областях культуры римляне достигли непревзойденных образцов (римское право; архитектура; скульптура).

 

Обязательные источники

 

- Античное общество: полисная система // Хрестоматия по всеобщей истории / Под ред. Н.И. Басовской и др. М., 1991. С. 20 -51.

 

Дополнительные источники

 

-Арриан. Поход Александра. М., 1993.

-Геродот. История. М., 1993.

-Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-2. М., 1994.

-Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.

 

Обязательная литература

 

- Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1997. С. 57 - 79.

- История Европы: с древнейших времен до наших дней. Т.1. М., 1988. С. 127-202,

217-372, 389-491, 534-593, 630-666.

 

Дополнительная литература

-Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971.

-Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1958-1962, 1992.

-Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

-Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998.

-Грималь П. Цицерон. М., 1991.

-История древней Греции / Под ред В.И. Кузищина. М., 2000. С.35-364.

- История древнего мира. Ч.2. /Под ред. Г.А. Бокщанина, Ю.С. Крушкол. М., 1982. С.14 - 422.

-История древнего Рима / Под ред. Кузищина. М., 2000. С.31-351.

-Кондратов А.М. Погибшие цивилизации. М., 1968.

-Кораблев И.П. Ганнибал. М., 1976.

-Кравчук А. Троянская война. М., 1991.

-Сергеенко М.Е. Жизнь в древнем Риме. СПб., 2000.

-Утченко С.Л. Древний Рим (события, люди, идеи). М., 1969.

-Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

-Шахермайер Ф. Александр Македонский. Л., 1984.

-Шифман И.Ш. Цезарь Август. М., 1990.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Каковы отличия античной цивилизации от древневосточной?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

2. Назовите основные этапы формирования Афинского полиса.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

3. Каковы особенности полиса в Спарте?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

4. Каковы сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

5. Каковы причины падения республиканского строя в Риме?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

 

 

6. Как изменялся государственный строй Римской империи в течение I - V вв.?

Ответ студента:

 

Замечания преподавателя:

РАЗДЕЛ 3.

Date: 2016-07-25; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию