Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аграрная пресса Российской Федерации





 

Неотъемлемой частью структуры периодической печати России является аграрная пресса. Наряду с существовавшей ранее газетой «Сельская жизнь» появились новые виды газет, рассчитанные на сельского читателя или тех, кого интересуют проблемы деревни и работы на земле. Среди них: «Российский фермер», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России», «Сельский коммерсант», «Земля и люди» и др.[259][15]

Одним из наиболее читаемых в стране аграрных изданий по-прежнему остается газета «Сельская жизнь». И хотя разовый тираж ее в 1994 г. составлял около 1 млн. экз., что по сравнению с предыдущим годом меньше почти на 400 тыс. экз., она привлекала внимание читателей углубленной разработкой проблем текущей политики, экономики сельскохозяйственного производства, социального положения деревни. Новые учредители «Сельской жизни» (в прошлом она была газетой КПСС) – журналисты и профсоюзная организация редакции – ввели много новшеств. Они изменили верстку газеты, ее объем и периодичность. Теперь она выходит три раза в неделю на шести полосах. Но самое главное – в газете стали публиковаться статьи, точка зрения авторов которых не совпадает с позицией редакции. На страницах «Сельской жизни» ведутся дискуссии по коренным вопросам обустройства деревни и сельскохозяйственного производства.

С 1991 г. стала издаваться еженедельная газета «Крестьянская Россия». Стремясь следовать богатым дореволюционным традициям сельской прессы, («Крестьянская Россия» была основана в апреле 1906 г.), ее учредители – коллектив издательства «Подмосковье», Министерство сельского хозяйства России, Московская областная Дума и др. (их всего семь), сохранили ее прежнее направление. Газета, как и раньше, оставаясь общественно-политической и сельскохозяйственной, возродила многие рубрики и разделы, связанные непосредственно с жизнью и трудом крестьян: публиковала расценки на сельскохозяйственную продукцию, полезные советы по ведению хозяйства, по уходу за садом и огородом. Внимание читателей привлекли рекомендации из народной медицины, юридические консультации, консультации астролога.

Среди постоянных рубрик и разделов газеты – «О чем говорят», «С пылу с жару», «Рынок продовольствия», «Ваше право», «Страницы истории», «Религия», «Семейный кошелек», «Сад и огород» и др. В газете большое место отведено «Бесплатным объявлениям» о недвижимости и земле, о технике, семенах и саженцах и многие др. В газете имеется также раздел «Правовое приложение», в котором публикуются важнейшие официальные документы, касающиеся села.

В числе всероссийских аграрных изданий прочное место заняла газета «Нива России». В середине 90-х гг. она, в отличие от «Крестьянской России», выходила три раза в месяц на 16 страницах, объемом вполовину меньше «Крестьянской России». Да и по тиражу они отличались. Если у «Крестьянской России» разовый тираж был стабилен – 90 тыс. экз., то у «Нивы России» он менялся от 35 до 100 тыс. экз. Будучи общественно-политической и сельскохозяйственной газетой, «Нива России» имела свою специфику. Она стремилась удовлетворить интересы, различной читательской аудитории: не только села, но и города. Для осуществления этих целей в газете были образованы постоянные разделы: «Информация и анализ», «Политические партии и движения», «Политический дневник», «Сообщения, факты, мнения», «Приватизация», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье» и др.

Выразителями интересов фермерского движения стали газеты и журналы, в которых ведущее место заняла тема фермерства. Таких изданий с каждым годом появляется все больше. И все же среди них особо выделялся еженедельник «Российский фермер» ассоциации крестьянских, (фермерских) хозяйств. Газета имела большой формат, выходила на 8 полосах, тираж ее достигал 50 тыс. экз.

Редакции газеты удалось добиться превосходного сочетания формы и содержания. Тщательно продуманная проблематика, глубина разработки публикаций, аргументированность, деловой характер выступлений умело сочетались с версткой, оформлением, хорошо читаемым шрифтом, броскими заголовками. Постоянный интерес у читателей вызывали материалы разделов и рубрик: «Дом – сад – цветник – огород – поле», «Сельское подворье», «Странички практических советов», «В гостях у фермера», «Человек в экстремальной ситуации» и др.

"Российский фермер" выпускал также 16-полосный альманах-приложение «Землевладелец» тиражом в 250 тыс. экз. Содержание его целиком было подчинено главной задаче – широкому распространению многовекового опыта, накопленного российскими землевладельцами.

В начало

 

Женская пресса

 

Новые тенденции в общественно-политической жизни страны во второй половине 80-х гг. заметно изменили положение женщины, способствовали проявлению ее скрытых творческих и деловых возможностей. В дифференцированной структуре советской журналистики издания, предназначенные для женщин, занимали довольно скромное место. В стране с трехсотмиллионным населением в конце 80-х гг. выходило всего немногим более 20 изданий для женщин – 3 центральных, 17 республиканских и 2 в других регионах страны. Среди них особо выделялись журналы «Работница» и «Крестьянка», тираж каждого из которых превышал в ту пору 20 млн. экз. Но ни их популярность, ни стремление редакций общественно-политических газет периодически обращаться к женской теме не могли ответить даже на часть волновавших женщин вопросов. Односторонняя, предельно идеологизированная, ограниченная в диапазоне выражения чувств и сложных женских коллизий проблематика вошла в резкое противоречие с восприятием той жизни, которая открывалась перед всем советским обществом в период начавшейся перестройки. Рушилось старое, стандартное мышление, в том числе в женской среде. Удовлетворение читательских интересов женщин настоятельно требовало ломки психологических барьеров, открытого разговора об отношении общества к женщине.

В новых условиях началась переориентация большинства периодических изданий с учетом требований времени и интересов читательской аудитории. Одними из первых это признали женские издания. Они, отражая растущую активность женского движения, расширение права на информацию и учитывая открывшиеся возможности выпуска независимых изданий, заявили о необходимости изменения положения и содержания женских изданий и увеличения их числа.

В течение 1988–1989 гг. в журналах «Работница» и «Крестьянка» появилась серия статей, интервью, в которых речь шла о том, что из-за тенденциозных идеологических оценок женские издания делали вид, что многие волновавшие женщин вопросы вообще не существуют. Впервые за многие годы Советской власти в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности.

Обновлявшаяся концепция женской прессы, ее деполитизация вызвали к жизни издания для семейного чтения, издания, возрождавшие национальные традиции, удовлетворявшие духовные, эстетические, эмоциональные запросы читательской аудитории. Новые стороны открылись у проблем женского труда – это не только работа у станка, но и участие в бизнесе, в собственном деле.

Духовная и экономическая самостоятельность, тесно связанная с социальной защитой женщины, ее моральной и психологической поддержкой резко изменили характер женской периодики, сделали ее разнообразной по типу и характеру.

Большинство новых изданий – в основном газетного типа – появилось в начале 90-х гг. Они сразу же обратили на себя внимание необычностью названий: «Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и многие др. Непривычными были их содержание, формат, оформление[260][16].

Вскоре типология женских изданий заметно расширилась. Наряду с новыми газетами – «Москвичка», «Аннхен» (г. Калининград), «Женские игры» (г. Волгоград) и другими, увидели свет дайджесты («До и после 18.00»), журнальные и газетные выпуски типа бюллетеней («Вы и мы»), многочисленные женские просветительные издания и издания, содержавшие практические советы и рекомендации – «Катерина», «Газета для женщин» и др.

С доперестроечных времен сохранились и выдержали конкуренцию на информационном рынке «Работница», «Крестьянка», «Мир женщины» (прежде – «Советская женщина»), «Женщины Дагестана», «Диалог» и некоторые другие.

Различная направленность женских изданий, значительно отличающиеся производственные и творческие возможности определили и многообразие их целей и задач. В 1994 г. отметил свое 80-летие журнал «Работница». Реагируя на запросы сегодняшнего дня, он стремится сохранить традиции, складывавшиеся десятилетиями. Иной путь избрала «Крестьянка». В 1994 г. изменился ее внешний облик, была реорганизована внутренняя структура, содержание приобрело новую направленность.

Появились издания, в выпуске которых приняли участие зарубежные партнеры. Так, совместный русско-индийский журнал «Диалог» выходит на русском языке – в Москве, на английском – в Дели. «Мир женщины» выпускается на русском и нескольких иностранных языках только в Москве, но распространяется во многих странах Европы и в государствах СНГ. Международные журналы «Женский клуб», «Славянка», рассчитанные на современных деловых женщин, по оформлению и содержанию сориентированы на западные образцы. В начале 1994 г. в системе женской периодики появилось еще одно издание. Им стал журнал «Космополитен» на русском языке, представляющий собой московский вариант американского журнала под этим же названием.

По своей структуре женская пресса сложилась в систему, включающую в себя издания всероссийские, республиканские, региональные, а также международные. В середине 90-х гг. в Российской Федерации выходило свыше ста женских изданий, учрежденных коллективами редакций, различными структурами и фондами.

И все же нельзя ограничивать женскую прессу только специализированными изданиями. К ней, безусловно, относится та многообразная публицистика в периодической печати, которая посвящена женской теме. По-прежнему во многих республиканских и региональных изданиях выходят «Женские странички», большой интерес вызывают новые теле- и радиопередачи: «Ищите женщину», «Берегиня», «Деловая женщина» и др. Впервые создана женская радиостанция «Надежда».

Проблематика женских изданий в подавляющем большинстве случаев отражает их содержание и структуру. При том, что это часто массовые популярные издания, их можно разделить на несколько групп: издания социальной направленности, издания внеполитические, познавательно-информационные, проблемно-информационные, коммерческого характера, газеты и журналы гуманитарно-образовательного направления; издания по проблемам семьи и школы, литературно-художественные, журналы мод и др. При всей разнохарактерности этих изданий большинство из них предназначено для семейного чтения.

В начало

 

Молодежная пресса

 

В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни[261][17].

Процесс дифференциации в молодежной прессе и, в частности, в детской и юношеской стал результатом возросшего интереса к определенным сферам знаний, творчества, искусства, материального производства, бизнеса, предпринимательства. Резкое расширение информационного поля привело к появлению все новых и новых изданий, адресованных детям среднего и старшего школьного возраста. Так, увидела свет в 1992 г. первая в Российской Федерации иллюстрированная «Детская деловая газета». Через год появились музыкальная литературно-художественная юношеская газета «Радость», познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков («Стригунок», «Наш лицей») и др.

В детской и юношеской прессе появился тип издания, практически ранее не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Так, в Москве стала выходить газета «Глагол», в г. Екатеринбурге – «Честное слово», в г. Челябинске – «Баста!», в г. Пятигорске – «Веселый ветер», в г. Калуге – «Контакт», в г. Пушкин Ленинградской обл. – «Стена» и десятки др. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным в стране выходит более 100 изданий, выпускаемых юнкорами. Но лучшей из них и по содержанию, и по оформлению, и по обилию информации считалась выходившая в Москве «Юношеская газета». Она, как и газета «Глагол», распространялась по всей стране. Разовый тираж ее достигал 20 тыс. экз. Юнкоры – редакторы, ответственные секретари, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры ощущали повседневную помощь своих старших коллег – профессиональных журналистов или опытных педагогов, имеющих склонность к журналистике.

Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга и т.д. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации. Она группируется в материалах рубрик «Бизнес-бой», «Импульс: ABC бизнесмена», «Живые деньги: заработай сам», «Купля-продажа: премудрости рынка» и др.

Типологическая и структурная перестройка детской и юношеской печати коснулась и выходившей десятилетиями газеты «Пионерская правда». Она стала выходить раз в неделю на восьми полосах. Почти третью часть газетной площади занимают красочные иллюстрации. Изменился и издатель «Пионерской правды». Теперь это акционерное общество «Молодая гвардия».

В детской журналистике появились альтернативные учредители – субъекты информационного процесса. Так, Союз журналистов Москвы является издателем газеты «Глагол», информационное детское агентство «Юнпресс» – «Юношеской газеты» и журнала «Недоросль», рекламно-издательский дом «Имидж» – «Детской деловой газеты», редакция газета «Федерация» – журнала «Наш лицей» и т.д. Группа частных лиц издает детский православный журнал «С нами Бог» и т.д.

Издания для юношества и изданий самих юных журналистов в подавляющей части отличаются друг от друга и по содержанию и по направленности. Кроме того, они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления. Если ежемесячная иллюстрированная «Детская деловая газета» выходит на 12 полосах, то такого же типа газета «Радость» – на 28. Но всех их объединяет главный признак: они полностью деидеологизированы и выходят как независимые газеты и журналы для детей и подростков.

Несколько по-иному сложилось положение в прессе, предназначенной для юношества. Возможность выбора читателем издания на свой вкус вызвала конкурентную борьбу не только в издательской среде, но и среди различных партий и политических объединений. Так, появились молодежные издания с определенными политическими пристрастиями, выражавшими свою партийную принадлежность. Среди подобных изданий – газета Российского Коммунистического Союза молодежи «Бумбараш», постоянная полоса «Молодежная смена» в газете Московской городской и Московской областной организации Коммунистической партии Российской Федерации «Правда Москвы». Многие материалы «Сокола» (ЛДПР), «Молнии» (РКРП), «Черной сотни», «Лимонки» и газет других партий и политических объединений адресованы молодежи.

И все же интересы широких молодежных масс выходят далеко за пределы политических пристрастий. Возможность выбора изданий, появившихся в условиях рынка и конкурирующих между собой, потребовала расширения информационного поля. Молодежную проблематику сделали для себя обязательной многие газеты. Они посвящают ей регулярно выходящие «Странички», специальные полосы, подборки. «Новая ежедневная газета» выпускает для студенчества еженедельную газету в газете «Латинский квартал», в «Аргументах и фактах» стало регулярным специальное приложение «Я молодой!». В «Московском комсомольце» и «Московской правде» часто появляется газета «Глагол», в «Курантах» – «POP – OK» и т.д.

Далеко за пределы понятий «молодежная печать» и «молодежная проблематика» вышли газеты «Комсомольская правда» и «МК – Московский комсомолец». Десятилетиями главным для них было формирование у юношей и девушек коммунистической идеологии, воспитание трудового энтузиазма. «Комсомолка» и «МК» и сейчас продолжают оставаться любимыми газетами не только молодежи, но и читателей старшего возраста.

Интерес различных возрастных групп к «Комсомольской правде», например, объясняется стремлением газеты держать своего читателя в курсе всех политических и экономических событий, сохраняя при этом такие качества как эмоциональность, доходчивость изложения, образность языка, публицистичность.

Иными путями добивается популярности в читательской среде «МК». Одни видят в нем массовое издание, другие – бульварную газету, третьи – охотника за сенсацией, а иные – любителя скандальных публикаций. Безусловно, все это имеет место в содержании, оформлении, даже в заголовках рубрик и газетных материалов. Но главное все же в оригинальности, своеобразии мыслей, звучащих со страниц газеты. Злободневность публикаций, их острота и бескомпромиссность привлекают и молодежную аудиторию, и читателей старших возрастных групп.

В начало

 

Date: 2016-07-25; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию