Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банк методических задач

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

по дисциплине «Методика преподавания русского языка (специальная)»

7 семестр

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Раздел I. Введение

1. Методика преподавания русского языка (специальная) как наука. Ее предмет, задачи, методы и проблемы исследования. Структура специальной методики преподавания русского языка. Русский язык как учебного предмета в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку.

Раздел II. Обучение произношению детей с речевыми нарушениями

2. Понятие о произносительной стороне речи. Ее нарушения. Структура и содержание занятия по обучению произношения.

Раздел III. Развития речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

3. Основы развития речи в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

4. Формирование пассивного и активного лексикона. Развитие словообразовательных навыков

5. Понятие о грамматической стороне речи. Работа над грамматической стороной речи учащихся начальных классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениям речи.

6. Развитие диалогической и монологической речи. Содержание и структура занятий по развитию речи.

Раздел IV. Обучение грамоте

7. Основы современной методики обучения грамоте. Общая характеристика звуковой аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

8. Добуквенный период обучения грамоте.

9. Букварный период обучения грамоте.

10. Обучение элементарному письму в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Раздел V. Формирование навыков чтения произведений разных жанров

11. Характеристика навыка чтения. Понятие о правильности чтения и ее нарушениях. Работа над правильностью чтения на логопедических занятиях с учащимися начальных классов.

12. Беглость чтения. Причины, замедляющие темп чтения. Методика работы над беглостью чтения на логопедических занятиях с учащимися начальных классов.

13. Сознательность чтения. Особенности понимания читаемого детьми с речевыми нарушениями. Работа над сознательностью чтения на логопедических занятиях.

14. Выразительность чтения. Средства речевой выразительности. Методика работы над выразительностью чтения младших школьников на логопедических занятиях.

15. Теоретические основы процесса изучения художественных произведений на уроках чтения. Моделирование уроков чтения.

16. Методика работы над эпическими произведениями.

17. Методика работы над лирическими произведениями.

Раздел VI. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации

18. Формирование языковых понятий в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

19. Языковые упражнения. Назначение, виды и методика проведения грамматических упражнений.

20. Основы методики формирования орфографического навыка, трудности его усвоения детьми с речевыми нарушениями. Формирование орфографической зоркости.

21. Методика знакомства с орфографическим правилом.

22. Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями на логопедических занятиях с младшими школьниками.

23. Орфографические ошибки: типы, причины появления. Диагностика и коррекция орфографических ошибок у младших школьников на логопедических занятиях.

24. Виды орфографических упражнений. Методика их проведения. Критерии выбора орфографических упражнений с целью коррекции орфографических ошибок

25. Уроки грамматики и орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

БАНК МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Раздел «Обучение произношению»

1. На совершенствование каких качеств дыхания направлены данные упражнения?

1) Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

2) Логопед предлагает детям представить, что перед ними свеча огромного размера. (Показать какого.) «Сильный ветерок» - дети стараются задуть свечу. «Тихий ветерок» - дети медленно и длительно выдыхают, чтобы пламя свечи отклонилось, но не погасло.

Вспомните и покажите другие упражнения для работы над дыханием.

2. Приведите по 2 – 3 примера дыхательных упражнений а) для удлинения речевого выдоха; б)для увеличения силы выдоха; в) на тренировку экономного использования воздуха.

3. Каково назначение данных упражнений?

а) Подними флажок, если в слове есть звук…

б) Называй картинки, откладывай те, где в слове услышишь звук…

в) По сюжетной картинке назови слова со звуком…

В чем видите усложнение деятельности ребенка при выполнении этих упражнений?

Продолжите этот ряд упражнений, включив в него упражнения на определение места звука в словах.

 

4. Как на основе данного дидактического материала организуете упражнения по развитию фонематического слуха? Расположите упражнения в порядке возрастания сложности их выполнения.

 

5. Разработайте упражнения для отработки звуков [Т] [Т’]: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, работа над изолированным звуков, работа над чистоговорками и скороговоркой «Из под топота копыт пыль по полю летит».

 

Раздел «Развитие речи в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

6. На основе данного дидактического материала организуйте работу над лексиконом.

1) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. (Из рассказа В.Осеевой. «Плохо».)

2) Огурец помидор – овощи; ромашка, роза - …, кошка, собака -…, ….;

3) Слон большой, а комар - …, камень тяжелый, а пушинка - ….;

4) Дерево цветы (что делают?); кошка, собака (что делают?);

мяч, яблоко (какие?), сахар, мед (какие?);

льется, журчит (что?), шумит, дует (что?);

круглое, сочное (что?), высокое, зеленое (что?)

5) Детям предлагаются картинки с изображением доктора, художника, парикмахера, шахтера.

Каково назначение составленных Вами упражнений?

7. Организуйте работу над словами, которые могут быть непонятны детям при чтении данного текста.

 

Словно тяжёлые слёзы, упали с Абрико­са на землю оранжевые плоды. Пробегал мимо Ёжик. Обнюхал спелый абрикос, попробовал и сказал:

– Вкусно! Надо на зиму заготовить! Спасибо тебе, дерево! Не огорчайся! Расти себе на здоровье! Мухомор и Волчьи Ягоды — это ещё не лес! А злятся они оттого, что никому не нужны. Они завистливые и от зависти ядовитыми стали. (В.Орлов)

 

8. Над какими умениями организуете работу на основе данного языкового материала?

Билет – билетик, кот – …, дождь – …;

трава – травка, осина – …, гора – …;

листья клена - кленовые листья; улицы города –...; лист капусты –...; лучи солнца – …; нора лисы –...; запах сосны –....

Составьте фрагмент занятия по отработке названных умений, используя этот языковой материал: озадачьте детей, сформулируйте задание, продумайте форму работы.

9. К данному языковому материалу подберите соответствующие задания. Формированию каких умения будет способствовать составленные Вами задания?

а) Из яблок – яблочный; из груш – …; из вишен – …; из слив – ….;

б) из моркови – морковный; из свеклы – …; из …; из огурцов – …;

в) медведь медвежий, медвежья; лиса – …,

г) заяц – зайка, зайчик, заинька, заюшка; петух – …

д)…

е) …

Дополните примеры дидактического материала.

10. К данному языковому материалу подберите соответствующие задания. Формированию каких умения будет способствовать составленные Вами задания?

Комар – комары, шкаф – …, топор – …, кот – …, гриб – …;

дом – дома, глаз – …, лес – …, облако – …, зеркало –…;

конь – кони, муравей –…, врач – …., петух – …., моряк – …;

лев – львы, ще­нок – …, скворец – ….

Составьте фрагмент занятия по отработке названных умений, используя этот языковой материал: озадачьте детей, сформулируйте задания, продумайте формы работы.

11. К данному языковому материалу подберите задания. Формированию каких умений будут способствовать получившиеся упражнения?

А. В лесу мороз кружева развесил все деревья стоят в сказочных нарядах

Б. Класс, уютный, наш, светлый, и, любим, очень, мы.

В. …., …, … - это учебные принадлежности.

Г. В (какой) траве мелькают (какие) (что)?

Д. На катке.

1) Куда отправились ребята? 2) Что они взяли с собой? 3) Чем дети занимались на катке?

12. Разработайте диалог для экскурсии в зоопарк. Какие вопросы Вы зададите детям? Как сделаете, чтобы и дети задавали вопросы Вам и друг другу?

13. Разработайте фрагмент занятия с использованием приема «Диалог по закрытой картине».

 

14. Прочитайте текст для изложения (М.С.Соловейчик, Кузьменко «К тайнам языка», 3 кл, ч. 1, упр. 145).

Есть такое выражение: «На воре и шапка горит. У него интересная история.

Однажды жулик на рынке что-то стянул. Случайно это увидел один находчивый человек. Он как крикнет:

– На воре шапка горит.

От испуга жулик схватил шапку и сорвал её с головы. Тем и выдал себя.

Вот и стали так говорить в разных случаях, когда хотят показать, что…

Назовите приемы, которые используются при подготовке к изложению по этому тексту.

– О чем текст? Как его лучше назвать? Сколько в нем частей? Как они выделены? Какая основная? С какого слова она начина­ется? Зачем маленькая часть до нее? А зачем та, которая после? Как каждая из них начинается, как заканчивается? Как завершить последнюю мысль?

– Как выделена речь человека? Как он назван? Почему? Что он нашел? (Выход из положения.) В какой части слова выделена орфограмма?

– Подберите синонимы к словам жулик и стянул. Можно ли ими воспользоваться? Найдите знакомые вам местоимения. По­пробуйте заменить их именами существительными, вместо кото­рых они употреблены. Станет лучше или хуже? Чем?

– Перечитайте рассказ и покажите все орфограммы. Отметь­те непривычные для вас знаки внутри одного из предложений. Один из этих знаков называется двоеточие, а другой — кавычки. Сколько запятых в последнем предложении? Перед какими словами? В тексте есть слово, написанное через черточку. Если хотите, за­помните: это особое местоимение, оно всегда так пишется.

Завершая подготовку, предложите ученикам еще раз пере­читать текст, представить себя рассказчиком и писать, уходя от ошибок с помощью «окошек».

 

15. Разработайте фрагмент урока по подготовке первоклассников к устному пересказу текста «Длиннохвостые разбойницы». Назовите использованные Вами приемы.

Длиннохвостые разбойницы.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт.

(По Г. Скребицкому)

16. Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ об игрушке (письменно). Определите основную мысль Вашего рассказа.

Спланируйте подготовку детей к рассказу об игрушке на уроке развития речи. Поставьте речевую задачу. Сформулируйте несколько вопросов, помогающих ребенку рассмотреть игрушку. Как поработаете над основной мыслью будущего рассказа?

Организуйте работу над первым и последним предложением.

17. Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ по серии сюжетных картинок и запишите его. Какова основная мысль Вашего рассказа?

Спланируйте задания и вопросы по подготовке детей к рассказу по данной серии сюжетных картинок.

 

18. Поработайте в роли младшего школьника. Составьте рассказ по сюжетной картинке и запишите его. Какова основная мысль Вашего рассказа?

Спланируйте задания и вопросы по подготовке детей к рассказу по данной серии сюжетных картинок.

 

19. Поработайте в роли ребенка. Составьте рассказ об увиденном на прогулке по весеннему парку. Запишите свой рассказ. Какова его основная мысль?

Спланируйте подготовку детей к составлению рассказа по личным наблюдениям на тему «Наш парк весной».

Раздел «Обучение грамоте»

20. Перед вами разные схемы-модели слов: земля, маяк.

1.

         

2.

         

 

Дополните схемы

В соответствии с ними проведите полный звуковой анализ этих слов, имитируя ответ ребенка.

21. Определите назначение дидактического материала. Покажите один из вариантов вариант работы с ним.

 

22. Какой дидактический материал содержит фрагмент букварной страницы?На данном дидактическом материале организуйте знакомство детей с новыми звуками и буквой.

 

 

23. Какой дидактический материал содержит фрагмент букварной страницы? Каково его назначение? Как организуете работу на данном дидактическом материале?

24. Какой дидактический материал содержит фрагмент букварной страницы? Каково его назначение? Как организуете работу на данном дидактическом материале?

25. Охарактеризуйте дидактический материал, который содержит фрагмент страницы прописи. С какой целью он используется на уроке письма? Организуйте работу на данном дидактическом материале.

 

26. На основе выбранного Вами дидактического материала в любой азбуке покажите различные приемы чтения слов в столбиках.

27. Назовите и продемонстрируйте приемы, помогающие ребенку поделить слова на слоги. Используя дидактический материал букваря (на выбор), составьте упражнения по отработке слогоделения.

 

28. Перечислите признаки ударного слога, которые усваивают младшие школьники. Назовите и продемонстрируйте приемы, помогающие ребенку определить ударный слог. Используя дидактический материал букваря (на выбор), составьте упражнения по отработке умения находить ударный слог в слове.

29. Перечислите признаки ударного слога, которые усваивают дети при знакомстве с данным понятием. Назовите способы определения ударного слога. Разработайте 2-3 упражнения на усвоение данных способов.

 

30. Установите причины ошибок.

1) Ба: [бэ], [а] → [ба];

2) Тя: [т] [йаа] → [т’йа];

3) Но: [н] [ооо] → [ну];

4) Па: [п] [ааа] → [ба];

5) Цепь → [сэп’].

Разработайте по 1 – 2 приема по устранению причин ошибок.

 

31. Назовите известные Вам приемы списывания. На материале прописи (на выбор) покажите методику работы над списыванием слов или предложений.

 

32. Используя языковой материал букваря и прописи (на выбор), покажите приемы работы над орфографической зоркостью.

 

Раздел «Формирование навыков чтения произведений разных жанров»

33. Из учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение» отберите дидактический материал, направленный на отработку правильности и беглости чтения. Покажите методику работы с данным дидактическим материалом

 

34. Поработайте за ребенка 1 класса. Выполните задания к сказке «Заяц и черепаха» (см. О.В. Кубасова «Литературное чтение», 1 класс). К какой разновидности относится Вами прочитанная сказка? Организуйте подготовку детей к восприятию этой сказки. Назовите использованные Вами приемы.

 

35. К одному из рассказов хрестоматии по литературному чтению составьте вопросы, направленные на а) уяснение фактического содержания рассказа; б) осмысление характеров персонажей, мотивов их поступков; г) на эстетическую оценку прочитанного.

 

36. Из текста хрестоматии (на выбор) отберите отрывок для чтения по ролям. Обоснуйте выбор данного отрывка. Как организуете чтение по ролям данного отрывка?

 

37. Разработайте фрагмент урока по подготовке к выразительному чтению одного из стихотворений (на выбор). Охарактеризуйте использованные Вами приемы.

 

38. Разработайте фрагмент урока по словесному иллюстрированию одного из отрывков текста из хрестоматии для начальной школы (учебник, текст и отрывок на выбор). Охарактеризуйте использованные Вами приемы.

 

39. Из хрестоматии по литературному чтению для начальной школы отберите одно из стихотворений, в котором для создания образа используются некоторые из названных средств выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Как организуете работу с ними?

 

40. В хрестоматии по литературному чтению О.В. Кубосовой найдите разновидности картинного плана. Опишите приемы работы с найденными Вами дидактическим материалом.

 

41. Спланируйте работу над пересказом одного из текстов (на выбор) из хрестоматии по литературному чтению для начальной школы. Назовите использованные Вами приемы работы.

 

42. Какой пересказ принято называть творческим? Перечислите основные разновидности творческих пересказов, используемые на уроках чтения в младших классах. Опишите порядок работы при подготовке учащихся к творческому пересказу одного из выбранного Вами текста хрестоматии для начальной школы.

 

Раздел «Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации»

43. Какой должна быть детская запись после списывания предложения по памятке «Как списывать?» в учебнике «К тайнам нашего языка» (авторы М.С. Соловейчик, С.Н. Кузьменко). Формированию какого качества будет способствовать систематическое применение данного приема?

 

44. Спланируйте работу над словарным словом или группой слов (на выбор) с использованием орфографического словаря.

 

45. Проанализируйте примеры проверок слов с орфограммами:

а) скрепучая – скрепка, тинистый – тина, славарь – слава;

б) глаток – глатки, постух – постушок; пистель – писатели.

Какие приемы работы будут способствовать предупреждению подобных ошибок?

 

46. Проверьте работу ученика. В сенокос горька, а в морос слатка. Что за яготка?

Правописание какой орфограммы не усвоил этот ученик?

Из учебника по русскому языку (на выбор) отберите 3 – 4 упражнения разного уровня сложности для тренировки в написании слов с этой орфограммой. Назовите виды упражнений, отобранных Вами. Определите, за счет чего повышается степень их сложности.

 

47. Проанализируйте задания учебника (учебник на выбор), организующие знакомство с новым орфографическим правилом. Предусмотрено ли в данном учебнике задание, которое поможет учащемуся принять познавательную задачу? Какое задание направлено на организацию наблюдений над языковым материалом?

Спланируйте свои задания, направленные на осмысление формулировки правила.

 

48. Проанализируйте задания учебника (учебник на выбор), направленные на формирование грамматического понятия окончания. Предусмотрено ли в данном учебнике задание, которое поможет учащемуся принять познавательную задачу? Какое задание направлено на организацию наблюдений над языковым материалом?

Спланируйте свои задания, направленные на осмысление формулировки определения.

 

49. В учебнике по русскому языку для начальной школы отыщите правило правописания безударных окончаний имен существительных. Составьте алгоритм действия по этому правилу.

 

50. Проанализируйте грамматические упражнения учебника по русскому языку, направленные на усвоения одного из языковых понятий. Какие предметные и универсальные умения формируют данные упражнения? Дополните этот ряд упражнениями, которые формируют умение сравнивать и классифицировать языковые явлений.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Вопрос № 56. Особые виды грунтов. | Слияние чувств и разума

Date: 2016-07-05; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию