Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 6





 

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

 

«Недоросль» - вершинное явление в драматургии Д.И.Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Это произведение многотемное, где автора интересуют проблемы крепостного строя, гражданского долга, любви, брака и воспитания. Любовная интрига в «Недоросле» отходит на второй план, не является ведущей, уступая место отражению основного конфликта эпохи – антинародной сущности крепостничества, на борьбу с которым поднимается передовая часть русской дворянской интеллигенции. По словам Н.В.Гоголя, Д.И.Фонвизину удалось создать новый тип комедии – «истинно общественную комедию», где автор вскрыл «раны и болезни нашего общества, … которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недоросль» - непосредственный предшественник грибоедовского «Горя от ума» и гоголевского «Ревизора».

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Комедия как жанр в русской литературе классицизма. Принцип «трех единств» и другие «правила» создания комедий.

2. Из истории создания, первой публикации и постановки «Недоросля».

Смысл названия комедии.

3. Новаторство Фонвизина-драматурга: «Недоросль» как первый опыт русской социально-политической комедии.

а) Своеобразие конфликта и сюжетная организация комедии. Основные сюжетные линии, их роль в общем идейном замысле произведения.

б) Проблематика произведения и особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права, государственной власти. Способы выражения авторской позиции.

в) Система образов пьесы. Основные приемы создания образа (предыстория героя, круг его чтения, речевая характеристика, «говорящее» имя, художественная деталь). Новаторство Фонвизина в построении характера (открытие сложности характера). Проблема

положительного героя в комедии Фонвизина.

4. Жанровое своеобразие комедии «Недоросль». Взаимодействие разных жанровых

образований в пьесе: элементы любовной, бытовой и воспитательной комедии,

драмы и трагедии в произведении. Проблема художественного метода комедии

«Недоросль».

 

 

Письменное задание:

1. Законспектировать главу «Комедия народная» из книги Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина.

2. Проанализировать список действующих лиц комедии, обратившись к поэтике «говорящих имен».

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Фонвизин Д.И. Недоросль (любое издание).

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2003.

3. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 2003.

4. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина // Фонвизин в русской критике.

М., 1958. С.112-135.

5. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М., Л., 1966.

6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. (Гл. «Комедия народная»). С.336 – 366.

7. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.-Л., 1961.

8. Рассадин С. Фонвизин. М., 1980.

9. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

10. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

 

«Бедная Лиза» - самая популярная из повестей Н.М.Карамзина, ставшая «визитной» карточкой русского сентиментализма, была опубликована в 1892 году в «Московском журнале». Главная цель создателя произведения – утверждение гуманистической идеи внесословной ценности человеческой личности. Любовный конфликт между молодым человеком и девушкой, история их взаимоотношений и трагической гибели Лизы, является ведущим. Сентиментальное начало проявляется в поэтизации чувства, изменчивого и противоречивого, в пристальном внимании художника к интимному миру частного человека, в особом, подчеркнуто эмоциональном, изящном стиле. Н.М.Карамзин выступил в повести «Бедная Лиза» как мастер психологического анализа. Он сумел передать процесс зарождения и развития любовного чувства от робкой привязанности до пылкой страсти; через интонацию, мимику, жесты, слова и поступки героев показал сложность их духовного мира.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Н.М.Карамзин и его повесть «Бедная Лиза». Сюжет повести. Особенности разрешения конфликта. Причины самоубийства героини. Социальный и нравственно-философский аспекты осмысления истории «бедной Лизы». Основная идея произведения.

2. Система образов произведения. Место и значение образа Повествователя. Отношение Повествователя к героям.

3. Основные способы и приемы создания художественного образа в повести. Внимание к «внутреннему человеку», изображение сложного и изменчивого мира чувств. Роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа.

4. Функции пейзажа в «Бедной Лизе». Природа как фон и как действующее лицо произведения.

5. «Бедная Лиза» Карамзина как образец нового стиля в литературе. Простота и изящество слога, забота писателя о его «благозвучии», сближение языка прозы и поэзии. Эстетизация крестьянского труда и быта, духовной и речевой культуры народа.

6. Своеобразие художественного метода карамзинской повести. Соотношение сентиментализма и предромантизма. Элементы реализма.

 

 

Письменное задание:

1. Раскрыть смысл названия произведения.

2. Выделить в тексте произведения основные пейзажные зарисовки и определить

их функции.

3. Найти в тексте повести образы-символы, определить их роль в раскрытии

авторского замысла.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2003.

3. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 2003.

4. Зорин А. «Слезы нежной скорби» // Детская литература. 1985. № 10. С.25-29.

5. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести («Бедная

Лиза» Н.М.Карамзина) // Проблемы изучения русской литературы

XVIII века. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1985. С.11-117.

6. Карамзинский сборник. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»: Проблемы

изучения и преподавания. Ульяновск, 1999.

7. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

 

Повесть Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм»

 

Повесть Н.М.Карамзина является, несомненно, одним из первых и самых ярких для России проявлений предромантизма - мотивы двоемирия, тайны, роковой любви; недосказанность, готическая мистика; напряженный драматизм и эмоциональность языка.

Написанная и опубликованная в 1794 году в альманахе «Аглая» повесть «Остров Борнгольм» рассказывает о возвращении путешественника из Англии в Россию морем. Смысловым центром повести становится таинственная история двух незнакомцев, встреченных повествователем на его возвратном пути на родину: болезненного вида юноши в английском городе Гревзенде и девушки, заточенной в подвале готического замка на острове Борнгольм. Повесть заканчивается в тот самый момент, когда путешественник узнает страшную тайну молодых людей, которая не сообщается читателям. Вся поэтика повести, восходящая к традиции европейского готического романа подчинена одной цели: сгустить атмосферу страшной тайны до предела.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Поэтика русского предромантизма. Охарактеризовать предромантизм как историко-литературное явление.

2. Сюжет и композиция повести Карамзина «Остров Борнгольм». «Разорванная» композиция, ее роль в идейно-тематической организации повести. Основные сюжетные линии. Специфика любовной коллизии повести.

3. Мотивы двоемирия, мировой скорби, тайны, роковой любви, инцеста в повести Карамзина. Антитеза «свобода – мораль» как источник нравственных противоречий героев.

4. Особенности изображения человека в произведениях предромантизма. Система образов в повести Карамзина. Идея противостояния личности и общества и ее художественное воплощение в произведении. Образ повествователя.

5. Основные приемы изображения природы в повести «Остров Борнгольм».

 

Письменное задание:

Прочитайте еще одну предромантическую повесть Н.М.Карамзина «Сиерра-Морена». Найдите в тексте повести «Сиерра-Морена» элементы предромантизма. Поясните.

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Карамзин Н.М. Остров Борнгольм.

2. Учебники по истории русской литературы XVIII века.

3. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб.8. Л., 1969.

4. Федоров В.И. От классицизма к романтизму: Формирование нового художественного стиля. От сентиментализма к романтизму: Поиски нового поэтического содержания и форм его выражения // История романтизма в русской литературе. М., 1979.

5. Грихин В.А. Русская романтическая повесть первой трети XIX века // Русская романтическая повесть. М., 1983.

6. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм (Н.М.Карамзин и его окружение) // Русский романтизм. Л., 1978.

7. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3: Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

8. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX века. М., 1985.

9. Елистратова А.А. Предромантизм // История всемирной литературы. М., 1988. Т.5.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

 

 

Стихотворение И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек…»

 

«Стонет сизый голубочек» И.И.Дмитриева считается классическим образцом поэзии русского сентиментализма. Благодаря изяществу слога и глубине лирического чувства стихотворение стало популярным в обществе, а его создатель попал в число модных поэтов. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость стихотворения, автор в нем сумел поставить целый комплекс этико-философских проблем, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины. И.И.Дмитриев создал особую философию любви, показал красоту духовного общения, встал на защиту непреложных нравственных принципов в жизни человеческого сердца. Поэт доказывал в стихотворении, что высшая ценность любви заключается в чувстве ответственности за жизнь и счастье друг друга, в забвении личных эгоистических стремлений ради благополучия ближнего. И.И.Дмитриев стремился к предельной ясности и смысловой точности стиха, не использовал в стихотворении иностранной лексики, а обратился к выявлению скрытых возможностей эстетически выразительной народной речи.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Этико-философское содержание стихотворения. Философия любви в русском сентиментализме и предромантизме, особенности ее художественного преломления в произведении И.И.Дмитриева.

2. Жанровое своеобразие стихотворения. Специфика литературной песни, характер взаимодействия литературы и фольклора. Использование автором песни элегических, балладных и басенных мотивов.

3. Композиция стихотворения. Связь кольцевой композиции с идейно-художественным содержанием песни. Наличие двух сюжетных линий и принципы взаимодействия между ними в произведении. Главные приемы создания образов, роль символики.

4. Система тропов и словесно-стилистических средств в «Сизом голубочке». «Музыкальность» стиха; основные приемы, с помощью которых поэт достигает этого эффекта (анафорические построения, лексические повторы, звукопись). Особенности ритмической организации стихотворения.

5. Значение поэзии И.И.Дмитриева в формировании стилистических норм салонно-литературной речи конца XVIII века. Эстетизация языка художественной литературы.

 

Письменное задание:

 

Найдите в тексте стихотворения элементы любовной баллады, элегии и басни. Что сближает стихотворение «Стонет сизый голубочек» с сентиментализмом, а что - с предромантизмом?

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Дмитриев И.И. Стонет сизый голубочек… (любое издание).

2. Учебники по русской литературе XVIII века.

3. Кочеткова Н.Д. Поэзия русского сентиментализма. Н.М.Карамзин. И.И.Дмитриев // История русской поэзии. Л., 1968. Т.1. С.171-174.

4. Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIX века и народная песня. М., 1982.

С. 41-44, 185-186.

5. Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С.5-20.

6. Макогоненко Г.П. Рядовой на Пинде воин: Поэзия Ивана Дмитриева // Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987. С.8-73.

7. Виноградов В.В. Стилистические нормы салонно-литературной речи // Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982. С.191-197.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Срок сдачи: 1 декабря

 

 

Домашняя контрольная работа является одной из форм внеаудиторной работы студента в течение семестра.

Домашняя контрольная работа выполняется студентом самостоятельно по одной из предложенных тем (по выбору студента) и сдается на проверку преподавателю в указанные сроки.

Работа состоит из 1) подробных письменных ответов на вопросы по теме 2) списка литературы, которой пользовался студент при выполнении работы.

Самостоятельный подбор студентом литературы по теме является одним из этапов выполнения домашней контрольной работы.

Объем домашней контрольной работы: 5 -7 страниц компьютерного набора.

 

Вариант 1. Реформа русского стихосложения

1. Появление стихотворства на Руси. Силлабическое стихосложение. Необходимость реформирования русской системы стихосложения.

2. Основные положения «Нового и краткого способа к сложению российских стихов» В.К.Тредиаковского.

3. Что нового внес в теорию русского стихосложения М.В.Ломоносов? («Письмо о правилах российского стихотворства»).

4. Роль А.П.Сумарокова в развитии и популяризации силлабо-тонического стихосложения.

 

Вариант 2. Развитие жанра басни в XVIII веке

1. Определение басни. Из истории басенного жанра. Первые басни: Эзоп.

Вклад Жана де Лафонтена в разработку жанра басни.

2. Басни-притчи А.П.Сумарокова.

3. Сборник И.И.Хемницера «Басни и сказки».

4. Своеобразие проблематики и поэтики басен И.И.Дмитриева.

 

Вариант 3. Русские поэты XVIII века

 

1. Творчество В.И.Майкова. Ирои-комическая поэма «Елисей, или раздраженный Вакх»

2. Создатель «Душеньки» И.Ф.Богданович.

3. Родоначальник русской «легкой поэзии» М.Н.Муравьев.

4. Поэзия В.В.Капниста. Стихотворная комедия «Ябеда».

 

Вариант 4. История и поэтика русского романа XVIII века

 

1. Основные жанровые признаки романа. Разновидности русского романа XVIII столетия: авантюрный, любовный, утопический, философский, воспитательный, социально-бытовой, волшебно-рыцарский и др.

2. Ф.А.Эмин – первый русский романист. «Письма Эрнеста и Доравры» - начало русского любовного романа.

3. Социально-бытовая основа романа М.Д.Чулкова «Пригожая повариха». Авантюрно-плутовское и любовно-психологическое начала в романе.

4. Исповедальность и автобиографизм повествования в романе Н.М.Карамзина «Рыцарь нашего времени». Особенности психологизма, характер дидактики.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что такое фольклор?
  2. В чем проявляется традиционность в фольклоре, и чем она отличается от традиций в литературе?
  3. Почему говорят, что вариативность – обязательный признак фольклорного произведения?
  4. Как исторически менялась функция загадки?
  5. Каковы жанровые разновидности русской народной сказки?
  6. В чем проявляются особенности древнерусской литературы, ее отличие от литературы современной?
  7. Как возникали различные редакции древнерусского текста?
  8. Каким почерком писали древнерусские книжники?
  9. Чем объясняется сводный характер русских летописей?
  10. Что такое «литературный этикет»?
  11. Каковы основные жанры древнерусской литературы?
  12. Что такое «агиография»?
  13. Что составляет содержание древнерусских летописей?
  14. Каковы особенности изображения человека в литературе Древней Руси?
  15. Какие виды красноречия существовали в древнерусской литературе?
  16. Какие типы летописного повествования существовали в древнерусской литературе?
  17. Каковы основные новообразования литературы XVII века?
  18. Что такое «барокко»?
  19. Чем отличается литература XVIII века от древнерусской литературы?
  20. Что такое подражательность?
  21. Какое значение имели Петровские реформы для развития просвещения и культуры в России?
  22. Что представляла собой жанровая система классицизма?
  23. Каковы свойства характера в литературе классицизма?
  24. Каковы основные открытия сентиментализма?
  25. В чем новаторство поэзии Г.Р.Державина?
  26. Каковы типы державинских од?
  27. В чем своеобразие конфликта комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
  28. В чем своеобразие жанра оды?
  29. Какова политическая концепция од М.В.Ломоносова?
  30. Каковы художественные особенности прозы Н.М.Карамзина?

 

Вопросы к экзамену

1. Общее понятие о фольклоре. Фольклор и литература. Создание фольклорных произведений. Традиционность, коллективное и индивидуальное начала в фольклоре, вариативность фольклора.

2. Жанровый состав русского фольклора. Эпические, лирические и драматические фольклорные жанры.

 

3. Особенности древнерусской литературы. Литература церковная и светская. Различные редакции древнерусских памятников. Древнерусские литературные жанры. Литературно-эстетическая регламентация древнерусской литературы.

4. Возникновение древнерусской литературы. Язык древнерусских памятников. Значение старославянского языка для развития древнерусской литературы. Материал для письма, типы почерка. Облик древнерусского книжника.

5. Периодизация древнерусской литературы. Особенности каждого из периодов, жанры, произведения.

6. Стиль в древнерусской литературе. Эпический стиль, стиль монументального историзма и их проявление в «Повести временных лет» и других древнерусских памятниках.

7. «Повесть временных лет» как памятник литературы. Два типа летописного повествования.

8. «Повесть временных лет» как памятник историографии. Время создания, содержание, единая патриотическая идея.

9. Летописание как жанр древнерусской литературы. Содержание летописей. Сводный характер русских летописей.

10. Ораторская проза Киевской Руси. Торжественное красноречие. «Слово о законе и благодати» Илариона. Признаки ораторского жанра. Композиция. Стилистические приемы.

11. Ораторская проза Киевской Руси. Учительное красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха.

12. Житийная литература Киевской Руси. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Жанр, композиция. Образ главного героя.

13. Жанр жития в древнерусской литературе. Понятие агиографии. Житийный канон. Эволюция жанра жития.

14. «Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Сюжет и композиция. Идейное содержание «Слова…».

15. «Слово о полку Игореве». Образная система: изображение князей, природы, образ Русской земли. Жанр и поэтический язык «Слова…». Связь с устным народным творчеством.

16. Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом, как памятник литературы 16 века. Связь с фольклором.

17. Русская литература 17 века – новый и заключительный этап развития древнерусской литературы. Общие особенности литературы 17 века, ее переходный характер. Усиление светских элементов, усиление бытовых повествовательных элементов. Появление новых жанров.

18. Бытовые и сатирические повести 17 века. «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде». Новаторство. Особенности сюжета, жанра, героев. Влияние фольклора.

19. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность Аввакума. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.

20. Барокко в русской литературе 17 века. Возникновение стихотворства в 17 веке. Творчество Симеона Полоцкого.

 

21. Особенности русской литературы 18 века, ее отличие от древнерусской литературы. Личное начало, светский характер. Появление нового читателя.

22. Периодизация русской литературы 18 века.

23. Общая характеристика петровской эпохи. Суть петровских преобразований и их отражение в литературно-общественной жизни. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича (1681-1736).

24. Классицизм как художественный метод. Политическая, философская, этическая основы классицизма. Нормативность русского классицизма. В.К.Тредиаковский (1703-1769) как теоретик русского классицизма, переводчик и поэт.

25. Проблема характера в классицизме. Внеисторичная, внесоциальная, вненациональная сущность характера. Статичность характера. Однолинейные и одноплановые характеры. Творчество А.Д.Кантемира (1708-1744) и его значение в становлении и развитии русского классицизма.

26. М.В.Ломоносов (1711-1765) как выразитель духовной мощи русского народа. Оды Ломоносова. Своеобразие оды как жанра. Просветительская концепция ломоносовских од. Вопрос о литературном направлении Ломоносова.

27. А.П.Сумароков (1717-1777). Личность. Судьба. Поэт, драматург, теоретик русского классицизма. Стиль сумароковской трагедии. «Димитрий Самозванец». Соблюдение поэтики классицизма.

28. Эволюция жанра комедии в творчестве Сумарокова. Разработанность сюжета. Усложненность характера. «Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению».

29. Д.И.Фонвизин (1745-1792). Комедия «Недоросль». Проблематика. Особенности конфликта. Способы выражения авторской позиции. Своеобразие художественного метода. Образная система. Новаторство Фонвизина в построении характера (открытие сложности характера).

30. Г.Р.Державин (1743-1816). Личность. Жизненная и творческая судьба.

31. Новаторский характер поэзии Державина. Расширение сферы поэтического изображения. Живописность и картинность поэзии Державина. Трансформация жанра оды в творчестве Державина.

32. Сентиментализм как литературное направление. Отличие от классицизма. Идеалы сентиментализма. Чувствительность – главная категория искусства сентиментализма. Психологический анализ внутреннего мира индивидуального человека.

33. Н.М.Карамзин (1766-1826). Личность. Жизненный и творческий путь. Поэтика прозы Карамзина.

34. Предромантизм как историко-литературное явление. Поэтика русского предромантизма. Предромантические повести Карамзина: «Остров Борнгольм». Сюжет, композиция, основные мотивы, система образов, изображение природы.

35. Художественные особенности повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Связь с сентиментализмом. Важность психологической, а не событийной стороны сюжета (роль интонации, мимики, жеста, художественной детали). Психологическая функция пейзажа. Роль рассказчика в повести.

36. Жизнь и творчество И.И.Дмитриева. Роль Н.М.Карамзина и Г.Р.Державина в формировании эстетических воззрений поэта. Песни и басни Дмитриева. Художественные открытия поэзии XVIII века на примере стихотворения И.И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек». Этико-философское содержание. Песенные, элегические, балладные и басенные мотивы. Символика, особенности ритмической организации.

 

Date: 2016-07-25; view: 1069; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию