Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пословицы, поговорки, загадки.





 

Памятники народного творчества находятся между собой в тесной, неразрывной связи. Они уясняют нам отношения народа к природе и собственной жизни, <…> каковы загадки и пословицы. В первых отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних – вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице – для его здравого смысла и критики (Д.Н.Садовников).

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах (М.А.Шолохов).

Кажется, нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов всеми ее проявлениями, как в пословицах, в кои облекаются его дух, ум и характер. Летучее слово, проникнутое и одухотворенное живущей мыслию, получает самобытность и вековечность (И.М.Снегирев).

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Пословицы. Их определение, возникновение и историческое развитие. В чем видел народ значение пословиц? Привести примеры русских пословиц о пословицах. Тематика пословиц.

2. Художественные особенности пословиц. Богатая образность, сравнения. Использование антитезы. Использование ритмики, рифмы.

3. Поговорки. Определение жанра. Отличие поговорок от пословиц. Художественная форма поговорок.

4. Загадки. Их определение. Содержание загадок. Связь с повседневной бытовой жизнью крестьянина. Функция загадок. Бытование загадок как самостоятельно, так и в контексте разных произведений. Загадки в разных жанрах фольклора.

5. Художественные особенности загадок. Использование метафоры во всех ее проявлениях. Антитеза, эпитеты. Ритмическое оформление загадок.

6. Работа В.И.Даля над сборником «Пословицы русского народа».

 

 

Письменное задание:

 

1. Подобрать и записать в тетрадь не менее 10 пословиц по каждой из предложенных тем:

- о родине;

- о различных явлениях природы, о крестьянском труде и быте;

- о любви и дружбе, об отношениях в семье;

- об учении, знаниях, науке, книгах;

- о смысле жизни, о назначении человека, о добре и зле, о правде и справедливости.

2. Как трактовал В.И.Даль понятия «пословица», «поговорка», «приговорка», «скороговорка», «загадка», «прибаутка»?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2004.

2. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки, пословицы. М., 1990.

3. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа. – В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г Круглова. М., 2003.

4. Даль В. И. Напутное. – В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике.

5. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. – В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителя (любое издание)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» - самое удивительное произведение Древней Руси. Наша культура обязана обретением этого памятника графу А.И.Мусину-Пушкину, который нашел его среди других рукописей в Спасо-Ярославском монастыре в конце XVIII века.

«Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе князя Новгород-Северского Игоря (его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля, племянника Святослава Ольговича из Рыльска) на половцев, который состоялся в 1185 году. Об этом свидетельствуют два летописных повествования, одно в составе Лаврентьевской, другое в составе Ипатьевской летописи. Цель автора «Слова» - не подробно и последовательно охарактеризовать историю похода Игорева; цель – осмыслить события на фоне русской истории, осмыслить и вынести свое суждение о половецкой опасности, о политике князей, о понятии княжеского долга и княжеской чести.

«Слово о полку Игореве» - уникальное явление русской и мировой литературы. Доказательство тому – неослабевающий интерес к произведению со стороны исследователей и читателей, писателей и художников. «Слово» переводили В.А.Жуковский и А.Н.Майков, К.Д.Бальмонт и Н.А.Заболоцкий; оно является частью истории русской музыки и русской живописи. «Слово» поражает своим поэтическим видением красоты природы, ратного труда и воинского братства, супружеской любви и верности. «Слово о полку Игореве» по праву вошло в сокровищницу мировой художественной культуры.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. История открытия и опубликования памятника.

2. Историческая основа «Слова». Время создания памятника. Изложение событий в летописных исторических повестях и в «Слове».

3. Сюжет и композиция «Слова». Основная идея древнерусского памятника.

4. Система образов «Слова». Изображение князей. Черты эпического стиля и стиля монументального историзма.

5. Образ русской земли. Изображение природы.

6. Жанровые особенности и стиль «Слова». Символически-метафорический язык произведения.

7. Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в современной науке.

 

 

Письменное задание:

1. Сравнить изложение событий похода князя Игоря в исторической повести Ипатьевской летописи (отрывки из Ипатьевской летописи см. в приложении к заданию) и в «Слове о полку Игореве». Обратить внимание на отсутствие в «Слове», в отличие от летописи, некоторых эпизодов и описаний картин сражения (эпизод с разведкой, описание стратегии боя, подробное описание поведения Игоря в бою и др.). Объяснить! Не является ли это отсутствие утратой в художественном воплощении замысла автора «Слова»? Сравнить обращение Игоря к дружине после солнечного затмения в летописи и в «Слове». В чем разница в расстановке акцентов? Сравните концовку летописи и «Слова». Как летопись дополняет «Слово»?

 

2. Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Выписать из текста «Слова» примеры гиперболизации княжеского образа (воздействие эпического стиля на изображение человека), и примеры использования поэтических тропов (эпитет, сравнение, метафора, метонимия).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Слово о полку Игореве. Пер. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева, О.В.Творогова //Древнерусская литература. М., 2004. С. 131-144. (можно другое издание)

2. История русской литературы X-XVII вв. Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1980.

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003. С.99-123.

4. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. (Гл. Кто же автор слова о полку Игореве?).

5. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.

6. Осетров Е. Мир игоревой песни. Этюды. М., 1981.

7. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974. (Гл. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия).

8. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. С.13 – 33.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» принадлежит писателю, публицисту XVI века, Ермолаю-Еразму, человеку очень образованному и талантливому. Интересна его судьба: он был протопопом Дворцового Собора в Москве, а позже ушел в монастырь и постигся в монахи.

Известно, что до середины XVI века Петр и Феврония почитались как святые в городе Муроме, а в 1547 году решением Московского Царского Собора были признаны общерусским святыми.

Как произведение древнерусской литературы повесть не связана с какими-либо конкретными историческими событиями, а отражает возросший интерес общества к личной жизни человека. В повести поэтизируются земная любовь, служение ближнему расценивается как жизненный подвиг. Ореолом святости окружается не аскетическое монашеское существование, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое управление своим княжеством.

Сложность жанрово-стилевой природы произведения, где переплетаются традиции фольклора, агиографии и публицистики, превращает «Повесть» в поэтический шедевр, стоящий в преддверии художественных открытий русской романистики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сюжет и композиция повести. Из скольких частей состоит произведение? Отражение в повести темы любви, супружеской верности, переосмысление понятия «святость».

2. Образ Февронии. Что отличает Февронию от простых крестьянских девушек? Почему Феврония выбирает себе в мужья князя Петра? Какие чувства руководят ее поступками?

3. Образ Петра. Мотив змееборчества. Отношение к Февронии в начале повести и в конце.

4. Правление Петра и Февронии в Муроме. Антибоярская направленность повести.

5. Жанрово-стилевое своеобразие произведения. Агиографическое начало в повести. Связь с фольклором.

 

Письменное задание:

Выписать из текста примеры, сближающие «Повесть о Петре и Февронии» с народной сказкой и житием святых. Пояснить.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Древнерусская литература. М., 2004.

С. 277-287. (можно другое издание)

2. История русской литературы X-XVII вв. Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1980.

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2003. С. 226-231.

4. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Вступительная статья // Древнерусская литература. М., 2004. С. 43-46.

5. Дмитриева Р.П. О структуре повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре

и Февронии. Л., 1979. С. 6-34.

6. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

7. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Date: 2016-07-25; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию