Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методическое пособие по методике преподавания специальных дисциплин.





  1. Предмет и содержание курса методики преподавания специальных дисциплин. Основные понятия и термины.

Методика преподавания специальных дисциплин – комплекс знаний, правил, навыков и приемов, позволяющий повысить эффективность решения поставленных задач, направленных на обучение учащихся специальным дисциплинам.

Вопросы методики преподавания художественных дисциплин в России первоначально рассматривали художники-педагоги И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, К.Н. Истомин, Д.Н. Кардовский, П.П. Кончаловский, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков. В их теоретических трудах практический опыт работы над художественным произведением переработан в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Они стали фундаментом отечественной художественной педагогики, создали основу для дальнейшего развития теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам, в том числе в подростковом возрасте.

Проблемы методики начального специального художественного образования в разные годы разрабатывали А.О. Барщ, Г.В. Беда, А.В. Бенедский, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, В.С. Щербаков. Изучение процесса обучения изобразительной деятельности детей и подростков, получающих специальное художественное образование, обусловило разработку проблемы детской одаренности в области изобразительного искусства (Н.В. Гросул, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, В. Штерн) и диагностики выявления одаренности на ранних этапах обучения изобразительному искусству (В.В. Клименко, Г. Ревеч).

Изучение художественно-педагогического наследия, теоретических и программных материалов позволяет обосновать содержание и последовательность процесса обучения, сути происходящих изменений в академической системе обучения.

Историко-педагогический анализ традиционных методов преподавания, составляющих основу русской художественной школы, позволил выделить из истории художественного образования традиционные направления, имеющие основополагающее значение в получении начального академического художественного образования. Девиз Академии художеств начертанный на ее фасаде «Рисунок, живопись, композиция, воспитание», - стал главным на многие годы.

Фундаментом всех пластических искусств исторически был и остается рисунок. На особую важность в методике обучения рисунку указывали: А.Г. Веницианов, Д.Н.Кардовский, И.Н. Крамской, А.П. Лосенко, А.П. Сапожников, В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Фаворский. Основополагающими идеями, оказавшими влияние на формирование мировоззрения будущих художников в теории воспитания академической

системы образования служили философско-эстетические воззрения

крупнейших мыслителей России: М.М. Бахтина, В.И. Вернадского, А.И. Герцена,

Ф.М. Достоевского, А.Ф. Лосева, А.И. Радищева, П.А. Флоренского и др.

Выявлено, что основной формой взаимодействия традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин в художественном лицее является натурная постановка. Обозначены современные методы обучения специальным предметам: использование в обучении музейной педагогики (например, посещение выставок или восприятие произведений изобразительного искусства с учетом выполнения конкретного задания); применение новейших художественных материалов и компьютерных технологий; использование поискового подхода и метода проектов; нетрадиционных форм ведения урока; создание временных межпредметных блоков; использование метода аранжировки; внедрение натурных постановок нового типа и применение конструктивного подхода в решении композиционных задач.

 

  1. Современные теории и технологии обучения.

Зарубежные: Монтессори, вальфдорская школа.

Технологии личностно-ориентированного обучения:

Развивающие технологии

Тестовые технологии (диагностические технологии)

Технологии адаптивной системы

Технологии опорных сигналов (Шаталова)

Модульно – блочные технологии

Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Конструирование учебной информации

Продуктивные и репродуктивные технологии

Технологии дискуссионного урока

Технологии на основе активизации познавательной деятельности

Технологии проведения нетрадиционных занятий

Новые информативные технологии – программированного обучения, компьютерное обучение.

Традиционное обучение.

Интегративное обучения (интегрированное)

Проблемное обучение.

Технология педагогической коррекции.

Технология деловой игры.

Технологии нетрадиционных лекций.

Технологии дифференцированного обучения.

Комбинированные уроки

Технологии личностно-ориентированного обучения.

Технологии традиционного обучения.

Тестовые технологии.

Технологии адаптивной системы.

Технологии опорных сигналов.

Модульно-блочные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии конструирования учебной информации.

Технологии активизации познавательной деятельности.

Информационные технологии.

Технологии самостоятельной работы.

Технологии интегрированного обучения.

Технологии проблемного обучения.

Технологии педагогической коррекции.

Авторские педагогические технологии.

Технологии разноуровневого обучения.

Технологии метода проектов.

Дискуссии как проблемно-поисковые технологии.

 

  1. Организация учебной работы в среднем специальном учебном заведении.

Закон РФ – Трудовой кодекс.

Закон РФ об образовании.

Конвенция о правах ребенка.

Устав учебного заведения, локальные акты и нормативные документы.

Должностные инструкции.

Приказы по педагогическому составу и по учащимся.

Учебный план.

Тарификация или нагрузка педагогического состава.

Государственные образовательные стандарты по предметам и дисциплинам.

Расписание занятий и звонков.

Служба ГО и ЧС.

Учебно- методическая работа.

Учебно-воспитательная работа.

Учебные практики по специальностям.

Работа приемной комиссии.

Отдел профориентации и трудоустройства.

Журналы учета теоретического обучения.

Журналы куратора и воспитателя.

Учебно-методические комплексы.

Примерные и рабочие программы.

Календарно-тематическое планирование.

Учебно - методические материалы и пособия.

Лекции и технологические карты.

Поурочное планирование.

Блок контроля знаний.

Критерии оценки деятельности учащихся.

Самостоятельная работа.

Курсовая работа.

 

 

  1. Методика преподавания и программы по живописи.

Реальность свидетельствует, что программы, возникающие как результат многолетнего коллективного размышления и оценки достигнутого, в практической педагогике выполняют роль канвы, по которой каждый педагог-художник выстраивает собственную систему обучения. Определяя принципиальность пути, академическая программа дает возможность каждому педагогу в сотворчестве с учеником идти самостоятельно, интерпретируя базовые положения и порождая новый опыт.

Живопись – знакомит с основами колористического построения произведения. От простейших понятий и заданий ученики постепенно переходят к сложным техническим решениям листа. Основные техники – «акварель, гуашь». По желанию и возможностям ученика, предусмотрены задания по технике масляной живописи. Большинство учебных заданий - это натюрморты различной степени сложности и портрет. Все задания выполняются с натуры.

Пленерной практике отведены последние 3 недели учебного года. Задания пленерной практики объединяют в себе дисциплины рисунка и живописи, но объектом изображения и обучения является пейзаж.

Мир воспринимается человеком в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает человека всю жизнь. Цвет имеет огромное значение для подготовки художника декоративно-прикладного искусства. Фундаментальной дисциплиной для профессионального образования в этой области становится живопись.

Владение живописью является необходимым условием становления творческой индивидуальности будущего художника декоративно-прикладного искусств, в котором широко используются выразительные возможности цвета.

Курс предмета «Живопись» ставит своей задачей научить студентов отображать реальную действительность на основе ее глубокого изучения. Работа ведется по авторским программам таким образом, чтобы, начиная с азов изобразительной грамоты, студент мог постепенно развить свои творческие способности. В основной курс обучения включены живописные и декоративные изображения природных мотивов, натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека. Освоение курса живописи базируются на теоретическом знании и практическом освоении других художественных дисциплин: рисунка, цветоведения, основ композиции, теории колорита и прочих.

Студенты выполняют практические задания, нацеленные на изучение законов живописи, развитие художественного вкуса, творческого воображения, чувства декоративности. Изучение цвета строится в неразрывной связи с реальной формой на конкретных натурных объектах или постановках.

Задача заключается в том, чтобы наряду с освоением основ живописи уже с первых шагов стремиться к формированию проектного мышления, вырабатывать представление о том, что природа - не хаотическое смешение предметов и явлений, что ее развитие подчинено строгим законам, как и последующее проектирование художественных изделий традиционного прикладного искусства.

Значительную часть курса составляет изучение и освоение декоративной живописи, что помогает будущему художнику народного искусства проектировать композиционные решения изделий с художественной росписью по дереву, металлу, русских художественных лаков и т.п. Декоративная переработка академических учебных работ, углубленное изучение декоративной живописи способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускника.

Основная цель работы преподавателя состоит в привитии студентам умений посредством цвета решать образные и изобразительные задачи в процессе работы над художественными изделиями декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

В детском саду.В общеобразовательной школе.В системе дополнительного образования.

В среднем специальном учебном заведении.

 

  1. Методика преподавания и программы по рисунку.

Рисунок является специфическим средством познания окружающей действительности во всем ее многообразии. Микеланджело Буонарротти считал рисунок источником и корнем всякой науки. Овладение рисунком помогает студенту развивать объемно-пространственное мышление, понимать конструктивные основы форм, пластически верно изображать предмет на плоскости.

Рисунок – это искусство, выражающее замысел художника, его мысли, чувства, фантазию, представления в любой композиционной и проектной работе. Характерной особенностью рисунка является то, что его выполняют на глаз и от руки, не прибегая ни к каким измерительным приборам и иным техническим средствам. Рисунок запечатлевает объект изображения, передавая его основные признаки, форму, объем, материал, пространство и выражая его внутреннее содержание.

Учебный рисунок является одной из основных специальных дисциплин.

Программа по рисунку основана на использовании лучшего опыта русской и советской художественных школ в подготовке художника декоративно-прикладного искусства.

Учебные задания строятся по принципу «от простого к сложному».

Академические задания чередуются с заданиями по декоративной графике.

На занятиях по рисунку студенты учатся анализировать форму, правильно передавать конструкцию, строение предметов и их объем в линейных и тональных рисунках. Все эти задачи решаются на основе знаний линейной и воздушной перспективы, закономерностей распределения света и тени на предметах, а так же знаний пластической анатомии.

Большое внимание на занятиях по рисунку уделяется изображению природных мотивов, букетов, натюрмортов, животных и птиц, гипсовых орнаментов, античных слепков головы; портретам, наброскам а также изучению и изображению фигуры человека.

За время обучения студенты овладевают различными приемами и техниками рисования, выполняют рисунки карандашом, углем, фломастером, кистью и другими материалами.

 

Обучение рисунку тесно связано с другими дисциплинами, изучаемыми студентами в процессе профессиональной подготовки: проектированием, исполнительским мастерством, моделированием и конструированием произведений декоративно-прикладного искусства. Оно ориентировано на будущую профессиональную деятельность художника-прикладника.

Большое место занимает изучение рисунка и в содержании учебных практик разного вида.

 

Ежегодно в учебном заведении проходят пленерные практики по рисунку. Стало традицией проводить зарисовки растений, а также работать в известных местах. Студенты выезжают также на пленерные практики в старинные русские города (Суздаль. Владимир и др.).

В детском саду.

В общеобразовательной школе.

В системе дополнительного образования.

В среднем специальном учебном заведении.

  1. Методика преподавания и программы по композиции.

Композиция – наиболее творческая и разнообразная по содержанию из всех учебных дисциплин. Курс включает в себя основы композиционных построений станковой картины, декоративную композицию, пространственную композицию, традиционную композицию народных промыслов и т.п. На занятиях ученики создают полноценные художественные произведения, объединенные общей тематикой, но отличающиеся авторским своеобразием. Именно композиционные произведения затем экспонируются на различных выставках и составляют большую часть методического фонда школы или любого другого учебного заведения. К особому разделу в предмете композиция входит так называемая специальная композиция. Спец.композиция предусматривает обучение композиции применительно к тому материалу или виду искусства, в котором выполняется изделие.

В детском саду.

В общеобразовательной школе.

В системе дополнительного образования.

В среднем специальном учебном заведении.

  1. Методика преподавания и программы по декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладное искусство – включает в себя несколько видов учебных дисциплин. Керамика, в т.ч., пластика малых скульптурных форм, керамический рельеф, роспись керамических изделий, различные приемы предобжиговой подготовки изделия. Глина для занятий предоставляется школой. Кроме того, учащиеся осваивают приемы работы на гончарном станке, а желающие и приемы обработки камня (пенобетон).

Батик – роспись ткани. Задания включают в себя обучение этапам работы с различными красителями по тканям и видам тканей. В конце обучения учащиеся могут самостоятельно создавать текстильные украшения, уникальные аксессуары к костюму, платки, галстуки, палантины, шелковые декоративные панно и т.п.

Художественная резьба и роспись по дереву: включает в себя основные приемы обучения разным видам резьбы по дереву: геометрическая трехгранновыемчатая, контурная, скобчатая, ажурная прорезная. По видам росписей обучают элементам мезенской, полхов-майданской, городецкой, северодвинской, хохломской, урало-сибирской росписи.

В предметы художественной обработки текстиля входят разнообразные приемы работы с текстильным материалом: хлопчатобумажной и шерстяной тканью, нитями, войлоком, кожей и мехом. По видам работ – это различные виды вышивки: крестом в тамбур и строчевая, художественное ткачество и гобелен, текстильная и авторская кукла, художественная обработка кожи: оплетки и плетения, гравировки. Тиснения, выжигания, термообработка, мозаичная гофрировка и аппликация.

В детском саду это могут быть занятия лепкой, аппликацией из разных материалов, штамповка, монотипия.

В общеобразовательной школе к перечисленным занятиям может присоединиться вышивка, роспись по дереву, роспись по ткани.

В системе дополнительного образования возможен весь спектр ДПИ. Часто в программу художественных школ входят занятия по инвертированной аппликации, пэчворку.

В среднем специальном учебном заведении.

  1. Основные положения методики обучения специальным дисциплинам.

В результате анализа педагогической, психологической, искусствоведческой, исторической литературы выявлены традиционные направления художественно-педагогического опыта:

- в основе традиции изобразительного метода, применяемого на начальном этапе художественного профессионального образования, лежит наблюдение и работа с натурой; натурный метод был и остается основным в практике изучения базовых специальных дисциплин;

- для русской школы изобразительного искусства характерно поэтическое осмысление и восприятие природы, что повлияло на переосмысление роли этюда в обучении и развитии пленэрного метода обучения; пленэрная практика учащихся стала неотъемлемой частью учебного процесса;

- сохранился и традиционно применяется в современной практике обучения метод копирования;

- индивидуальный подход является основным в обучении художественно-одаренных детей.

Фундаментом любой системы обучения в специальных художественных учреждениях являются теоретические основы предметов «Рисунок, «Живопись», «Композиция». Особенностью обучения этих предметов в учреждениях академической направленности являются:

- осуществление задачи «постановки глаза» - характерное профессиональное художественное восприятие (является одной из основных задач начального академического художественного образования);

- выполнение тонального рисунка (в нем учащиеся последовательно осваивают все этапы выполнения академического рисунка);

- этюд с натуры, выполняемый методом работы отношениями (основное задание предмета «Живопись»);

- освоение композиции через обращение к темам, раскрывающим особенности самобытной русской культуры, передачу визуальной достоверности изображения, заданий, связанных с иллюстрацией литературных произведений; применение метода работы над композицией картины по следующей схеме: эскиз - сбор материала - картон - работа в полном формате (метод В.И. Сурикова);

· опора на возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся.

Проблемы, связанные с поисками содержания, форм и методов преподавания предметов художественного цикла одаренным детям, в истории развития художественной педагогики являются предметом изучения и пристального внимания только узкого круга специалистов, поэтому методика работы с одаренными детьми в области изобразительного искусства мало разработана. Учитывая, что в академическом художественном лицее обучаются дети, прошедшие несколько конкурсных экзаменов по различным формам и видам их творческого проявления в изобразительном искусстве, проблема работы с одаренными детьми также актуальна для нашего исследования.

В практике работы художественного лицея к настоящему времени сложились два направления.

1. Диагностика одаренности к изобразительной деятельности (подготовительное отделение лицея).

2. Обучение школьников подросткового возраста, имеющих ярко выраженные способности к изобразительной деятельности.

Исследование и анализ практики обучения подростков в академическом художественном учебном заведении позволяет утверждать, что неравномерность процессов роста в подростковом возрасте нельзя рассматривать вне конкретных связей со всеми факторами развития подростка, когда активизируются познавательные процессы ученика:

- для успешного выполнения академической программы художественного лицея необходимо воспитывать специфические качества восприятия и мышления художника: цельное видение, зрительную память, наблюдательность, образное мышление;

- подростковый этап в процессе обучения в учреждении начального

академического художественного образования можно охарактеризовать в

целом как аналитический. Многие важные показатели деятельности (работа

глаз, способность к восприятию цвета, пространства, тона) приобретают

параметры взрослого человека;

- в подростковом возрасте у учащихся, имеющих способности к изобразительной деятельности и активно обучающихся в специальных художественных учреждениях происходит формирование и становление эстетического и профессионального художественного вкуса.

Очевидно, что архетип одаренного к изобразительной деятельности школьника в контексте начального академического художественного образования требует специальных условий, программ, специально обученных педагогических кадров для становления и воплощения своих способностей.

В процессе наблюдения за деятельностью учащихся, анализа графических работ, устных высказываний педагогов и учащихся, результатов текущих и контрольных просмотров учебных и творческих работ учащихся, заключений экспертной комиссии выработаны критерии оценки учебных работ учащихся по освоению базовых специальных дисциплин, позволяющих внедрять в практику работы лицея принцип взаимодействия традиционных и современных методов преподавания специальных предметов:

1. Соединение знаний по теории композиции с практическим воплощением авторского композиционного замысла.

2. Грамотное использование законов перспективы и выбор наиболее продуктивной перспективной системы для усиления образного начала изображения.

3. Изображение нескольких различных по форме предметов, направленное на передачу пространственных соотношений (в том числе в выполнении заданий по представлению).

4. Применение в практической художественной деятельности традиционных технологических приемов искусства прошлого.

5. Умение создавать колористическое единство картинной плоскости и объемно-пространственных композиций в работе с натуры и по представлению.

6. Вычленение пластической конструктивной основы натурной постановки и ее отражение в работе.

7. Интерес к поиску и использованию новых изобразительных возможностей традиционных академических техник исполнения.

8. Творческое осмысление и переработка художественно-изобразительного наследия.

9. Понимание особенностей в решении учебных и творческих задач в работе над композицией.

 

 

  1. Требования к преподавателю специальных дисциплин.

Ты желаешь «сеять разумное, доброе, вечное»? Мечтаешь посвятить свою жизнь работе с детьми? Видишь себя в роли наставника, педагога? Тогда приглашаем в «мир образования». Главное – правильно оценить свои возможности, способности, интересы, «прислушаться» к себе. Добро пожаловать!

Общие сведения

Педагогические специальности разнообразны, в структуре высшего образования нашей страны – 54 специальности педагогического профиля, в настоящее время они открыты в 12 вузах. В системе среднего специального образования – 22 педагогические специальности. Традиционно в педагогических колледжах и училищах осуществлялась подготовка учителей и воспитателей для начальной школы и дошкольных учреждений образования, а также учителей технического и обслуживающего труда, физической культуры, гуманитарных предметов. В настоящее время система общего среднего и дошкольного образования, в основном, пополняется выпускниками вузов. Большинство педагогических колледжей и училищ вошли в состав университетов.

Уровни образования

Для тех, кто решает проблему, на каком уровне образования (высшего или среднего специального) остановить свой выбор для получения педагогической квалификации, следует учесть, что уровень образования влияет на оплату труда. Но не стоит отчаиваться, если не удастся сразу после школы поступить в вуз, можно повторить попытку, окончив колледж или училище. Существует система непрерывного педагогического образования: колледж-вуз. Если ты планируешь глубоко и основательно изучить педагогическую область знания, имеешь склонность к научно-педагогической деятельности, мечтаешь стать ученым, преподавать в вузе или техникуме, тебе необходимо получить высшее образование 1-й и 2-й ступеней, включая магистратуру, затем желательно закончить аспирантуру и защитить диссертацию.

Дисциплины, которые предстоит изучать:

социально-гуманитарные дисциплины (философия, история, социология, экономическая теория и др.), освоить цикл естественнонаучных дисциплин (основы современного естествознания, основы экологии и энергосбережения, основы информационных технологий и др.). Конечно же, основное учебное время будет ориентированно на освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин (педагогика, культура речи, охрана труда, общая психология и др.).

Требования к личности специалиста.

Будущим педагогам рекомендуем оценить свои личные качества, интересы и склонности. Можно приобрести профессиональные навыки, но куда сложнее научиться любить людей, быть добрым, чутким, внимательным. Эти качества кому-то дарованы от природы, кто-то их приобретает в результате воспитания (самовоспитания). Педагогу важно обладать высоким уровнем ответственности, культуры, эрудиции, интеллекта, иметь особое психолого-педагогическое призвание, склонность к работе с детьми, хорошее образование. Коммуникабельность, тактичность, способность к сопереживанию, настойчивость, наблюдательность, требовательность к себе и другим, выдержка, непредвзятое отношение к людям, самоконтроль, организаторские способности – это твои черты характера? Ты – хороший оратор, обладаешь ясной и убедительной речью, выразительным голосом, неплохой дикцией? У тебя хорошо развита память, высокий уровень распределения внимания? Ты – психически и эмоционально уравновешенная личность? Выполни самоанализ. Кстати, «самобичевание» тоже ни к чему. От того, насколько «личностный портрет» соответствует «портрету специалиста» в соответствии с будущей специальностью, зависит твое профессиональное будущее. Крайне важно, чтобы профессиональная деятельность приносила тебе чувство удовлетворения, окрыляла, вдохновляла, была полезна людям. Если пока не все качества педагога тебе присущи, не отчаивайся, просто приложи усилия, чтобы их приобрести.

Трудоустройство

Получив образование по одной из педагогических специальностей, можно трудоустроиться в детских садах и школах, детских домах, приютах, интернатах, детских центрах творчества и досуга, в детских приемниках-распределителях, дворцах молодежи, научных учреждениях психолого-педагогического профиля и т.д.

Другие способы получения квалификаций

Педагогические квалификации можно приобрести при обучении по специальностям других профилей образования (например, «Искусство и дизайн», «Физическая культура. Туризм и гостеприимство»). По отдельным специальностям присваиваются сдвоенные квалификации, одна из которых – педагогическая («Преподаватель»). К примеру, в вузах и колледжах Министерства культуры по специальностям изобразительного, музыкального искусства и другим в результате обучения предоставляется право преподавания соответствующих художественных дисциплин. В этом случае возможности трудоустройства несколько шире – не только в учреждениях образования (школы специального назначения, например, музыкальные), но и в организациях сферы искусств, включая разнообразные творческие коллективы. При этом больше времени и сил ты посвятишь изучению дисциплин в области искусства, несколько меньше знаний получишь в области педагогики.

Date: 2016-07-25; view: 3635; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию