Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






современный период: тенденции и перспективы





 

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования [14, С.86-90].

Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования».

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации» [16].

В ноябре 2010 на заседании президиума правительства РФ, В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации [12] до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [17].

В России введена новая многоуровневая система высшего образования:

- первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года;

- вторая ступень - базовое высшее со сроком обучения 4 года;

- третья ступень - «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет.

По окончании первых четырех лет студент получает степень бакалавра и может приступить к работе в любой отрасли, где необходимо полное высшее образование. Узкую специализацию можно получить на рабочем месте или в условиях учебного заведения, если проучиться еще один год. Пятилетнее высшее образование дает квалификацию «дипломированный специалист».

Если у учащегося есть тяга к научной деятельности, то после шести лет обучения он может получить степень «магистра». Это дает возможность поступить в аспирантуру и получить докторскую степень.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.

В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.

На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики.

В ноябре 2010 на заседании Президиума Правительства Российской Федерации была одобрена новая - федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы которая стала базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Далее Постановлением Правительства РФ 07 февраля 2011 года утверждена Федеральная целевая программа на 2011-2015 годы. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [13].

Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Облик современной профессиональной российской системы образования к 2020 году представляется следующим:

Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с тем будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда.

Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:

- 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов;

- 20-40 исследовательских вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники;

- 100-150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации;

- университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного).

Таким образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики.

Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры.

Возникнет новая система обеспечения студентов стипендиями, предполагающая существенное увеличение их размера при повышении адресности предоставления. Более широкое распространение получат стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для студентов из социально незащищенных слоев населения.

Радикально изменится ситуация с обеспечением студентов общежитиями, будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий [15, С. 28].

Исходя из вышесказанного в настоящее время существует двухуровневая система высшего образования – магистратура и бакалавриат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» [5] и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Для обеспечения этого развития государство должно сделать образование одной из приоритетных отраслей, осуществляя увеличение его финансирования темпами как минимум превышающими темпы роста ВВП. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность.

Если ранее инновационное развитие образования считалось в основном предметом заботы органов власти на национальном или региональном уровне, то в последние десятилетия наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. Процессы глобализации образования в мире были закреплены в ряде международных проектов и соглашений, в том числе в Лиссабонской, Сорбоннской, Болонской, Копенгагенской декларациях, а также в ряде международных интеграционных образовательных программ и проектов.

Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования и главными тенденциями его развития, являются следующие:

- достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях, использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;

- приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;

- существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;

- равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;

- информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

- расширение участия как Российской Федерации в целом, так и отдельных её регионов, а также образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.

Рассмотрение исторических аспектов развития профессионального образования в России позволяет сделать вывод о том, что непрерывность образования является одним из важнейших условий эффективности подготовки кадров. В разные периоды истории России в зависимости от экономических и социально-политических условий уделялось определенное внимание этой проблеме или ее предавали забвению.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алязова З.С. История образования // Вестник ТГПУ. Выпуск 12 (90).– Томск, 2009, - с. 100 – 104.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999 - (538 с).

3. Савельева А.Я. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. — М.: НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования, - 2002 г - 456 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998. – (394 с.).

5. Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996г. N 3. Ст. 150.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 п. 1.4.

7. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М.: Гардарики, 2008 - (526 с.).

8. Липник В.Н. Школьные реформы в России // Образование, 2006

№3, 126 с.

9. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // «AlmaMater» («Вестник высшей школы»). – 2001. — № 9. — с. 17-21

10. Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития // Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. – М.:, 2011. - № 2 - (235 с.)

11. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004, - 368 с.

12. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000г. № 41. Ст. 4089.

13. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011г. № 10. Ст. 1377

14. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность// Экология - ХХI век. - М.: Высшая школа, 2003. - Т.3, № 3. - с. 86-93

15. Семушина, Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. – М.: НИИВО, 1993 - (203 с.).

16. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ1. Конституция РФ 12 декабря 1993г.

17. Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996г. № 35. Ст. 4135.

 

Date: 2016-07-25; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию