Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общеобразовательном учреждении

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 

Ястребова А.В.,

кандидат педагогических наук, профессор,

кафедра коррекционной педагогики и спецпсихологии АПК и ПРО РФ, г. Москва

Бессонова Т.П.,

доцент,

кафедра коррекционной педагогики и спецпсихологии АПК и ПРО РФ, г. Москва

 

Психологи и педагоги общеобразователь­ных учреждений отмечают, что в после­дние годы резко снижается успеваемость уча­щихся по родному языку, растет уже второе по­коление неграмотных детей. Причины этого мно­гообразны: здоровые дети практически не рож­даются; ухудшилось нравственное здоровье под­растающего поколения; изменился психический, систематический и речевой статус детей; на со­временном этапе имеет публичное искажение русского языка в средствах массовой информа­ции. В настоящее время в школу поступает боль­шое количество учащихся с нерезко выраженны­ми недостатками слуха, зрения, познавательной деятельности, высших психических функций. У всех этих детей отмечается нарушение речевого развития первичного или вторичного генеза, что в свою очередь ведет к появлению трудностей в освоении программы школы I и II ступени.

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии с одной стороны и интеграция этих де­тей в общеобразовательную среду с другой, предъявляет все более высокие требования к ра­боте логопеда в общеобразовательном учрежде­нии. В этих условиях учитель-логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемо­сти, прежде всего по родному языку.

Логопедический пункт - структурное подраз­деление государственного, муниципального обще­образовательного учреждения. Создается в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нару­шения в развитии устной и письменной речи (пер­вичного характера) (См. «Инструктивное письмо» Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

Таким образом, логопедический пункт комп­лектуется детьми с фонетическим дефектом (изо­лированным), фонeтико-фонематическим, фонематическим и общим недоразвитием речи. Среди учащихся общеобразовательной школы встреча­ются такие дети с нарушениями строения и под­вижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия) и дети, страдающие заиканием.

Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая заложена логопеди­ческих заключениях: ­

• фонетический дефект. Имеется в виду та­кой недостаток речи, при котором дефекты про­изношения составляют изолированное наруше­ние. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (например, р - веляр­ное, увулярное; с - межзубное, боковое; ш-ж ­нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков;

• фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефек­ты произношения, трудности различения (диффе­ренциации) оппозиционных звуков, разная сте­пень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

• общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка оказывает­ся недостаточно сформированной вся система средств языка (дефекты произношения, трудно­сти различения оппозиционных звуков, количе­ственная и качественная неполноценность сло­варного запаса, недостаточная сформирован­ность грамматического строя речи), выражен­ность которых может быть различна. Такой уро­вень лингвистического недоразвития может на­блюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).

 

В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии.

Приведенные логопедические заключения характеризуют состояние устной речи, которое предопределяет появление специфических оши­бок на письме, что является вторичным проявле­нием речевого недоразвития. В данном случае логопедические заключения должны отражать причинно-следственную зависимость первично­го и вторичного дефекта, а именно: недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР; или обус­ловленные ФФН; или обусловленные фонемати­ческим недоразвитием.

В случаях сложных дефектов речи (дизарт­рия, ринолалия, алалия) логопедическое заклю­чение о недостаточной сформированности чте­ния и письма при ФФН и ОНР дополняются дан­ными о форме речевой патологии.

По итогам обследования речи на каждого уча­щегося оформляется речевая карта по форме со­гласно приложению № 2 Инструктивного пись­ма № 2 Минобразования от 14.12.2000 г. В рече­вой карте отражается уровень сформированнос­ти всех сторон речи в зависимости от речевого дефекта. Речевая карта является основой для оп­ределения сути логопедической работы с каждой категорией детей.

Кроме речевой карты основными докумен­тами для работы учителя-логопеда являются список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполня­ется после обследования речи детей), журнал для записи тем групповых и индивидуальных занятий и учета посещаемости занятий учащи­мися и ежегодный отчет, предоставляемый ру­ководителю общеобразовательного учреждения, о количестве учащихся с недостатками устной и письменной речи и результата коррекционно­го обучения (см. Приложение № 1, 4 Инструк­тивного письма).

Логопедический пункт создается в общеоб­разовательном учреждении при наличии 5-10 классов (в городской местности) и 3-8 классов (в сельской местности) 1 ступени начального об­щего образования.

Предельная наполняемость л/пункта городско­го общеобразовательного учреждения не более 25 учащихся, сельского - не более 20 учащихся на ставку учителя-логопеда (20 астрономических часов). См. Постановление Правительства РФ от 3.04.2003 г. №191 «О продолжительности рабо­чего времени (норме часов педагогической рабо­ты за ставку заработной платы) педагогических paботников образовательных учреждений».

Работа с детьми с ЗПР в логопедическом пун­кте не предусмотрена, поскольку у данной кате­гории детей дефекты речи имеют вторичный ха­рактер. Данной категории детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида, логопедическая помощь оказывается учителем­-логопедом л/пункта за дополнительную плату или логопедом, работающим только на классах VII вида. Ставка определяется из расчета 15-20 детей с дефектами речи из определенного коли­чества классов согласно Инструктивному пись­му Минобразования России от 04.09.97 г. №48 «О специфике деятельности специальных (кор­рекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и согласно Инструктивному пись­му Министерства народного образования РСФСР от 30.06.89 г. №17-154-6 «О направлении Реко­мендаций об индивидуальных и групповых кор­рекционных занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР».

Периодичность и продолжительность группо­вых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

 

Продолжительность логопедического группо­вого занятия - 40 мин., индивидуального - 20 мин.

Занятия с учащимися проводятся во внеуроч­ное время с учетом режима работы учреждения. Расписание занятий утверждается директором школы.

Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологичес­ких) к полноценному усвоению общеобразова­тельных программ, особенно по родному языку

Основное содержание коррекционной рабо­ты и современные подходы к его реализации рас­смотрим в следующем номере журнала.


<== предыдущая | следующая ==>
Философия русского зарубежья. | Плюсы и минусы реформ Ельцина в 90-е годы

Date: 2016-07-25; view: 161; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию