Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В общеобразовательном учрежденииК ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Ястребова А.В., кандидат педагогических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики и спецпсихологии АПК и ПРО РФ, г. Москва Бессонова Т.П., доцент, кафедра коррекционной педагогики и спецпсихологии АПК и ПРО РФ, г. Москва
Психологи и педагоги общеобразовательных учреждений отмечают, что в последние годы резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже второе поколение неграмотных детей. Причины этого многообразны: здоровые дети практически не рождаются; ухудшилось нравственное здоровье подрастающего поколения; изменился психический, систематический и речевой статус детей; на современном этапе имеет публичное искажение русского языка в средствах массовой информации. В настоящее время в школу поступает большое количество учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, познавательной деятельности, высших психических функций. У всех этих детей отмечается нарушение речевого развития первичного или вторичного генеза, что в свою очередь ведет к появлению трудностей в освоении программы школы I и II ступени. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии с одной стороны и интеграция этих детей в общеобразовательную среду с другой, предъявляет все более высокие требования к работе логопеда в общеобразовательном учреждении. В этих условиях учитель-логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку. Логопедический пункт - структурное подразделение государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Создается в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) (См. «Инструктивное письмо» Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). Таким образом, логопедический пункт комплектуется детьми с фонетическим дефектом (изолированным), фонeтико-фонематическим, фонематическим и общим недоразвитием речи. Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются такие дети с нарушениями строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия) и дети, страдающие заиканием. Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая заложена логопедических заключениях: • фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (например, р - велярное, увулярное; с - межзубное, боковое; ш-ж нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков; • фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова; • общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка оказывается недостаточно сформированной вся система средств языка (дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи), выраженность которых может быть различна. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).
В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии. Приведенные логопедические заключения характеризуют состояние устной речи, которое предопределяет появление специфических ошибок на письме, что является вторичным проявлением речевого недоразвития. В данном случае логопедические заключения должны отражать причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно: недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР; или обусловленные ФФН; или обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) логопедическое заключение о недостаточной сформированности чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются данными о форме речевой патологии. По итогам обследования речи на каждого учащегося оформляется речевая карта по форме согласно приложению № 2 Инструктивного письма № 2 Минобразования от 14.12.2000 г. В речевой карте отражается уровень сформированности всех сторон речи в зависимости от речевого дефекта. Речевая карта является основой для определения сути логопедической работы с каждой категорией детей. Кроме речевой карты основными документами для работы учителя-логопеда являются список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется после обследования речи детей), журнал для записи тем групповых и индивидуальных занятий и учета посещаемости занятий учащимися и ежегодный отчет, предоставляемый руководителю общеобразовательного учреждения, о количестве учащихся с недостатками устной и письменной речи и результата коррекционного обучения (см. Приложение № 1, 4 Инструктивного письма). Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии 5-10 классов (в городской местности) и 3-8 классов (в сельской местности) 1 ступени начального общего образования. Предельная наполняемость л/пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 учащихся, сельского - не более 20 учащихся на ставку учителя-логопеда (20 астрономических часов). См. Постановление Правительства РФ от 3.04.2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических paботников образовательных учреждений». Работа с детьми с ЗПР в логопедическом пункте не предусмотрена, поскольку у данной категории детей дефекты речи имеют вторичный характер. Данной категории детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида, логопедическая помощь оказывается учителем-логопедом л/пункта за дополнительную плату или логопедом, работающим только на классах VII вида. Ставка определяется из расчета 15-20 детей с дефектами речи из определенного количества классов согласно Инструктивному письму Минобразования России от 04.09.97 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и согласно Инструктивному письму Министерства народного образования РСФСР от 30.06.89 г. №17-154-6 «О направлении Рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР». Периодичность и продолжительность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Продолжительность логопедического группового занятия - 40 мин., индивидуального - 20 мин. Занятия с учащимися проводятся во внеурочное время с учетом режима работы учреждения. Расписание занятий утверждается директором школы. Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку Основное содержание коррекционной работы и современные подходы к его реализации рассмотрим в следующем номере журнала.
|