Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнерусское государство в IX—XII вв.





Блок № 1.

Древнерусское государство

в период IX – XII веков

- перечень основных знаний и умений

- опорный конспект

- краткая историческая справка

- основные термины

- основные даты

- основные персоналии

- тесты для промежуточного контроля знаний

- лабораторная работа«Русская Правда»

Основные виды знаний, умений и навыков

После изучения материалов данного блока студент должен

 

Показывать на карте

места расселения индоевропейцев, славян и их соседей,

расселение восточнославянских племенных союзов,

маршрут пути «из варяг в греки»

 

Называть

Потомков индоевропейцев

причины образования складывания крупных племенных союзов,

причины и предпосылки образования древнерусского государства,

причины, значение и последствия принятия христианства

причины междоусобных войн

 

Знать

определения основных понятий блока

основные даты периода

Характеризовать

Основные направления деятельности 1-х русских князей, Владимира Святого,

Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и других исторических деятелей периода.

 

Сравнивать

Различные точки зрения о происхождении славян, о создании государства у

восточных славян.

Деятельность первых князей и деятельность князей, при которых древнерусское

государство достигло расцвета

Анализировать

Первые своды законов на Руси

 

 

Древнерусское государство в IX—XII вв.

Обобщающий символ блока (купола собора) позволяет наглядно, в соответствии с хро­нологией, проследить подъем и упадок древнерусской государственности.

Славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Большинство ученых сегодня считают таковой часть Польши, За­падную Белоруссию и Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне болгары, сербы, хорва­ты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов) (1). В период расселения у сла­вян господствовал родоплеменной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князь ям (военным вождям) и старейшинам (2).

На Восточно-Европейской равнине до прихода славян проживали финноугорские племена (мордва, меря, мурома, мари, мещера, чудь и др.), но славянская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга — хазары (Хазарский каганат — государство с центром на Нижней Волге) (1) Значительная часть хазар приняла иудаизм. Хазары облагали восточнославянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»). Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути. Внутренняя торговля была развита слабо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византией, Закавказь­ем, Западной Европой. Вывозили меха, мед, воск, (.ремесленные изделия, ввозили предметы роскоши, вина, ткани.

 

Ведущие отрасли — сельское хозяйство и ре­месло. Основа сельского хозяйства — земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на се­вере, выращивали зерновые культуры). Скотоводство играло подсобную роль. Важное значе­ние имели охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. (24). Основным производителем был свободный крестьянин-общин­ник (смерд) со своими орудиями труда. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружейное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные — Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск) В VI-VII вв. у славян происходит процесс распада родовых отношений, возникает неравенство, на место родовой общины приходит соседская община — вервь. Пережитки первобытнообщинного строя у славян ве­че, кровная месть, язычество, народное ополчение, состоявшее из воев.

Восточные славяне были язычниками. Во главе славянских богов стоял великий Сварог— бог Все­ленной, напоминающий древнегреческого Зевса. По­читались славянами боги Солнца и ветра Даждьбоги Стрибог, бог и богини плодородия Род и рожаницы, покровитель скотоводства бог Велес, Лада – богиня семьи. В VIII-IX вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угрофинские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у вос­точных славян выдвигается бог молнии и грома Пе­рун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвига­ли идолов. Служили богам жрецы — волхвы. Культо­вые ритуалы проходили в специальных местах — капищах.(29)

Восточные славяне в VI – VIII вв. заселяли огромные пространства Восточно – европейской равнины. В первой половине IX в. складываются восточнославянские союзы племен: поляне (сред­нее течение Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словенеильменские (оз. Ильмень) и др (дреговичи, кривичи, полочане, уличи, волыняне, тиверцы, полочане, северяне, радимичи, бужане). Начинается процесс образования Древнерусского государства (ДРГ). Предпосылки: неравенство, необходимость борьбы с внешними врагами, складывание межплеменных союзов во главе с князем. Центрами объединения славянских племен в единое государство становятся Киев и Новгород. Источник знаний «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале XII века. (34)

Призвание варягов в Новгород (летописная дата 862 г.) положило начало правлению там князя Рюрика (его по­томки Рюриковичи) (3). В XVII веке возникла норманнская теория о происхождении Древнерусского государства. Её авторами были немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. Против этой теории выступал М.В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

После его смерти при малолетнем сыне Рюрик а Игоре править стал Олег (возможно, родственник Рюрика). В 882 г. он обманом захватил Киев (легендарный основатель — Кий), убил правивших там Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей (4), создав своеобразную федерацию племенных княжений.

После образования Древнерусского государства основными направлениями его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Византия являлась привлека­тельным объектом грабежа и главным торговым партнером. В 907 г. князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен оченьвыгодный для русов торговый договор (14).

После его смерти стал пра­вить Игорь. В 941 г. Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 г. Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сражения, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгодный, как договор Олега (15).

В 945 г. Игорь был убит при сборе дани с древлян - полюдья, когда затребовал ее больше обычного (5). Ввиду малолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы и порядок сбора дани (6) – «уроки» и «погосты». Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (16)

Святослав почти не занимался вопросами управления, а предпочитал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточнославянский союз племен, который был вне Древнерус­ского государства). Святослав разбил волжских булгар и Хазарию (около 965 г.) (19), ходил в по­ход на Балканский полуостров. Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной государства, они угрожали Киеву. Святослав сначала в союзе с византийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, поскольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с императором он отступил.(17) В 972 г. был убит пече­негами.

После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сна­чала победил Ярополк, по затем победу с помощью варягов одержал Владимир I. В годы его правления (980-1015) была создана система обороны от набегов («богатырские заставы», засе­ки, сигнальные костры) (20)

Политика Владимира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (18). Позже отношения Византии с Русью приобрели мирный характер. В 988 г. (30)Русь приняла крещение по византийскому образцу. Началось строительство церквей, на нужды церкви был введен новый налог – десятина.

Политика Владимира способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту её международного авторитета. После Крещения Руси в духовной культуре произошли огромные изменения. Началось распространение славянской письменности (31), созданной в IX в. в Дунайской Болгарии просветителями св. Кириллом и Мефодием (кириллица).

Владимир посадил в различные городя своих многочисленных сыновей (7). После его смерти между ними вспыхнула междоусобица. Власть в Киеве захватил Святопо лк, прозванный Окаянным за убийство своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помо­гали поляки и печенеги, победу все же одержал Ярослав, опиравшийся но помощь варягов и новгородцев (8). Правление ЯрославаМудрого (1019-1054) расцвет Древнерусского госу­дарства (9). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов — Русская Правда.(10)

Ярослав нанес печенегам решающее поражение (21). Под его руководством были возведены Софийские соборыв Киеве и Новгороде, открылись школы и библиотека. В его время основан Киево-Печерский монастырь (32), на­чалось летописание.

Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами Показателем высокого авторитета Древнерусского государства было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии (23).

В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона) (33). Крупнейший летописный свод Древней Руси «Повесть временных лет» возник в началеXII в. (автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор) (34).

По завещанию Ярослава его государство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусобицам. В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава (10) «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив соци­альное неравенство и отменив обычай кровной мести. При Ярославичах в приграничной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В 1097 г. на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (11). Его участники постановили «Каждый держит отчину свою». На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Всеволодович Мономах (вел.киевский князь в 1113 - 1125 гг., по матери внук императора Византии Константина Мономаха) (12). Он заслужил большой авторитет и как организатор борьбы с половцами, и как противник княжеских междоусобиц, справедливый правитель (свои взгляды он выразил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на киевский престол в нарушение порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. Однако вскоре после смерти Владимира Мономаха Древнерусское государство окончательно распалось (1132) (13).

В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине пришла соседская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период существования Древнерусского государства идет процесс становления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп — феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян, которых принуждают нести в пользу феодалов различные повинности, (барщина — работа на поле и в хозяйстве феодала и оброк — выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи (варяжского и славянского происхождения). Князья жаловали земельные владения (вотчины) сво­им дружинникам, церкви. Князь опирался на дружи­ну: «старшую» — бояр и «младшую» (27). Появляются феодальные владения - вотчины, крупные земельные владения зависимыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28). Крестьяне жили общинами (верви). Среди них уменьшалось число свободных и рослочисло зависимых. Русская Правда (главный источник по общественным отношениям в Древнерусском государстве) называет различные категории зависимого населения, но их положение неясно. Видимо, холопы — это рабы, закупы — работающие за долг («купу»), рядовичи _- работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.

Эволюция общественных отношений нашла отражение в Русской Правде. Правда Ярослава ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, определила круг наказуемых преступлений. Правда Ярославичей заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных категорий населения. «Устав Владимира Мономаха» урегулировал взимание ростовщического процента.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 1279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию