Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания





1. Составьте план изучения коллектива классным руководителем на первом этапе его работы.

2. Отберите «срезовые» методики для изучения результатов воспитательной работы классного руководителя.

3. Составьте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся по следующим направлениям:

- нравственному воспитанию;

- формированию культуры поведения учащихся;

- пропаганде здорового образа жизни;

- формированию культуры общения;

- подготовке учащихся к сознательному выбору профессии;

- формированию культуры умственного труда и др.

4. Разработайте план подготовки и проведения классного часа классного руководителя по одной из тем.

5. Составьте перечень возможных форм и приемов проведения часа классного руководителя по одной из тем.

6. Покажите изменения форм, методов и приемов при проведении классного часа по одной из тем в зависимости от возраста.

7. Составьте советы классному руководителю по взаимодействию с родителями детей.

8. Разработайте план подготовки коллективного анализа в классном коллективе:

9. а) за учебный год с участием детей;

10. б) за учебный год с участием детей, родителей и учителей;

11. в) по решению конкретной проблемы с участием детей, родителей, педагогов.

12. Составьте план подготовки и проведения коллективного планирования в классном коллективе.

13. а) на учебный год с участием детей;

14. б) на учебный год с участием родителей и детей.

15. Составьте примерный план воспитательной работы классного руководителя на 1-ую четверть, указав возраст учащихся.

 

Рекомендуемая литература

1. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2011.

2. Газман О.С. Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1992.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М., 2011.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - 2-ое изд. - М., 2011.

5. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М., 2000.

6. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001.

7. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н.Степанова и др. - М., 2011.

8. Перспективное планирование в школе и классе / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М., 2012.

9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М., 2000.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - 10-е изд., перераб. - М., 2011. - С.461-467.

11. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. - М., 2000.

 

 

14. Особенности воспитательного

процесса в различных институтах

воспитания

 

«Для эффективной подготовки к жизни ре­бенок нуждается в богатой окружающей среде, помогающей ему «на ощупь» позна­вать мир».

С.Френе [95]

14.1. Воспитательный процесс в сельской школе

Сельская школа - особый тип образовательного учреждения. Условно можно выделить три основных варианта функционирования сельской школы.

В первом случае - это обычная полная школа, отличающаяся от городской тем, что она расположена в сельской местности и учащиеся живут в расположенных рядом населенных пунктах и ежедневно приходят или приезжают на занятия.

Второй вариант - сельская школа-интернат, однако данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано прежде всего с тем, что в народной педагогике большое внимание уделяют семейному воспитанию, и проживание детей в течение долгого времени без родителей противоречит традициям воспитания. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание, хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.

Третий вариант - малочисленная школа. Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности. Сельская малочисленная школа - это образовательное учреждение, удаленное от культурных и научных центров, где обучаются менее ста учащихся, один учитель преподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет специфика сельского социума, которая проявляется в следующем.

Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна по сравнению с городской. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние детей, не учитывать которое в процессе воспитания было бы ошибочно.

На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, особое отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

Опыт общения детей ограничен их численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, малое количество кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены.

Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой - сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы многих сельских школ отражается ее малочисленность. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60-70% от общего числа школ на селе. Малочисленность имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий друг друга, отношений в семьях способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

Педагогическая работа в сельской школе должна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.

Воспитание хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села возможно при организации следующих направлений работы:

- включение учащихся в производительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;

- укрепление здоровья учащихся и учителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;

- распространение и освоение опыта ведения фермерских хозяйств, освоение экономических знаний, современных производственных технологий на селе;

- участие школьников в коммерческой деятельности;

- создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;

- организация целенаправленной профориентационной работы.

Учитывая проблемы и достоинства сельской школы, можно определить специфические идеи, реализация которых может обеспечить результативность воспитательной работы.

Важной идеей является организация сотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе по случаю важных проблем, проведения праздников. В условиях сельской школы особенно эффективно использование методик коллективной творческой деятельности для организации совместной работы учащихся и родителей.

Идея расширения связей учащихся с окружающим миром обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, бедностью и ограниченностью общения в условиях малочисленной школы.

Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставляет ребенку возможность осуществлять социальные пробы.

Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей.

Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной воспитательной работы и т.д. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами.

Идея педагогизации социального окружения является продолжением основополагающей идеи взаимодействия школы и социума. Существует, по меньшей мере, две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияний среды; с другой стороны, сельской школе, особенно малочисленной, трудно в одиночку решать задачи воспитания. Школа стремится включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешность их социализации и повышая качество образования. Учащихся необходимо не только информировать о проблемах окружающей среды, но и активно вовлекать в процесс их решения.

Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Путем педагогизации возможно совершенствование содержания воспитания, обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащихся в среде, обновление форм работы.

Возможны следующие пути педагогизации социального окружения школы:

- включение в систему работы школы общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т.д.) и производительного труда;

- освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;

- использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, установление связей с другими школами и т.п.);

- организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;

- использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);

- создание школьных научных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьниками газеты, радиогазеты о событиях села и школы и др.

Важным средством педагогизации среды и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.

Целесообразно организовывать социально-педагогические комплексы, когда на территории сельского социума создается единая база воспитания детей разного возраста и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств.

Идея взаимодействия детей разного возраста обусловлена тем, что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение ряда занятий, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучается часто меньше 10 человек. Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает:

- более широкие возможности для овладения учащимися культурными ценностями;

- успешность освоения школьниками различных социальных ролей;

- преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших детей;

- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по самым разным причинам в группе сверстников;

- подготовку к социальной самозащите, предполагающей обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;

- преодоление психологической депривации сельского ребенка.

Взаимодействие школьников разного возраста обеспечивает их взаимное обогащение и овладение старшими социальными ролями взрослого; приобретение опыта ответственности за других; освоение навыков организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса. Разновозрастные связи создают благоприятные условия для актуализации и развития тех качеств личности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и не получили бы возможности для проявления, а также обеспечивают гуманизацию отношений между детьми. Полученные навыки помогут сегодняшнему ученику в будущей взрослой жизни легко и свободно самому изменяться в постоянно меняющемся мире на основе применения приобретенного опыта.

Организовать разновозрастное взаимодействие в сельской школе гораздо легче, чем в городской. Компактное проживание учащихся в небольших населенных пунктах, корпоративность отношений по родственному признаку ведут к тому, что такой тип взаимодействия формируется не только в школе, но и за ее пределами. Он воспринимается школьниками как вполне естественный и служит основой для развития дружеских, товарищеских отношений среди детей разного возраста.

Изучение состояния организации воспитательного процесса в малочисленных школах показало, что чаще всего взаимодействие учащихся разного возраста носит стихийный и нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность взаимодействия. В связи с этим необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, способы организации разновозрастных контактов в учебной и внеучебной работе, определить средства, стимулирующие взаимодействие детей разного возраста. При организации воспитательной работы в сельских школах естественным образом возникают разновозрастные объединения.

В школе могут формироваться объединения с относительно постоянным составом школьников, а также временные группы. В одних видах деятельности возникают объединения, состоящие из всех учащихся школы, в других – из представителей нескольких классов. В одни объединения входят педагоги, учащиеся и родители, в другие – только школьники. Сама школа представляет собой реально действующий разновозрастной коллектив.

Временные и постоянные разновозрастные группы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как в условиях малочисленной школы нецелесообразно, педагогически неэффективно проведение некоторых уроков по классам (по физкультуре, труду, музыке). Возможно проведение разновозрастных занятий и по другим предметам. Основанием для таких уроков может быть изучение одинаковой темы, но на разном уровне сложности в старших и младших классах.

Разновозрастные занятия имеют большой воспитательный и образовательный потенциал. В малочисленной школе они являются естественными и педагогически целесообразными, соответствуют потребностям детей в расширении контактов и разнообразии форм учебной деятельности, обеспечивают психологическую защищенность ребенка. Такие занятия повышают активность старших и младших учащихся, положительно изменяют мотивацию учения. В то же время появляется возможность для младших более глубоко освоить материал, а старшим в активной позиции повторить и закрепить ранее изученный.

Для решения комплекса воспитательных задач во внеучебное время целесообразно создание разновозрастных групп с относительно постоянным составом. По существу, они могут стать первичными коллективами, которые сейчас в некоторых школах называют содружествами. При формировании этих объединений учитываются желания детей, особенности их контактов, место жительства. Целесообразно предусмотреть в таком разновозрастном коллективе наличие лидера, способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшими и младшими. Содружества могут выполнять по очереди повседневную работу в школе (чередование традиционных поручений), готовиться к общешкольным делам, организовать взаимопомощь в учебе.

Наряду с содружествами могут формироваться относительно постоянные по составу объединения для выполнения конкретной систематической работы, например, различные трудовые объединения, где осуществляется распределение обязанностей и ролей с учетом возможностей детей разного возраста.

Большим воспитательным потенциалом располагают объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы. Некоторые из них в малочисленной школе могут объединять почти всех учащихся, а также педагогов и родителей.

Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел: творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления.

В ряде случаев могут быть сформированы сводные отряды для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков (ремонт мебели, оказание помощи детскому саду в благоустройстве, подготовка поздравлений и т.п.).

Таким образом, в малочисленной школе в зависимости от характера деятельности, в которую включаются дети, могут формироваться разновозрастные объединения. В целях развития личности, включения ее в систему социальных проб, постепенного расширения и обогащения сферы ее общения и социальных связей полезно предусмотреть вхождение детей в разнообразные постоянные и временные объединения. Вопрос об их создании и способе формирования решают сами участники педагогического процесса, и прежде всего учащиеся.

Особенностью организации воспитательного процесса в сельской школе является возможность более гибкого построения режима работы школы, стирание резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, например, проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у костра, на берегу реки.

В условиях села труднее реализовывать вариативность построения воспитательной работы и создавать условия для свободного выбора занятий, форм досуговой деятельности. Как правило, в небольшой сельской школе создаются 1-2 коллектива клубного типа, в котором занимаются почти все учащиеся. Выбор не так разнообразен, но в рамках одного объединения можно обеспечить выбор детьми ролей, контактных групп, форм участия в делах объединения. Хорошее знание особенностей детей и их контактов позволяет создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого ученика в процессе подготовки и проведения различных дел, возможности для выбора видов, форм деятельности, позиций, временных объединений и контактных групп.

Чтобы расширить образовательное пространство ребенка, дать ему возможность выбирать, принимать самостоятельные решения, в сельских школах целесообразно проводить Дни свободного выбора и творчества, которые обычно включают следующее: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности.

Целесообразно привлечение к проведению уроков по выбору, занятий по интересам местных и районных специалистов, родителей. Сценарии таких дней, как правило, разрабатываются педагогами и учащимися. Они разнообразят школьную жизнь, снимают напряженность от повседневной жестко заданной организации, раскрепощают детей.

У малочисленной школы очень важное, завидное для большинства школ преимущество, позволяющее коллективно, с участием всех учащихся и педагогов, а также родителей решать многие вопросы на общешкольном собрании, которое является важным средством развития самоуправления. Все учащиеся школы могут собраться и оперативно решить возникающие проблемы.

Очень быстро и увлеченно сельские дети включаются в игры, с удовольствием участвует в их создании. Привлекает учащихся сельских школ деятельность детских общественных организаций.

Важное место в ФГОС общего образования отводится внеурочной деятельности детей. Какие модели могут стать ориентиром при организации внеурочной деятельности сельских школьников?

Выбор моделей зависит от условий школы и социума. Сельские школы и их социальное окружение очень разные, и поэтому при построении внеурочной деятельности могут быть использованы разные модели. Выделим наиболее типичные условия и соответствующие им модели организации внеурочной деятельности детей в сельских учреждениях.

Школа районного центра, где имеются культурные и спортивные учреждения, ПУ, действующие предприятия и другие школы. Таких сельских школ немного и у них есть возможность ориентироваться на модели с высоким уровнем интеграционных процессов и связи с окружающей средой. Школы такого типа близки по условиям финансирования и материальным возможностям к городским и могут выбирать те модели, где возможно привлечение специалистов к организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, организации кружков на базе этих учреждений.

Школа поселковая, где есть действующий спортивно-оздоровительный или культурный центр и можно привлекать специалистов этих учреждений и использовать их базу. В этом и предыдущем случае могут быть созданы школа полного дня, школа-комплекс, школа-клуб и др.

Школа сельская малочисленная, как правило, удаленная от районных и культурных центров. Здесь существуют особые проблемы в организации внеурочной деятельности детей, связанные с отсутствием специальной базы и педагогов дополнительного образования. Поэтому школа ощущает потребность в поиске вариантов организации внеурочной деятельности, не рассчитывая на дополнительное финансирование и используя имеющиеся ресурсы. В связи с этим можно предложить еще несколько вариантов организации внеурочной деятельности на селе, тем более что имеется реальный опыт такой работы.

Первый вариант - создание ресурсного центра на базе одной из сельских школ для организации внеурочной деятельности учащихся нескольких близлежащих школ, где отсутствуют кадровые и материальные возможности для полноценной воспитательной работы, дополнительного образования детей.

Второй вариант – организация внеурочной деятельности в ассоциации сельских школ по единой программе: на базе опорной школы или на базе всех школ в зависимости от ресурсов каждой школы и ее социума.

Эти два варианты возможны, если школы находятся на небольшом расстоянии друг от друга и уже существует опыт совместной работы нескольких школ.

Третий вариант.Существует достаточно много школ, удаленных от культурно-образовательных центров, других школ и вынужденных рассчитывать только на собственные возможности - привлекать к организации внеурочной деятельности родителей и жителей. Как правило, это малочисленные школы, где трудится около десятка учителей, нет специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности. В этом случае также возможны различные варианты построения внеурочной деятельности детей:

- проведение различных общешкольных дел, охватывающих всех детей и предоставляющих школьникам возможность участвовать в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;

- создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно, и жителей совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности (например, театр, творческий коллектив народного танца и песни, экологический клуб и т.п.);

- проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей;

- создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;

- организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители.

Каждая сельская школа, выстраивая внеурочную деятельность, ориентируется на те модели, которые отражают решение конкретных задач и соответствуют условиям. При этом следует отметить важность сетевого взаимодействия различных учреждений при организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Поскольку центром всей воспитательной работы на селе является школа, то возможности педагогического влияния на детей, включения их в социально значимую деятельность выше, чем в городской. В связи с этим возрастает ответственность педагогов за результаты своего труда. Поэтому, вероятно, хорошие сельские школы отличаются традициями, имеют свое лицо. Здесь ярче просматривается зависимость психологической атмосферы в школьном коллективе от отношений педагогов, их профессионализма. Школа в значительной мере определяет культуру села, его будущее.

Обеспечение качества и доступности образования сельского ребенка, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, сокращение числа учащихся требуют развития образовательного пространства на селе, которое связано с реструктуризацией сети сельских школ. Реструктуризация — это не самоцель, это способ создания эффективной структуры, способной обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому сельскому ученику, удовлетворить его образовательные потребности.

 

14. 2. Организация воспитательной работы

в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

 

По различным причинам в России увеличивается число детей, проблемы жизни и образования которых вынуждены решать государственные и общественные организации.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, или «социальные сироты» - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.[96] В этом определении указываются причины, по которым родители лишаются права воспитания собственных детей.

Современная практика социальной защиты детей-сирот представлена разнообразными формами устройства: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, помещение в учреждение. Безусловно, семейные формы устройства являются приоритетными и наиболее благоприятными для развития осиротевшего ребенка.

Среди многочисленных типов учреждений для детей-сирот в нашей стране наиболее распространенными являются детские дома, школы-интернаты и приюты.

Детские дома – воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[97] Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Школа-интернат - общеобразовательное учреждение для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье.[98] Существует несколько типов интернатных учреждений: общего типа – для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторного типа – для детей, страдающих различными заболеваниями; специальные - для имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, препятствующие обучению в обычной школе. В общеобразовательную школу-интернат принимаются дети одиноких матерей, из многодетных семей, родителей с тяжелыми хроническими заболеваниями и т.п.

Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей. Цель данного учреждения - устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты – возвращение в семью, усыновление, установление опекунов и пр. Их функции – обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками.[99] Приюты действуют как открытые учреждения, они принимают социально дезадаптированного ребенка независимо от наличия у него документов, ребенок сам может попросить убежища в приюте.

Социальное становление детей-сирот в учреждениях идет по особому пути, который можно охарактеризовать как защитный. Выделяются следующие особенности детей, воспитывающихся в учреждениях:

- отставание в развитии практически всех сфер: умственной, физической, волевой и др.;

- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоцио­нальная поверхностность, черствость;

- повышенная склонность к страхам, тревожности и агрессии;

- неадекватная самооценка, негативная я-концепция;

- неспособность устанавливать длительные прочные отношения;

- выраженная зави­симость от взрослого;

- неспособность принимать решения, нести ответственность за выбор, доби­ваться цели и планировать свою жизнь;

- склонность к социальному иждивенчеству, проявлению инфантилизма и эгоцентризма;

- ситуативное проживание жизни, часто жизненный опыт не присваивается;

- трудности с самоидентификацией, половой принадлежностью;

- низкий уровень развития коммуникабельности, склонность к обо­соблению (фе­номен «детдомовского «мы»).

Эти особенности обусловлены рядом факторов, главным из которых является депривация, под которой понимается «психическое состояние, возникающее в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важ­ные потребности».[100] Лишение ребенка необходимых источников, влияющих на его развитие, имеет пагубные и необратимые последствия. Дети попадают в учреждения, пережив разные жизненные ситуации, кото­рые привели их к сиротству: смерть родителей, их алкоголизм, сексуальное или физическое насилие, оскорбления и унижения. Психологические травмы, кото­рые переживают дети, оставляют неизгладимый след на психике ребенка и, следовательно, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие.

На социализацию детей-сирот оказывают влияние институциональные фак­торы, которые выражаются в изменении характера социального влияния детского коллектива. Необходимо подчеркнуть, что условия орга­низации жизнедеятельности в учреждениях (общие спальни, игровые, столовая; режим, отсутствие личного пространства и др.) оказывают существенное влия­ние на специфику развития детей-сирот. Сама система организации жизни в уч­реждении предусматри­вает, чтобы дети не принимали в ней участия: не вклю­чались в приготовление пищи, не убирали за собой, не ходили в магазины и пр.

И, наконец, педагогический фактор — профессиональная позиция педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с ребенком и детским коллективом. То, как организуется жизнь в детском коллективе, кто опре­деляет цели общей деятельности, какую позицию занимает взрослый, какое общественное мнение и традиции есть в коллективе, становится крайне важным в социальном становлении детей-сирот.

Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации.

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;

б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

в) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривациии, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – «утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Молодой человек, получивший образование в детском доме или школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.

Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами являются: опора на потенциалы каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей в детских домах и интернатах должна строиться по принципу «сделай себя сам».

Основной целью педагога, работающего с детьми-сиротами, является формирование самостоятельной зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции).

Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях детского дома обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации.

Необходимо обеспечить вариативность организации работы с детьми, что предусматривает учет и развитие индивидуальных вкусов и предпочтений, создание условий для выбора детьми форм, ролей участия в жизни детского дома.

Особого внимания требует организация личного пространства ребенка, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. Важно обеспечить индивидуальный темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

Решение воспитательных и организационно-педагогических проблем в детском доме зависит от характера взаимодействия педагогов и детей и, прежде всего, сформированности правильной профессиональной позиции воспитателей, которая характеризуется следующими признаками:

- ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;

- у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;

- воспитатель должен обладать способностью отвечать вариативностью телесных и словесных реакций на разнообразие детских проявлений;

- педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Личностная позиция, проявляющаяся в опеке и стремлении заменить родителей, делает воспитанников несамостоятельными.

Положительное влияние на взаимоотношения детей оказывает организация совместной деятельности старших и младших детей. В учреждениях интернатного типа, как и в малочисленной сельской школе, взаимодействие детей разного возраста является вполне естественным. Оно возникает стихийно, инициируется самими детьми или организуется педагогами.

Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются клубные объединения. Целесообразно обеспечить связь этих объединений с внешней средой, привлечь к их деятельности детей из семей. Чем разнообразнее связи воспитанников вне детского дома, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом детском доме.

Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов: жестко однополых группировок; неумения строить межполовые коммуникации, отсутствия юношеского романтизма и неприятия нравственных норм отношений юношей и девушек; недостатка проявлений феминности (женственности) у девушек и мускулинности (мужественности) у мальчиков; раннего начала половой жизни у девочек, гомосексуальных проявлений у мальчиков. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой индентификации), личный пример, беседы, тренинги. Особое значение имеет принятие правил отношений мальчиков и девочек в детском доме, которые должны вырабатываться и приниматься самими детьми путем совместного обсуждения.

Большое значение имеет воспитательная работа по формированию отношения детей к кровным родителям. Педагогу нужно помнить, что в становления самосознания ребенка огромную роль играет тот образ родителей, который он создал. В сознании ребенка этот образ ассоцииру­ется с чем-то интимно-личностным, идеальным и неприкосновенным. Память о родителях и мечты о встрече с родной семьей являются самыми значимыми в развитии ребенка. Поиск родителей, стремление ребенка найти свои корни, частые побеги к ним - все это сопряжено с ответами на главные вопросы, которые постоянно волнуют детей: «Кто мои родители? Похож ли я на них? Почему они меня бросили?» Установлено, что для детей-сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я плохой, поэтому меня бросили), трансформирующееся в чувство обиды (они плохие, потому что меня бросили). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме (я живу в детском доме, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.

Побеги к родителям, которых лишили родительских прав, - сигнал о том, что представления детей далеки от реальности, что у них в сознании живет надежда на воссоединение, идет своеобразная проверка тех доводов, о которых ему твердят взрослые или которые он придумал сам.

Специалисту надо иметь в виду и тот очевидный факт, что выпускник дет­ского учреждения должен возвращаться по месту своей прописки, то есть в ту среду, из которой его когда-то изъяли, к своим кровным родителям. Известно также и то, что многие выпускники так или иначе повторяют путь своих родителей. По­этому для специалистов, работающих с социальными сиротами, становится крайне важным не только выработать у ребенка правильную установку по отношению к своим родителям, которая адекватно (без ненависти и излишней идеализации) отра­жала бы реальное состояние проблемы, но и подготовить его к встрече с этой реальностью.

Педагогический коллектив детского учреждения должен стремиться к выра­ботке единой стратегии по отношению к родителям, тем более что большин­ство детей их имеет. Необходимо готовить выпускников к встрече с родите­лями, акцент при этом должен быть сделан на его личностных ресурсах, на том, что ему можно рассчитывать только на себя и уметь противостоять пагубному влиянию. Такая работа становится жизненно необходимой для будущего соци­альных сирот.

Роль родственников ребенка в процессе взаимодействия с детским домом должна оговариваться заранее, но, как правило, она не является заместительной, то есть не заменяет родительские функции. Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с которыми детский дом также может поддерживать доброжелательную, информативную связь. Ребенок может ходить к ним в гости, приезжать на каникулы, писать письма, звонить и т.д. Эта связь оказывает на ребенка воспитывающее влияние и является важным фактором социализации, так как он извлекает из нее информацию о семье: роли отца и матери, распределение обязанностей, месте детей в семье и многое другое, что необходимо знать воспитаннику при создании своей семьи.

Особого внимания педагогов детских домов требует развитие взаимодействия со школой, где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в разные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, деятельности этих школ, обогащать тем самым опыт своего детского дома. Педагогам этих учреждений необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, детского дома, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей. Целесообразно проведение совместных педконсилиумов, педсоветов с участием воспитателей детских домов и интернатов, учителей, педагогов школ, работающих с воспитанниками.

Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей. Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия, походы, поездки в другие районы, регионы страны, а также временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от детского дома традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире.

Открытость детского дома местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему детского дома, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности.

В заключение можно выделить общие рекомендации по организации взаимодействия с воспитанниками интернатных учреждений:

1. принимать ребенка-сироту таким, какой он есть, быть «на стороне ребенка», не пытаться сравнивать его с другими детьми;

2. каждый ребенок из детского дома имеет большой творческий потенциал, педагогу нужно создать условия для его проявления;

3. использовать индивидуальный подход к каждому, лучше не предъявлять требований группе детей («детдомовское «мы»);

4. сотрудничать с лидером;

5. привлекать воспитанников к организации дел, а не к участию, ставить в активную позицию;

6. при организации дел четко распределять между детьми функции, распределять обязанности, создавать «поле ответственности»;

7. при организации деятельности обозначать конкретные результаты и разъяснять детям их полезность;

8. дети не любят перемен, изменений, новшеств, поэтому предлагать идеи лучше опосредованно (через лидера, других детей), через совместное целеполагание;

9. доминирующими методами воспитательной работы являются: индивидуальная беседа, просьба о помощи, авансирование доверием, поручение, использование косвенных и опосредованных требований, переключение внимания;

10. при выборе содержания и форм организации воспитательной работы предпочтительны те, которые способствовали бы развитию субъектности ребенка, например, формы, связанные с включением детей в трудовую деятельность, самообслуживанием и самоорганизацией; проекты «Школа выживания», веревочные тренинги, экспедиции (семейно-этнографические, краеведческие, военно-патриотические); волонтерская работа (оказание помощи нуждающимся людям: престарелым, инвалидам, одиноким людям, животным) и др.


Date: 2016-07-25; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию