Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классного руководителя





Общий ход планирования работы классного руководителя можно представить тремя этапами:

- составление педагогом проекта плана (его контуров);

- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагогов, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей);

- внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

При планированииработы классному руководителю необходимо учитывать следующее:

- достижение метапредметных и личностных результатов детей;

- положения ФГОС общего образования об организации внеурочной деятельности школьников;

- результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе анализа;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- педагогические и методические рекомендации по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности родителей, общественности;

- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью вы­дающихся людей;

- традиции школы, классного коллектива;

- дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

- планы школьного коллектива;

- предыдущие планы классного коллектива и классного ру­ководителя.

Необходимо различатьпланы работы педагогов, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отражаются позиция классного руководителя по отношению к этим делам, их роль в подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т.п.

Классный руководитель может составлять различные планы:

- план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;

- план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например, по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;

- план подготовки и проведения дела (родительское собрание);

- план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т.п.

- план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются сле­дующие разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

- задачи вытекают из анализа работы;

- задачи отличаются от задач предыдущего года;

- задачи конкретны и реальны для выполнения;

- задачи пронизывают всю планируемую работу с учащимися и ро­дителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Разделы плана, направления работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, например, в 8-11 классах важным и необходимым разделом плана является профориентационная работа.

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников педагогического процесса.

Одна из форм, используемых в практике классными руководителями, предлагается в таблице. Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения.

В условиях ФГОС особенно важно составлять планы индивидуальной работы с учащимися, если классный воспитатель предусматривает педагогическое сопровождение каждого ребенка и его семьи.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что это процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются.

Таблица 10

 

РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Направление работы классного руководителя Организация деятельности детского коллектива Взаимодействие с родителями, семьей Взаимодействие с педагогами, специалистами, общественностью
Неделя
Общение            
Здоровье          
Учение            
Досуг            

 

Итог, показатель эффективности планирования деятельности классного руководителя можно кратко выразить следующим образом: школьни­ки включили в план то, что им хотелось, но захотели они то, что считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами? Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы:

1. предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможные варианты идей и замыслов;

2. выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

3. встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

4. создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

5. выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

6. включение (внедрение) классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп;

7. конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

8. обобщение и интеграция классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

9. подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

10. проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

11. чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

12. анализ проделанной работы, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах уча­щиеся и родители выходят на нужную идею.

Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен и доступен всем учащимся. Он может представлять собой план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Планирование работы классного руководителя предусматривает организацию ак­тивной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами.

1.Коллективный анализ и целеполагание воспитательной работы с привлечением родителей, учащихся, учителей класса. Коллективный анализ можно проводить в две стадии. Первый этап — обсуждение жизни класса в целом. Например, участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:

- Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что полезного сделали учащиеся нашего класса для школы, других людей?

- Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?

- Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

- С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?

- Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

Вторая стадия включает обсуждение отдельных проблем, направлений работы в классе. С этой целью создаются временные проблемные группы, предметом обсуждения которых, например, может стать:

- организация дежурства в классе;

- участие в общешкольных делах;

- развитие ученического самоуправления и т.п.

Направления работы, которые обсуждаются в период анализа работы за учебный год, определяются классным руководителем, детьми и родителями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах может проходить по следующим вопросам:

- Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?

- Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?

- Над решением каких вопросов необходимо работать в следующем году?

Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенных приемов сбора информации, характеризующих итоги работы классного руководителя, педагогов, коллектива детей и родителей. Так, детям может быть предложено выполнение творческих заданий:

а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;

б) показать фрагмент удавшегося в этом году дела, дружескую пародию на него;

в) с помощью имитации различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»;

г) подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т.д.;

д) продолжить фразу «Если б я был классным руководителем, то...» и пр.

На родительском собрании можно обсудить такие вопросы: что нового и интересного появилось в классе в этом году? Над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следует обратить внимание в следующем году? Что классному руководителю удалось в работе с родителями? Как целесообразно организовать работу с ними в следующем году? Как привлечь родителей к воспитательной работе в классе?

Необходимо продумать сбор и обработку информации в ходе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения или создать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллективной мыслительной деятельности. К обработке материалов можно привлечь актив учащихся и родителей.

На подробный анализ работы в классе не нужно жалеть времени: как показывает опыт, это всегда окупается положитель­ным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса. Понимающие это классные руководители отводят подведению итогов работы, анализу организации жизни класса почти всю после­днюю четверть учебного года. Формы коллективного анализа жизни класса в этом случае могут быть разнообразными. Иногда полезно использовать игровые и соревновательные элементы, которые стимулируют активность и развивают творчество детей.

Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим учащимся определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. В воспитательных целях было бы полезно проводить анализ как коллективное творческое дело, которое создается всеми его участниками.

Естественно, методика работы педагога по организации аналитической деятельности в коллективе зависит от многих условий, и прежде всего от опыта и возраста участников работы.

2.Оформление итогов анализа классным руководителем, моделирование системы задач на следующий год. Целесообразно завершить анализ написанием текста, чтобы осмыслить все материалы, выделить, зафиксировать главные моменты, выводы, определить перспективы работы. С этим текстом важно ознакомить педагогов, работающих в коллективе, опереться на него при целеполагании и планировании.

3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач.

4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организо­ванное классным руководителем.

· Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.

· Сбор предложений в план работы:

- поиск творческими группами полезных дел (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотрудничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные с родителями дела);

- конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим по результатам «разведки»;

- анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему, какие дела сплотят, сдружат наш коллектив, кому и как может принести пользу, радость наш коллектив);

- предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.

· Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение)

· Игра «Интерес». Этапы игры:

- предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

- дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои ув­лечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;

- учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама свое­го любимого занятия);

- каждая группа составляет план работы, действий с целью пропаганды своего занятия и привлечения к нему одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;

- группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений и отбор идей в план работы классного коллек­тива.

· Обсуждение содержания, форм работы с родителями и детьми на родительском собрании.

· Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей.

· Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.

· Знакомство с проектом плана всего коллектива, учителей класса.

· Сбор-старт по планированию работы коллектива:

- сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел активом класса;

- коллективное обсуждение задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);

- обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): зас­лушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;

- выбор ответственных за проведение дел;

- выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.

Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогического мастерства учителя.

5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение коррективов с учетом материалов коллективного планирования.

Подводя итог данной главы,подчеркнем, что деятельность классного руководителя многофункциональна, многогранна, многоаспектна, являясь при этом чрезвычайно ответственной и творческой, требующей самоотверженной любви к каждому ребенку.

 

Вопросы для повторения

1. Чем обусловлена вариативность деятельности классного руководителя? Подтвердите свои суждения примерами.

2. Сформулируйте цель и приоритетные задачи воспитательной работы классного руководителя.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь функций классного руководителя.

4. Назовите основные направления деятельности классного руководителя.

5. Как организовать планирование воспитательной работы классного руководителя на учебный год?

6. Почему необходимо взаимодействие классного руководителя и родителей?

7. Какими положениями необходимо руководствоваться классному руководителю, взаимодействуя с семьей?

8. С кем и как взаимодействует классный руководитель в педагогическом коллективе?

9. Как определяется тематика классных часов?

10. Каковы функции классного часа? Подтвердите конкретным примером.

11. Как подготовить и провести классный час?

 

Date: 2016-07-25; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию