Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Производственная структура предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Понятие производственной структуры предприятия и основные факторы, ее определяющие, критерии выбора. Классификация основных цехов по стадиям изготовления готового продукта. Производственная структура предприятия нефтегазодобывающей промышленности. 15) Экономическая сущность износа основных фондов заключается в постепенной утрате ими своей стоимости с соответствующим перенесением этой стоимости на вновь созданный продукт.
Рисунок 4.1. Метод линейной амортизации. (рисунок опущен) Сумма амортизации по каждому объекту основных фондов может быть рассчитана по формуле: Основные фонды Балансовая стоимость Остаточная стоимость
Амортизационные отчисления Капитальные Фонд развития производства Амортизационные
16) В национальной статистике по мере развития рыночных отношений сложились новые понятия в трактовке категорий рынка труда и характеристике его сущности. Новым в политике занятости является формирование конкурентоспособности всех групп экономически активного населения как основы обеспечения мобильности и приспособляемости наемных работников и предпринимателей к изменениям рыночной конъюнктуры. Опыт свидетельствует о невозможности обеспечения полной занятости и неизбежности существования безработицы в рыночной экономике. Государство в условиях социальной рыночной экономики должно активно участвовать в регламентации правил функционирования рынка труда и предпринимательской деятельности, социальной защиты населения от угрозы безработицы, определении мер по содействию занятости трудоспособного населения. По данным Госкомстата России, численность безработных в 2000 г. составила 9 % экономически активного населения (по расчетам Института труда уровень безработицы - в полтора раза выше). В период с 2001 по 2005 г.г. наблюдается снижение уровня безработных с 9 % до 7,7 %. Регрессивный характер этого показателя не отражает истинного положения дел в области занятости населения, так как не учитывает скрытую безработицу, т.е. число людей, против своей воли находящихся полностью (или частично) в неоплачиваемом отпуске. Абсолютный показатель общей численности безработных - 6 млн. чел. на начало 2005 года подтверждает сложность ситуации на российском рынке труда. Анализ аналогичных показателей по данным территориальных органов государственной статистики по Белгородской и Воронежской областям показывает, что увеличение численности экономически активного населения в 2000-2005 г.г. произошло на 1%, в то же время число безработных увеличилось более, чем в 2 раза. В условиях рыночной экономики нет механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость трудоспособного населения, поэтому требуется целенаправленное регулирование рынка труда со стороны государства. В условиях становления рыночных отношений административные методы регулирования труда должны быть заменены договорными отношениями между субъектами социально-трудовых отношений. На практике возникли лишь отдельные звенья регулирования, адекватные рыночной экономике, появились службы занятости и миграции, негосударственные формы страхования, начали использоваться контракты для регулирования трудовых отношений и т.д. Одной из важных проблем в сфере трудовых отношений является резко возросшая дифференциация оплаты труда. Так, росту дифференциации оплаты труда служило хроническое отставание темпов роста номинальной заработной платы в бюджетной сфере от средней заработной платы по стране. При этом сложилась тенденция роста численности работников бюджетной сферы, не подкрепленной необходимым финансированием. Другим фактором, способствующим росту дифференциации заработной платы и поддержанию избыточной занятости, явился сравнительно низкий размер минимальной заработной платы по сравнению с величиной прожиточного минимума и со средней заработной платой по стране. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2004 году составила 25,5 млн.чел. В деле управления социально-трудовыми отношениями возрастает роль рынка труда. Рыночные отношения распространились на все материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства и на такой особый фактор, каким является труд. Рабочая сила на рынке факторов производства является важнейшим, специфическим товаром. Это наиболее сложный элемент рыночной экономики. При найме и увольнении происходит переплетение интересов работника и работодателя. Существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда оказывают изменения состояния экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения и другие факторы. Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы с тем, чтобы иметь возможность дороже продать свой специфический товар и уверенно чувствовать себя в условиях конкуренции. Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников; развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия; формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров; повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании оплаты и условий труда; возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы; рационализация мер государственной поддержки безработных. Приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. 17) На основе сметного разреза нельзя определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Поэтому наряду со сметой затрат определяется калькуляция готовой продукции, в основе которой лежит классификация затрат по статьям расхода. Калькуляция представляет собой определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или выполненных работ, оказанных услуг по видам затрат (по статьям расходов). Калькулирование себестоимости изделий занимает главное место в смете расчета себестоимости. Калькулирование — это система расчетов, с помощью которой определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Объектом калькулирования является любой вид продукции (работ, услуг), который является готовым с точки зрения данного производства. При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы. Метод калькулирования — это совокупность приемов и способов исчисления себестоимости. Несмотря на высокую трудоемкость расчетов, метод прямого счета является основным на предприятии. Этот метод заключается в том, что себестоимость единицы продукции определяется путем деления себестоимости товарной продукции на количество Изготовленных изделий. Расчетно-аналитический метод. Прямые затраты на единицу Продукции определяются нормативным расчетом. Косвенные затраты на единицу продукции распределяются пропорционально принятой базе. Калькуляция составляется на все виды продукции (работ, услуг). При составлении калькуляции затраты делятся на прямые, а косвенные. Прямые затраты бывают двух видов: прямые материальные и прямые трудовые. Прямые материальные (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты) включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Для этого необходимо расход ресурса на единицу продукции (в натуральном выражении — кг, м, т) умножить на цену за единицу ресурса. Полученное произведение (результат) суммируется с транспортно-заготовительными расходами и из этой суммы вычитаются возвратные отходы. Основная зарплата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда) или нормативных ставок оплаты — часовой тарифной ставки (при повременной оплате труда). Затраты на оплату труда определяются применяемой системой оплаты труда. Затраты на дополнительную зарплату на единицу изделия, вид, заказ, работу, услугу определяются в процентах к основной зарплате производственных рабочих. Процент дополнительной зарплаты рассчитывается как разница месячного и часового фонда оплаты труда, деленная на часовой фонд оплаты труда. Начисления на заработную плату (отчисления во внебюджетные фонды) определяются путем умножения суммы основной и дополнительной зарплаты на действующий в расчетном периоде норматив отчислений во внебюджетные фонды и деления результата на 100%. Действующий норматив 26%: • 3,2% — фонд социального страхования; • 20% — пенсионный фонд; • 2,8% — фонд медицинского страхования. После определения и включения в себестоимость прямых затрат определяются косвенные расходы, которые распределяются между всеми видами продукции пропорционально избранной базе. Выбор способа распределения косвенных расходов зависит от технологических, организационных и других особенностей. Способ распределения косвенных расходов должен быть отражен в учетной политике. Цеховые, общепроизводственные расходы могут быть распределены либо в соотношении прямых материальных или трудовых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Общехозяйственные расходы как правило распределяют: • в соотношении прямых трудовых затрат (основной зарплаты производственных рабочих); • пропорционально численности работающих; • пропорционально стоимости основных фондов; • пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности. Коммерческие (внепроизводственные) расходы распределяются в соотношении их производственной себестоимости. Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются сметы затрат: по содержанию и эксплуатации оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов. Затем определяется коэффициент распределения затрат пропорционально принятой базе, который показывает расходы на 1 рубль зарплаты, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования или себестоимости и т.д. Например, коэффициент распределения общехозяйственных расходов. Краспр.общехоз.расх =Смета общехоз. расх. Сумма основной з/п производственных рабочих по всем видам изготовленных изделий (работ, услуг) Для того чтобы определить косвенные затраты на единицу продукции (работ, услуг), необходимо полученный коэффициент Умножить на принятую базу на единицу продукции (работ, услуг). Для того чтобы определить косвенные расходы на выпуск в Целом, необходимо коэффициент распределения умножить на принятую базу на единицу продукции (работ, услуг) и количество изготовленных за расчетный период работ, услуг, продукции. При разработке бизнес-плана используется аналитический метод расчета себестоимости. Его сущность заключается в определении влияния факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель — уровень затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов принимаются: изменение спроса на продукцию и объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства, труда, управления. В современных условиях субъекты хозяйствования самостоятельно определяют плановые периоды, формы й методы планирования затрат и себестоимости. Для того чтобы установить достоверный уровень затрат, определить реальную себестоимость, прибыль и рентабельность, в себестоимость продукции необходимо включать все фактически произведенные затраты. Фактический объем затрат необходим для ценообразования, планирования финансовых результатов. Для целей налогообложения фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов, устанавливаемых государством по отдельным нормируемым элементам затрат. С 1997 г. субъекты хозяйствования самостоятельно определяют два варианта себестоимости: один для целей бухгалтерского учета, другой для целей налогообложения. Значительный круг затрат принимается в двух вариантах в пределах установленных нормативов. Платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах допускаемых норм включаются в себестоимость продукции, а за выбросы сверх норм покрываются из прибыли. Аналогичное включение идет по расходам на командировки, на рекламу, оплату процентов по кредитам банков, по представительским, бюджетным ссудам. Проценты по просроченным ссудам, ускоренная амортизация, использованная не по назначению, вообще не принимаются в расчет. В перспективе все субъекты хозяйствования независимо от организационно-правовой формы будут представлять в государственные органы только сумму затрат на валовую продукцию в разрезе элементов сметы. При планировании себестоимости кроме калькуляции и сметы затрат на производство разрабатывается сводная шахматная таблица затрат на производство и реализацию продукции, отражающая взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат. Основными плановыми и отчетными показателями, определяемыми по себестоимости продукции, являются: • себестоимость единицы продукции в рублях (тыс.руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций; • затраты на один рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации; • процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции. Расчет себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции. Издержки производства и реализации необходимо контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности. Места возникновения — это структурные подразделения, осуществляющие производственный процесс или обслуживание. Различают центры затрат по изделиям и центры затрат по услугам. Центры затрат по изделиям производят изделия в целом или его часть (ткацкий, прядильный, красильно-отделочный цеха). Центры затрат по услугам обслуживают центы затрат по изделиям (транспортный, ремонтный цеха на предприятии). При отнесении затрат на изделие затраты сначала определяют по центрам затрат, потом относят на изделие. Центры затрат представляют собой производственные и структурные подразделения, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, а также организацией труда. Они позволяют детализировать учет затрат, усилить контроль за Расходами и повысить точность калькулирования. Центр ответственности — организационное подразделение, возглавляемое управляющим, который обеспечивает контроль плановых, нормативных и фактических затрат. Центры ответственн ости делятся на основные и функциональные. Основные центры ответственности контролируют затраты в местах их возникновения. 18) Понятие и классификация основных фондов Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Основные фонды промышленного предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа. Существует несколько классификаций основных фондов. По назначению и сфере применения основные фонды подразделяются на: 1) производственные основные фонды основной деятельности, которые функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт. Пополняются они за счет капитальных вложений, 2) непроизводственные основные фонды, которые предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится. Воспроизводятся они за счет национального дохода. Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого - либо непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете сказывается на результате деятельности предприятия. Основные непроизводственные фонды— это объекты предприятия к которым относятся такие объекты непроизводственного назначения (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и другие объекты здравоохранения и культурно-бытового назначения), которые находятся в ведении промышленных предприятий (они не непосредственно, а косвенно влияют на процесс производства). Основные производственные фонды— совокупность средств труда, функционирующих в сфере материального производства в неизменной натуральной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на вновь созданный продукт по частям, по мере снашивания за ряд кругооборотов. Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды: 1) здания. К этой группе относятся здания основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, а также административные здания предприятий. 2) сооружения. Сюда входят подземные и открытые горные выработки, нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и другие сооружения. 3) передаточные устройства. Это устройства, с помощью которых происходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее потребления. 4) машины и оборудование. Это устройства, с помощью которых происходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее потребления. 5) транспортные средства. В их состав входятвсевиды транспортных средств, в том числе: внутрицеховой, межцеховой и межзаводской транспорт, речной и морской флот рыбной промышленности, трубопроводный магистральный транспорт и т. д. 6) иинструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды. Сюда относятся инструменты режущие, давящие, ударные и др.; инвентарь производственного и хозяйственного назначения, способствующий облегчению и созданию нормальных условий труда (оборудование контор, верстаки, контейнеры, инвентарная тара, предметы противопожарного назначения и др.) По степени участия в процессе производства основные производственные фонды делятся на: активные - оказывают прямое воздействие на изменение формы и свойств предметов труда, к ним относят: машины, оборудование, транспортные средства, приборы, инвентарь и др. пассивные - здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов. Основные фонды характеризуются также удельным весом стоимости основных фондов (оборудования) различных возрастных групп в общей стоимости фондов. Для анализа возрастной структуры оборудования обычно используют группировку основных фондов на следующие возрастные группы: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет и свыше 20 лет. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: 1. в эксплуатации; 2. в запасе (резерве); 3. в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; 4. на консервации; В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: 1. объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); 2. объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; 3)объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
|