Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иерархия потребностей
1. К первому уровню потребностей [находится у основания пирамиды] Маслоу отнес физиологические (в пище, жилье, отдыхе и проч.). Их удовлетворение обеспечивает человеку элементарное выживание, для чего необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда. 2. Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень (т.к. она позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд), и работы в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии. Потребности первого и второго уровней являются первичными [вызваны физиологией человека], без их удовлетворения невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Вторичные потребности (3-5 уровень) вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. 3. На третий уровень Маслоу поместил социальную потребность общении и в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимы участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей. 4. Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании заслуг со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и проч. 5. Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении и реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием человека как личности безгранично расширяются его потенциальные возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены. Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня. В концепции Маслоу есть ряд слабых мест: Он настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх, а так же не учитывал влияние на потребности ситуационных факторов.
Д. Мак Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей. В ней высшие уровни потребностей Маслоу представлены без иерархичности и выделены 3 их вида: успех, причастность и власть. Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, причем таким образом, чтобы они были реально достижимыми, и в случае, если будут гарантированы конечный результат и успех, с удовольствием берут на себя персональную ответственность. Потребность в причастности реализуется через установление хороших отношений с окружающими, получение их поддержки. Для удовлетворения этой потребности необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и др. Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и о власти авторитета, таланта и т. д. Одни люди жаждут власти ради самой власти, чтобы командовать окружающими, самоутверждаясь таким образом в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взять на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму Мак Клелланд считает главной для менеджера.
Ф. Герцберг создал двухфакторную модель мотивации. Он показал, что мотивацией может служить не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем нарастание одной и убывание другой являются самостоятельными процессами, а поэтому факторы, влияющие на один из них совершенно не обязательно должны воздействовать на другой. Исходя из своей модели, Герцберг предложил две шкалы, [на одной изменение состояние потребности показывалось от удовлетворенности до ее полного отсутствия, а на другой – от неудовлетворенности до полного ее отсутствия].
Рис. Независимы процессы удовлетворенности и неудовлетворенности (Ф.Герцберг) Потребности Герцберг разбил на две группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и т.д.) и "гигиенические", связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т. д.). Отсутствие или недостаточное удовлетворение “гигиенических” потребностей вызывает у людей недовольство работой. Хорошие условия труда закрепляют работников на предприятии, стабилизируют персонал, но редко побуждают к повышению производительности. Поэтому для стимулирования трудовых усилий необходимо возмещать еще и мотивационные потребности. Д. Мак-Грегор – автор теории “Х” и “У”. Человек, придерживающийся в организации теории “Х” не любит трудиться, избегает инициативы и ответственности, предпочитает, чтобы им руководили, поэтому его необходимо принуждать, контролировать и наказывать. Для людей группы “У” работа естественная потребность, они стремятся к ответственности и самоконтролю, их эффективный труд обеспечивается созданием нормального рабочего климата, включением их в процесс принятия решений и определением регламента работы. Т.е. руководитель в зависимости от индивидуальных особенностей своих подчиненных должен менять стиль управления.
К процессуальным теория мотивации относятся теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса, комплексная модель Портера - Лоулера, теория постановки целей Э. Лока, теория партисипативного управления и др.
|