Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия потребностей





 

1. К первому уровню потребностей [находится у основания пирамиды] Маслоу отнес физиологические (в пище, жилье, отдыхе и проч.). Их удовлетворение обеспечи­вает человеку элементарное выживание, для чего необходим мини­мальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

2. Ко второму уровню были причислены потребности в безопаснос­ти и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработ­ной платы, превышающей минимальный уровень (т.к. она позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд), и работы в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

Потребности первого и второго уровней являются первичными [вызваны физиологией человека], без их удовлетворения невозможна нормальная жиз­недеятельность человека. Вторичные потребности (3-5 уровень) вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта.

3. На третий уровень Маслоу поместил социальную потребность общении и в поддержке со стороны окружающих. Для их удовлетворения необходимы участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

4. Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании заслуг со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление облада­телями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и проч.

5. Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении и реализации своих потенциальных возмож­ностей, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь мак­симальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием человека как лич­ности безгранично расширяются его потенциальные возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены.

Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побужда­ют людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воз­действовать. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня.

В концепции Маслоу есть ряд слабых мест: Он настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх, а так же не учитывал влияние на потребности ситуационных факторов.

 

Д. Мак Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей. В ней высшие уровни потребностей Маслоу представлены без иерархичности и выделены 3 их вида: успех, причастность и власть.

Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, причем таким образом, чтобы они были реально достижимыми, и в случае, если будут гарантированы конечный результат и успех, с удовольствием берут на себя персональную ответственность.

Потребность в причастности реализуется через установление хороших отношений с окружающими, получение их поддержки. Для удовлетворения этой потребности необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и др.

Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и о власти авторитета, таланта и т. д. Одни люди жаждут власти ради самой власти, чтобы командовать окружающими, самоутверждаясь таким образом в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взять на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму Мак Клелланд считает главной для менеджера.

 

Ф. Герцберг создал двухфакторную модель мотивации. Он показал, что мотивацией может служить не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем нарастание одной и убывание другой являются самостоятельными процессами, а поэтому факторы, влияющие на один из них совершенно не обязательно должны воздействовать на другой.

Исходя из своей модели, Герцберг предложил две шкалы, [на одной изменение состояние потребности показывалось от удовлетворенности до ее полного отсутствия, а на другой – от неудовлетворенности до полного ее отсутствия].

 

 

 


Рис. Независимы процессы удовлетворенности и неудовлетворенности (Ф.Герцберг)

Потребности Герцберг разбил на две группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и т.д.) и "гигиенические", связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т. д.).

Отсутствие или недостаточное удовлетворение “гигиенических” потребностей вызывает у людей недовольство работой. Хорошие условия труда закрепляют работников на предприятии, стабилизируют персонал, но редко побуждают к повышению производительности. Поэтому для стимулирования трудовых усилий необходимо возмещать еще и мотивационные потребности.

Д. Мак-Грегор – автор теории “Х” и “У”. Человек, придерживающийся в организации теории “Х” не любит трудиться, избегает инициативы и ответственности, предпочитает, чтобы им руководили, поэтому его необходимо принуждать, контролировать и наказывать. Для людей группы “У” работа естественная потребность, они стремятся к ответственности и самоконтролю, их эффективный труд обеспечивается созданием нормального рабочего климата, включением их в процесс принятия решений и определением регламента работы. Т.е. руководитель в зависимости от индивидуальных особенностей своих подчиненных должен менять стиль управления.

 

К процессуальным теория мотивации относятся теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса, комплексная модель Портера - Лоулера, теория постановки целей Э. Лока, теория партисипативного управления и др.

 

Date: 2016-07-25; view: 209; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию