Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Квалификационная выпускная работа





Общая характеристика:

1. выпускная квалификационная работе по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики.

2. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста.

3. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Критерии оценки выпускной работы

Основными качественными критериями оценки выпускной работы являются:

1. актуальность и новизна темы;

2. достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме;

3. полнота и качество собранных эмпирических данных;

4. обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

5. глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

6. четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет настоящих "Правил";

7. умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам выпускной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов.

Оценки "отлично" заслуживают выпускные работы:

Содержательные критерии:

· Темы представляют научный, методический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач.

· Структура работы, оцененной на "отлично", должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выводы, вносящие вклад в разрешение поставленной проблемы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки.

Формальные критерии:

· Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат - соответствовать действующим ГОСТам, содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д.

· Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения выпускной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов ГАК.

В тех случаях, когда выпускная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Рецензирование выпускной работы

Рецензент оценивает выпускную работу по значимости поставленной проблемы и профессиональному уровню, на котором она была решена. Рецензирование направлено на повышение качества подготовки специалистов и установление соответствия содержания выпускных работ требованиям Государственного образовательного стандарта. Оно осуществляется приглашенными специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, научно-исследовательских институтов, имеющих отношение к научной и прикладной психологии.

Состав рецензентов определяется заведующим выпускающей кафедры и утверждается приказом по учебному заведению. Выпускная работа рецензируется не позднее, чем за 14 дней до назначенного срока защиты.

Рецензия должна включать в себя:

оценку актуальности темы выпускной работы и ее значимости;

· заключение о соответствии содержания выпускной работы заявленной теме;

· заключение рецензента о теоретической и практической значимости выпускной работы;

· оценку теоретической главы;

· оценку методического аппарата исследования;

· оценку качества эмпирической главы и интерпретации результатов исследования;

· общую оценку выпускной работы выпускника по специальности

Защита выпускной работы

Устное выступление по защите выпускной квалификационной работы должно соответствовать следующим требованиям:

· Логичность и аргументированность изложения материала

· Наличие и оформление наглядных материалов

· Умение вести дискуссию

· Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие

· Грамотность текста выпускной работы

· Наличие печатных работ по материалам исследования

Оценка за работу может быть снижена в следующих случаях:

1. Оформление

· Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

· Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

· Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

· Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.

· Отсутствие в работе "Введение" или "Выводы", или и того, и другого.

· Наличие ошибок в оформлении библиографии: много "глухих" сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).

· Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.

· Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

2. Недостатки обзорно-теоретической главы работы

· Наличие фактических ошибок в изложении "чужих" экспериментальных результатов или теоретических позиций.

· Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе не менее двух лет назад

· Использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том числе - работ других студентов).

· Отсутствие анализа зарубежной работ, посвященных проблеме исследования.

· Отсутствие анализа отечественных работ, посвященных проблеме исследования.

· Теоретическая часть не завершается выводами и формулировкой предмета собственного эмпирического исследования.

· Название работы не отражает её реальное содержание.

· Работа распадается на две разные части: теоретическую и эмпирическую, которые плохо состыкуются друг с другом.

· Имеет место совпадение формулировки проблемы, цели, задач работы.

· 3. Недостатки эмпирической главы работы

· Работа построена на основе чужой методики, модифицированной и сокращенной автором без проверки качества модификации и сокращений.

· Автор использует методики без ссылки на источник их получения и/или их автора, а также без ссылки на результаты их психометрической проверки.

· Работа не содержит подробного описания процедуры проведения исследования: по приведенному описанию воспроизвести процедуру не представляется возможным.

· В работе отсутствует интерпретация полученных результатов, выводы построены как констатация первичных данных. Отсутствует сопоставление между собой данных, полученных разными методами.

· При описании результатов своего исследования, основанного на корреляционных связях, автор соскальзывает на причинно-следственные интерпретации.

· Полученные результаты автор не пытается соотнести с результатами других исследователей, чьи работы он обсуждал в теоретической части.

4. Этические аспекты выпускного исследования

· Автор нарушил этические нормы, неоправданно раскрыв анонимность участников исследования.

· Автор использует данные других исследователей без ссылки на их работы, где эти результаты опубликованы.

· Автор формулирует практические рекомендации, которые могут нанести ущерб психологическому благополучию респондентов.

· Автор формулирует практические рекомендации, предлагая решения, выходящие за пределы его профессиональной компетентности, например: "расформировать", "повысить в должности", "наградить" и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3.

.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 31-Ф3, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,от № 11-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ [Электронный ресурс] — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.nica.ru/ ru/downloads/PDF/zacon/zacon_01.pdf

2. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 №92-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 05.04.2003 № 41-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П, от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ [Электронный ресурс] — Электрон, ст. — Режим доступа к ст.: http://www.nica.ru/ru/downloads/ PDF/zacon/zacon_02.pdf

3. ГОСТ Р 7.0.5—2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. — М.: Стандартинформ, 2008.

4. ГОСТ 7.1—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. — М.: Изд-во стандартов, 2004.

5. ГОСТ 7.32—2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. — М.: Изд-во стандартов, 2001.

6. ГОСТ 7.82—2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. — М.: Изд-во стандартов, 2001.

7. ГОСТ 7.83—2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — М.: Изд-во стандартов, 2001.

8. ГОСТ 7.80—2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования. — М.: Изд-во стандартов, 2000.

9. ГОСТ 7.55—99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения. — М.: Изд-во стандартов, 2000.

10. ГОСТ 7.0—99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. — М.: Изд-во стандартов, 1999.

11. ГОСТ 7.9—95. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования. — М.: Изд-во стандартов, 1995.

12. ГОСТ 7.4—95. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. — М.: Изд-во стандартов, 1995.

13. ГОСТ 7.12—93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. — М.: Изд-во стандартов, 1993.

14. ГОСТ 7.1—84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. — М.: Госстандарт, 1984.

15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521000 «Психология». Степень (квалификация): бакалавр психологии [Текст]. — М., 2000 а.

16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521000 «Психология». Степень (квалификация): магистр психологии [Текст]. — М., 2000 в.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 — Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии [Текст]. — М., 2000 с.

18. Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [Текст] / Министерство образования РФ; разослана письмом Минобразования России от 16 мая 2002 г. № 14-55-353ин/15 // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 18. — С. 79—86.

19. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации [Текст] / Министерство образования РФ; утверждено приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 // Официальные документы в образовании. — 2003. - № 19. — С. 88-95.

20. Стандарты по издательскому делу. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998.

21. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

22. Андреев, Г.И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности [Текст]: Учеб. Пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

23. Ануфриев, А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А. Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

24. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Технология организации и оформления научно-исследовательских работ [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Изд-во УЦ «Перспектива», 2011. – 102 с.

25. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст] / Р. Готтсданкер; пер. с англ. Ч. А. Измайлова и В. В. Петухова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 464 с.

26. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин; пер с англ. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.

27. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.

28. Ермаков, С. С. Диссертация: Как избежать ошибок при ее подготовке: [Текст]: метод. рекомендации / С. С. Ермаков. – Харьков: ХГАДИ, 2002. -36 с.

29. Калинин, И. В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя [Текст]: Автореф.: канд. психол наук / Калинин Игорь Викторович. — М.: РАГС, 1996. — 26 с.

30. Калинин, И. В. Методические указания по выполнению квалификационной работы дипломного уровня по специальности «Психология»: [Текст]: метод. рекомендации / И.В. Калинин. – Ульяновск, 2012.

31. Карандашев, В. Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные [Текст]: Учеб.-метод. пособие / В. Н. Карандашев. — М.: Смысл, 2007. — 128 с.

32. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст]: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. — М.: «Ось-89», 1998. — 228 с.

33. Куликов, Л. В. Курсовые и выпускные квалификационные работы: требования к содержанию и оформлению. Рекомендации по выполнению и защите [Текст]: учеб. Пособие / Л. В. Куликов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 48 с.

34. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кэмпбелл. — М.: Прогресс, 1980. — 392 с.

35. Мельничук, А. С. Субъективные стратегии выбора научной области для обучения в аспирантуре (к вопросу классификации) [Текст] / А. С. Мельничук. // Мир психологии. — 2008. — № 3. — С. 219—229.

36. Методология экспериментального психологического исследования: учебник [Электронный ресурс] / российский психологический портал PsyGOROD. — Электрон. cт. — Режим доступа к ст.: http://www.psy-gorod.ru/index,php?option=com_content&task=view&id =508&Itemid=

37. Соловьева, Н. В. Научное взаимодействие как особая форма общения руководителя и аспиранта [Текст] / Н. В. Соловьева // Мир психологии. — 2008. — № 1. — С. 71—77.

38. Сороков, Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии [Текст]: Учебное пособие / Д. Г. Сороков. — М.: ФОРУМ, 2010. — 544 c.

39. Фельдштейн, Д. И. О состоянии и путях повышения качества «Диссертационных исследований по психологии и педагогике» (Доклад в Президиуме российской академии образования 23 января 2008 года)

40. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний (Доклад на совместном расширенном заседании Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ и Президиума Российской академии образования. 20.04.2011 г.) // Проблемы современного образования. — 2011. — № 2. — С. 11—27.

 

 

Приложение 1.

примерные вопросы к экзамену ПО РАЗДЕЛУ 1

Вопросы по разделу 1.1.

1. Краткая характеристика идеалов рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

2. Структура и специфика психологических теорий.

3. Краткая характеристика основных блоков категориального каркаса психологического познания.

4. Краткая характеристика основных объяснительных принципов психологии.

5. Краткая характеристика ключевых проблем психологии.

6. Обзор качественных методов исследования в психологии.

7. Обзор количественных методов исследования в психологии.

  1. Характеристика основных классических теоретических направлений зарубежной социальной психологии: неофрейдизм и когнитивизм.

9. Характеристика основных классических теоретических направлений зарубежной социальной психологии: необихевиоризм и интеракционизм.

10. Основные характеристики современной американской социальной психологии. Критика идей.

11. Основные характеристики современной европейской социальной психологии. Критика идей.

12. Краткая характеристика ментальности первобытной эпохи и античности

13. Краткая характеристика ментальности средневековья и нового времени

14. Краткая характеристика основных направлений и школ исторической психологии

15. Письменное и дописьменное сознание в истории

16. Краткая характеристика развития когнитивных процессов в контексте исторической психологии

  1. Научные парадигмы номотетического и идеографического подходы в современной психологии.
  2. Традиции классификации методов исследования в отечественной и зарубежной психологии.
  3. Логика психологического исследования и специфика подготовки этапов.
  4. Этические проблемы планирования исследования.
  5. Общие принципы интегративной психологии.
  6. Этапы становления интегративной психологии.
  7. Современные направления интегративной психологии.

 

Вопросы по разделу 1.2.

1. Личность в этнопсихологии: основные понятия, этнография детства и подросткового возраста.

2. Патологии личности в этнопсихологии.

3. Антропология – системная наука о человеке.

4. Антропогенез как проблема антропологии.

5. Эволюция человека в культуре и истории.

6. Педагогические научные школы.

7. Психологический анализ моделей обучения.

8. Психологический анализ современных проблем педагогической психологии.

Приложение 2.

примерные вопросы к экзамену по разделу 2

 

Вопросы по разделу 2.1.

1. Характеристика современных парадигм профессионального образования и роль психологии в их реализации. Особенности преподавания психологии в высшем и дополнительном профессиональном образовании

2. Формы и методы организации изучения психологии: типология и условия реализации в зависимости от типа образовательного учреждения

3. Таксономия как основа проектирования содержания психологии как гуманитарной дисциплины. Требования к отбору содержания курса психологии как учебной дисциплины. Структура учебной программы по психологии как учебной дисциплине.

4. Киберпространство и психологическое консультирование в сети.

5. Виды применения современных информационных технологий в психологии.

6. Природа и современные концепции творчества в психологии.

7. Методы исследования и развития творческого потенциала личности

8. Классификация видов экспертной деятельности в психологии.

9. Формальные, процедурные и технологические аспекты проведения экспертиз

10. Психологическая экспертиза в судебной практике. Краткая характеристика направлений.

11. Традиционные виды психологических экспертиз в судебной практике по уголовным делам.

12. Предметные виды психологических экспертиз в судебной практике по гражданским делам.

13. Структура судебно-психологической экспертизы в рамках уголовного и гражданского судопроизводства

14. Краткая характеристика основных зарубежных школ в психологии.

15. Краткая характеристика основных теорий в отечественной научной школе психологии.

16. Понятие «научная школа» в психологии и его соотношение с понятиями «научная школа», «научный подход», «научная теория».

17. Критерии оценки теорий личности представителями различных школ отечественной и зарубежной психологии.

  1. Основные понятия описательной статистики (измерительные шкалы, меры центральной тенденции, меры изменчивости).
  2. Общая характеристика задач, решаемых с применением статистических критериев. Виды критериев.
  3. Условия значимости взаимосвязи переменных. Виды мер связи.
  4. Отрасли современной психологии. Классификации. Рубрикаторы.
  5. Психологическая служба предприятия: задачи, функции, направления деятельности.
  6. Структура психологического сопровождения.
  7. Системный подход в психологии ХХ века. Развитие общесистемного движения и начало системно-психологических исследований. Системно-психологические теории конца 20 века.
  8. Информационный подход в психологии. Проникновение информационных методов в психологию. Когнитивная психология. Психосемантика.
  9. Идеи сертификации и лицензирования в психологии. Компетентностный подход к сертификации.
  10. Психологическая коррекция в работе практического психолога. Подходы к психокоррекции в трудах отечестенных и зарубежных ученых.
  11. Психокоррекционная работа с детьми и подростками. Направления психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особенностями развития.
  12. Психокоррекция эмоциональных нарушений личности.
  13. Основные парадигмы и теоретические концепции в психологическом консультировании
  14. Техники психологического консультирования в различных психологических школах
  15. Модель эффективного консультанта в различных психологических школах.
  16. Основные технологии психологического консультирования.
  17. Психологическая работа с экстренной ситуацией.

Вопросы по разделу 2.2.

1. Понятие, психологическая характеристика и типология личностных проблем.

2. Структура и условия эффективности консультационного процесса.

3. Этапы, методика и техники консультирования личностной проблемы (на примере конкретного типа личностной проблемы).

4. Профессиональный отбор и профессиональный подбор кадров.

5. Основные направления профессионального консультирования

6. Организация профессионального психологического отбора с применением современных методов компьютерной и аппаратной психодиагностики.

Вопросы по разделу 2.3.

1. Понятие, психологическая характеристика и типология личностных проблем.

2. Структура и условия эффективности консультационного процесса.

3. Этапы, методика и техники консультирования личностной проблемы (на примере конкретного типа личностной проблемы).

4. Функции организационного психолога.

5. Консультирование в организации: виды, модели, принципы.

6. Диагностика в организационном консультировании.

7. Психологическое сопровождение командообразования в организационном консультировании

Вопросы по разделу 2.4.

1. Краткая характеристика стратегий подбора лидером управленческой команды.

2. Команда и коллектив: общее и различия

3. Классификация групп и команд в отечественной и зарубежной психологии

4. Методы изучения лидера и его команды.

5. Понятие трудной жизненной ситуации, психологические теории поведения человека в трудных жизненных ситуациях.

6. Понятие жизнестойкости. Социальные и личностные ресурсы преодоления.

7. Психотехнологии развития жизнестойкости личности

Вопросы по разделу 2.5.

1. Общая характеристика психологии социального познания

2. Способы построения социального познания

3. Современные экспериментальные исследования в русле социального познания

4. Понятие психологического влияния и противостояние влиянию.

5. Механизмы социального влияния. Нормативное и информационное давление. Социальная проверка.

6. Концепции тренинга влияния и противостояния влиянию

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

Date: 2016-07-25; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию