Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бизнес и его психологические предпосылки





ЛЕКЦИЯ 9.

Психологические аспекты микроэкономики.

Бизнес и его психологические предпосылки.

Психология трудовой деятельности.

Психология выбора профессии.

Психология трудовой адаптации.

Мотивация трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудовой деятельностью

Нововведения как средство приспособления стратегии и человеческих ресурсов к быстрым технологическим изменениям.

 

Бизнес и его психологические предпосылки

В настоящее время в России и других странах СНГ происходят сложные социально-экономические, политические и социально-психо­логические процессы. В связи с этим появилась возможность иссле­довать уникальные явления в жизни общества со специфической исто­рией, культурой и крайне сложной системой социальных отношений между людьми, в том числе и в сфере потребления.

Актуальными представляются исследования по экономической пси­хологии, определяющие влияние психологических характеристик людей на их экономическое поведение, а также изменения, которые происхо­дят в их экономическом сознании. Поэтому весьма интересными в на­стоящее время являются исследования о влиянии социальных устано­вок, убеждений, взглядов на экономическое поведение российских потребителей.

Сейчас в стране стремительно развиваются рыночные процессы: за один-два года частные отечественные фирмы, банки, акционерные обще­ства накопили значительный капитал и заняли устойчивое положение в экономике. В то же время происходит интенсивное проникновение за­падного капитала на внутренний рынок России, что может иметь как пози­тивные, так и негативные последствия. Все происходящие социально-эко­номические процессы связаны с изменением общественного сознания, разрушением сложившихся стереотипов. С одной стороны, россиянам приходится вырабатывать определенное отношение к отечественному бизнесу, отечественному капиталу, с другой - к внешнему, иностранно­му. Бизнес - деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечить, в част­ности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует ры-ночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных "цепочек", стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятос­ти, решение других социально-экономических проблем. В регионах с благоприятными условиями для развития малых предприятий, напри­мер в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологи­ческие инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стрем­ление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отноше­ние к участию в союзах, ассоциациях, объединениях, обществах взаим­ного кредитования и в других формах предпринимательской самоорга­низации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем буду­щем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвесто­ра промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Ду­мается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыноч­ного спроса. Как правило, это работники научно-технических организа­ций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие "ноу-хау", научно-техническими задела­ми и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реа­лизуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовы­ми, организационными, маркетинговыми, юридическими и иными мно­гочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено от­крытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно стать развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования для нужд развития малого пред­принимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне без­действуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеле­нограде - 70%).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных пред­приятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из них ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферах. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и технологическую, а также в сферах менеджмента, маркетинга, кон­троля качества и т.п.), российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положение, характерное для второй половины 80-х годов, когда круп­ные предприятия создавали малые "при себе", зачастую извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнитель­но успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику "отпочкования" своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (ис­ключая, конечно, посреднические организации) или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных про­изводств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудо­вания и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных круп­ных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохранится в течение длительного вре­мени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процес­сы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт пока­зывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интере­сов мощных коммерчески-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных про­ектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесто­ров малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производ­стве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферах обнаруживают стремление к диверсификации, расширению про-фильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматри­ваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы. Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности про­дукцию (или непосредственно контролировать производство), эконо­мя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределе­ния данного товара. Во-вторых, наличие в промышленности не­загруженных или недогруженных производственных мощностей, при­чем зачастую вполне современных по своим технологическим возмож­ностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использо­вать их либо на правах аренды, либо выкупая у собственника. В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необхо­димыми материалами и комплектующими изделиями при весьма бла­гоприятных договорных условиях, если производители этих материа­лов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны слу­чаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно (а иногда и многократно) более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие ока­зывает политика местных администраций, которая, как и предусматри­вает госпрограмма поддержки и развития малого предприниматель­ства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 ре­гионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развива­ется инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промыш­ленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных пред­приятий. Надо иметь в виду, что малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торгов­ли и общественного питания, а это упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая (третья) группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и (что не менее важно) оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о кото­рых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализации промышленных проектов. Существенно еще и то, что действующие ма­лые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финан­сово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объек­тов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что об­легчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвес­тиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуще­ством данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспек­тиве инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организа­ций непроизводственной и производственной сфер.

 

Date: 2016-07-25; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию