Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология восприятия системы государственных доходовСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 6. Психология граждан и государственные финансы Психология восприятия системы государственных доходов Психологическое отношение к государственным расходам. Психология восприятия системы государственных доходов Наиболее сильную психологическую реакцию населения всегда вызывает система сбора доходов в государственный бюджет, прежде всего налогообложение. Особенно сильна эта реакция в странах развитой рыночной экономики, поскольку основной сферой деятельности здесь является частный сектор, и преобладающая часть доходов поступает гражданам из него, а не из бюджета. В то же время налоги население вносит, естественно, в бюджет, и основная их часть приходится на средний класс, к которому относится шесть-семь из каждых десяти жителей экономически высокоразвитой страны. Отсюда и то значительное напряжение в социально-психологических отношениях между населением и государством, которое отличает сферу налогообложения. Несколько иначе складывается психологическое отношение населения к налогообложению в российской экономике переходного периода, где высок удельный вес государственной собственности в сфере производства, гораздо более ощутима зависимость материального положения работников от получаемой из бюджета заработной платы (к тому же ее уровень относительно ниже и, стало быть, меньше величина налоговых изъятий). Указанные обстоятельства в психологическом плане в определенной мере понижают интерес основной массы населения к налоговой политике государства и повышают - к бюджетным расходам, к тому, чтобы ими обеспечивалось полное и своевременное погашение задолженности по заработной плате. Впрочем, довольно острая психологическая реакция на систему налогообложения в нашей стране присуща подавляющей части появившихся предпринимателей, а также отражающим их интересы политикам. Вопросы налогообложения судьбоносны для нарождающегося малого бизнеса. В рамках налоговой психологии активно используется несколько теоретических понятий: "чувство налогового бремени", "налоговое противодействие", "налоговый менталитет", "налоговая мораль". Кратко охарактеризуем их. Чувство налогового бремени - психологическое ощущение человеком необходимости регулярно выплачивать государству часть своих доходов как факта отчуждения собственного блага, как невосполнимой потери. Различают объективный и субъективный варианты данного ощущения. В первом случае речь идет о реальных платежах в форме прямых и косвенных налогов. Во втором - о восприятии человеком этого процесса как в плане нагрузки, ложащейся лично на индивида, так и с позиций оценки общей тяжести налогообложения в стране. Проводившиеся в разных странах Западной Европы и в США эмпирические исследования были нацелены на выяснение следующих вопросов: является ли ощущение налогоплательщиком тяжести его нагрузки объективно правильным? ощущает ли налогоплательщик воспринимаемую им нагрузку как соответствующую его материальному положению? в равной ли степени он воспринимает тяжесть прямых и косвенных налогов? Социологические опросы позволили сделать вывод о том, что лишь относительно небольшое количество налогоплательщиков точно представляют, каковы размеры производимых ими выплат в форме потребительских (т.е. косвенных) налогов. То же в определенной степени можно отметить и по отношению к подоходному налогу. И все же восприятие косвенных налогов в целом иное, чем прямых. Например, установлено, что с повышением доходов человека восприятие им бремени косвенных налогов в растущей степени недооценивается. Более четко он ощущает давление налога на доходы. Восприятие налогового бремени дифференцировано у представителей разных профессиональных групп. В наибольшей степени налоги, как уже отмечалось, тяготят предпринимателей (особенно занятых в таких сферах обслуживания, как транспорт, гостиничное хозяйство и т.д.). Не следует забывать, что в российских условиях к налоговому прессингу особенно чувствительны представители мелкого бизнеса. Еще один важный компонент чувства налоговой нагрузки - ощущение того, что она несправедливо высока по сравнению с налогами, которые платят представители других социальных слоев. Такие эмоциональные установки порождают убеждение в неправильном распределении налогового бремени в стране. Нетрудно догадаться, что большая часть населения воспринимает свою налоговую нагрузку как неоправданно завышенную. К тому же многим представляется, что они не получают должного встречного потока благ от государства. Такая ситуация, отмечают западные исследователи, выдвигает настоятельную задачу "финансово-педагогической корректировки сознания граждан путем информирования об истинной роли государства". Не приходится сомневаться в высокой актуальности этой задачи и в наших условиях. Налоговое противодействие - совокупность психологических реакций и действий человека, к которым он прибегает, чтобы предотвратить чрезмерное, по его мнению, налогообложение. Поскольку у многих людей выплаты налогов ассоциируются с чувством штрафа, естественно ожидать определенного противодействия процессу налогообложения. Противодействие охватывает те конкретные меры, к которым человек прибегает, чтобы предотвратить не вполне оправданное, по его мнению, налогообложение. Особенность такой реакции в том, что она редко выступает в явной форме, как открытый протест против действий государства. Однако нелегальные формы ухода от налогов - постоянное явление практически во всех странах. Трудность борьбы с ними состоит в том, что, будучи всегда скрытыми, они малодоступны для прямого и открытого наблюдения. Одна из возможностей научного исследования заключается в экономико-психологическом анализе налоговой документации соответствующих ведомств. В ряде стран такие меры проводятся. Но в ФРГ, например, подобная возможность исключается правом налогоплательщика на сохранение его доходов в тайне. Все это указывает на необходимость специального научного курса - налоговой психологии. Его прагматическая цель - предвидеть поведение налогоплательщика. Налоговый менталитет - установка человека по отношению к налогообложению. Налоговая мораль - позиция личности по отношению к налоговым правонарушениям. Эти понятия были введены в научный оборот с целью изучения поведения налогоплательщиков в их взаимодействии с государством. Для определения соответствующих количественных параметров, типичных для того или иного структурного состава населения, в европейских странах уже в 50-е годы были проведены социологические исследования (позже, в 60-е и 70-е годы, они проводились и в США). С помощью сравнительного анализа было установлено, что наилучшая ситуация в этом плане в Англии, далее следует ФРГ, третье место - за Италией. Общий вывод заключается в том, что в романоязычных странах указанные показатели явно хуже. Данное обстоятельство связывалось с тем, что налоговый менталитет производен от общего менталитета населения. Встречаясь с отрицательными моментами в поведении людей по отношению к налогообложению, правительства стремятся использовать компенсирующие средства. Они касаются механизма взимания налогов. Переоценивать их значение, однако, не следует. Выяснилось, например, что немецкая техника изъятия налогов более совершенна, чем английская, но по налоговому менталитету соотношение этих двух стран обратное. В итоге уровень собираемости налоговых платежей в Англии и ФРГ одинаков. Исследователи пришли к выводу: бесконечно совершенствовать технику взимания налогов невозможно. Разумно поэтому уделять больше внимания развитию у населения чувства ответственности перед государством и понимания объективных потребностей общества. В качестве иллюстрации, позволяющей получить определенное представление о налоговом менталитете в нашей стране, приведем некоторые итоги тестирования, проведенного исследовательской группой Финансовой академии при Правительстве РФ в ходе социологического опроса, отражающего мнение различных слоев населения. Был поставлен вопрос: "Какая экономическая модель Вам ближе?" Ответы выглядят так (в процентах): 1) высокий уровень налогообложения как основа активной роли государства в социальной сфере - 20,7; 2) низкий уровень налогообложения и переход от государственной к частной системе социальных затрат - 22,3; 3) умеренные налоги в сочетании с относительно скромной социальной политикой государства - 52,1; 4) прочие мнения - 4,9.
|