Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика сберегательного менталитета ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ЛЕКЦИЯ 4. Психология доходов и сбережений Психология доходов 1.2. Сбережения: психологические аспекты Динамика сберегательного менталитета Психология доходов Понятие «доход» возникло в обществе благодаря осознанию человеком категории «деньги». В более ранние периоды истории все то, что он получал в свое распоряжение, имело натуральный характер и воспринималось им как нечто конкретно-осязаемое. Денежная оболочка имущества позволила понять его в абстрактной форме как нечто обобщенное. Однако при этом термин «доходы» используется человеком в основном как теоретическое понятие, в прикладном же плане под доходами мыслится в основном сумма денег как таковая. С точки зрения экономической науки доходы представляют собой достаточно сложную категорию. Существует несколько подходов к их анализу: экономический, социологический, психологический. В первом случае доходы преимущественно рассматриваются с позиции их использования. Они представляют собой основу первичной покупательной способности. Согласно кейнсианской концепции доходы выражают собой сумму, предназначенную на приобретение потребительских благ и для осуществления накопления. С социологической точки зрения доходы выступают одним из факторов, обозначающих статус личности. Психология же отмечает преимущественно ту сторону получаемых благ, которая играет роль символов для внутреннего и внешнего обозначения: самооценки, социального признания в обществе. Обратимся более подробно к классификации параметров, отражающих процесс получения доходов и его восприятие человеком. При этом отметим, что многое в индивидуальном подходе зависит от степени развития данного общества, от характера сложившейся системы общекультурных ценностей. 1. Значительная часть людей, достигая определенного, достаточно высокого жизненного стандарта, нацеливает свои желания на удовлетворение более высоких потребностей (выраженных уже в духовных, а не материальных, денежных аспектах). 2. В процессе развития общества доходы постепенно все меньше рассматриваются людьми лишь как «покупательский фактор». Все ярче в них проглядывает так называемый «эффект общественного резонанса». Получаемые суммы средств прежде всего свидетельствуют о социальном престиже личности. При этом восприятие доходов в данном качестве различается у мужчин и женщин. Для работающих по найму мужчин получаемые ими доходы гораздо выше оцениваются как сигнал об их иерархической ступени, социальном статусе. Более спокойно в 3. Самостоятельный аспект психологической реакции вызывает у человека характер получения своих доходов. Влияние оказывает ритм, частота получения средств (ежемесячно, еженедельно, ежедневно), уровень доходов (высокий или низкий), а также постоянность поступления доходов. 4. Рассматривая проблему ожидания, в расчет берут такие аспекты, как позитивные или негативные реакции, оптимистические или пессимистические, с чувством надежды или без нее. 5. Проявление «стимула к сопоставлению» заложено в подсознании человека отчасти самой природой, но в значительной мере развивается благодаря человеческому сознанию. Применительно к рассматриваемой проблеме речь идет о стремлении индивида к сравнению своих доходов с рядом других величин. Во-первых, индивид сопоставляет полученные им суммы с заложенными в его памяти воспоминаниями о своем затраченном труде, о его условиях. Отметим, что результат данного компаратива бывает обычно эмоционально негативным. Во-вторых, сравнение охватывает два параметра: размер дохода и информацию о встречном предложении товаров и услуг. В условиях дефицитной экономики этот вариант сопоставлений не рождал резко отрицательной реакции по отношению к доходам. Постепенный переход России к рыночному варианту и стремительное нарастание предлагаемых благ изменило ситуацию. Потребительский рынок насыщается заметно быстрее повышения средней заработной платы в стране, что повышает эмоциональное раздражения у многих слоев населения. Новые представления о возможных товарах и услугах заметно расширили наши потребности, в течение многих десятилетий находившиеся в замороженном состоянии. В-третьих, происходит «взвешивание» своих доходов и выручки других людей. Жизнь показывает особую болезненность переживаний многих людей при «неудачном» для них варианте данного сопоставления. Вполне понятно, что данная реакция обусловлена таким понятием, как «зависть». Степень развития данного чувства в национальном менталитете во многом зависит от уровня экономического развития, исторических традиций, сложившейся идеологии. Особенностью проявления данной реакции является то, что она нередко порождает эффект «групповой общности», т.е. коллективной реакции, и приводит зачастую к конфликтам в процессе распределения. Такая эмоциональная согласованность возникает в социальных группах работающих по найму, среди налогоплательщиков. Субъективное чувство потери возникает, когда сравнение показывает, что обстоятельства складываются «не в твою пользу», а лежащий в основе принцип распределения кажется несправедливым и противозаконным. В характере воспринимаемого неравенства в распределении доходов многое зависит и от того, какую основу сложившегося дисбаланса в получении средств видит данный индивид (или социальная группа). Причину он может находить либо в себе самом (недостаточная эффективность своего труда, невысокая ответственность), либо в других обстоятельствах, например, считать виновным за данную несправедливость все общество. Степень реакции индивида на данные сравнения может быть разной. Она зависит от обстоятельств, например, от воспринимаемого размера относительных потерь. Имеет значение и возможность контроля за процессом распределения и внесения в него необходимых изменений. Исследования Т. Гурра о взаимосвязи между индексом денежных потерь работников (т.е. уменьшения их доходов) и степенью политического неспокойствия показывают: размер относительной потери - необходимый, но, как правило, недостаточный фактор для возникновения социального конфликта. Более сильную роль играют такие процессы, как систематически воспроизводимые ожидания, сменяющиеся затем разочарованиями. Данный вариант эмоциональной обстановки, ведущий к социальным конфликтам, исследован Дж. Дэвисом, занимавшимся проблемой изучения социальных возмущений и написавшим работу «Теория революции». На характер реакции человека по поводу дифференциации в доходах большое влияние оказывает сложившаяся в обществе система ценностей, привычек, своего рода идеология жизни. Под этим началом складывается и стратегия преодоления возникающих у человека проблем. Например, присущая американцам уверенность в достижении успеха покоится на принципе, что каждый должен быть кузнецом своего счастья. Изначально в обществе все имеют равные шансы.
1.4. Сбережения: психологические аспекты Доходы, формирующиеся в обществе, являются основой для сбережений. Психологическая особенность поведения индивида заключается в стремлении часть получаемых средств направлять на цели сбережения, накопления (имея, естественно, определенный уровень благосостояния). Данное поведение предполагает наличие определенных целей и мотивов. Характеристика целей во многом зависит от типа личности, его конкретных планов, видения им задач своей жизни. Дифференциация в подходах к цели создает и различные формы ее реализации. В курсе экономической психологии, по мнению Катоны, принято различать две формы осуществления цели: контрактую и дискретную. При контрактной цели сбережения нацеливаются на поддержание достигнутых аспектов жизненного стандарта. Часть доходов индивида покидает сферу денежного обращения, находящуюся под его контролем. Осуществляется это на институциональной основе через форму заключения определенных договорных отношений. Например, подписание договора о страховании жизни, о строительстве жилья, о финансовом участии в одном из фондов. Главная характеристика таких действий — принятие на завершающей фазе четкого решения. Дискретная форма предполагает лишь намерение к сбережению. Средства при этом находятся в непосредственном распоряжении их владельца. Четкой системы договорных отношений не существует. Сам акт фактического откладывания средств в накопительный фонд носит не постоянный и обязательный, а, скорее, неопределенный, отчасти случайный характер. Используется также несколько других вариантов классификации целевых установок. Например, принято различать между сбережениями, связанными с заблаговременными замыслами, и теми, задача которых — текущее потребление. Другое разграничение охватывает ориентацию в накоплении на приобретение конкретного объекта или же сбережение, для которого конкретный объект приобретения еще не обозначен в сознании личности. В качестве самостоятельного случая можно отметить целевую ориентацию на накопление с целью обладания капиталом. Своего рода экзотической формой сбережения можно считать такое, которое осуществляется на базе начатого однажды накопления, чья цель была позже забыта. Сложившаяся же привычка продолжает стимулировать человека на дальнейшие акции депонирования средств. По своей психологической природе такая форма напоминает поведение человека, собирающего марки или монеты. В основе целей поведения человека в рассматриваемой сфере лежат мотивы. Вполне понятно, что оба этих понятия достаточно близки, однако определенный оттенок различия между ними имеется. Мотивы — нечто более первичное. Они не только могут быть связаны с разумом, сознанием, но и предопределяться эмоциями, подсознанием. В экономической психологии принято подразделять два вида мотивов: прагматического характера и не имеющих практической нацеленности. Обратимся сначала к прагматической группе (она, естественно, преобладает у человека): · мотив безопасности порождает, как правило, ориентацию на предварительно выбранную цель накоплений. В данном случает речь идет о принципиальных основах существования самой личности; · мотив достижения контроля над ситуацией. Как правило, в данном случае вырисовывается целевая ориентация человека на обладание властью, на чувство независимости от других и, по возможности, на контроль над окружающими; · мотив получения доходов связан с попыткой обеспечить себя более крупными финансовыми средствами. Реализуется путем выбора наиболее удачных форм накопления и умелой комбинации разных вариантов, т.е. путем грамотной стратегии; · мотив престижа символизирует нацеленность индивида на демонстрацию окружающим факта своего накопленного состояния. В значительной степени накопление должно играть при этом роль показателя профессионального мастерства, успеха, а также умелого обращения с деньгами. К числу мотивов сбережения, не имеющих практической нацеленности, можно отнести сбережения, осуществляемые в качестве уже упомянутой ранее самоцели, а также действия, вызванные альтруистическими намерениями. В психологическом плане интересен следующий момент. Существует определенная корреляция между мотивами и выбранной конкретной формой сбережения. Например, у людей, стремящихся к демонстрации своих достижений, преобладающей формой сбережения выступают наиболее безопасные их варианты. Для индивидов, проявляющих тенденцию к контролю над ситуацией и окружающими лицами, характерна склонность к формам сбережений, дающим возможность в любое время распоряжаться своими ресурсами. Как показывает современная практика, традиции в области сбережений постепенно меняются. Отметим наиболее типичные случаи развития ситуаций в развитых странах. 1. На протяжении ряда последних десятилетий постепенно снижается доля средств, направляемых населением на цели накопления. В качестве причины можно назвать три момента. Во-первых, сказывается то обстоятельство, что социально-экономическое развитие западных стран происходило достаточно устойчиво и сбалансированно. Население привыкло жить в условиях традиционного экономического порядка. Предчувствия возможных катаклизмов отошли в прошлое. Во-вторых, современное население все больше склоняется к выводу, что радоваться ощущению жизни надо не спустя годы (когда что-то будет достигнуто), а уже сейчас, в данный момент. Все более осязаемой становится философская истина: пребывание на Земле — краткое мгновение. Умение его воспринимать, ощущать требует финансовых затрат (хобби, отдых, путешествия). В-третьих, в общем процессе сбережения возросла роль социальной группы молодежи. Для нее, как показывает опыт, не характерна склонность к крупномасштабному варианту отложенного спроса. 2. У всего населения усиливается ориентация на накопления, связанные с достижением текущих, потребительских целей. 3. Наблюдается определенное замещение операций по накоплению процессом получения кредитов. Доступность и относительная дешевизна кредита сокращает потребность в сбережении. 4. Сбережение все больше ориентируется на поддержание достигнутого стандарта жизни. 5. Наиболее активно сбережения осуществляются средними по возрасту группами населения. 6. Вовлекаемые в процесс накопления слои людей все больше готовы к тому, чтобы нести соответствующую (и неизбежную в рыночной экономике) долю риска. 7. Определенные изменения происходят в сегменте вкладчиков. Например, пенсионеры все активнее проявляют новые аспекты своих потребностей. Время пристрастия к пуританским нравам в известной степени прошло. Выходя на пенсию, люди стремятся порой не сокращать стандарты своего потребления, а наоборот, увеличивать их. Этот этап жизни все чаще воспринимается сегодня не как «остаточная величина», а как «новое В условиях России процесс сбережения имеет свою специфику. Он определяется прежде всего тем, что доля депонируемых средств у населения относительно невелика, так как, во-первых, относительно мал среднестатистический доход в стране, во-вторых, слаба еще привычка делать накопления, особенно в современных, обусловленных рыночным типом экономики формах. Например, такие формы накопления, как страхование, покупка ценных бумаг, не заняли еще должного места в нашей практике. К ним нужно привыкнуть. Сама рыночная ситуация должна побудить к этому. В-третьих, для России типично еще одно обстоятельство. Сбережения населения нацелены преимущественно на краткосрочное потребление (приобретение автомобилей, заграничные поездки - у одних, деньги «на черный день» - у других). Правда, начинает разворачиваться депонирование средств на строительство частного жилья. Однако инвестиционный вариант использования накапливаемых средств (реализуемый в индивидуальной или институциональной форме, т.е. через банки) еще не получил должного развития. Помимо отсутствия необходимых навыков у населения сдерживающим фактором выступает социально-экономическая ситуация в стране. Лишь при достижении ею относительного равновесия у людей появится стимул к повышению сбережений и трансформации их в инвестиции.
Динамика сберегательного менталитета В ходе реформ резко возросла социально-экономическая дифференциация доходов, сбережений, имущественного состояния и уровня жизни. Появилась группа хорошо обеспеченных по западным стандартам людей, являющих и классические образцы менталитета престижного (демонстративного) потребления. Одновременно пополняются ряды бедного населения. Причем в них попадают не только безработные и нетрудоспособные, деградировавшие и деклассированные, но и часть работающего населения, находящегося в расцвете сил и способностей (так называемые новые бедные). Возникла опасность появления застойных очагов материальной необеспеченности. Оценки действительных масштабов бедности варьируют от 20 до 60 и более процентов в зависимости от выбранных критериев и политических взглядов экспертов. Да и само понятие бедности неоднородно и охватывает различные социальные состояния. Неудовлетворенность людей своим материальным положением сохраняется и даже возрастает. Но материальные условия жизни сильно изменились по сравнению с дореформенным периодом, когда наблюдался хронический дефицит предметов первой необходимости. За период с начала реформ значительно возросли материальные потребности людей, разнообразились стили жизни, что само по себе является важным показателем социально-экономического развития. Мы переживаем очередную "революцию притязаний". В большей степени это, конечно, касается элиты, освоившей новые потребительские стандарты: отремонтированное по европейским меркам жилье, машины-"иномарки", просторные летние дома, высококачественные импортные потребительские товары, отдых за границей, образование детей в платных школах в России и за рубежом. Копируются образцы потребления, приписываемые средним и высшим слоям на Западе. Собственно само понятие "новые русские" (до появления анекдотического налета) обозначало не предпринимателей или богатых как таковых (хотя высокий уровень обеспеченности предполагался). Это в первую очередь явилось выражением нового для нас западнического стиля жизни, нового сообщества потребления. Войти в это сообщество могут далеко не все (речь идет о нескольких процентах населения). Но жизненным ориентиром это становится и для более массовых групп, которые по отдельным показателям начинают тянуться за "новыми русскими".
|