Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стресс как регуляция отношений организма со средойСелье как преде шиитель бихевиористской медицины рассматривал стресс в качестве однонаправленной связи организма и среды (негативный внешний стимул - физиологическая реакция организма). Психологический подход, разрабатываемый, в частности, Лазарусом и его коллегами, понимает стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду, познавая ее, относясь к ней эмоционально и каким-либо образом действуя. Ядром такого подхода служат два типа отношений: 1) взаимоотношение внешних требований и возможностей личности; 2) взаимоотношение способности личности к преодолению негативного воздействия и того, что объективно требуется в конкретной ситуации. Стресс наиболее вероятен, если есть несоответствие между личностными возможностями и объективными требованиями, а именно, если требуется больше того, на что человек способен. Для объяснения стресса Лазарус и его коллеги разработали модель динамических процессов, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. На первых этапах разработки модели эмоции рассматривались лишь в качестве феномена, сопровождающего изучаемые процессы, однако впоследствии эмоции получили более высокий статус, поэтому Лазарус и Фолкмен (1987) описывают свой подход как когнитивно-от-ношенческую теорию эмоций и преодоления стресса. Когнитивные оценки - суждения высокой степени сложности. Оценке подвергается как то, что объективно требуется в данной ситуации, так и возможности личности при ориентировке на задачу (проблему) и на управление собой. Модель динамических процессов описывает три типа оценок: 1. Первичные оценки касаются объективной проблемной ситуации - является ли она стрессовой для субъекта? Этот тип оценок включает суждения о позитивности/негативности ситуации, о настоящих и возможных событиях. Наиболее значимыми событиями являются ситуации опасности, угрозы, утраты, боли. В условиях труда они порождают проблемно-ориентированный стресс. 2. Вторичные оценки касаются мер преодоления стресса – какие стратегии наиболее подходящи для данного субъекта, насколько они будут успешны, есть ли у индивида силы справиться с ситуацией? Если индивид не обладает адекватными стратегиями, то возникает стресс, связанный с неспособностью справиться с задачей. 3. Пересмотр первичных и вторичных оценок имеет место в том случае, когда получена новая информация о ситуации или появились новые суждения о возможном успехе. Таким образом, стресс рассматривается как длительный процесс, вбирающий в себя различного рода оценки, действия по преодолению стрессора, обратную связь и, если это необходимо, выработку новых стратегий поведения в стрессовой ситуации. Считается, что эмоции имеют физиологический, когнитивный и оценочный аспект. Эмоции касаются негативных или позитивных оценок в ситуации, когда возможности человека не соответствуют объективным требованиям, что часто сопровождается физиологическими реакциями. При этом и стресс может оцениваться по-разному - позитивно или негативно. Позитивная оценка стресса возникает, если человек испытывает позитивные эмоции (например, удивление или радость), а также в том случае, когда человек, хоть с долей сомнения, но верит в себя и в то, что он сможет преодолеть стрессовую ситуацию. Негативно оцениваемый стресс имеет место при наличии у человека негативных эмоций - гнева, тревоги, если он не уверен в себе и боится неуспеха. В проблемной ситуации человек может демонстрировать два типа поведения по ее преодолению: а) сосредоточенное на проблеме; б) сосредоточенное на субъективных переживаниях личности. Таким образом, процесс преодоления стрессора предполагает как непосредственно действия субъекта, так и когнитивную работу, включающую различного рода интерпретации, эмоции и оценки сложности задачи, внутренних ресурсов субъекта, вероятности успеха. Этот тип когнитивной работы Фишер (Fisher, 1988) называет "работой неудовлетворенности" и рассматривает как средство создания оптимистичной, ориентированной на успех установки, которая является основой контроля и эффективного управления стрессом. В этом смысле программы тренинга по управлению стрессом должны включать в себя как тренинг поведения, так и тренинг когнитивных оценок ситуации. Рассмотренные концепции стресса не являются взаимоисключающими. Они имеют много общих элементов. Это справедливо и в отношении физиологических компонентов стресса, и в отношении его когнитивных составляющих, определяемых как элементы стрессовых реакций. Вместе с тем есть существенные различия. В концепции стресса как реакции организма стресс рассматривается как объективное явление, а в концепции стресса как регуляции отношений организма со средой объективные элементы имеют статус предполагаемых, или материала для когнитивных оценок. Процесс преодоления стресса также понимается по-разному: реактивная концепция считает этот процесс автоматической реакцией организма, а регуляционная концепция рассматривает его как намеренное действие, подверженное влиянию со стороны многих факторов, таких, как когнитивные оценки, представления о своих возможностях и уязвимости. Наконец, реактивная концепция описывает стресс как общую - в противоположность индивидуальной - реакцию на угрожающее событие, в то время как регуляционная концепция допускает индивидуальную дифференциацию: например, у тех людей, которые в трудной ситуации, несмотря на сомнение, верят в свой успех и заинтересованы в нем, возникает эустресс; в аналогичных условиях у людей, не заинтересованных в результате своей работы, возникает дистресс. Однако эустресс может перерасти в дистресс в том случае, если человек очень сильно сомневаются в себе и если рабочая нагрузка непомерно высока. Фридман и Розенман (Friedman & Rosenman, 1974) описали тип поведения в стрессе (он был назван поведением А-типа), где были выявлены индивидуальные различия. Данное поведение возникает в случае жесткого дефицита времени, характеризуется выраженным чувством соревнования и крайней степенью раздражительности, напряженности и нетерпимости. Одновременно наблюдается повышение кровяного давления и усиливается секреция кортизона.
|