Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стресс как регуляция отношений организма со средой





Селье как преде шиитель бихевиористской медицины рассматри­вал стресс в качестве однонаправленной связи организма и среды (не­гативный внешний стимул - физиологическая реакция организма). Пси­хологический подход, разрабатываемый, в частности, Лазарусом и его коллегами, понимает стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою оче­редь влияет на среду, познавая ее, относясь к ней эмоционально и каким-либо образом действуя. Ядром такого подхода служат два типа отношений: 1) взаимоотношение внешних требований и возможностей личности; 2) взаимоотношение способности личности к преодолению негативного воздействия и того, что объективно требуется в конкрет­ной ситуации. Стресс наиболее вероятен, если есть несоответствие между личностными возможностями и объективными требованиями, а именно, если требуется больше того, на что человек способен.

Для объяснения стресса Лазарус и его коллеги разработали мо­дель динамических процессов, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрес­сора. На первых этапах разработки модели эмоции рассматривались лишь в качестве феномена, сопровождающего изучаемые процессы, однако впоследствии эмоции получили более высокий статус, поэтому Лазарус и Фолкмен (1987) описывают свой подход как когнитивно-от-ношенческую теорию эмоций и преодоления стресса.

Когнитивные оценки - суждения высокой степени сложности. Оценке подвергается как то, что объективно требуется в данной ситуа­ции, так и возможности личности при ориентировке на задачу (пробле­му) и на управление собой. Модель динамических процессов описывает три типа оценок:

1. Первичные оценки касаются объективной проблемной ситуации - является ли она стрессовой для субъекта? Этот тип оценок включает суждения о позитивности/негативности ситуации, о настоящих и воз­можных событиях. Наиболее значимыми событиями являются ситуации опасности, угрозы, утраты, боли. В условиях труда они порождают про­блемно-ориентированный стресс.

2. Вторичные оценки касаются мер преодоления стресса – какие стратегии наиболее подходящи для данного субъекта, насколько они будут успешны, есть ли у индивида силы справиться с ситуацией? Если индивид не обладает адекватными стратегиями, то возникает стресс, связанный с неспособностью справиться с задачей.

3. Пересмотр первичных и вторичных оценок имеет место в том случае, когда получена новая информация о ситуации или появились новые суждения о возможном успехе. Таким образом, стресс рассмат­ривается как длительный процесс, вбирающий в себя различного рода оценки, действия по преодолению стрессора, обратную связь и, если это необходимо, выработку новых стратегий поведения в стрессовой ситуации.

Считается, что эмоции имеют физиологический, когнитивный и оценочный аспект. Эмоции касаются негативных или позитивных оце­нок в ситуации, когда возможности человека не соответствуют объек­тивным требованиям, что часто сопровождается физиологическими реакциями. При этом и стресс может оцениваться по-разному - пози­тивно или негативно. Позитивная оценка стресса возникает, если чело­век испытывает позитивные эмоции (например, удивление или радость), а также в том случае, когда человек, хоть с долей сомнения, но верит в себя и в то, что он сможет преодолеть стрессовую ситуацию. Негативно оцениваемый стресс имеет место при наличии у человека негативных эмоций - гнева, тревоги, если он не уверен в себе и боится неуспеха.

В проблемной ситуации человек может демонстрировать два типа поведения по ее преодолению: а) сосредоточенное на проблеме; б) сосредоточенное на субъективных переживаниях личности. Таким образом, процесс преодоления стрессора предполагает как непосред­ственно действия субъекта, так и когнитивную работу, включающую раз­личного рода интерпретации, эмоции и оценки сложности задачи, внут­ренних ресурсов субъекта, вероятности успеха. Этот тип когнитивной работы Фишер (Fisher, 1988) называет "работой неудовлетворенности" и рассматривает как средство создания оптимистичной, ориентиро­ванной на успех установки, которая является основой контроля и эф­фективного управления стрессом. В этом смысле программы тренинга по управлению стрессом должны включать в себя как тренинг поведе­ния, так и тренинг когнитивных оценок ситуации.

Рассмотренные концепции стресса не являются взаимоисключа­ющими. Они имеют много общих элементов. Это справедливо и в отно­шении физиологических компонентов стресса, и в отношении его ког­нитивных составляющих, определяемых как элементы стрессовых ре­акций. Вместе с тем есть существенные различия. В концепции стрес­са как реакции организма стресс рассматривается как объективное явление, а в концепции стресса как регуляции отношений организма со средой объективные элементы имеют статус предполагаемых, или материала для когнитивных оценок.

Процесс преодоления стресса также понимается по-разному: ре­активная концепция считает этот процесс автоматической реакцией организма, а регуляционная концепция рассматривает его как наме­ренное действие, подверженное влиянию со стороны многих факто­ров, таких, как когнитивные оценки, представления о своих возможно­стях и уязвимости. Наконец, реактивная концепция описывает стресс как общую - в противоположность индивидуальной - реакцию на угрожающее событие, в то время как регуляционная концепция допус­кает индивидуальную дифференциацию: например, у тех людей, кото­рые в трудной ситуации, несмотря на сомнение, верят в свой успех и заинтересованы в нем, возникает эустресс; в аналогичных условиях у людей, не заинтересованных в результате своей работы, возникает дистресс. Однако эустресс может перерасти в дистресс в том случае, если человек очень сильно сомневаются в себе и если рабочая нагруз­ка непомерно высока. Фридман и Розенман (Friedman & Rosenman, 1974) описали тип поведения в стрессе (он был назван поведением А-типа), где были выявлены индивидуальные различия. Данное поведение воз­никает в случае жесткого дефицита времени, характеризуется выра­женным чувством соревнования и крайней степенью раздражительно­сти, напряженности и нетерпимости. Одновременно наблюдается по­вышение кровяного давления и усиливается секреция кортизона.

 

Date: 2016-07-25; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию