Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция стресса как реакции организма.





ЛЕКЦИЯ 10.

Стрессы и их преодоление.

Концепция стресса как реакции организма.

Стресс как регуляция отношений организма со средой.

Причины и следствия стресса в условиях труда.

Концепция стресса как реакции организма.

Теоретические посылки этой концепции вытекают из исследования Селье, который предположил, что каждый стрессор вызывает в организме реакцию определенного типа. Стрессоры – ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вы­зывают у них чувство стресса.

Все реакции независимо от типа имеют целью повышение сопро­тивляемости организма, которое обеспечивается различными физиологическими и биохимическими процессами. Селье назвал этот феномен общим адаптационным синдромом. Он характеризуется тре­мя важными особенностями.

1. Независимость от стимула: реакция организма всегда одинако­ва и не зависит от природы стимульной ситуации. Стимулом могут быть разные по уровню и силе воздействия ситуации - шум, дефицит вре­мени, негативные жизненные события и др., но все они приводят к стереотипной реакции организма в виде кратковременного выброса энергии.

2. Неспецифическая физиологическая реакция: гормональный выб­ рос основывается на генерализованном неспецифическом физиоло­гическом процессе. Все стрессоры вызывают активацию гормональ­ных систем, вследствие чего в кровь поступают адреналин/норадреналин или кортизол/кортикостерон. В результате возрастает частота сер­дечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, умень­шается энергетический запас в печени, а также возрастает интенсив­ность циркуляции крови в скелетных мышцах.

3. Длительные перегрузки приводят к болезни: физиологические реакции в ответ на кратковременные стрессоры (например, тревогу) исчезают сразу же, как только ситуация меняется на благоприятную. Более длительные нагрузки приводят к стойкой адаптации физиологи­ческой системы, которая сопровождается повышением сопротивляе­мости организма. Однако чрезмерные по силе и длительности нагруз­ки ведут к срыву работы адаптационной системы, что является причи­ной различных заболеваний, таких как сердечная недостаточность, гас­трит, диабет и даже рак.

Концепция стресса породила множество эмпирических исследо­ваний, которые подтвердили исходную теоретическую модель лишь ча­стично. Выделилось два наиболее спорных момента. Первый был от­мечен психиатром Мэйсоном (Mason, 1971). Он показал ошибочность тезиса о неспецифичности реакции организма. Дело в том, что Селье вывел его на основании исследования лишь одного типа стрессовых ситуаций, а именно тех, в которых испытуемый оказывался практичес­ки в безвыходном положении, не имея возможности что-либо изме­нить своими действиями. В этих ситуациях, действительно, наблюда­лись сходные реакции организма.

В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность ка­ким-либо образом изменить ход событий, организм реагировал по-дру­гому. Как было показано Генри и Стифенсом (Henry & Stephens, 1977), разные по типу стрессоры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям. Если у человека есть воз можность контролировать ситуацию, то перегрузки ведут к заболевани­ям типа сердечной недостаточности (активный стресс). Когда стрес­сор не поддается контролю, то при длительном воздействии он вызы­вает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассив­ный стресс). Таким образом, рассматриваемая концепция стресса как реакции организма валидна стрессовым ситуациям только одного типа - тем, которые характеризуются неопределенностью, ограниченностью или полной невозможностью контроля, безнадежностью. В социальных организациях такие ситуации скорее исключение, чем правило.

Другой спорный момент концепции отмечен психологами. Он ка­сается роли познания и эмоций в стрессе как субъективном феномене. Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оцен­кам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. В этом смысле Кан (Капп, 1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъек­тивное переживание. Лазарус и Фолкмен (Lazarus & Folkman, 1986) оп­ределяют психологический стресс как значимые для благополучия лич­ности взаимоотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев мо­гут их превышать. Таким образом, с психологической точки зрения стресс связан с познанием, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешности ее преодоления.

В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмот­ренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является спе­цифическим взаимоотношением специфической личности и специфи­ческой ситуации.

 

Date: 2016-07-25; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию