Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые аспекты международного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.





 

Число лиц, употребляющих инъекционные наркотики, по данным ООН, к началу 2007 г. во всем мире превысило 13 млн. человек. В России, по данным ФСКН, 6 млн. наркоманов, 1,8 млн. больны наркоманией, 350 тыс. находятся на учете в наркологических диспансерах. От 900 тыс. до 1100 тыс. наркозависимых - это подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тыс. россиян. В 2006 г. от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

Однако ситуация существенно осложняется тем, что "наркотическая промышленность" не стоит на месте. Появляются синтетические наркотики в тысячи раз сильнее по силе действия, чем героин. Так, в 2006 г. ФСКН изъяло из оборота 160 кг триметилфентанила, что в героиновом эквиваленте составляет 85 т вещества.

Кроме того, по ряду причин международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками не дает ожидаемого эффекта. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений. Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств.

Перед странами СНГ сформировались проблемы, охватывающие жизненно важные интересы личности, общества и государства (государств) и препятствующие совершенствованию межгосударственной системы безопасности. Одна из них - проблема наркотизации населения и распространения наркотиков, влияние "черной" наркоэкономики на экономическую систему. Проведенное специалистами исследование свидетельствует, что в СНГ наркоманами в течение 2003 г. потрачено около 10 - 12 млрд. долл. США. Примерно 1,5 - 1,8 млн. человек являются носителями ВИЧ-инфекции, 3 - 4 млн. больны гепатитом "B", "C". При условии вялотекущего противодействия (на национальном и в рамках СНГ уровнях) наркоситуация в странах СНГ осложнится <1>. Представители международного незаконного наркобизнеса создали мощную инфраструктуру на пространстве СНГ, обеспечивающую получение максимальной прибыли в сфере нелегального производства, транспортировки и сбыта наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров <2>. Незаконный наркобизнес позволяет получать прибыль до 2000%. Выступая на Санкт-Петербургском "Межпарламентском форуме по борьбе с терроризмом", Дик Марти (Парламентская ассамблея Совета Европы - март 2002 г.) отмечал, что финансирование террористических организаций осуществляется из различных источников (благотворительных организаций, частного бизнеса и др.), а также международной незаконной торговли наркотиками, оружием, людьми и т.д. В мировой финансовой системе ежесуточно совершается множество операций на сотни миллиардов долларов США, что затрудняет возможность документально проследить движение материальных ценностей. Фактор "мимикрии" как защитное средство при проведении взаиморасчетов основательно сбивает с толку правоохранительные органы. Задействованные при этом финансовые схемы скрывают реальные источники формирования денежных средств. По информации международных экспертов, отмывание материальных ценностей в общей сумме обращаемых капиталов является третьей по величине индустрией в мире. В США 90% (в Великобритании - 40%) наличной валюты являются "грязными" и в той или иной степени относятся к наркодолларам. По другим данным, около 80% собственности, связанной с противоправной деятельностью, приобретено на капиталы, вырученные от незаконной торговли наркотиками. Международный незаконный оборот наркотиков - высокодоходный нелегальный бизнес, в обороте которого находятся огромные материальные средства. Часть из них идет на организацию производства, транспортировки и сбыта наркотиков, установление коррупционных отношений, а другая часть уходит на развитие самой наркоструктуры и финансирование криминальных проектов, в том числе связанных с экстремизмом и терроризмом. Легализация преступных доходов является неотъемлемой частью любого незаконного бизнеса. Прибыль, получаемая в результате нелегальной деятельности, составляет материальную основу жизнеспособности террористических организаций. За счет ее формируются фонды, из которых финансируется экстремистская деятельность. Фактически организованная преступность интегрирует преступления, связанные с наркотиками, в единое целое.

Представляется, что наиболее эффективным способом понимания проблем, касающихся экстремистских, террористических проявлений и их взаимосвязи с международным оборотом наркотиков, является разработка доктрины межгосударственной политики по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территориях государств - участников СНГ. В рамках доктрины обозначился бы замысел деятельности межгосударственных и общественных структур, направленный на противодействие наркомании и незаконному наркобизнесу. На основании доктрины целесообразно выработать стратегию противодействия наркомании и международному обороту наркотиков, акцентируя внимание на управлении этим процессом. В настоящее время слабым звеном системы межгосударственного образования (СНГ) является управление. Из всех принятых решений Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств ратифицировано не более 10%. И хотя в сфере борьбы с преступностью процедуру ратификации прошли практически все нормативные акты, такая ситуация не может быть признана нормальной, поскольку "силовые" решения сами по себе проблему решить не могут, они требуют поддержки программами в сфере здравоохранения, экономики, развития спорта.

Сложившаяся наркоситуация в СНГ требует проведения мониторинга, особенно в Российской Федерации, Украине, Молдове, Беларуси и Казахстане, где уровень наркотизации выше, чем в других странах Содружества. По оценкам специалистов, если не остановить наркотранзит из Центрально-Азиатского региона, в ближайшие годы число наркоманов увеличится в несколько раз. В последние годы представители международного незаконного наркобизнеса активно используют территории стран СНГ для формирования инфраструктуры по выращиванию наркосырья.

Правоохранительным органам сложно принимать ответные меры, не прибегая к той или иной форме международного сотрудничества. Фактически с позиции государства невозможно нанести серьезный урон наркоструктурам, которые осуществляют операции с наркотиками на транснациональном уровне. Международное сотрудничество является не только непременным условием борьбы с транснациональной наркопреступностью и ликвидации организаций, занимающихся такой деятельностью, но и важной превентивной мерой. Для более тесного взаимодействия следует ускорить решение вопросов, касающихся объединения национальных и международных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Снизить объемы международного незаконного оборота наркотиков до уровня минимальной опасности для международного сообщества можно в том случае, если правоохранительные органы будут так же, как и наркодельцы, проявлять изобретательность и находчивость, организационную гибкость в сотрудничестве. Деятельность правоохранительных и судебных органов, других структур власти, а также общественных организаций должна быть согласованной, чтобы их сотрудники обладали такой же мобильностью и действовали так же эффективно, как и сами наркопреступники. Поэтому для межгосударственного сотрудничества чрезвычайно важно заложить основы, призванные обеспечить создание мощной инфраструктуры взаимодействия и более эффективных механизмов сотрудничества. Взаимовыгодное сотрудничество позволит разработать тактику борьбы с деятельностью представителей незаконного наркобизнеса. Это будет способствовать проведению объективного мониторинга в местах осложнения наркоситуации (на территории нескольких государств, межгосударственных образований).

Представляется необходимым распространить опыт реализации специальных программ по борьбе с наркотизацией населения и распространением наркотиков. Например, российская Федеральная целевая программа, рассчитанная до 2009 г., имеет бюджет реализации более 3 млрд. рублей (в 2006 г. бюджет программы составил 735,5 млн. рублей).

Важными направлениями взаимодействия правоохранительных структур государств являются обмен оперативной информацией, исполнение запросов общего и конфиденциального характера. Например, только в 2006 г. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России исполнил более 750 запросов от иностранных коллег, направил около 700 инициативных поручений, провел более 60 встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных государств (Германии, США, Швеции, Чехии, Израиля и др.). Данная работа, несомненно, является важным вкладом в реализацию проекта ООН по созданию второго "пояса безопасности" вдоль российско-казахстанской границы, а также профильного проекта ОДКБ, задача которого - обеспечение наркотической безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

 

3. Международное взаимодействие правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконной миграцией.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в целях исполнения законодательства, установок Президента и Правительства Российской Федерации выполняют контрольные и организационно-методические мероприятия, направленные на обеспечение эффективной деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию и раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции.

Анализ правоприменительной деятельности свидетельствует о том, что при выявлении и расследовании преступлений данной категории практические работники сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных, с одной стороны, спецификой рассматриваемых преступных деяний, с другой - различного рода негативными факторами объективного и субъективного характера, оказывающими непосредственное влияние на процесс их расследования и раскрытия.

Так, на первоначальном этапе расследования преступлений рассматриваемой категории нередко (11,3% от общего числа изученных уголовных дел) возникает такая следственная ситуация, когда сотрудники оперативно-розыскных подразделений располагают достоверной, но не полной информацией об организованной международной преступной группе, деятельность которой связана с организацией незаконной миграции.

Для разрешения данной следственной ситуации немаловажное, а порой и основополагающее значение может оказать международное взаимодействие правоохранительных органов тех или иных государств. Данная деятельность регламентируется международными актами о взаимной правовой помощи и правовых отношениях, в том числе и по уголовным делам между государствами, как в двустороннем, так и в многостороннем порядке.

На протяжении последних лет организация взаимодействия с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья по вопросам оказания правовой помощи показывает последовательное укрепление тенденции к увеличению общего количества направляемых международных следственных поручений на территории иностранных государств.

Так, в 2006 г. сотрудниками СУ ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в страны ближнего и дальнего зарубежья было направлено 12 поручений по делам, связанным с организацией незаконной миграции, а в 2007 г. их число составило 41 <3>. Кроме того, отмечается рост количества поступающих исполненных материалов от зарубежных партнеров.

В данном случае показателен пример, когда совместные усилия оперативных и следственных подразделений Управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и Китайской Народной Республики позволили выявить и обезвредить организованную преступную группу, которая на протяжении двух лет занималась организацией незаконной миграции на территории Китая и России под прикрытием сотрудника Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Еврейской автономной области.

Таким образом, практика свидетельствует о наработке тактических приемов взаимодействия российских правоохранительных органов с компетентными органами иностранных государств по расследованию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции.

Анализ уголовных дел показал, что в ходе расследования рассматриваемых преступлений наиболее востребованы такие формы международной правовой помощи, как получение свидетельских показаний; предоставление оригиналов или заверенных копий документов; установление места нахождения лиц; предоставление вещественных доказательств.

Важным моментом такой взаимопомощи является то, что в соответствии со ст. 455 УПК РФ "доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса".

Закрепление указанных положений, несомненно, является значительным шагом в сторону признания юридической силы доказательств, полученных на территории иностранных государств, между тем в данном случае речь идет лишь об одном условии допустимости доказательств, а именно о соблюдении порядка взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными органами юстиции при представлении такого рода доказательств, в то время как в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, а также в конвенциях и международных договорах о правовой помощи отсутствуют не только требования, предъявляемые к оценке доказательств, полученных на территории иностранного государства, но и перечень нарушений, влекущих исключение такого рода доказательств из процесса доказывания.

Кроме того, обзор литературных источников позволяет прийти к выводу о том, что уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации существенно отличается от уголовного процесса ряда стран европейского региона и других государств, где процесс не формализован и либо существует в юридических прецедентах, либо каждый раз процедура принимается самим судом, что приводит к тому, что полученное на территории иностранных государств доказательство может существенно отличаться по своей процессуальной форме, порядку собирания, закрепления и фиксации от доказательств, полученных на территории России.

Указанные обстоятельства порождают серьезные препятствия для российских правоохранительных и правоприменительных органов, поскольку возникает вполне закономерный вопрос: имеют ли юридическую силу доказательства, полученные на территории иностранного государства в соответствии с национальным уголовно-процессуальным законодательством, если они не отвечают требованиям собирания, оценки и фиксации доказательств на территории Российской Федерации, ведь "независимо от территории получения фактов их признание доказательствами, собирание, определение допустимости и оценка производятся в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства России"?

Таким образом, это обстоятельство ставит под сомнение не только юридическую силу доказательств, но и создает сложные правовые коллизии, связанные с проблемами признания судом полученных в процессе такого сотрудничества доказательств допустимыми и достоверными, что может привести к сужению доказательственной базы по уголовным делам.

Анализ судебной и следственной практики показывает, что до настоящего времени единого алгоритма принятия решений по оценке таких доказательств не выработано и в каждом конкретном случае правоприменитель решает эту проблему исходя из общих требований, предъявляемых к доказательствам, полученным на территории Российской Федерации, в результате чего часть доказательств может быть признана недопустимой.

В целях урегулирования указанных вопросов предлагается при оценке юридической силы такого рода доказательств предусмотреть следующие условия: "Полученные по просьбе запрашивающей страны с применением иностранного уголовно-процессуального закона сведения должны признаваться в качестве доказательств судом страны, исполняющим поручение, и получить оценку допустимых и достоверных, что позволит решить вопрос о соблюдении норм права иностранного государства о порядке получения и закрепления доказательств на территории иностранного государства. Затем при получении исполненного поручения следователь, прокурор и суд должны дать оценку полученным за рубежом доказательствам исключительно в соответствии с процедурой, установленной соответствующей статьей УПК РФ, содержащей специальный пункт о признании таковых сведений допустимыми в качестве доказательств".

Реализация предлагаемых изменений и дополнений, на наш взгляд, способствовала бы повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в рассматриваемом направлении.

 

Date: 2016-07-25; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию