Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий.





 

 

В современных условиях развития рыночной экономики ведущее место в воспроизводственном процессе занимают финансы предприятий. Реформирование финансовых отношений обусловило и предопределило появление предпринимательской деятельности не только в частном, но и в государственном секторе экономики. Нынешняя экономика Российской Федерации в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределяет наличие большого количества государственных и муниципальных предприятий. Например, государственными или муниципальными являются основные предприятия полиграфии, связи, водопользования, природоохраны, атомной энергетики.

Одновременно государственные и муниципальные предприятия переходят от административно-командных методов хозяйствования к рыночным методам регулирования своей деловой активности. Однако предприятия, собственниками которых являются государство или муниципальные образования, имеют несколько иное предназначение нежели коммерческие структуры. Главной целью государственных или муниципальных предприятий служит не столько извлечение прибыли, сколько реализация государственных функций и задач, обеспечение публичных потребностей. Например, федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» создана для осуществления функций государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм. Основной целью деятельности федерального унитарного предприятия «Центральный депозитарий – Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка» является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги.

Государство создает предприятия и в сфере своей монопольной деятельности. Так, исключительно казенные предприятия осуществляют эмиссию и хранение официальных денежных знаков, государственных ценных бумаг, предоставление услуг общедоступной электрической и почтовой связи, транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам и т.д.

Заказчиком и одновременно основным (а иногда и монопольным) потребителем продукции (работ, услуг), выпускаемой казенными предприятиями, является общество в лице государства, поэтому производство данной продукции не должно ставиться в зависимость от самоокупаемости. Достижение поставленной цели возможно только при оптимальной организации финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Особенность финансов предприятий и организаций заключается в сфере охватываемых отношений и выполняемых функциях. Финансы предприятий являются первичным, исходным элементом финансовой системы, поскольку функционируют в сфере материального производства и органически сочетают в себе все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Данная категория является не только фундаментальной, но и системообразующей, поскольку охватывает важнейшую часть финансовых отношений и создает основные источники финансовых ресурсов страны: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Характерной особенностью финансов предприятий является сфера деятельности – на стадии первичного образования национального дохода, но и продолжение деятельности и во вторичных распределительных и перераспределительных процессах.

О децентрализованном характере свидетельствует и тот факт, что согласно ст. 214 ГК РФ финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

От состояния финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством.

Нужно также иметь в виду, что финансы государственных и муниципальных предприятий имеют важное значение для формирования системы неналоговых доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов. Кроме того, финансы некоторых государственных и муниципальных предприятий могут использоваться их собственником в качестве временно свободных средств. Так, Московский метрополитен, реализуя проездные билеты в короткие сроки, мобилизует значительные денежные средства пассажиров, которые можно рассматривать как краткосрочные кредиты для правительства Москвы.

По своей сущности финансы предприятий – это экономическая категория, связанная с производством, отражающая закономерности развития экономики и входящая в состав экономического базиса. Однако публичный интерес относительно финансов государственных и муниципальных предприятий обуславливает необходимость государственного установления правил в этой сфере общественных отношений.

Финансы государственных (муниципальных) предприятий – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и направленных на формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования).

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятия, опосредуются в денежной форме. Однако не все отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий, являются финансовыми. Так, не относятся к финансовым денежные отношения по оплате кредиторской задолженности, по выплате заработной платы и т.д.

Сущность финансов заключается в их функциях. Включение финансов предприятий в финансовую систему государства наделяет их распределительной и контрольной функциями.

Распределительная функция позволяет формировать первоначальный капитал, обеспечивать оптимальное сочетание финансовых интересов предприятия и государства, получать денежную выручку за реализованные товары и использовать ее на дальнейшее производство.

Контрольная функция финансов предприятий обусловлена возможностью стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, формирование доходов, денежных фондов предприятия и необходимостью их использования.

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотрослях и институтах.

Например, отношения по налогообложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета – бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий – институтом финансового контроля, организация расчетов – институтом денежного обращения или валютным правом и т.д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т.д.

Финансовые ресурсы государственного (муниципального) предприятия – это децентрализованная часть финансовых ресурсов государства, представляющая собой совокупность собственных денежных доходов и внешних поступлений, предназначенная для финансирования государственных заказов, программ, расширения производства и выполнения финансовых обязательств.

В зависимости от источников образования финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные и привлеченные. Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом затрат на реализацию), амортизационных отчислений.

Привлеченные источники финансовых ресурсов предприятия состоят из заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения, и бюджетных ассигнований.

Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого кредита.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассоциаций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привлеченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования выделяются государственным и муниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмездной основах, так и на условиях бюджетного кредита. Бюджетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполнения ими государственных заказов, публично значимых инвестиционных программ или для краткосрочной материальной поддержки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми публичными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.

Стоимость финансовых ресурсов предприятий может выражаться в национальной денежной единице (рублях) или в иностранной валюте. Получаемая предприятием валютная выручка имеет особый финансово-правовой режим, заключающийся в обязательной продаже государству определенной части.

Правовой режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством, субъектом РФ или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставной фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компетенции в данной сфере деятельности.

Порядок финансирования деятельности казенных предприятий осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 октября 1994г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При недостаточности собственных финансовых средств казенное предприятие может получать коммерческие кредиты. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.

Особенностью правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию.

 

Date: 2016-07-25; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию