Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания к главе VI





1 Discorsi L. I, с. 12. Также с. 55: из всех стран Италия наиболее испорчена; следом за ней идут французы и испанцы.

2 Paul Jov vin illustres, Jo. Gal. Vicecomes.

[3 Относительно этого положения, занимаемого чувством чести в теперешнем мире, см чрезвычайно глубокие рассуждения у Prevost Paradol, la France nouvelle, Livre III, chap. 2 (книга написана в 1868 г.).]

4 Franc Guicciardini, Ricordi politici e civili, N 118. (Opere inedite, vol I)

5 Ближайшей параллелью к нему является Мерлин Кокайо (Теофило Фоленго), «Opus macaromcorum» которого (с. 104 и 175) Рабле несомненно знал и неоднократно цитировал (Pantagruel L. II, ch 1 и ch 7,конец) Даже сама идея «Гаргантюа и Пантагрюэля», возможно, исходит от Мерлина Кокайо

6 «Gargantua» L I, chap 57

7 Т e хорошего происхождения в высшем смысле слова, поскольку Рабле, сын трактирщика из Шинона, не имел никаких оснований для того, чтобы давать здесь какие-либо преимущества знати как таковой Проповедь Евангелия, о которой идет речь в монастырской надписи,не особенно гармонирует со всей прочей жизнью телемитов; проповедь эту скорее следует понимать в отрицательном смысле, как противодействие римской церкви

8 Выдержки из его дневника см. у Delecluze, Florence et ses vicissitudes, vol. 2. Ср. с 221.

9 Infessura, y Eccard, scnptt, II, col. 1992. [1892]. Cp выше с. 75 ел.

10 Данная аргументация глубокомысленного Стендаля (La chartreusede Parme, ed. Delahays, p. 355) основывается, по моему мнению, наверном психологическом наблюдении

11 Graziani, Cronaca di Perugia, под 1437 г (Arch. stor XVI, I, p 415)

12 Giraldi, Hecatommithi I, Nov 7.

13 Infessura, y Eccard, scnptt II, col. 1892, под 1464 г

14 Allegretto, Diari sanesi, y Murat XXIII, col. 837.

15 Те, кто передают отмщение в руки Бога, высмеиваются, среди прочего, у Пульчи, Morgante, canto XXI, Str. 83, s. 104, s

16 Guicciardini, Ricordi, I. с. N. 74

17 Так, Кардано (de propna vita, cap 13) изображает себя в высшейстепени мстительным, однако verax, memor beneficiorum, amans justitiae (верный, памятливый на благодеяния, любящий справедливость(лат) И М)

18 Когда испанское господство достигло в Италии своей высшей точ­

 

К оглавлению

==430

ки, имело место относительное обезлюдение. Если бы оно было следствием краха нравственности, это должно было бы произойти куда раньше.

19 Giraldi, Hecatommithi III, Nov 2. Чрезвычайно близкие мысли Cortigiano, L. IV, fol. 180

20 В хронике Грациани, Arch stor. XVI, I, p 629, мы находим особенно ужасающий пример мести одного такого брата из Перуджи, относящийся к 1455 г. Брат заставляет любовника сестры выколоть ей глаза и выгоняет его взашей. Правда, семья эта была одной из ветвей Одди,а любовник всего-навсего канатчиком.

21 Bandello, Parte I, Nov. 9 и 26. Случается, что о нарушении супружеской верности мужу рассказывает подкупленный им исповедник.

22 См. выше с. 260 и 425, прим 78

23 Один такой пример Bandello, Parte I, Nov. 4.

24 Piaccia al Signore Iddio che non si ntrovi (да будет угодно Богу,чтобы его не нашли (ит) И. М), говорят у Джиральди III, нов. 10 женщины в доме, когда им расстолковывают, что поступок может стоить убийце головы.

25 Это происходит, например, с Джовиано Понтано (de fortitudine, L. I)его геройского духа азоланцы, которые всю последнюю свою ночь танцуют и поют; мать из Абруцц, ободряющая сына по дороге на эшафот ит.д, вероятно, принадлежат к разбойничьим семействам, что он, однако, обходит молчанием.

26 Dianum Parmense, y Murat. XXII, col. 330 по 349 passim

27 Diano Ferrarese, y Murat XXIV, col. 312. Это заставляет вспомнить банду священников, делавшую небезопасной западную Ломбардию за несколько лет до 1837 г.

28 Masuccio. Nov 29. Из истории явствует, что описываемое лицо было чрезвычайно счастливо также и в любви.

29 Быть корсаром в Неаполе во время войны двух ветвей Анжуйского дома он вполне мог как приверженец своей партии, что по тогдашним представлениям не навлекало никакого позора. Архиепископ из Генуи Паоло Фрегозо, должно быть, позволял себе во второй половине XV в. куда большее.

30 Poggio, Facetiae fol. 164. Кто знает современный Неаполь, тому,возможно, приходилось слышать подобного рода фарс и из иной эпохи.

31 Jovian. Pontani Antomus: nec est quod Neapoli quam hominis vitaminons vendatur. Разумеется, он хочет сказать, что при Анжуйской династии это было еще не так: sicam ab us (арагонцев) accepimus (мы приняли кинжал из их арагонцев рук (лат.) И. М.) О положении дел около 1534 г. свидетельствует Бенвенуто Челлини.

32 Решающего доказательства на этот счет не сможет предоставить никто, однако упоминается о небольшом количестве убийств, афантазия флорентийских писателей времени расцвета не заполнена подозрениями в этом роде.

33 О ней см. реляцию Федели у Alben, Relazioni sene II, vol. I, p. 353, s.

34 Infessura y Eccard, Scnptores, II, col 1956.

35 Chron venetum, y Murat. XXIV, col. 131. На Севере имели хождение еще более фантастические представления в отношении отравительского искусства итальянцев см. у Juvenal des Ursins ad a 1382(ed. Buchon p.336) о ланцете составителя ядов, которого взял к себе

 

==431

на службу король Карл из Дурреса: даже тот, кто всего лишь пристально на него смотрел, должен был умереть, 36 Petr. Crinitus de honesta disciplina, L. XVIII, cap. 9.

37 Pii II Comment. L. XI, p. 562. Jo. Ant. Campanus: vita Pii II у Murat.Ill, II, col. 988.

38 Vasari IX 82, vita di Rosso. Вопрос о том, на стороне чего былперевес в несчастливых браках более сильнодействующих ядов или больших принимаемых в связи с ними мер предосторожности должен остаться без ответа. Ср. Bandello II, Nov. 5 и 54. Очень сомнительной представляется история, рассказанная в Nov. 40. В одном и том же неназванном по имени городе в Западной Ломбардии живут два составителя ядов: супруг, желающий убедиться в неподдельности отчаяния своей жены, дает ей выпить якобы отравленный напиток, на деле являющийся просто окрашенной водой, после чего пара примиряется. В одном только семействе Кардано имело место четыре отравления. De propria vita,cap. 30. 50. [— Даже в случае пира по поводу избрания папы каждый из кардиналов приходил с собственным виночерпием и своим вином, «бытьможет потому, что по опыту было известно, что в ином случае в напиток будет подмешан яд». И обычай этот имел всеобщее распространение вРиме, причем он рассматривался sine iniuria invitantis! (как не наносящийущерба приглашающему (лат.) И. М.) Blaz Ortiz, Itinerarium Adrian! VI,ар. Baluz. Miscell. (ed. Mansi) I, 380.]

39 Например, злоумышления (maleficio, означает и злодеяние в широком смысле, и колдовство И. М.) против Леонелло Феррарского, см.Diario Ferrarese, у Murat. XXIV, col. 194 ad a. 1445. Когда преступнику, некоему Бенато, который был на дурном счету и в прочих отношениях, читали на площади приговор, в воздухе раздался шум и произошло землетрясение, так что все поголовно разбежались или попадали на землю. Втом, что рассказывает Гвиччардини (L. I) о злом волшебстве Лодовико Моропротив его племянника Джангалеаццо, мы здесь разбираться не будем.

40 Можно было бы назвать прежде всего Эццелино да Романо, когда бы он не жил в явном плену честолюбивых целей и под сильным влиянием астрологического помрачения.

41 Giornali napoletani, у Murat. XXI, col. 1092, ad a. 1425.

42 Pii II Comment. 1.. VII, р. 338.

43 Jovian. Pontan. de immanitate, где речь идет также о том, что Сиджизмондо зачал ребенка, вступив в связь с собственной дочерью.

44 Varchi, Stone fiorentine, в конце. (В том лишь случае, если издание без купюр, как, например, миланское).

45 На этот счет, разумеется, приходится сталкиваться с совершенно различными настроениями в зависимости от места и человека. В эпохе Возрождения имелись города и периоды, преобладающим в которых было всеохватывающее, свежее переживание счастья. Всеобщая омраченность в настроении мыслящих людей начинает о себе заявлять лишь с решающей победой иноземного владычества.

46 То, что мы называем духом Контрреформации, получило развитиев Испании еще задолго до самой Реформации, а именно посредством жесткого контроля, отчасти же и обновленной организации всей церкви при Фердинанде и Изабелле. Основной источник по этому поводу Гомес, Жизнь кардинала Хименеса, у Rob. Belus, Rer. hispan. scriptores.

 

==432

47 Следует обратить внимание на то, что авторы новелл и прочие насмешники почти не поминают епископов, в то время как их, пускай даже с измененными названиями местности, вполне возможно было помещать в произведения, как и всех остальных. Это имеет место,например, у Банделло II, нов. 45; правда, он изображает также и добродетельного епископа. Джовиано Понтано заставляет в «Хароне» «по-утиному» переваливаться тень дородного епископа.

48 Foscolo, Discorso sul testo del Decamerone: Ma de* preti in dignitaniuno poteva far motto senza pericolo; onde ogni frate fu I*irco delle iniquitad*lsraele etc. (Но относительно облеченных саном духовных лиц никто не мог сказать ни слова, не подвергаясь опасности; поэтому всякий брат стал козлом отпущения вин израильских и пр. (ит.) И. М.).

49 Банделло, например, дает такое вступление к II, нов. 1: Никому порок корыстолюбия не подобает так мало, как духовным лицам, которым не приходится заботиться о семье и пр. Таким рассуждением оправдывается постыдное нападение на дом священника, при котором один молодой господин поручает двум солдатам или же бандитам украсть валуха у скупого и разбитого подагрой священника. Одна единственая история такого рода обрисовывает условия, в которых жили и действовали тогда люди, с большей, чем все трактаты точностью.

50Джованни Виллани III, 29 очень ясно это говорит столетием спустя.

51 L*Ordine. Очевидно, имеется в виду его табличка с девизом I H S.

52 К этому он прибавляет: и в seggi, т. е. в объединениях, на которые была разделена итальянская знать. Соперничество этих двух орденов часто осмеивалось, например, Bandello III nov. 14.

53 В отношении последующего ср. Jovian. Pontan. de sermone, L. II и Bandello, parte I, nov. 32, 54 Поэтому в его окружении вообще возможно было открыто выступать против подобной практики. Ср. также Jovian. Pontan. Antonius иCharon.

55 Для примера укажем VIII песнь «Макаронеиды».

56 История, приводимая Vasari V, р. 120, vita di Sandro Botticelli показывает, что иной раз возможно было прямо-таки издеваться над инквизицией. Во всяком случае упоминаемый здесь викарий мог быть как викарием епископа, так и доминиканского инквизитора.

57 Bursellis, Ann. Bonon., y Murat. XXIII, col. 886, ср. 896.

58 Ср. с. 228 ел.. Он был аббатом валломброзианцев. Место, которое дается здесь в свободном переводе, находится в Opere, vol. II, р. 208, в10й его новелле. Заманчивое описание полной преуспеяния жизни картезианцев в цитировавшемся на с. 227 Commentario d*ltalia, fol. 32, s.

59 Пий II был убежденным сторонником упразднения целибата; излюбленным его афоризмом был следующий: Sacerdotibus magna ratione sublatas nuptias maiori restituendas videri (Как представляется, если основательны были причины, по которым священнослужителям был запрещен брак, то еще более основательны те, по которым его следует восстановить (лат.) И. М.). Platina, Vitae Pontiff, p. 311.

60 Ricordi, N. 28, в Opere inedite, vol. I.

61 Ricordi, N. 1. 123. 125

62 Разумеется, в высшей степени нестойким.

63 Ср. его поэму Orlandino, опубликованную под псевдонимом Ли­

 

==433

мерно Питокко, cap. VI, str 40, s. сэр. VII, str. 58, cap. VIII, str. 3, s.,особенно 75.

64 Diano Ferrarese, y Murat. XXIV, col. 362.

65 Он имел при себе одного немецкого и одного славянского переводчика. Както раз св. Бернард также прибег на Рейне к такому же средству.

66 Капистрано, например, удовлетворялся тем, чтобы сотворятькрестное знамение над тысячами принесенных к нему больных людей и благословлять их во имя Троицы и своего покровителя св. Бернардино, после чего здесь и там действительно происходили исцеления, как оно обыкновенно и бывает в. таких случаях. Хронист из Брешии рисует это так: «Он творил великолепные чудеса, однако люди рассказывали много больше того, что было на самом деле».

67 Так, например, Poggio, deavaritia, в Opera, fol. 2. Он находит, что они не перетруждаются, поскольку в каждом городе проделывают одно и то же, и что от них народ расходится поглупевшим в сравнении с тем, каким пришел и пр.

68 Franco Saccetti, nov. 72. Горе-проповедники - частая тема у всех авторов новелл.

69 Ср. известный фарс в «Декамероне» VI, нов. 10.

70 В случае чего дело опять-таки принимало совершенно своеобразный оборот. Ср Malipiero, Ann. venet., Arch. star. VII, I, p. 18. Chron. venetum, у Murat. XXIV, col. 114. Stona bresciana, у Murat. XXI, col. 898.

71 Stona bresciana, у Murat. XXI, col. 865.

72 Allegretto, Dian sanesi, у Murat. XXIII, col. 819.

73 Infessura (у Eccard, Scnptores, II, col. 1874) говорит: canti, brevi,sorti (песни, грамоты, жребии (ит.) И. М.). Первое вполне может относиться к песенникам, по крайней мере Савонарола действительно сжигал вещи этого рода. Однако Graziani (Chron. di Perugia, Arch. stor. XVI,I, p. 314) говорит в аналогичном случае bneve incanti, что вне всякого сомнения необходимо читать как brevi e incanti, и возможно, что аналогичная поправка оправдана также и в случае Infessura, у которого sortiи без того уже означают какой-то предмет суеверия, например гадальные карты. Во времена книгопечатания, например, были собраны для сожжения все экземпляры Марциала. Bandello III nov. 10.

74 См. замечательную его биографию у Vespas. Fior., p. 244, s. иимеющуюся у Aen. Sylvius, de viris illustr., p. 24.

75 Allegretto, I. c., col. 823: один проповедник подзуживает народ против судей (если только вместо giudici не следует скорее читать giudei (евреи (ит.) И. М.)), вскоре после чего их сжигают прямо у них в домах.

76 Infessura, I. с. Кажется, в отношении дня смерти ведьмы здесь имеется описка. О том, как тот же самый святой распорядился вырубить под Ареццо пользующуюся дурной репутацией рощу, рассказывает Vasari III; 148, v. di Parri Spinelli. Зачастую первое покаянное рвение могло почти полностью исчерпываться, обрушиваясь на местные заведения, символы и орудия.

77 Pareva che I*aria si fendesse (казалось, сам воздух разорвется(ит.) И. М.), говорится в одном месте. (УЛ. Гейгера это место указано: Stona bresciana, у Murat. XXI, col. 867 И. М.)

78 Jac. Volaterran. у Murat. XXIII, col. 167. Здесь явно не говорится, что

 

==434

он ввязался в эту вражду, однако мы можем в этом не сомневаться. Также стоило как-то однажды (в 1445 г.) Джакопо делла Марка покинуть Перуджу после ошеломляющего успеха, как в семействе Раньери разразилась чудовищная кровная месть. Ср. Graziani, I. с. рад. 565, s. В связи с этим следует указать на то, что город этот чрезвычайно часто посещался такими проповедниками, ср. рад. 597, 626, 631, 637, 647.

79 После одной своей проповеди Капистрано одел в рясы сразу пятьдесят солдат Stona bresciana, I. с. Graziani, I. с рад. 565, s. Эней Сильвий (de viris illustr., р. 25) был както в молодости после проповеди св. Бернардино близок к тому, чтобы вступить в тот же орден.

80 То, что не было недостатка в трениях между знаменитыми проповедниками обсервантами (см. прим. 506* и с. 314 И. М.) и завистливыми доминиканцами, показывает борьба вокруг стекшей с креста на землю крови Христа (в 1463 г.). О фра Джакопо делла Марка, который ни за что не желал уступить доминиканскому инквизитору, Пий II с совершенно прелестной иронией отзывается в своем подробном отчете (Comment. L. XI, р. 511) так: Paupenem pati et famem et sitim et corpons cruciatum et mortem pro Christi nomine nonnulli possunt; lacturamnominis vel minimam ferre recusant, tanquam sua deficiente fama Dei quoque gloria pereat (Немало есть людей, способных вынести бедность, голод и жажду, а также телесные муки и самую смерть ради имени Христа; однако они отказываются претерпеть хотя бы малейший ущерб для своего имени, как будто в случае умаления их славы погибнет также и Божья слава (лат.) И. М.).

81 Уже тогда слава, которой они пользовались, колебалась между крайностями. Их необходимо отличать от монахов-эремитов. т. И вообще границы в этом отношени не были проведены так уж определенно.Бродившие повсюду в качестве чудодеев сполетанцы постоянно ссылались на св. Антония, а, демонстрируя своих змей, поминали ап. Павла (видимо, имеется в виду эпизод Деян. 28, 3 — И. М). Уже начиная сXIII в. они морочили крестьянам голову, вымогая у них деньги своей полурелигиозной магией, а лошади их были дрессированы так, что становились на колени при упоминании имени св. Антония (в воспоминание о чуде св. Антония Падуанского: голодная лошадь отказалась от корма и преклонила колени, когда святой проходил мимо нее, неся причастие И. М.) Утверждали же они, что собирают на больницы.Massuccio, nov 18. Bandello III, nov 17. Firenzuola в своем «Asino d*oro»отводит им место нищенствующих жрецов у Апулея.

82 Prato, Arch stor. Ill, p. 357 Burigozzo, ibid., p 431.

83 Allegretto, у Murat XXIII, col 855, s

84 Matteo Villani VIII, I, s. Сначала он проповедовал против тирании как таковой, однако когда правящий дом Беккариа приказал его убить,он одной проповедью изменил государственное устройство, сменил власти и принудил Беккариа к бегству.

85 Иной раз в тяжелые времена, бывало, правящий дом также поручал монаху вдохновить народ на верность себе. Один пример этого из Феррары у Санудо (Murat. XXII, col. 1218.)

86 Prato, Arch. stor. Ill, p. 251. Более поздних фанатично антифранцузски настроенных проповедников упоминает Burigozzo, ibid,Р. 443, 449,485.

 

==435

87 Jac Pitti, Stona fior. L. II, p. 112.

Be perrens: Jerome Savonarole, 2 voll., возможно, наилучшим образом упорядоченная и самая трезвая из всех специальных работ. Р.Villan, La stona di Girol Savonarola (2 voll. 8 Firenze, Lemonnier).

69 Должно быть, Савонарола был единственным, кто мог бы вернуть свободу подчиненным городам и в то же время какимто образом сохранить единство тосканского государства. Однако мысль об это мне приходила ему в голову.

90 Примечательный контраст с гражданами Сиены, которые в 1483 г.торжественно посвятили свой раздиремый на двое город Мадонне. AIlegretto, у Murat. XXIII, col. 815.

91 Об impii astrologi он говорит: non е da disputar (con loro) altrimentiche col fuoco (нет нужды спорить с ними как-то иначе, нежели с огнем(ит.)И.М.).

92 См. место из 14й проповеди на Иезекииля, у Perrens, I. с., vol. I,рад. 30, nota.

93 Под заглавием: «De rusticorum religione» (О крестьянской вере(лат.)И.М.).

94 Francho Sacchetti, nov. 109, где имеется и еще кое-что в том же роде.

95 Bapt. Mantuan. de sacris diebus, L. II восклицает: I sta superstitio, ducens a Manibus ortum

Tartareis, sancta de religione facessat

Chnstigenum! vivis epulas date, sacra sepultis

(Пусть суеверие это, от адских пришедшее манов,Прочь из священной религии гонит народ христианский! Яства угодны живым, погребенным же таинства благо) (лат.)И. М.).

Когда карательная армия Иоанна XXII за сотню лет до этого вторглась в Марку во время похода против гибеллинов, это произошло присовершенно недвусмысленных обвинениях в eresia и idolatria (ереси и идолопоклонстве (ит.) И. М.). Сдавшийся добровольно город Реканати был тем не менее сожжен, «потому что там поклонялись идолам».Giov. V.llam, IX, 139. 141. При Пии II явился закоренелый солнцепоклонник, уроженец Урбино. Aen. Sylvii opera p. 289. Hist. rer. ubique gestar. c. 12. Самое поразительное произошло на римском форуме при Льве X: по случаю мора на форуме был на языческий манер торжественно принесен в жертву бык; Paul. Jovius, Hist. XXI, 8.

96 Так у Сабеллико, de situ venetae urbis. Правда, он, подобно большинству филологов, называет имена церковных святых, не прибавляя к ним sanctus или divus, однако перечисляет целый ряд реликвий, причем делает это весьма любовно, а в случае многих из них еще и прибавляет с гордостью, что самолично их целовал.

97 De laudibus Patavil, у Mural. XXIV, col. 1149 по 1151.

98 Prato, Arch. stor III, p. 408. Вообщето к просветителям он не принадлежит, однако против такой причинной связи он тем не менее протестует.

99 Pii II Comment. L. VIII, p. 352, s. Verebatur Pontifex, ne in honoretanti apostoli diminute agere videretur etc. (Папа опасался, как бы не воз­

 

==436

никло впечатления, что в случае, когда дело шло о чести такого апостола, он действовал не в полную силу и пр. (лат.) И. М.).

100 Jac. Volaterran. у Murat. XXIII, col. 187. Людовик еще смог помолиться на подарок, однако тем не менее умер. Катакомбы впали в это время в забвение, однако тот же Савонарола говорит о Риме, I. с.col. 1150: velut ager Aceldama Sanctorum habita est (словно Акелдамское поле, населен святыми (лат); Акелдама поле в Сирии, упоминаемое в Деян. 1, 19; см. также соотв статью в «Библейской энциклопедии» М., 1891 (репринт 1990 г.) И. М.).

101 Bursellis, Ann. Bonon., y Murat. XXIII, col. 905. To был один изпатрициев, Бартоломео делла Вольта, ум. 1485.

102 Vasan III, 111, s и прим. Vita di Ghiberti.

103 Matteo Viliani III, 15 и 16.

104 Нужно при этом, кроме того, различать процветающий в Италии культ все еще хорошо исторически известных святых, относящихся к последним векам, и имеющее преимущественное распространение на Севере разыскание тел, кусков одежды и пр., относящихся к священной древности. Большое количество латеранских реликвий, имевших как раз большое значение для паломников, относилось к последней категории. Однако саркофаги св. Доминика, св. Антония Падуанского,а также таинственная могила св. Франциска озарены помимо святости еще и сиянием их исторической славы.

[105 Было бы небезынтересно определить с точностью, насколькомногое в религиозных решениях пап и теологов этого времени восходило к чисто итальянским импульсам. Сюда относится, например, переход Сикста IV на позиции сторонников непорочного зачатия (Extravag. commun. L. Ill, Tit. XII). Напротив того, в нарастающем почитанииИосифа и родителей Марии следует признать наличие северного влияния: в северной Франции оно имело распространение уже в началеXV в. и было официально дозволено в 1414 г. легатом Иоанна XXIII(Baluz. Miscell. Ill, p. 111). Лишь половиной столетия спустя Сикст IV учредил для всей церкви праздник Введения Марии во храм, праздники св. Анны и св. Иосифа (Trithem. Ann. Hirsaug. II, р. 518).] (Разумеется, речь здесь идет о непорочном зачатии Богородицы, догмат о котором был принят католической церковью в 1854 г. И. М.)

106 Примечательное высказывание из его позднего сочинения desacris diebus (L. I), конечно же, относится как к светскому, так и духовному искусству. У иудеев, говорит он, все изображения были прокляты совершенно справедливо, потому что в противном случае они впали бы вновь в господствовавшее вокруг почитание идолов или дьявола: Nunc autem, postquam penitus nature Satanum

Cognita, et antiqua sine maiestate relicta est, Nulla ferunt nobis statuae discnmina, nullos

Fert pictura dolos, lam sunt innoxia signa; Sunt modo virtutum testes monimentaque laudum

Marmora, et aeternae decora immortalia famae…

(Теперь же, когда Сатаны природа всецело изведана.И в том, что в древности было, не видят больше величия.

==437

Нам всем никакого более нет дела до статуи, Не страшен картин обман, все это - знаки безвредные!

Ведь мраморы эти всего лишь свидетели славы и подвига

И вечной доблестной чести бессмертные украшения

(лат.)И. М.).

107 Так, Баттиста Мантовано (de sacris diebus, L. V) сетует на каких то nebulones (негодяев (лат.) И. М.), которые не верят в подлинность святой крови в Мантуе. Критика, оспаривавшая уже сам дар Константина (см. прим. 138*—И М.), также наверняка не пошла реликвиям напользу, пускай хотя бы косвенно.

[108 В особенности «Рай» XXXIII 1, знаменитая молитва св. Бернарда: Vergine madre, figlia del tuo figlio (Девамать, дочь своего сына(ит.) И. М.).]

109 Быть может, еще Пия II, чья элегия на св. Деву напечатана вopera, p. 964, и который полагал, что с юности находится под особым покровительством Марии. Jac. Card. Papiens., de morte Pii, p. 656.

110 Т.е. относящиеся ко времени, когда Сикст IV ратовал в пользу догмата о непорочном зачатии. Extravag. commun. L. Ill, Tit. XII. Он также учредил праздник Введения Марии во храм, праздники св. Анны и св.Иосифа (Trithem. Ann. Hirsaug. II, р. 518). (В издании, по которому делался перевод, это примечание взято в кавычки видимо, с тем, чтобы обратить внимание читателя на то, что оно почти буквально повторено в пометках Я. Буркхардта на его экземпляре см. выше прим. 105 И. М.)

111 Чрезвычайно поучительны в этой связи немногие холодные потону сонеты Виттории к Мадонне. (N. 85 и слл.)

112 Bapt. Mantuan. de sacris diebus, L. V, и особенно речь Пико младшего, которая была предназначена для Латеранского собора, у Roscoe,Leone X, ed. Bossi, vol. VIII, p. 115.

113 Monach. Paduani chron. L. Ill, начало. Об этом покаянии говорится.invasit pnmitus Perusinos, Romanos postmodum, deindefere Italiae populos universes (постигло сперва перуджийцев, потом римлян, а дальше почти все народы Италии (лат.) И. М.). [Напротив того, Guil. Ventura(de gestis Astensium, col. 700) называет процессию бичующихся admirabilis Lombardorum commotio (удивительное движение ломбардцев(лат.) И. М): отшельники, мол, вышли из своих пещер и призвали города к покаянию.]

114 Giov. Villani VIII, 122. XI, 23.

115 Corio, fol. 281; [Sismondi VII, 397, s.]

116 Более дальние паломничества совершались чрезвычайно редко. Те, что предпринимались государями из дома Эсте в Иерусалим, к св. Яго и во Вьенн перечислены в Diario Ferrarese у Murat. XX1V, col.182. 187. 190. 279. Паломничества Ринальдо Альбицци в Святую землю у Macchiavelli, Stor. fior. L. V. Также и здесь иной раз определяющим моментом является жажда славы; о Леонардо Фрескобальди, который желал с одним спутником (ок. 1400 г.) отправиться в паломничество к Гробу Господню, хронист Giov. Cavalcanti (II, р. 478) говорит Stimarono da eternarsi nella mente degli uomini futun (полагали навечно оставить по себе след в умах будущих людей (ит.) И. М.).

117 Bursellis, Ann. Bonon., y Murat. XXIII, col. 890.

118 Allegretto, у Murat. XXIII, col. 855, s.

 

==438

119 Bungozzo, Arch. stor. Ill, p. 486.

120 Носилки эти называли еще I*arca del testimonio (Ковчег Завета(ит.)); люди отдавали себе отчет в том, что все это conzado (устроено)con gran misteno (в духе великих мистерий (ит.) И. М.).

121 Diario Ferrarese у Murat. XXIV, col. 317. 322. 323. 326. 386. 401.

122 Per buono nspetto a lui noto e perche sempre ё buono a star benecon Iddio (из глубокого уважения, каким он пользовался, а также потому, что хорошо во всякое время сохранять добрые отношения с Богом (ит.) И. М.), говорит анналист.

123 Вероятно, из Перуджи, упоминавшаяся на с. 25.

124 Источник называет его Messo de*cancellieri del Duca (гонец герцогской канцелярии (ит.) И. М.). По всей вероятности, дело этоисходило от двора, а не от руководства. Ордена или иных духовных властей.

125 Ср. цитату из речи Пико о достоинстве человека, с. 236.

126 Уж не говоря о том, что в общении с самими арабами возможно было иной раз столкнуться с подобными же терпимостью и безразличием.

127 Так у Боккаччо. Султаны без указания имен у Мазуччо, нов. 46,48,49.

128 «Декамерон» I, нов. 3. Он впервые называет также и христианскую религию, в то время как «Сто старых новелл» оставляют здесь пропуск.

129 Разумеется, устами демона Астаротте, Песнь XXV, стр. 231 ислл. Ср. стр. 141 и слл

130 Песнь XXVIII, стр. 38 и слл.

131 Песнь XVIII, стр. 112 и до конца.

132 Пульчи, хотя и вскользь, поднимает вновь аналогичную тему вобразе государя Кьяристанте (Песнь XXI, стр. 101, s. 121, s. 145, s.163, s.), который будучи неверующим, заставляет оказывать себе исвоей супруге божественные почести. Были попытки усматривать в нем Сиджизмондо Малатеста (с. 28 ел., 146, 304).

133 Gio Villani III, 29. VI, 46. Название очень рано появляется также и на Севере, однако лишь в условном смысле: [уже в 1150 г. в связи с ужасной историей, произошедшей приблизительно 90 годами раньше(два клирика из Нанта). Определение, принадлежащее Guil. Malmesbur. L. Ill, § 237 (ed. Londin. 1840, p. 405): Epicureorum... qui opinantur animam corpore solutam in aerem evanescere, in auras effluere (эпикурейцы те, кто полагают, что душа, отделенная от тела, испаряется ввоздух и уносится ветром (лат.) И. М.).]

134 Ср. здесь известное доказательство в III песне Лукреция.

135 «Ад» VII 67 96.

136 «Чистилище» XVI 73. С этим следует сравнить теорию воздействия планет в «Пире».—Также и демон Астаротте у Пульчи (MorganteXXV, str 150) свидетельствует о человеческой свободе воли и божественной справедливости.

137 Vespas. Fior., p. 26, 320, 435, 626, 651. Murat. XX, col. 532.

138 В отношении Помпонацци см. специальные исследования, между прочим Ritter, Geschichte der Philosophic, Bd. IX.

139 Paul. Jovn Elogia lit.

 

==439

140 Codn Urcei Opera, сначала его биография, принадлежащая Bart.Bianchini, далее в его филологических лекциях, р. 65, 151, 278 и пр.

141 Animum meum seu animam (дух мой или душу — лат.), различение, при помощи которого тогдашние филологи с большой охотой ввергали в недоумение теологов.

142 Platina, Vitae pontiff., p. 311: christianam fidem, si miraculis nonesset approbata, honestate sua recipi debuisse.

143 Особенно когда монахи выдумывали их заново прямо за пультом,однако и те, что были давно признаны, оставались не без нападок. Фиренцуола (opere, vol. II, р. 208, в 10 новелле) издевается над францисканцами из Новары, которые хотят на выпрошенные деньги пристроить к церкви часовню, dove fosse dipinta quella bella istoria, quando S. Francesco predicava agli ucelh nel deserto; e quando ei fece la santa zuppa, e che I*agnolo Gabriello gli porto i zoccoli (где была нарисована эта прекрасная история, когда св. Франциск проповедовал птицам в пустыне; и когда он варил святой суп, и как архангел Гавриил принес ему башмаки (ит.) И. М.)

144 Некоторые сведения о нем у Bapt. Mantuan. de patientia, L. Ill,cap 13.

145 Bursellis, Ann. Bonon., у Murat. XXIII, col 915.

146 Несколько красноречивых примеров того, насколько далеко заходили иной раз кощунственные речи, приведены у Gleseler, Kirchengeschichte II, IV, § 154 прим.

147 Jov. Pontanus, de fortuna. Его способ теодицеи II, р. 286.

148 Aen. Sylvii opera, p. 611.

149 Poggius, de misenis humanae conditionis.

150 Caracciolo, de vanetate fortunae, у Murat. XXII. Одно из самых достойных чтения сочинений этого и без того уже весьма урожайного года.Ср. с. 221. Фортуна на праздничных процессиях, с. 278 и 429 прим. 139.

151 Leonis X vita anonyma, у Roscoe, ed. Bossi XII, p. 153.

152 Burselis, Ann. Bonon., у Murat. XXIII, col. 909: monimentum hocconditum a Joanne Bentivolo secundo Patriae rectore, cui virtus et fortunacuncta quae optari possunt affatim praestiterunt. При этом не вполне ясно,была ли эта надпись прикреплена снаружи и открыта взглядам либо,как и та, о которой шла речь перед этим, скрыта на камне фундамента.В последнем случае с этим вполне могла быть связана еще другая идея: счастье должно было быть магическим образом привязано к зданию через тайную надпись, о которой знал, быть может, один только хронист.

153 Quod nimium gentilitatis amatores essemus (что мы слишком любим античность (лат.) И. М.).

154 В то время как изобразительное искусство по крайней мере различало ангелов и купидончиков и для всех серьезных целей использовало первых.,В Annal. Estens. у Murat. XX, col. 468 очень наивно говорится об амурчике или купидончике: instar Cupidinis angelus (ангел наподобие Купидона (лат.) И. М.).

155 Delia Valle, Lettere sanesi, III, 18.

156 Macrob. Saturnal. Ill, 9. Несомненно, он исполнил также и предписанные там жесты.

157 Monachus Paduan. L. II, у Ursinus, scriptores I, p. 598, 599, 602,607. Также и последний Висконти (с. 31) имел при себе немалое число таких людей. Ср. Decembno у Murat. XX, col. 1017.

 

К оглавлению

==440

 

158 Так во Флоренции, где упомянутый Бонатти занимал место некоторое время. Ср также Matteo Villani XI, 3, где прямо упоминается городской астролог.

159 Libn, Hist. d. sciences math. II, 52. 193 В Болоньеэта профессорская должность появилась, вероятно, в 1125 г Ср. указатель профессоров в Павии у Сопо, fol. 290. Профессорские должности в Sapienza при Льве X, ср. Roscoe, Leone X, ed Bossi, vol. V, p. 283.

160 Уже около 1260 года папа Александр IV принуждает кардинала и робеющего астролога Бьянко выступить с политическими пророчествами. Giov. Villani V, 81

161 De dictis etc Alphonsi, opera p 493. Он находит, что это pulchnus quam utile (скорее красиво, чем полезно (лат) И М.). Platina,- В отношении Сикста lV cp.Jac.Volaterran.y Murat.XXIII,col. 173.186.

162 Pier Valenano, de infelic literal по поводу Франч Приули, который писал о гороскопе Льва и при этом разгласил многие тайны этого папы.

163 Ranke, Papste, I, p. 247.

164 Vespas. Fior., p. 660, ср. 341.Там же, р. 121, упоминается другой Паголо в качестве придворного математика и астролога у Федериго да Монтефельтро, причем, что весьма примечательно, немец.

165 Firmicus Maternus, Matheseos Libn VIII, в конце II книги.

166 У Bandello III nov 60 астролог, состоявший при Алессандро Бентивольо в Милане, в присутствии всего общества сознается, насколько он бедствует.

167 Такой приступ решимости приключился с Лодовико Моро, когда он распорядился изготовить крест с такой надписью, находящийся теперь в соборе города Кур (нем. Chur, фр. Coire, Швейцария, столица кантона Граубюнден И. М.). Также и Сикст IV както сказал, что желал бы испытать, верно ли это изречение.

168 Отец Пьеро Каппони, сам астролог, пустил сына по торговой части,чтобы он не получил угрожавшего ему опасного ранения головы. Vita di P.Capponi, Arch. stor IV, II, 15. Пример из жизни Кардано с. 223. Врач иастролог Пьерлеони из Сполето верил, что когда-нибудь утонет, избегал поэтому всех водоемов и отказался от блестящих должностей в Падуе и Венеции.

169 Примеры из жизни Лодовико Моро: Senarega, у Murat. XXIV, col.518. 524. Benedictus, y Eccard II, col. 1623. Между тем его отец, великий Франческо Сфорца, презирал астрологов, а его дед Джакомо по крайней мере не руководствовался их указаниями.

170 Он часто издается, однако лично мне никогда не попадал в руки. То, что сообщается здесь из Annal. foroliviens. у Murat. XXII, col. 233, s. Леон Баттиста Альберти пытается одухотворить церемонию закладки фундамента. Opere volgari, Тот. IV, р. 314 (или de re aedific. L. I).

171 В гороскопах на второе основание Флоренции (Giov. Villani til, 1,при Карле Великом) и первое Венеции (выше, с. 47), возможно, имеет место соединение какогото древнего предания с поэзией позднего средневековья.

172 Annal. foroliviens. I. с. Filippo Villani, Vite. Macchiavelli, Stor.fior. L. 1. Когда приближались сулившие победу сочетания звезд, Бонатти поднимался с астролябией и книгой на башню СанМеркуриале над Пьяцца и распоряжался, как только момент наступал, звонить в

 

==441

большой колокол для выступления ополчения. Признается однако, чтоиной раз он очень сильно просчитывался, а судьбу Монтефельтро и собственную свою смерть вообще не предвидел. Недалеко от Чезены его убили разбойники, когда он пожелал вернуться к себе в Форли из Парижа и итальянских университетов, где преподавал.

173 Matteo Villani XI, 3.

174 Jovian. Pontan. de fortitudine, L. 1. Достойные исключения из этого первые Сфорца, выше прим. 169.

175 Paul. Jov. Elog., sub. v. Livianus.

176 Который сам же об этом и рассказывает. Benedictus, у Eccard II,col. 1617.

177 Так скоре всего следует понимать высказывание Jac. Nardi, Vitad*Ant. Giacomini p. 63. Нередко они также встречаются на одежде и утвари. При встрече Лукреции Борджа в Ферраре упряжные животные герцогини Урбинской были покрыты попонами черного бархата с золотыми астрологическими знаками Arch star. append. II, р. 305.

178 Azano, у Сопо, fol. 258.

179 Нечто в этом роде возможно подозревать также и в случае одного турецкого астролога, который после битвы при Никополе посоветовал султану Баязету I согласиться на выкуп Иоанна Бургундского «Из-за него прольется еще немало христианской крови». Было нетрудно предугадать дальнейший ход внутри французской войны. Magn. chron.belgicum, p. 358. Juvenal des Ursins ad a. 1396. См. прим. 438*.

180 Benedictus, y Eccard II, col. 1579. Среди прочего о короле Ферранте говорилось, он оставит свою власть sine cruore, sed sola fama (без крови,а с одной только славой (лат.) И. М.), как оно и произошло.

181 Bapt. Mantuan de patientia, L. Ill, cap. 12.

182 Giov Villani, X, 39 40 Это было вызвано еще и другими причинами, среди прочего завистью товарищей по профессии. Уже Бонаттиучил чему-то подобному и, например, представлял чудо божественной любви в св. Франциске как действие планеты Марс. Ср. Jo. Picus adv.Astrol. II, 5

184 Это те, что выполнены Миретто в начале XV в.; согласно Скардеонию, они были предназначены ad mdicandum nascentium naturas pergradus et numeros (для указания природы новорожденных при помощи градусов и чисел (лат)), затея в высшей степени популярная, как нам нетрудно теперь себе представить. То была астрология a la portee detout le monde (для всеобщего употребления (фр.) И. М.)

185 Он говорит (Orationes, fol. 35, in nuptias) о гадании по звездам: haec efficit ut homines parum a Dus distare videantur! (благодаря этому люди, как представляется, мало отличаются от богов (лат.) И. М.). Другой энтузиаст, принадлежащий этому же времени Jo. Garzonius,de dignitate urbis Bononiae, y Murat. XXI, col. 1163.

186 Petrarca, epp. seniles III, 1 (p. 765) и в др. местах. Указанное письмо адресовано Боккаччо, который, должно быть, думал так же.

187 У Франко Саккетти в нов. 151 высмеивается их мудрость. Glov Villani III, 1.X.39.

189 Giov. Villani XI, 2. XII, 4.

190 Также и составитель Annales Placentini (y Murat. XX, col. 931), упомянутый на с. 404 прим. 137, Альберто ди Рипальта, присоединяется к

 

==442

этой полемике. Однако место это замечательно и в другом отношении,поскольку в нем содержатся тогдашние мнения в отношении девяти известных тогда и названных здесь по именам комет Ср Giov Villani XI, 67

191 Paul. Jov. Vita LeonisX, L III, где кроме того у самого Льва обнаруживается вера по крайней мере в предречения и пр (В изданиях Л Гейгера отрицается и увлечение Марсилио Фичино астрологией и история с гороскопами для детей: все это приписывается вымыслу то ли самого Джовио, то ли тех, с чьих слов он писал Сказано, правда, что другие академики астрологией увлекались ИМ)

192 Jo. pici Mirand. adversus astrologos libn XII

193 Согласно Paul. Jov Elog lit, sub tit. Jo Picus, его воздействие было таким, ut subtilium disciplinarum professores a scnbendo deterruisse videatur (что, как казалось, он отпугнул от писания профессоров вболее тонких научных дисциплинах (лат.) И М.)

194 De rebus coelestibus.

195 В Санта Мария дель Пополо в Риме. Ангелы напоминают теорию Данте в начале «Пира».

196 Таков, пожалуй, случай Антонио Галатео, который в одном своем письме, адресованном Фердинанду Католику (Mai, spicileg. rom volVIII, p. 226, от 1510 г.) энергично астрологию отрицает, а в другом графу Потенца все-таки (ibid., p. 539) заключает по звездам, что недалее как в этом году турки нападут на Родос

197 Ricordi, I. с. N. 57.

198 Вороха такой бессмыслицы перечисляет у последнего Висконти Decembno (у Murat. XX, col. 1016, s.).

199 Varchi, Stor fior. L. IV, (p 174). Предчувствие и пророчество играли тогда во Флоренции почти такую же роль, как некогда в осажденном Иерусалиме. Ср. ibid III, 143, 195. IV, 43, 177

200 Matarazo, Arch. stor XVI, II, p 208.

201 Prato, Arch. stor. Ill, p. 324, под 1514 годом.

202 Как это делала Мадонна дель Арборе в Миланском соборе в 1515 г., ср. Prato, I. с., р. 327. Правда, тот же самый хронист сообщает,р. 357, что при выемке фундамента для строительства кладбищенской часовни в Триульци (у Сан Надзаро) нашли мертвого дракона толщиною с лошадь: голову принесли во дворец Триульци, а остальное бросили.

203 Et fuit mirabile quod illico pluvia cessavit (и чудо, что тут же дождь прекратился (лат.) И. М.). Dianum parmense y Murat. XXII, col. 280. И вообще этот автор вполне разделяет ту сгустившуюся ненависть против ростовщиков, которой был переполнен народ. Ср. col. 371.

204 Coniurationis Pactianae commentanus, в приложениях к Roscoe,Leben des Lorenzo. Полициано был вообще-то по крайней мере противником астрологии.

205 Роди facetiae, fol. 174. Aen. Sylvius: De Europa c. 53. 54 (Opera,p. 451. 455) no крайней мере рассказывает о действительно происходивших необычайных природных явлениях, например, схватках между животными, явлениях в облаках и пр. и излагает их уже в основном в качестве курьезов, пусть даже тут же им делается упоминание и о соответствующей человеческой судьбе.

206 Роди facetiae, fol. 174. Ср. Pausanias IX, 20.

207 Varchi, III, p. 196. Двое подозреваемых решились в 1529 г. на

 

==443

бегство из государства, поскольку им открылась строка Virg. Aen. Ill44. (Строка эта: «Горе! Беги от жестокой земли, от алчных прибрежий!» И М.) Ср. Рабле, Pantagruel III, 10.

208 фантазии ученых, такие как splendor и spiritus (сияние и дух (лат))Кардано и Daemon familians (семейный демон (лат.) И. М.) его отцамы здесь рассматривать не станем. Ср. Cardanus, de propna vita, cap.4. 38. 47. Он сам был противником магии, cap. 39. Необычайные явления и привидения, с которыми он сталкивается, cap. 37. 41. Насколько далеко заходил страх перед привидениями у последнего Висконти ср. Decembrio, у Murat. XX, col. 1016.

209 Molte fiate i morti guastano le creature. Bandello II, nov. 1.

210 Bandello III, nov. 20. Разумеется, то был всего лишь любовник,желавший испугать мужа своей дамы, обитавшего во дворце. Он и его люди переоделись чертями; одному, умевшему подражать голосам всех животных, он даже приказал зайти снаружи.

211 Graziani, Arch. stor. XVI, I, p. 640, ad a. 1467. Управляющий со страху умер.

212 Balth. Castilionn carmina. Prosopopeja Lud. pici.

213 Gio. Villam Xt, 2. Это было сообщено ему аббатом монастыря Валломброза, а тому это открыл отшельник.

[214 От того, на что были способны колдуньи во времена античного Рима, сохранились лишь жалкие остатки. Быть может, последнее превращение человека в осла в XI в. при Льве IX у Guil Malmesbur II,§171 (vol. I, p. 282).]

215 Возможно, такого рода был случай с замечательной одержимой,с которой около 1513 г. в Ферраре и других местах советовались ради прорицаний ломбардские правители; звали ее Рододжина (Rodogine). Подробнее у Рабле, Pantagruel IV, 58.

216 Jovian. Pontan. Antonius.

217 Graziani, Arch. stor. XVI, I, p. 565, ad a. 1445, в связи с однойведьмой из Ночеры, которая представила только половину суммы и была сожжена Закон относится к тем, кто facciono le fature ovvero venefitie ovvero encantatione d*immundi spiriti a nuocere (совершают злодеяния или отравления или призывания нечистых духов с целью причинения вреда (ит.) И. М.).

218 Lib. I, ep. 46 Opera, p. 531, s. На р. 532 вместо umbra следует читать Umbria, вместо lacum locum.

219 Позднее он называет его Medicus Duels Saxoniae, homo turn dives turn potens (врач герцога Саксонии, человек как богатый, так и влиятельный (лат.) И. М.).

220 В XIV в. недалеко от Анседонии в Тоскане была известна какая-то адская дыра То была пещера, где на песке можно было видеть следы животных и людей, которые, даже если их затирали, на следующий день проступали вновь. Uberti, il Dittamondo, L. Ill, cap. 9.

221 Pii II Comment. L. I, p. 10.

222 Benv. Cellini, L. I, cap. 65.

223 L*ltalia liberata da* Goti, canto XXIV. Возможно спросить, веритеще сам Триссино в возможность того, что он изображает, или речь здесь идет об элементе свободной романтики. То же сомнение допустимо и в связи с вероятным его образцом, Луканом (VI песнь), где фес­

 

==444

салийская ведьма, чтобы оказать любезность Сексту Помпею, заклинает труп.

224 Septimo Decretal. Lib. V. Tit. XII. Ее начало: summis desiderante saffectibus etc. В этой связи, полагаю, мне будет позволено высказать то замечание, что в данном случае, по глубоком размышлении, всякое даже помышление о наличии здесь каких-то изначальных фактических оснований, о неких остатках язычества и т. д. исчезает. Кто желает окончательно убедиться в том, что единственным основанием всего этого помрачения явилось воображение нищенствующих монахов, пускай проследит по воспоминаниям. Жака дю Клерка т. н. «Процесс вальденсов» в Аррасе в 1459 г. Лишь в результате устраивавшихся на протяжении сотни лет слушаний и допросов воображение народа было доведено до такого состояния, когда вся эта гнусность, как нечто целое, стала чем-то само собой разумеющимся и, более того, продолжала якобы порождать сама себя. (В примечании к этому месту в издании Л. Гейгера говорится со ссылкой на литературу, что ИннокентийVIII не вводил процессов против ведьм. Удалось установить, что своейбуллой от 1484 он снова переадресовал церковному суду процессы о ведьмах, которые Парижский парламент в 1398 постановил считать подсудным суду светскому. Мы далеко не уверены, что светский суд оказывался в этих делах сколько-нибудь гуманнее церковного, скорее наоборот. И вообще «ведьмоманией» страдала не одна католическая церковь, но вся эпоха: достаточно вспомнить, что жарче всего полыхали костры в Германии XVI —XVII вв., т. е. уже при установлении протестантизма на большой части ее территории. И. М.)

225 Александра VI, Льва X, Адриана VI, в ук. месте.

226 Буквально названа «земля ведьм», например, в Orlandino, cap.I, str. 12.

227 Например, Bandello, III, nov. 29. 52. Prato, Arch. stor. Ill, p. 408. Bursellis, Ann. Bonon. у Murat. XXIII, col. 897 рассказывает уже под 1468 г.о приговоре одному приору из Ордена сервитов, который держал публичный дом с духами: cives Bononienses coire faciebat cum Daemonibusin specie puellarum (устраивал так, что граждане Болоньи сходились с демонами под видом девиц (лат.) И. М.). Он устраивал для демонов настоящие жертвоприношения. Параллель этому у Procop. Hist.arcana, с. 12, где настоящий публичный дом посещает демон, выкидывающий прочих гостей на улицу.

228 Отвратительные припасы ведьмовской кухни ср. Macaroneide,Phant. XVI, XXI, где рассказывается весь процесс.

229 В «Ragionamento del Zoppino». Он говорит, что публичные женщины узнали эти премудрости прежде всего от какихто евреек, владевших malie (колдовством (ит.) И. М.).

230 Varchi, Stor.fior.L.II, р. 153.

231 Это ограничение подчеркивалось тогда весьма отчетливо. Corn.Agrippa, de occulta philisophia, cap. 39.

232 Septimo Decretal. I. c.

233 Zodiacus vitae, XII, 363 539. Ср. X, 393, s.

234 Ibid. IX, 291, s.

235 Ibid. X, 770, s.

236 Мифический прообраз волшебника у поэтов того времени–это,

==445

как известно Маладжиджи (Malagigi). В связи с этим образом Пульчи(Morgante, canto XXIV, str. 106, s.) выходит даже за теоретические границы власти демонов и силы заклинания. Если бы только знать, насколько он в этом серьезен. (Ср. canto XXI).

237 Полидор Вергилий был, правда, итальянец по происхождению, однако его сочинение de prodigns рассказывает в основном о суевериях в Англии, где он провел свою жизнь. Правда, говоря о предвидении демонов, он занятным образом применяет его к разграблению Рима в 1527 г.

238 Однако, как бы то ни было, убийство чрезвычайно редко (с. 309)является целью и, быть может, никогда средством. Такое чудовище,как Жиль де Ретц (около 1440 г.), принесший в жертву демонам свыше 100 детей, не имеет в Италии, пожалуй, даже отдаленной аналогии.

239 Ср. важную статью Рота (Roth) «Uber den Zauberer Virgilius» в Pfeiffers Germania, IV. Появление Вергилия на месте старинного телеста может скорее всего объясняться тем, что сами частые посещения его могилы еще во времена римских императоров могли навести народ на такую мысль.

240 Uberti: Dittamondo, L. Ill, cap. 4.

241 Нижеследующее см. у Gio. Villani 1,42.60. II, 1. Ill, 1.V.38. XI, 1.Сам он в такие безбожные вещи не верит. Ср. Данте «Ад» XIII 146.

[242 Согласно одному фрагменту у Baluz. Miscell. IV, 119, некогда в древние времена жители Павии вели войну против Равенны, et militem marmoreum, qui iuxta Ravennam se continue volvebat ad solem, usurpaverunt et ad eoriim civitatem victoriosissime transtulerunt (и захватили мраморного воина, который постоянно поворачивался в сторону солнца, и с величайшею славою перенесли в свой город (лат.) И. М.). Возможно, аналогичная судьбоносная фигура.]

243 Местные поверья на эту тему содержатся в Annal. Foroliviens. У Murat. XXII, col. 207. 238; с прибавлениями история рассказана у Fil.Villani, Vite, p. 43.

244 Platina, Vitae Pontiff., p. 320: veteres potius in hac re quam Petrum,Anadetum et Linum imitatus (подражая в этом деле скорее древним,чем Петру, Анаклету и Лину (лат.); Анаклет традиционно считается третьим папой (ок. 79 89 гг.), Лин вторым (ок. 67 79 гг.) И. М.).

245 Что вполне возможно подозревать у Sugerius, de consecratione ecclesiae (Duchesne, scriptores IV, p. 355) и Chron. Petershusanum I, 13 и 16.

246 Ср. также «Каландрию» Биббиены.

247 Bandello III, nov. 52.

248 Там же III, nov. 29. Заклинатель заставляет торжественно клясться в том, что все будет сохранено в тайне, в данном случае, например, на главном алтаре церкви СанПетронио в Болонье в то время, когда в церкви больше нет ни души. С довольно большим числом упоминаний о колдовстве сталкиваемся мы в Macaroneide, Phant. XVIII.

249 Benv. Cellini I, cap. 64.

250 Vasari VIII, 143, Vita di Andrea da Fiesole. Это был Сильвио Козини, который и в прочих отношениях предавался «волшебным заклинаниям и тому подобным глупостям».

251 Uberti, il Dittamondo, III, cap. 1. В марке Анкона он посещает также Скариотто, якобы место рождения Иуды, и замечает при этом: «Здесь мне следует не обойти вниманием гору Пилата с ее озером, где все

 

==446

лето стоят, друг друга сменяя, форменные дозоры; ибо тот, кто смыслит в магии, поднимается сюда, чтобы освятить свою книгу, после чего,как рассказывают местные жители, начинается сильная буря». Освящение книги, как уже было упомянуто на с. 356, является особой, отличной от заклинания в собственном смысле церемонией.

252 De obsidione Tiphernatium 1474. (Rerum ital. scroptt. ex florent. codicibus, torn. II.)

253 Над этим имевшим большое распространение среди солдат суеверием (около 1520 г.) издевается Лимерно Питокко в Orlandino, cap. V,str. 60.

254 Paul. Jov. Elog. lit. sub voce Codes.

255 Ясно, что устами Джовио здесь говорит страстный собиратель портретов.

256 Причем по звездам, поскольку Гаурик не знал физиогномики; что же до его собственной судьбы, то ему пришлось удовольствоваться пророчеством Кокле, поскольку его отец пренебрег тем, чтобы составить его собственный гороскоп.

257 Paul. Jov. Elog. lit. s. v. Tibertus.

25e Самые необходимые сведения об этой побочной разновидности мантики содержатся у Corn. Agrippa, de occulta philosophia, cap. 52. 57.

259 Libri, Hist. d, sciences math. II, p. 122.

260 Novi nihil narro, mos est publicus. (Remed. utriusque fortunae, p.93, одна из чрезвычайно живых и написанных ab irato (от лица разгневанного (лат.) И. М.) частей этой книги.)

261 Основное место на этот счет Trithem. Ann. hirsaug. II, р. 286, s.

262 Neque enim desunt (ибо (т. е. такие люди) имеются (лат.) И. М.),говорится у Paul. Jov. Elog. lit. s. v. Pompon. Gauricus. Ср. Ibid., s. v.Aurel. Augurellus. Macaroneide, Phant. XII.

263 Ariosto, Sonetto 34... non creder sopra il tetto. Поэт говорит это со злостью об одном чиновнике, который принял неблагоприятное для негорешение по одному имущественному делу.

264 Narrazione del caso del Boscoli, Arch. stor. I, p. 273, s. Ходовым выражением было non aver fede (не иметь веры (ит.) И. М.), ср. Vasari VII, р. 122, Vita di Piero di Cosimo.

265 Jovian. Pontan. Charon.

266 Faustini Terdocei triumphus stultitiae, L. II.

267 Так Борбоне Морозини около 1460 г., ср. Sansovino, Venezia, L.XIII, р. 243.

266 Vespas. Fior., p. 260.

269 Orationes Philelphi,"fol. 8.

270 Septimo Decretal. Lib. V. Tit. Ill, cap. 8.

271 Ariosto, Orlando, canto VII, str. 61. С обращением всего в шутку: Orlandino, cap. IV, str. 61.68 (ср. с. 217)Каритео, член Неаполитанской академии Понтано, использует идею предсуществования души, чтобы восславить миссию Арагонской династии. Roscoe, Leone X, ed. Bossi II,p. 288.

272 OrelliadCic.derepubl. 1.У1.Ср.также Lucan. Pharsal. IX, начало.

273 Petrarca, epp. fam. IV, 3 (р. 629). IV, 6 (р. 632).

274 Fil. Villani, Vite, p. 15. В этом замечательном месте, где сходятся воедино воздаяние по делам и язычество, говорится буквально следу­

 

==447

ющее. che agli uomini fortissimi, poiche hanno vinto le mostruose fatichedella terra, debitamente sieno date le stelle.

275 «Ад» IV 24 ел. Ср «Чистилище» VII 28. XXII 100.

276 Это языческое небо мы без сомнения встречаем и в надгробной надписи лепщика Никколо делл*Арка: Nunc te Praxiteles, Phidias, Polycletus adorant

Miranturque turas, о Nicolae, manus

(Ныне Фидий дивится тебе, Попиклет и Пракситель

Руки твои, Николай, в них возбудили восторг (лат) И. М.)

(у Bursellis, Ann. Bonon., Murat. XXIII, col. 912.)

277 В позднем его сочинении «Акций».

278 Cardanus, de propna vita, cap. 13: non poenitere ullius rei quamvoluntarie effecenm, etiam quae male cessisent (не раскаиваться ни в каком совершенном мною по собственной воле поступке, даже если он имел дурные последствия (лат.) И. М.): в противном случае я был бы несчастнейшим человеком.

279 Discorsi, L. II, cap. 2

280 Del governo della famiglia, p. 114.

281 В качестве примера короткая ода М Антонио Фламинио изКорицианы (ср. с. 174)

Dii quibus tam Corycius venusta

Signa, tarn dives posuit sacellum, Ulla si vestros ammos piorum Gratia tangit,Vos locos risusque senis facetiSospites servate diu, senectamVos date et semper vindem et FalemoUsque madentem. At simul longo satiatus aevo Liquertt terras, dapibus Deorum Laetus intersit, potiore mutans N ectare Bacchum.

(Боги, вас Кориций роскошным храмом,

Статуй блеском дарит ярчайшим, вы же, Если души ваши способно тронуть, Верных служенье, Смеха, шуток больше подайте старцу, Старость длите в здравии долгом, крепком, Вин фалернских ток непрестанно чтобы

В ней отдавался

Если ж бросит сытый годами старец

Нашу землю пусть на бессмертных пире

Сядет весел, влагу ж вина земного

Сменит на нектар (лат) И М).

282 Firenzuola, opere, vol. IV, p. 147, s

283 Nic Valon, Vita di Lorenzo, passim. Прекрасное наставление его сыну кардиналу Джованни у Fabroni, Laurentius, adnot. 178, и в приложениях к Roscoe, Leben des Lorenzo.

 

==448

284 Jo pici vita, auct Jo Franc Pico Его Deprecatio ad Deum, вDeliciae poetar italor

285 Это такие песни Orazione («Magno Dio, per la cui costante leggeetc» у Roscoe, Leone X, ed Bossi, vol VIII, p 120), гимн («Oda il sacroinno tutta la natura etc», у Fabrone, Laurentius, adnot 9), L*altsrcazione(Poesie di Lorenzo magn l,p 265, в последнем собрании напечатаны и прочие названные здесь стихотворения)

286 Если Пульчи вообще когда-либо говорит в своем Morgante о религиозных материях всерьез, то этого скорее всего возможно ожидатьот песни XVI, стр 6 эта деистическая речь прекрасной язычницы Антеи является, может быть, наиболее явственным выражением мировоззрения, имевшего место среди товарищей Лоренцо, цитировавшиеся выше (с 334, 439 прим 136) речи демона Астаротте являются втаком случае в некотором смысле их дополнением.

 

==449

 


Комментарии

Перевод сделан по изданию: Jacob Burckhardt. Gesammelte Werke. BandIII. (Die Kultur der Renaissance in Italien. Ein Versuch.) Rutten & Loening,Berlin, s. а. Издательство предпослало тексту следующее уведомление: «Текст настоящего издания следует 2му изданию 1869 г, как последнему вышедшему из-под пера автора. В соответствии с историко-критическим изданием Вернера Кеги, 1930, приняты некоторые значительные дополнения и изменения из личного экземпляра Буркхардта,сделанные им для итальянского издания 1876 г. Изменения эти отмечены знаком [ ].»

Главы III переведены Н.Н. Балашовым (примечания к указанным главам переведены Н.Н. Балашовым и И.И. Маханьковым).

Главы IIIV1 переведены И.И. Маханьковым.

Date: 2016-07-05; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию