Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеологические причины философского плюрализма





Как в многовековой истории цивилизации, так и в духовной жизни общества наших дней материализм не был и не является единственной формой философского миропонимания. Философская мысль - всегда проблематизация действительности, стремление разума выявить ее противоречия и тенденции изменения. В множестве учений и школ, течений и направлений находят свое мировоззренческое выражение существенные особенности в историческом развитии народов, различные классовые структуры, национальное своеобразие культуры, социальная специфика цивилизаций. По самой своей сути философия плюралистична. Но в пестроте и оригинальности ее конкретных учений более или менее четко прослеживается противостояние двух главных направлений в философском понимании мира. Фиксируя этот несомненный факт, христианский теолог Августин призывал верующих "остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообразно Богу, которым сотворен сам мир". Религиозный мыслитель прямо определил исходные позиции противоположности материализма и идеализма.

Современному студенту порой трудно понять, почему к концу XX в. сохраняются идеалистические взгляды при всем, казалось бы, торжестве научного знания и достижениях технического прогресса. Конечно, здесь нельзя не учитывать некоторые социальные обстоятельства. Так, наряду с философским мировоззрением, теоретически обобщающим результаты научного познания и опыт социальных действий людей, всегда существовали и иные философские учения. Они не были ориентированы и не ориентируются на достижения научных исследований. Они больше отражают многообразие интересов, потребностей, культур разных народов, социальных групп, своеобразие их верований, ценностей, духовных устремлений и т.д.

Существенно и то, что распространению мистико-религиозных и идеалистических настроений и воззрений способствуют изменения в жизни людей, возникающие при резком обострении социальных противоречий в кризисных ситуациях. И все-таки, ссылки лишь на социальные условия недостаточны для уяснения, почему в том или ином виде идеализм постоянно воспроизводится как способ философского освоения действительности. Нужно выявлять гносеологические корни идеализма. Ими будут причины, порождающие его самим ходом человеческого познания. Процесс отражения людьми действительности чрезвычайно сложен и многообразен. Истоки наших знаний - в ощущениях и восприятиях, которые, по сути своей, чувственно субъективны. А работа мысли нуждается в обобщениях, абстракциях, в условности, воображении, символизации и т.д. В мышлении большую роль играют также интеллектуальные чувства - сомнение, интуиция, вера. В этой сложности и противоречивости познавательного процесса возникают предпосылки идеалистических воззрений. Они проявляются тогда, когда допускается (непроизвольно или сознательно) преувеличенное раздувание одной из граней, черточек познания, противопоставление ее всему целостному мыслительному процессу. Именно в прямолинейности и односторонности мышления, субъективизме, игнорировании объективной противоречивости человеческого познания заключаются гносеологические корни идеализма. В зависимости от того, какой познавательный момент возводится в абсолют, порождается соответствующая разновидность идеалистической философии. Так, гносеологические причины объективного идеализма заключаются в возможности отрыва абстракции от реальности; общего понятия от эмпирического существования отдельного; в чрезмерном преувеличении способности мышления к обобщению. Если же абсолютизируется непосредственная данность чувственных восприятий при игнорировании их объективного источника и содержания, то вполне вероятно возникновение субъективно-идеалистических воззрений вроде известного тезиса английского философа XVIII в. Дж. Беркли: "Существовать - значит быть воспринимаемым".

Если идеализм порождается субъективизмом и односторонностью в познании действительности, то в чем же заключаются гносеологические причины материалистической философии? Иногда высказывается мнение, что к ней вообще не должно применяться понятие гносеологических причин, поскольку тут, в общем-то, речь идет о правильном понимании мира, а не о заблуждениях (как в случае идеалистических концепций). Но с таким мнением вряд ли можно согласиться. Во-первых, известны различные проявления грубого, узко ограниченного материализма (механического, вульгарного, экономического и т.п.). И здесь вполне могут быть обнаружены конкретные гносеологические причины философских заблуждений (игнорирование качественного своеобразия различных объектов действительности, абсолютизация материальной обусловленности мышления, преувеличение значимости экономических факторов и др.). Во-вторых, диалектико-материалистическое мировоззрение имеет, безусловно, свои глубокие причины. Они коренятся в более или менее адекватном отражении действительности на основе развивающейся общественно-исторической практики; всестороннего и целостного обобщения достижений естествознания, технических и социальных наук.

Раскрытие гносеологических причин различных философских учений - непременное условие их научного анализа и критики.

1.7. "Живая душа культуры"

Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами - наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоззренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной деятельности людей. С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой "живую душу культуры". Здесь возникает непростая проблема качества философского сознания. Высказывается мнение, что оно не содержит в себе объективной научной истины. Б. Рассел, например, трактует философию как нечто "промежуточное между теологией и наукой". А русский философ С.Л. Франк утверждает, что по своим коренным основаниям "она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи... с религиозной мистикой" (56).

И Рассел, и Франк верно подметили, что в философии есть нечто родственное с религией - претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и религию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию - с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения - с другой. Совершенно прав был белорусский просветитель Я. Белабоцкий, заметив, что "богослове об вещах, верою преданных и церковью принятых, не усумневаются. Философове же глубшаго разума и основания во всяких вещах ищут, и вины разсуждают: тем же и к богу вопрос творят, аще Бог есть" (37. С.113).

Но в таком случае, может быть, правы те, кто рассуждает, как Н. Бердяев: "Философия... есть искусство, а не наука"? (3. С.284). Русский мыслитель выступал противником "научности" философии, поскольку, по его мнению, "научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке". Философия - одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся произведения искусства всегда несут глубокие философско-нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как оригинальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее функция искусства - удовлетворение эстетической потребности людей, отражение действительности в художественных образах, а предназначение философии - создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий.

Часто философии отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто "философствование". Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что "философствовать - значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены". Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что "философия - ни наука, ни мировоззренческая проповедь", а "есть философствование...". "Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно" (61). Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыденного сознания у людей возникает потребность в размышлениях над вопросами мировоззренческого характера. Такое "философствование", однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися предрассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегчается использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.

Как специализированное теоретическое обоснование мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее "лучшей из наук". Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущества философии в том, что она позволяет будто бы чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковывали истину философии как абсолютную, а утверждения науки - как относительные знания. Критерий их истинности искали в самой философии.

Но сравнительно чаще приходится встречаться с антиподом натурфилософии - позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как происходит, но не почему происходит. Современные позитивисты истолковывают мировоззренческие вопросы как псевдопроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.

Позитивизм, конечно, прав в критике претензий натурфилософии на обладание абсолютной истиной и на роль высшего судьи науки. Но равно неразумно вытеснять философию вообще за рамки научного знания. Ведь в процессе развития философии накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладаю- щие, следовательно, объективной истинностью. Таковы,.например, выводы о бесконечном многообразии и единстве материального мира, взаимопревращении противоположностей, закономерном движении материи, противоречивости развития и др.

Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мыслителями-идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и другие разрабатывали концепцию космизма. Ее огромное значение стало ясным только теперь, когда обострились проблемы отношения человека с природой и все более очевидны космические масштабы человеческой деятельности.

В философии может содержаться приведенное в теоретическую систему объективно истинное знание. И все-таки философия представляет собой специфический элемент культуры, такое духовное явление, которое не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований. Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, при все увеличивающейся дифференциации и интеграции ее составляющих дисциплин. А философия выявляет человеческое видение действительности как системного единого целого. Для науки важно максимально устранить субъективность в анализе своего предмета, - философия же стремится выразить в понятиях многоаспектные (в том числе и познавательные) отношения человека к миру. Тем самым она обязательно дает ценностную их интерпретацию. Мера соотношения объективно-истинного знания и привнесенной субъективности (заблуждений, фантазии, социальной заинтересованности, интуиции, логики, абстракции, вымысла и пр.) в конкретных философских учениях различна. Нужно уметь выявлять в разных философских концепциях возможную рациональную постановку и решения смысложизненных, мировоззренческих проблем.

В наши дни, как и в прошлом, наблюдается многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Западные мыслители разрабатывают существенные аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его ценностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогащают наше знание. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В последующем изложении еще будут краткие экскурсы в анализ современными учениями отдельных проблем философии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияния в какую-то единую "синкретическую" философию. Взаимоотрицание материализма и идеализма - вопреки возобновляющимся периодически заявлениям об "устарелости" их противопоставления - сохраняется и в конце двадцатого, столетия. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит, как считают авторы, в конечном счете в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения. Диалектический материализм - это опирающаяся на научные знания и общественно-историческую практику система философских идей о мире как закономерном саморазвитии материи, познании мира, ценностном его осмыслении и изменении в социальных действиях человека.

Подобное учение, равно как и другие формы теоретического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую доктрину лишает ее качества быть "живой душой" культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение.

Функции философии

Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указываются две основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии. Но их можно охарактеризовать и более обобщенно, если принять во внимание сказанное ранее о структуре философского знания. Соответственно строению целостной, но внутренне дифференцированной философской теории могут быть выделены ее главные функции - онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.

Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления.

Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры.

Праксеологическая функция философии проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.

В большей или меньшей мере эти функции с разным их акцентированием и содержанием выполняют все философские учения. Усиливающийся ныне плюрализм общественного сознания придает особую значимость способности и умению верно ориентироваться в сложном конгломерате взаимоисключающих часто друг друга идей и взглядов. Эта тем более важно, что в XIX и XX веках фокус философского умозрения все очевиднее смещался с объективного мира на воспринимающего, переживающего субъекта. В прежние времена, обращаясь к философии, ожидали от нее помощи в осмыслении вселенского бытия. Неважно при этом, как трактовалась философия: как царица наук или как служанка религии; как обслуга политики или же вообще как фундаментальное событие в человеческом существовании, или же просто как самоценность пытливого духа.

И сейчас, конечно, философия в целом продолжает выполнять свои функции "дозорного культуры" и "честного брокера" (Р. Рорти), опосредующего отношения между мировоззренческими ориентациями различных поколений, стран и цивилизаций. Вместе с тем многие мыслители в конце XX столетия отказываются от выработки системного целостного миропонимания, склоняясь чаще к "философствованию по поводу": проблем языка (герменевтика, аналитическая философия, постструктурализм), личностного бытия и сознания (экзистенциализм, персонализм), культуры (постмодернизм) и др.

Что касается современного состояния отечественной философии, то распад СССР и утвердившийся мировоззренческий хаос выплеснули в пространство общественного сознания комплекс самых разнородных идей - от мистико-религиозных и субъективистских до явно позитивистских. В частности, стало модным противопоставление философскому мировоззрению "синергетического мировидения". Между тем прогрессирующая в последние десятилетия синергетика (подобно системологии, кибернетике и другим междисциплинарным знаниям - маргиналиям науки) ни в коей мере не отменяет необходимости целостного философского осмысления действительности. Синергетика лишь стимулирует размышления в новых аспектах над многими мировоззренческими и социальными проблемами, но не снимает их прежних решений и возможных иных подходов.

Здесь опять-таки убеждаемся, что новации в науке, равно как и коренные общественные преобразования требуют лишь существенного обновления философии, а не зряшнего отказа от ее апробированных эвристических традиций. Вообще значимость философской культуры и эрудиции несомненна. Их системная организация может быть различной. Для студентов и в первую очередь для будущих инженеров, специалистов в сфере новейших и высоких технологий, творцов грядущей компьютерно-информационной цивилизации ныне предлагается широкий спектр философских раздумий. Им должно помочь в выборе личной мировоззренческой позиции, по нашему убеждению, глубокое изучение философии диалектического материализма.

Эта философия обосновывает взгляд на мир как закономерное развитие материи. Положением об активности человека в предметно-преобразовательной деятельности утверждается уверенность в объективной истинности творческого процесса познания. Установление диалектики бытия и ее отражение в сознании людей способствует выработке всеобщего метода мышления и социального действия. Особую роль ныне приобретает аксиологическая функция философии. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологическими кризисами, достижениями и опасностями научно-технического прогресса требует в качестве категорического императива социального мышления признания человека высшей ценностью. Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют, в свою очередь, современное содержание праксеологической функции диалектического материализма. Его социально-философский комплекс идей (материалистическое понимание истории, или исторический материализм) нуждается в критическом анализе и устранении догматических стереотипов сознания и устаревших идеологических схем. Только при условии всестороннего развития (и творческим усвоением ценных достижений иных современных философских учений) диалектический материализм способен выполнить задачу теоретического осмысления идущего ныне глобального социального обновления, продвижения человечества к гуманному, демократическому будущему.

· Бытие

· Проблема бытия в философии

· Структура бытия: виды, уровни, формы

· Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира

Глава 2. БЫТИЕ

2.1. Проблема бытия в философии

Возникновение философского мышления знаменовало собой переход от мифа к логосу. Вымышленное, яркое, порой полное драматических коллизий, но не нуждающееся в доказательствах мифологическое представление о мире повелевало принимать его как данный, без какого-либо анализа. Пришедшее же на смену мифологии разумно-логическое толкование мира не могло ограничиться верой, оно стало искать ответ на простые, на первый взгляд, вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Они в свою очередь трансформировались в другие. Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причины изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления.

Более того, понятие бытия имеет универсальный характер.

Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией (общим понятием) в любой культуре. Представление о бытии человек впитывает в себя из непосредственного окружения, литературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуациях, когда человек стоит перед вьгаором в моменты одиночества или перед лицом смерти, он невольно задается вопросом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще.

Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный смысл только в действии, которое является необходимым условием самореализации личности, раскрытием ее возможностей, способностей, таланта. Именно это позволяет подняться личному до внеличного, общечеловеческого и космического. В одной из бесад А. Эйнштейн, назвав жизнь возбуждающим и великолепным зрелищем, сказал, что если бы он узнал, что умрет н^рез три часа, то это не произвело бы на него особого впечатления и он подумал бы о том, как их лучше всего использовать. Эйнштейн писал, что он так слился со всем живым и ему безразлично, где в этом потоке начинается или кончается чье-либо конкретное существование. Вопрос о смысле бытия, поставленный человеком самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником исторического бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства.

Выход осознания жизненного смысла бытия человека в надличностную сферу затрагивает глубокие социокультурные пласты, которые могут получить объяснение только с позиций такого знания, как философия.

Понятие бытия является одной из основных категорий философии. Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь. Бог, сознание, действие - все определяется через понятие бытия. На самом деле - что такое материя? То, что обладает самостоятельным бытием, ауществует независимо от сознания. Сознание же есть идеальное бытие как отражение материи. Пространство и время - формы ее бытия и т.д. Значение категории бытия для философии трудно переоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида "О природе", в которой проблема бытия занимает центральное место, началом философии. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

Философия выходит за рамки простой констатации эмпирического существования вещей, постигаемого личным опытом. Обыденная жизнь человека, повседневное общение сделали факт самого существования неотъемлемой характеристикой данных в опыте вещей и процессов. Это даже нашло свое отражение в речи. Важнейшим элементом многих языков является связка "есть" ("is" в английском, "its" - в немецком, "je" - в чешском и т.д.). В современном русском и белорусском языках связка "есть" в большинстве случаев опускается, но смысловая нагрузка остается. Павел - инженер. (Павел есть инженер). Алесь -архитектор. (Алесь есть архитектор). Явная или неявная связка "есть" наряду с констатацией факта существования вещей, свойств, отношений как таковых отражает и принадлежность к определенным группам, категориям вещей, свойств и отношений. Выражение бытийности в языке является таким отражением свойств реального мира, каким он предстает человеку в его отношениях к другим людям, окружающим вещам, иначе говоря, каким он дан в практической деятельности. Этот лингвистический экскурс подтверждает общекультурную значимость понятия бытия, однако не выводит за рамки личностного опыта.

Философию же с самого начала отличает выход за пределы опыта. Для философского миропонимания характерно стремление не констатировать просто тот или иной факт, а желание понять, как соотносится действительность с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс соединения казалось бы не сводимых в единое вещных и реальных сущностей философия в явном или неявном иде осуществляет через призму понятия бытия и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет.

Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.

Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие -источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосновывает и другой тезис, согласно которому бытие - это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия.

Аристотель же определяет, в чем суть бытия как бытия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него - это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное.

В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: "Бог есть само бытие". Вместе с тем в эту эпоху, значение и величие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, возникшая на почве христианского средневековья.

В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактическое существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с другой - строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).

Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом.

Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускорение, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это безусловно сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позитивизм и др. Однако многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.).

В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В своей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенциализм "очеловечивает" проблему бытия.

Заслуживают внимания идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей не на социально-экономической или идеологической основе, а на экологической. В.И. Вернадский писал: "Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой" (9. С. 13).

Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных системах именно таким универсальным (несмотря на различие конкретных интерпретаций) понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.

2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.

Вместе с тем философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения "бытие-небытие", она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивиду- ального бытия. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необходимость, действительность, содержание, реальность и многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь философскую систему в целом. Для нас - это задача всего курса; тем не меннее общую характеристику форм, уровней и видов существования дать можно и необходимо.

Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реальность - это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности мышления выступает опосредованность ее практикой. Для того, чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть объектом исследования разных специалистов. Для механика важным будет исследование их на прочность, для физика - на электро - или теплопроводность, для химика - на их химическую активность и т.д. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют. прежде всего бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физического (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект индивидуального личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не существуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решить по-своему. Но при этом важно понимать общие сущностные характеристики бытия.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного индивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, - бесценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сменой поколений. История - это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих' предшественников и современников, зависит уровень духовной и материальной культуры, т.е. уровень актуального; бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем. Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к прошлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов административной системы души прикоснуться к многоцветию красок жизни, а необходимый процесс введения бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное - едины. Предпосылкой этого единства является бытие.

Date: 2016-07-25; view: 681; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию