Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках мировой художественной культуры





Проблема контроля за учебной деятельностью обучающихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен.

Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения, является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на уроках МХК. Так же хорошо поставленный контроль позволяет учителю увидеть свои собственные удачи и промахи.

Согласно выше сказанному, основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:

-диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных программой по МХК;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

- воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следуя специфике предмета МХК, учащийся в результате контроля определяет:

- уровень приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства, направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств;

- уровень полученных навыков, а именно: знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением; установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств;

- умения: пользоваться различными источниками информации о МХК, выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития, выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, самостоятельного художественного творчества.

Принципы контроля

Контроль должен быть:

a) целенаправленным;

b) объективным;

c) всесторонним;

d) регулярным;

e) индивидуальным.

Раскроем эти принципы контроля подробнее:

а) целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения обучающихся, которые реализуются на данном этапе обучения;

b) объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость обучающихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля;

с) под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки;

d) под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом;

е) индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

Виды контроля

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

1. Предварительный.

2. Текущий.

3. Периодический (тематический, рубежный).

3. Итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин. Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

1. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, преподаватель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше задерживать внимание обучающихся, какие вопросы требуют больше времени, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Предварительным контролем фиксируется (делается срез) исходный уровень знаний. Сравнение исходного начального уровня знаний с конечным (достигнутым) позволяет измерить прирост знаний, степень сформированности умений и навыков. Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучающихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

2. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Проведение текущего контроля это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала.

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

3. Периодический (рубежный) контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.

Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от обучающихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность.

4. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждого семестра и учебного года, а также в процессе экзамена (зачета). Именно на этом этапе процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры.

Итоговый контроль это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений обучающихся проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Типы контроля

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют следующие три типа контроля:

1. Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика).

2. Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

3. Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью) 1. Внешний контроль. В процессе контроля учителем знаний и умений обучающихся выделяют следующие компоненты:

- уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;

- различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка;

- выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям;

- содержание контроля.

Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала.

Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение. Процесс контроля знаний и умений обучающихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Оценка также, прежде всего, относится к способу действий, то есть к мере выполнения учебной задачи. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик, заданный способ действий и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении. Оценка - последний элемент контроля.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.

Погрешности делят на ошибки и недочеты. Ошибка это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по МХК для средней школы.

Формы контроля

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Фронтальная

4. Взаимный контроль

5. Самоконтроль

1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных обучающихся.Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль. При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму контроля применяют: при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала; при выделении приемов и методов решения задач; при выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

3. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах обучающихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

4. Взаимный контроль. Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний обучающихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний обучающихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

5. Самоконтроль. На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы, в другом - в формировании критического отношения обучающихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у обучающихся веры в свои способности. Выход здесь только один прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Хочется отметить два приема работы учителя в формировании потребности в самоконтроле на уроке МХК:

1) давать определение иногда имеет смысл не в окончательном виде. Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики предлагают свой вариант определения, который затем уточняется;

2) если ученик ответил с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки. Если есть возможность дать ему время на нахождение собственной ошибки, то ее нужно использовать. Если ошибка будет найдена, то оценку снижать не стоит.

Среди методов контроля выделяют:

- устная проверка;

- проверка письменных работ;

- проверка практических работ.

Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность обучающихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание;

б) ответ обучающихся на поставленные вопросы.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

Проверка письменных работ.

Вторым широко применяемым методом контроля является проверка письменных работ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени.

Применение письменных работ используется для:

1) проверки знания теоретического материала;

2) умения применять его к решению тестов;

3) контроля сформированных навыков.

В методике письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

Проверка практических работ.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения обучающихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

С помощью этого метода получают данные об умении обучающихся применять полученные знания.Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты.

Вывод

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности их мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учеников и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности обучающихся. Система проверки их знаний и умений органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контроля является установление обратной связи ученик преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактической -предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Контроль заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Таким образом, в главе I я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнила первые две задачи, поставленные передо мной при написании этой работы, а именно:

1)определены цели проведения контроля знаний и умений обучающихся на уроках МХК;

2) систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний обучающихся.

Результаты моей работы в главе I можно кратко изложить в следующей таблице.

Таблица – Результаты работы по I главе

Цели контроля знаний и умений обучающихся -диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных программой по МХК, а именно: определение уровня приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства, направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств; - уровень полученных навыков (знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением; - установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств). -учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -определение итоговых результатов обучения на разном уровне; -обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, - формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
Методы контроля на уроке МХК - устная проверка; - проверка письменных работ; - проверка практических работ.
Виды контроля и их назначения Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение стеᴨени сформированности умений и навыков; Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка); Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета); Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление стеᴨȇни овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры).

 

Изучение предмета Мировая художественная культура в школе помогает эстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого. Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать.

Date: 2016-07-25; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию