Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие эмпатии и ее характеристики





«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.»

К. Роджерс

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [21].

Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения [10].

С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.

М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э. Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [2,5].

Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон, различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатия заключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком (syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия является переживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) - в этом случае идентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта (проективная идентификация).

Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].

Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь» [18].

К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то, что есть - повседневное действие, а как то, что должно быть - "Еще-Не-Явленное" (Э. Блох) специализированное действие, "конкретно-утопическое" познавательно-действенное отношение [17].

Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувствование– и не более того [13].

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации [15].

Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной аттрибуции и т.п. [8]

Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.

Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого.

Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои.

В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия [19].

Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень - это "способ бытия" (way of being), способ "быть вместе" с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых, эмпатия - это чрезвычайно полезный способ присутствия, способ профессионального контакта с людьми, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец, эмпатия - это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться [6].

В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируют как уровни:

1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их [3,8].

Date: 2016-07-25; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.251 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию