Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексный языковой анализ речевых, единицТрадиционно анализ речевых единиц различных языковых уровней проводится изолированно^ отсутствует единая, лингвометодологическая база. Предлагаем один из возможных вариантов системного подхода к такому анализу, независимо от принадлежности анализируемой единицы к тому или иному языковому уровню. 1. Первичная дефиниция* речевой манифестации* языковой единицы. 2. Проекция речевого явления на языковой уровень и его идентификация* как заявленной языковой единицы. 3. Квалификация анализируемого объекта на языковом уровне. 4. Место репрезентанта* языковой единицы в иерархической Анализ звука речи и его фонемная интерпретация 1. Дефиниция звука речи и фонемы языка. 2. Фонологизированный ДП звукотипа и его артикуляционно- 3. Фонема (языковой инвариант), аллофоном (вариантом, оттенком, репрезентантом) которой является анализируемый звук. 4. Статус данного аллофона в речевом потоке (основной, ком-
5. Исконность/неисконность звука (для некоторых неисконных 6. Квалификация анализируемой единицы как звука речи. 7. Соотношение звука с единицами других языковых уровней (средство — функция). Анализ слога 1. Дефиниция слога, определяющая принцип слогоделения, ко- 2. Характеристика анализируемого слога как минимальной сег- 3. Характеристика анализируемого слога как минимальной су- 4. Характеристика слоговых контрастов (по длительности, ин- 5. Квалификация данного звукового комплекса как слога. 6. Исторический комментарий изменении количества и каче- 7. Соотношение слога с единицами других языковых уровней. Анализ ИК 1. Дефиниция ИК (интонемы, фонемы тона). 2. Характеристика анализируемой структуры ИК (предцентр, 3. Определение фонологигизированного типа ИК: 1-7. 4. Возможная речевая синонимия ИК для неконечной синтагмы. 5. Квалификация данной лингвосмысловой единицы как ИК. 6. Соотношение ИК с единицами других языковых уровней (план Анализ буквы (графемы) 1. Дефиниция буквы и графемы. 2. Название анализируемой буквы в алфавите, ее алфавитное зву- 3. Квалификация характера алфавитного звукового значения бук- 4. Соответствие употребления анализируемой буквы требованиям слогового принципа графики.
ТАБЛИЦЫ Орфограммы в приставке Приложение 3 Таблица 1
оо
Орфограммы в корне Таблица 2
Проверяемые написания (II) (выбор буквы по опорному — дадст-венному, однокоренному - слову) Беспроверочные написания (Б) (словарные, выбор буквы регламентируется словарями, справочниками) Непроверяемые написания (Н) (буквенный состав орфограммы меняется, выбор буквы решаментируется правилами)
Букву в данной морфеме выбирай для данного звука в сиеной позиции (БМ-СП). 1. Гласные буквы: валы - вал... волы — вол... леса - лес... лиса - лис... 2. Согласные буквы: а) рос_-росы, росный... косьба труд. - труда, трудный... резьба — резать, резной... б) местный —место, мест... 3. Буква ь стан&пе - стань, стань-ка..:2 NB! Проверке сильной позицией не под леж а т буквы в корнях ♦ после шипящих и ц; ♦ с начальным и; ♦ с меняющимися ( чередую щи Заучи написание данного слова (Запомни!) 1. Согласные звуки непроверяемой слабой пози а) в середине морфемы по формуле -tt-/-dd-: б) в конце — формулой —t: 2. Гласные звуки непроверяемой слабой позиции а) пельмени, вермишель, винегрет, котлеты, макароны... б) багаж, вагон, пассажир... 3. По традици и после шипящих и ц пишутся в и — жить, шить, цирк...- а ~ чаща... у— чудо, щука... 6 ё-е — шёпот,-шептать...7 4. Заимствованные слова с двойными согласными Запомни регламентирующие данную группу написаний правила, иск лючения и з ара-вил... (Правило!..) 1. Начальная Сукна и заменяется в корне на 2. ь после шипящих в корне пишется: а) в глагольных формах: б) у сущ. только III склонения: в) в наречиях (кроме уж, замуж, не г) в частицах: ишь, бишь, вишь, лишь, 3. Корни с меняющимися (чередующими- ся) гласными буквами группируются в соответствии с правилом выбора буквы с использованием различных мнемонических приемов9 (напр., корни, в которых в безударном положении всегда пишется буква о: О! Гацеи-ью твор чества по клон...). 1 Список слов, в которых наличие/отсутствие буквы для «непроизносимого» согласного не мотивировано с точки зрения современного русского языка: сверстники, ровесники, лестница, ресницы, блеснуть, чувство, яства.... 1 В сочетаниях букв ч и щ с любыми другими соглабными мягкий знак никогда не пишется: начну и кончу. Мягкость звука [л' ] всегда передается на письме мягким знаком: кровельщик. 1 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу -tt-/-dd-: абсолют, абстракция, Абхазия, Австралия, айсберг, анекдот, Афгаш<яш; будто; вокзал, вдруг; зодчий; Кавказ, кувшин; обще-; рюкзак; терапевт, тавтология; футбол, фельдшер, фельдфебель; чавкать, чувство; экзамен, экземпляр... 4 Список слов, нарушающих формулу -t: аж, ведь, вдруг, вдрызг, жакоб. 5 Список слов, нарушающих формулу Ш: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. 6 Список слов, нарушающих формулу ty: жюри, брошюра, парашют. 7 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу te: шорох, крыжовник, обжора, изжога, шов, трущоба; жонглер, 8 После приставок меж- и сверх - пишется буква ы: межинститутский, сверхидейный. 9 Подробно группировку правил Ш блока орфограмм (Н) см.: Орфография - абитуриенту / Сост. Северьянова А. А. Волго Орфограммы в окончаниях именного склонения Таблица 3
П (опорные -одноструктурные — слова) Б (словарные написания) Н (мена буквы в орфограмме)
БМ-СП Опорные слова для существительных: I скл.: вода (земля)1 II скл.: село (жнивье)2 III скл,: степь NB! Проверке не ц о длеад т отдельные падежные формы существительных с основой: а) на -ий (пр. п. ед. ч.); б) на шипящий и ц (тв. п. в) на -ин-, -ое- (тв. п. ед. ч.). Запомни! 1. городов, садов... 2. городах, садах... Правило!.. 1. В безударном окончании предложного падежа ед. числа сущест (об) армии, звании, жребии; ср. (о) варенье - варении, соленье — солении... 2. В окончаниях им. и твор. падежей ед. числа существительных с деревцо — деревце, деревцом — деревцем... кашей - лапшой... плащом - макинтошем... 3. В окончаниях твор. падежа ед. числа существительных с основой с. Бородином — (композитором) Бородиным,' г. Кировом - (Сергеем) Кировым. М?/Иноязычные существительные - названия лиц пишутся с буквой о: Чаплином, Вирховом... 1 Разновидности именного склонения существительных различаются только в ед. числе и определяются по роду. По I скл. 2 Вариативное, стилистически ограниченное окончание -у(-ю) в род. и пред. падежах орфографических затруднений не 3 Выбор гласной буквы в безударных падежных окончаниях мн. числа существительных можно аргументировать ударным Орфограммы в окончаниях глагольного спряжения Таблица 4
1 Разновидность спряжения глаголов определяется; а) для форм с ударными личными окончаниями - по форме 3-го лица мн. числа: идут, поют - I спр., стоят, кричат - II спр.; б) для форм с безударными личными окончаниями традиционно - по суффиксу инфинитива: глаголы с инфинитивом на -ить (кроме брить, стелить) — II спр., остальные - за небольшим исключением - I cup. Критерий определения спряжения для группы б) не очень надежен, т.к. безударные гласные финали инфинитива не различаются: вид[ь]ть, обид[ь]тъ, та[йъ]тъ, ма[йь]ться, глад[ъ]ть, езд[ь]ть. Более надежными представляются правила определения спряжения, приведенные в кн.: Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981. I спр. - глаголы, основа наст, времени которых в ед. числе и 3-м лице мн. числа оканчиваются на задненебные и твердые парные согласные. II спр. — глаголы, основа наст, времени которых в тех же формах оканчиваются на парные мягкие согласные. NB1 Особого внимания будут требовать только глаголы с основой наст, времени на [j, p1, л'], для которых необходимо знать еще и основу инфинитивеЦ. *12едн. оканчивающиеся так основы наст, времени представляют собой усечение основы инфинитива, оканчивающейся на -а,-в, или <-# (этимолошческие? - А..С) то это, и только это, глаголы И спр> (с. 223). : а) Подавляющее болыиинетво, русских щаголов спрягаются по т.н. тематическому спряжению, где и различают I и II разновидности. Глаголы дать, есть, быть спрягались когда-то по особому нетематическому (атематическому) спряжению, несколько видоизменненые форяШ которого они и сохраняют; б) Глаголы с приставками относятся к трьцу же спряжению, что и бесприставочные. (К стр. 89) 3 Парадигма разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) - результат контаминации (смешения, перекрещивания) парадигм разных глаголов. У глагола хотеть формы ед. числа имеют окончания I спр,, мн. числа - II спр. У глагола бежать только форма 3-го лица мн. числа - I спр., все остальные - II стгр. В русском языке есть глаголы стелить и стлать. Личные формы образуются лишь от глагола стлать, I спр. Наряду с глаголом мучить (II спр.) есть и глагол мучатъ (I спр.). Последний имеет разговорную окраску. Аналогичны глаголы мерить и мерять и некоторые другие.
|