Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа Осциллографический анализ речи





Ознакомившись с методикой осциллографическото анализа речи1, студенты учатся работать с осциллографом, анализировать получен- ное изображение звукового сигнала, «читать* фотографии осцилло- грамм, составлять их схемы, прогнозировать результаты осциллогра- фического анализа слов, сопоставляя с получаемым.

Оборудование занятия: шлейфный осциллограф, дикторы с нормативным произношением, по возможности — дикторы ярко выраженным иносистемным фонетическим субстратом (можно использовать магнитофонные записи, полученные во время диалектологических экспедиций и т.п.).

Начинается занятие работой с осциллографом. Перед каждым студентом ставится задача:

1) Подавая на осциллограф через микрофон звуковой сигнал, проследить различия:

— в изображении на экране ударных и безударных гласных
[п а стъх — п ст а х], [с о сък — с с о к];

— взрывных и щелевых согласных [дуп — зуп];

— глухих и звонких согласных [дуп-туп / зуп-суп];

— твердых и мягких взрывных [быт-быт'].

1 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С.28—51.


2) Самим подобрать аналогичные пары для анализа и опи­-
сать акустические различия между сопоставляемыми звуками на
осциллограмме.

3) Зарисовать схемы полученных осциллограмм, запрогнозиро-
вать осциллограммы слов, предложенных преподавателем и ими са-­
мими, «прочитать» слова на предложенных преподавателем фотогра­-
фиях осциллограмм (предварительно дается список всех слов, запи­-
санных на данных осциллограммах, поэтому требуется лишь прове­-
сти идентификацию слова и его осциллографического «портрета»).

На следующем лабораторном занятии проводится контрольная лабораторная работа с такими заданиями:

— «прочитать* слова на данных фотографиях осциллограмм;

— нарисовать и описать их схемы;

— дать предполагаемые схемы осциллограмм предложенных слов;

— сделать вывод о том, какие акустические различия наглядно
представлены на осциллограммах гласных и согласных звуков;

— объяснить, почему характеристики звуков, получаемые с помо-­
щью палатографического и осциллографического анализа, называют-­
ся объективными, в чем их отличие от субъективных характеристик.

Инвариантные схемы осциллограмм наглядно продемонстриру­ют различия между ударными и безударными гласными; глухими и звонкими, твердыми и мягкими, губными и передне-, средне-, зад­неязычными согласными.

 

 

 


Результатом лабораторных: занятий, построенных по предложенному образцу, является следующее: студенты получают точное, осмысленное представление об акустико-артикуляционных особен­ностях основных оттенков фонем русского литературного языка; усваивают научную терминологию; овладевают некоторыми приемами научного исследования, что делает доступной научную литературу по фонетике, дает возможность последующего самостоятельного пополнения знаний; знакомятся с возможными новыми методичес­кими приемами преподавания фонетики в школе в условиях конк­ретной языковой среды.

Работа с осциллографом дает прекрасные возможности для тре­нировки фонетического слуха с целью коррекции произношения. Используя полученные на лабораторных занятиях знания, умения и навыки, студенты учатся прогнозировать на конкретном языковом материале орфоэпические и орфофонические ошибки в русской речи в условиях той или иной языковой среды, ищут действенные при­емы постановки и коррекции тех или иных звуков и звукосочетаний (например, прогнозируют ошибки в русской речи украинцев, че­хов, словаков, немцев, используя данные сопоставительной фоне­тики и анализ произношения сокурсников, намечают приемы по­становки артикуляции взрывного Г в речи носителей южнорусского и юго-восточного украинского диалектов, постановки дифтонгоидности ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными (напр., – в речи чехов и словаков и т.п.).

Date: 2016-07-25; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию