Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работаJNa 1Палатографический анализ речи Предварительная информация о данном виде фонетических исследований дана в указанной литературе1. При выполнении заданий нужно работать парами, что дает возможность для сопоставительных наблюдений, анализа и самоанализа артикуляций, спора, усиленной аргументации своего мнения и т.д. На занятиях студенты овладевают приемами проведения прямого палатографирования речи, учатся оптимальному отбору языкового материала для подобного исследования, прогнозированию его результатов, сопоставлению прогнозируемого и полученного, обработке полученных результатов, а также работе с фотографиями и схемами эталонных артикуляций, «чтению» схем палатограмм и рентгенограмм, их соотнесению» Оборудование лабораторного занятия: диктор с нормативными артикуляциями, таблетки активированного угля, дезинфицирующий раствор, кипяченая вода, ступка, мягкая кисточка, круглое зеркальце с ручкой, пульверизатор. Методика получения отпечатка на небе (палатограммы) в месте контакта активного и пассивного органов речи при той или иной артикуляции такова: — язык диктора с помощью кисточки покрывается концентри- — диктор производит требуемую артикуляцию; — с помощью зеркальца демонстрируется отпечаток, образовав- — зарисовывается и описывается его схема. Отпечаток на языке (лингвограмма) получается при окрашивании неба (из пульверизатора). При отборе материала для прямого палатографирования необходимо учитывать следующие требования: — исследуемый звук должен произноситься не изолированно, а — исследуемый звук должен быть в слове единственным, даю- 1 Прокопова Л. J. и др. Указ. работа; Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 25—26; Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 55—56; Тоцька И. I. Сучасна украiнська лггературна мова. Киiв? 1981; Белорус-асий язык для небелорусов. Минск, 1978 и др.
Согласные исследуются в словах с гласным А (типа ДА, ТАМ, ЗАВ, САМ; большой челюстной угол, образующийся при артикуляции этого гласного, делает маловероятным контакт языка с небом). На первом занятии предлагаются для палатографирования слова ДА, ЗА, ГА, ХА, на палатограммах которых можно наглядно продемонстрировать различия между согласными звуками по месту и способу образования, и слова УМ, ИМ, палатограммы которых покажут различия между гласными по ряду. Схемы полученных отпечатков зарисовываются на доске и описываются. Затем студенты работают с фотографиями и схемами палатог-рамм, имеющимися в различных учебных пособиях и альбомах артикуляций, сопоставляют их со схемами рентгенограмм соответствующих звуков (сагиттальным* разрезом органов речи). После сопоставления схем различных звуков по заданию преподавателя студенты переходят к работе с наборами фотографий палатограмм, подготовленных педагогом. Им предлагается установить, какой звук указанного слова дал отпечаток на палатограмме, и описать этот отпечаток, соотнося видимое изображение с артикуляционными характеристиками основного оттенка данной фонемы, по палатограмме контролируя схему рентгенограмм и наоборот. На следующем занятии проводится контрольная лабораторная работа, во время которой студенты уже самостоятельно выполняют такие задания: — определяют звук» отпечаток которого представлен на данных — описывают этот отпечаток; — подбирают слова для самостоятельного палатографического — проводят самостоятельно прямое палатографирование данных — дают схему полученного отпечатка и ее артикуляционное опи- — делают вывод о различиях в артикуляции заданных им глас- — высказывают свое мнение о возможности использования дан- Анализ полученных отпечатков, чтение фотографий палатограмм дает возможность составить их инвариантные схемы, на которых можно наглядно продемонстрировать различия в артикуляции между смычными и щелевыми, передне-, средне- и заднеязычными, твер- Условные обозначения: /3, С/------ /X, h/---- .... соответствующие мягкие согласные.
|