Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления коррекционно-педагогической работы





Результаты диагностики позволяют наметить решение некоторых вопросов методики обучения математике для учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Так, учителю нужно больше внимания уделять отработке состава чисел первого десятка, что создаст необходимую основу для дальнейшего изучения курса математики, а именно — сотни тысячи, многозначных чисел. Учитывая плохую координацию движений и слабо развитую мелкую моторику детей, целесообразно как можно раньше включать упражнения графического характе­ра, штриховку в различных направлениях, обведение контуров предметов по точкам, дополнение рисунков, письмо элементов цифр, рисование орнаментов по клеткам, раскрашивание.

Но особое внимание необходимо уделить такому разделу програм­мы, как решение задач. Главная цель - научить выяснять в каждой задаче ее математическую сущность, видеть за различными словесными выражениями и в разных описанных в задачах ситуациях их математическое содержание, научить каждого ученика анализировать задачу. С первых дней обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать коррекции недостатков их психического развития.

В процессе занятий по решению арифметических задач младшие школьники приобретают знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве, что спо­собствует развитию интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и со­образительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. В процессе решения арифметической задачи учащиеся совершенствуют свои навыки вычисления: сложения и вычитания, умножения и деления. Таким образом, работая над арифметическими задачами, дети получают знания по всему курсу математики, что определяет главенствокоррекционно-педагогической работы по обучению решения арифметических задач над коррекцией других сторон математических представлений.

Поэтому коррекционно-педагогическая работа по обучению решения арифметических задач должна быть разграничена на разделы, в которых дети приобретают различные математические знания: о количестве, форме, величине, о пространстве и времени. Эти разделы должны преподаваться от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Количество часов на изучение математики в вариативных учеб­ных планах различное, а, следовательно, и объем математического материала в соответствующих программах различен.

При сравнении программ по математике школы V вида и начальных классов общеобразовательной школы на­блюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объем, содержание и система изучения математического материала в школе V вида имеют значительное своеобразие. Это объясня­ется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

Учитывая, что в 1-е классы школы V вида поступают дети с разным уровнем развития, различной готовностью к обуче­нию и различной математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учреждений), программа пред­усматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного периода — выявление и формирование количе­ственных, пространственных, временных представлений учащих­ся, представлений о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии, формирование обще-учебных умений и навыков.

После пропедевтического периода излагается содержание раз­делов математики. Этими разделами являются: а) количество и счет; б) величина; в) форма; г) пространство; д) время.

Проанализировав программы по обучению математике в начальных классах нами была разработана коррекционно-педагогическая работа по обучению решения арифметических задач. Главной особенностью этой работы является то, что арифметические задачи нужно включать на каждом уроке математике. И по такому принципу, если на уроке изучается раздел «Количество», то задачи должны отражать эту тему, аналогично и при изучении величины, формы, пространства и времени. Задачи должны преподаваться от простого к сложному по их содержанию, то есть вначале на нахождение суммы, потом остатка, на увеличение и уменьшение на несколько единиц, на нахождение общего неизвестного, и в самом конце составление задач детьми самостоятельно по предложенной инструкции.

Направление коррекционно-педагогическая работы по решению арифметических задач с примерными заданиями на 2 класс.

I. Количество:

1) задача на нахождение суммы: «У Олега было двенадцать яблок и шесть груш. Сколько фруктов было у Олега?».

2) на нахождение остатка: «На тарелке лежало пять конфет. Две конфе­ты съели. Сколько конфет осталось на тарелке?»

3) На увеличение и уменьшение на несколько единиц:

«У Феди четыре карандаша, а у Димы на два карандаша больше. Сколько карандашей у Димы?», «У кошки три белых котенка, а серых на два меньше. Сколь­ко серых котят у кошки?»

4) на нахождение общего неизвестного: «В трехэтажном здании, на каждом этаже по 4 квартиры. Сколько квартир в здании?»

5) составление задач детьми самостоятельно:

Прежде чем составить арифметическую задачу, необходимо рассмотреть картинку, понять, что на ней изображено, определить, численность каких предметов требуется сопоставить.

Задачи-картинки существенно облегчают построение условия задачи, т. к. словарный запас детей ограничен и им трудно безопоры на наглядность подобрать нужные слова.

Например: «В гараже стоят грузовые и легковые машины. Грузовые и легковые машины можно сосчитать на картинке и придумать условие и вопрос задачи.

II. Величина:

1) задача на нахождение суммы: «Синяя полоска равна 13 м ширины, а красная 5, их сшили вместе, Чему равна ширина новой получившейся полоски? И какая полоска уже, а какая шире: красная или синяя?»

2) задача на нахождение остатка:

«Длина стола равна 1метру и 30см., а длина стены между шкафами равна 90см. Уместится ли стол между шкафами? На сколько сантиметров нужно укоротить стол, чтобы он вместился между шкафом и стеной?».

3) задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц:

«Мальчик купил пол килограмма конфет и еще потом докупил 1,5 килограмма. Сколько килограмм конфет всего купил мальчик?» «У брата 35 рублей, а у сестры на 20 копеек меньше, Сколько у сестры денег?»

«Бабушка в саду собирала ягоды. Она набрала 2 кг смородины и 10 стаканов продала по 100 грамм. Сколько смородины осталось у бабушки?»

4) задача на нахождение общего неизвестного:

«Аквариум заполнили водой трехлитровой банкой. В аквариум вошло 6 банок. Скольким литрам равен объем аквариума?»

5) составление задач детьми самостоятельно:

«Минута разговора Курган - Шадринск стоит 4,80 руб. Остальную часть задачи учащиеся придумайте сами».

III. Форма:

1) задача на нахождение суммы:

«Если соединить прямоугольник и треугольник сторонами, равными по длине, то что за фигура получится (пятиугольник), если сторонами, не равными по длине, то — (семиугольник)».

2) задача на нахождение остатка:

«Если шестиугольник разделить пополам, то какая фигура получится?»

3) задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц:

«Длина прямоугольника 8 дециметров, а ширина 5дециметров, сколько нужно прибавить дециметров к ширине, чтобы получился квадрат?» «Длина прямоугольника 9 дециметров, а ширина 4 дециметров, насколько дециметров нужно уменьшить длину, чтобы получился квадрат?»

4) задача на нахождение общего неизвестного:

«Если поставить на листе 8 точек и соединить их отрезками по две точки, то какая фигура получится и сколько отрезков придется нарисовать?

5) составление задач детьми самостоятельно:

Проводятся сюжетно-ролевые дидактические игры, зада­ния которых является конструирование замка для сказочного персонажа. Детям рассказывают: «Злой Змей Горыныч разрушил дворец смелого принца. Для того чтобы восстановить свой дом, он позвал на помощь добрых, искусных волшебниковвас, ребята. Помогите построить сказочный замок!» Какие фигуры вы использовали для строительства дворца?»

Из набора «Строитель», содержащего геометрические тела различной величины и цвета, нужно построить уютный и красивый дом-дворец.

IV. Пространственные представления:

1) задача на нахождение суммы: «Красный кубик стоит на расстоянии 5 метров от стены, синий кубик на 3 метров дальше, чем красный, а желтый на расстоянии 7 метров. Какой кубик находится между двумя другими?»

2) задача на нахождение остатка:

«В автобусе ехало 37 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышло 9 человек?»

3) задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц:

Проведение линий по клеточкам в соответствии с инструкцией. Основная задача — добиться, чтобы ребенок ни дел клетку, научился обводить ее контур и определял па правления движения ручки при письме. Возможна такая инструкция: «Проведи от указанной точки линию вверх на одну клетку, вправо на одну клетку, вверх на одну клетку, влево на одну клетку, вверх на одну клетку; вправо на одну клетку, вверх на одну клетку, вправо на одну клетку, вниз на одну клетку, вправо на одну клетку, вниз на одну клетку, влево на одну клетку, вниз на одну клетку, вправо на одну клетку, вниз на одну клетку, влево на три клетки».

4) задача на нахождение общего неизвестного:

«Вдоль забора посадили цветы, справа 5 метров – васильков, слева 3 метра – гвоздик, а между ними растет трава. Сколько метров травы растет вдоль забора, если длина забора равна 11 метров?»

5) составление задач детьми самостоятельно:

Сначала необходимо провести экскурсию по комнате и обратить внимание детей на расположение мебели, на то, что в комнате есть окно и дверь, что они находятся в противоположных сторонах. Спросить, какая стоит мебель, сколько стульев, шкафов и т. д. Под руководством педагога дети кладут вырезанные квад­раты и прямоугольники таким образом, чтобы они соотноси­лись с расставленной в комнате мебелью. Поясняется, что маленькие квадраты — это столы детей, большой квадрат — стол воспитателя, прямоугольники — шкафы с игрушками и т.д.

V. Временные представления:

1) задача на нахождение суммы:

«Мастер клеил обои с понедельника 3 дня, а молодой специалист на два дня дольше делал свою работу, а начали вместе. В какой день недели закончили свою работу мастер и молодой специалист?»

2) задача на нахождение остатка:

«Фильм идет 2 часа, ребята посмотрели уже 1 час 10 минут, сколько еще осталось времени до конца фильма?»

3) задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц:

«Одна ткачиха наткала за неделю 30 метров ткани, а другая на 3 метра больше. Сколько метров они наткут за 14 дней вместе?» «Рабочих дней в году 260, а выходных на 155 меньше. Сколько выходных дней в году?»

4) задача на нахождение общего неизвестного:

«Холода начались с ноября, и мороз держался всю зиму и еще один месяц. Сколько месяцев стояли холода и какие это месяца?»

5) составление задач детьми самостоятельно:

Итак, коррекционно-педагогическая работа по решению арифметических задач помогает лучше понять и глубже укрепить в своих знаниях такие разделы математики, как: количество, форма, величина, пространство и время. Арифметические задачи также занимают значительное место в содержании курса математики начальной школы, так как идет развитие ВПФ, формируются умения важные для обыденной жизни, пополняется словарный запас, идет формирование грамматического строя речи, и развиваются навыки диалога.

 

Date: 2016-07-25; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию