Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология проведения экскурсий1. Экскурсионная методика. 2. Экскурсионный осмотр. 3. Экскурсионный показ. 4. Экскурсионный рассказ. 1. Экскурсия – это сумма взаимосвязанных и обуславливающих друг друга действий. Экскурсионная деятельность состоит из двух видов: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. В деятельности экскурсовода основными являются подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов заключается в наблюдении и изучении объектов. Для наиболее рациональной организации деятельности экскурсовода и экскурсантов необходима опора на экскурсионный метод. Под экскурсионным методом понимают совокупность методических приёмов, которые применяются на экскурсии. При проведении экскурсии используют такие методы, как анализ, синтез, метод аналогии, конкретно-исторический метод. Применяя метод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантов на сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различных событий, территориальную близость мест, где они проходили. Метод аналогии при проведении экскурсии не исчерпывается сопоставлением похожих объектов. Общее может быть обнаружено и в разных по форме объектах, если они выполняют схожие функции. Конкретно исторический метод предполагает рассказ об объекте в более широком историческом контексте (например, в контексте времени, когда он был создан). На практике экскурсионный метод является, как правило, комплексным. Для него характерны следующие особенности: выбор изучаемых объектах показа самого важного и существенного, увязывание нового материала с уже известными знаниями, поэтапное расширение, развёртывание темы, обязательное использование объектов и пр. Для экскурсионного метода характерен учёт таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность); обязательное сочетание показа и рассказа; движение по маршруту с целью изучения памятников. Экскурсионный метод построен на преобладании показа над рассказом. Он допускает, чтобы отдельные стороны объекта выделялись и рассматривались более подробно. Но при этом обязательно должна сохраняться основная линия экскурсии, логично связывающая все её части. Некоторые теоретики экскурсионного дела считают главным в экскурсионном методе не его комплексность, а его моторность. В частности И.М. Гревс писал по этому поводу, что «путешественность – душа экскурсионности». Б.Е. Райков подчёркивал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Райков относил экскурсионный метод к видам активно-двигательного усвоения знаний. В настоящее время считается, что экскурсионный метод – это комплексный способ познания окружающей действительности, обладающий конкретной наглядностью. Комплексность экскурсионного метода находит своё выражение, в частности, и в том, что познание объектов происходит при участии всех органов чувств. Целью экскурсионного метода является обучение или передача определённой системы знаний и усвоения этих знаний экскурсантами. Правильно разработать и провести экскурсию позволяет экскурсионнаяметодика. В узком смысле под методикой понимают систему правил, приёмов и методов передачи знаний. Методика бывает общей и частной. Общая методика охватывает способы обучения и требования, служащие основой для всех наук; частная для конкретных дисциплин. Экскурсионная методика является частной, т.к. она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы – экскурсионной. Экскурсионная методика – это совокупность требований, правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма всевозможных приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на разные темы и для разных групп людей. Экскурсионная методика может рассматриваться в нескольких аспектах: как процесс упорядочения деятельности экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» экскурсионного материала; как основа профессионального мастерства экскурсовода. 2. Осмотр экскурсионных объектов не следует путать с показом. Под осмотром понимают бесплановое поверхностное знакомство с достопримечательностями, осуществляемое самостоятельно без руководства экскурсовода. Каждый экскурсант может без посторонней помощи осмотреть памятник, фонтан, улицу, музейную экспозицию. 3. Под показом понимается более глубокое знакомство с достопримечательностями под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе ‑ помимо восприятия внешнего вида объекта при помощи экскурсовода идет процесс восприятия информации об этом памятнике. Показ на экскурсиях – это многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов. Характерные особенности показа: а) активность показа. Показ является активным процессом по целенаправленному наблюдению памятников; б) логическая последовательность показа. В экскурсии каждый следующий объект является закономерным этапом в раскрытии темы; в) определяющее назначение показа. Показ является первичным элементом экскурсии; г) сюжетность показа. У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, она лучше запоминается; д) парадоксальность показа. В ходе показа экскурсант видит больше того, что перед ним находится в данный момент. На основании рассказа экскурсовода экскурсант может мысленно реконструировать то, что в данный момент непосредственно не созерцает. Экскурсионный показ состоит из трех элементов: 1) непосредственный осмотр памятника; 2) ознакомление со зрительными материалами "портфеля экскурсовода"; 3) использование приема зрительской реконструкции, при помощи которого можно воссоздать внешний облик утраченного памятника, воссоздать картину события, поведения исторических лиц. Следует учитывать, что показ объектов представляет собой процесс наблюдения достопримечательностей в естественной обстановке, обеспечивающей доступность непосредственного восприятия экскурсантами визуальной информации о памятнике. В процессе экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой в раскрытии темы. Это позволяет очертить место рассматриваемого объекта показа среди прочих показываемых объектов. При этом следует соблюдать строгую логику. Логичность в показе экскурсионных объектов обеспечивается предварительно продуманной последовательностью. Как правило, на экскурсии показ в большинстве случаев предшествует рассказу. Визуальное восприятие экскурсантами памятника служит некоторой зрительной преамбулой для поясняющего рассказа экскурсовода. То есть сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, они его рассматривают, а уж потом экскурсовод делает необходимые пояснения к рассматриваемому объекту. Но иногда показ и рассказ производятся одновременно, а в ряде случаев рассказ предшествует показу. Для показа надо отбирать памятники, которые имеют непосредственное отношение к теме. При этом обращать внимание на наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты показа. Иногда приходиться отказываться от объектов, которые хоть и смогут послужить для раскрытия темы, но неудобно расположены. При построении маршрута должна обеспечиваться максимальная экономия времени. Необходимо избегать однообразия демонстрируемых объектов. Важное требование экскурсионной методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, то есть усвоение экскурсионного материала на экскурсантов в течение всего времени, отведённых на её проведение. Но непрерывный рассказ на экскурсии крайне нежелателен, т.к. в какой-то момент восприятие материала снижается, а потом совсем прекращается. Потому необходимы небольшие паузы, но они должны быть заранее продуманы. В процессе длительного рассказа у слушателя могут появиться моменты т.н. кризиса внимания, который, по мнению психологов, наступает на 14-й, 25-й и 35-й минутах. В момент, когда внимание экскурсантов начинает ослабевать необходимо ввести новый объект показа или рассказать какой-то интересный факт. На этом построен методический приём новизны материала. Методически экскурсия должна быть построена так, чтобы обеспечить устойчивое внимание аудитории в течение длительного времени на протяжении всей экскурсии. В начале экскурсии внимание экскурсантов поддерживается их интересом к теме. Затем, если экскурсовод повествует недостаточно увлекательно, внимание экскурсантов может понижаться. Внимание также поддерживается благодаря особой аттрактивности, привлекательности, экзотичности объекта. Особую трудность для экскурсовода представляет то обстоятельство, что иногда вместе с объектом, который предусмотрен маршрутом, находится другой, который не имеет отношения к теме, но который более интересный и необычный. Очевидно он привлекает внимание экскурсантов. В таком случае можно выйти из положения двумя способами. Во-первых, можно дать краткую справку об этом объекте, чтобы удовлетворить любопытство экскурсантов. Во-вторых, постараться умолчать об этом объекте и таким образом приблизиться к нужному объекту, чтобы второй объект мог быть увиден позднее. 4. В экскурсии присутствуют и органически сочетаются материальная наглядность и рассказ. Рассказ – это принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии. Рассказ в ходе экскурсии может приобретать разные формы. Обычно используют такие виды устной речи как справка, беседа, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Задача рассказа – подготовить экскурсантов к осмотру объекта. Продолжительность рассказа не должна перекрывать способность объекта своей аттрактивностью привлекать к себе внимание экскурсантов. Начинать экскурсию следует с показа и потом уже вводить рассказ. Но принцип «показ опережает рассказ» не следует воспринимать как единственный. Некоторые подтемы целесообразно начинать с предваряющих показ словесных указаний: что именно следует осматривать. Методика требует, чтобы между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами существовали связки, обеспечивающие переход от одного к другому. Их роль, как правило, выполняет рассказ. Рассказ обязательно должен быть связан с главным элементом экскурсии – показом. Рассказ экскурсовода выполняет две функции: а) комментирует, дополняет, анализирует, поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент не может увидеть экскурсант. Помимо рассказа словесная составляющая экскурсии находит своё воплощение во вступительном слове экскурсовода, его ответах на вопросы, репликах, в комментировании материала из «портфеля экскурсовода». Продолжительные теоретические объяснения на экскурсиях нежелательны, поскольку они превращают её в лекцию. Время, потраченной экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии. По мнению Н.А. Гейнике, всё, о чём в экскурсии идёт речь, должно быть отражено и в зрительном ряде. Рассказ для экскурсии в полном объёме готовится заранее. Только так можно добиться высокой его информативности. Информационная насыщенность рассказа зависит от темы, свойств объекта показа, его облика, объёма сведений о нём, доступных экскурсоводу. Не следует во время экскурсии заниматься исключительно импровизацией. В противном случае качество экскурсии может оказаться ниже допустимого. Но рассказ экскурсовода не исключает экспромта. Главное, чтобы экспромт прозвучал к месту. Его характер должен особенности аудитории. Если экспромт звучит к месту, не противоречит теме, экскурсия оживляется, интерес экскурсантов активизируется. Но очень важно, не увести в сторону внимание экскурсантов от главной темы экскурсии. Основные требования к рассказу выражаются в следующих положениях: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность. Экскурсионный рассказ, как правило, носит характер монолога. Но между экскурсоводом и экскурсантами не исключаются и диалоги. Важное значение имеют ответы экскурсовода на вопросы экскурсантов и его реакция на их реплики. Репликой экскурсант обычно выражает своё мнение о чём-либо. Делать вид, что не слышишь реплику, уходить от ответа – не следует. Но ответ надо пытаться вплести в общую канву экскурсии. При явной глупости или абсурдности реплики не следует подчёркивать не согласие с ней. Нужно спокойно и взвешенно разъяснить ошибочность данного мнения. Но при этом необходимо помнить, что ответ на реплику не должен ломать логику экскурсионного рассказа. В формах экскурсии-консультации и экскурсии-демонстрации рассказ экскурсовода построен в виде беседы. Причём вопросы могут задавать как экскурсовод, так и экскурсанты. Экскурсовод должен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Подобное превращение зависит от содержания рассказа, языка экскурсовода, его образности. Хорошие возможности для трансформации даёт использование отрывков из художественных произведений, стихов, цитат. Экскурсионный рассказ может быть следующего вида: а) описательным или повествовательным, который даёт представление о том, где и каким образом происходили события. Часто экскурсионный объект находится в приличной сохранности, без изменений. В этом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. б) реконструктивным, применяемым, когда объект не дошёл до нас в своём первозданном виде. В этом случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта, а уже потом описывается то или иное событие. Следует учитывать, что язык экскурсовода должен отвечать определённым критериям. Критерий ясности требует доходчивости и доступности речи для данной аудитории. Критерий точности требует соответствия содержания речи цели и теме экскурсии. Критерий чистоты требует логически оправданного использования экскурсоводом языковых средств. В настоящее время выделяются несколько особенностей рассказа, которые следует учитывать при проведении экскурсии. 1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинён ритму движения экскурсантов и маршруту следования экскурсии. Дети и пожилые люди перемещаются медленнее и это необходимо учитывать при составлении рассказа для них. Отличается рассказ на пешеходных и автобусных экскурсиях на одну и ту же тему. 2. Подчинение рассказа показу. Рассказ экскурсовода не должен быть отвлечён и абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Рассказ постоянно сопровождает показ объектов, описывает их, дополняет то, что видят участники экскурсии. 3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Устные доказательства во время необходимо свести экскурсии к минимуму. Их роль должен выполнять зрительный ряд. Экскурсовод должен так выстраивать показ, чтобы рассказчиком выступал сам объект показа. 4. Адресность рассказа. Во время рассказа обязательно должна быть привязка к наблюдаемым объектам. Рассказывая, экскурсовод должен иметь в виду конкретный объект – церковь, памятник и т.д. Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание, какую часть памятника экскурсовод имеет в виду, какую часть застройки рассмотреть более детально. 5. Конкретность экскурсионного рассказа. На экскурсии должен преподносится не материал по теме вообще, а материал, раскрывающий ту тему. 6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно здесь и т.д.
|