Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Суть системно-деятельностного подхода





Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами дадим следующее определение педагогического менеджмента:

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. Исходя из данного определения любой преподаватель является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения - менеджером образовательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет свою специфику и присущие ему закономерности.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента – учащихся.

Образовательный процесс в учебном заведении является целостной педагогической системой. В современных условиях педагогическая наука использует системный подход, основы которого заложены трудами многих ученых еще в первой половине двадцатого века. Исследования по общей теории систем А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Болдуинга, Н. Винера, У.Р. Эшби послужили научной основой для работ в области биологических, социально-политических, психолого-педагогических и др. наук.

Рассмотрим какие системы можно выделить в учебном заведении. Одно из значений понятия “система” – это упорядочение, расположение чего-либо в определенной последовательности. Это – интегративные системы (например, систематический книжный каталог, расстановка мебели в аудитории). Главный признак такой системы – то, что при дополнении или изъятии ее отдельных компонентов ни сама система, ни ее компоненты не претерпевают серьезных изменений.

Однако образовательный процесс – это не только сумма или набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся. Этот процесс не только управляется, но и самоуправляется. Такая система обладает свойством целостности и добавление или изъятие какого-либо компонента преобразует ее в иную или разрушает. Таким образом, под деятельностной системой будем понимать совокупность объектов, взаимодействие которых, способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям или компонентам.

Применительно к образовательному процессу и управлению им понятие “педагогическая система” возможно определить как “множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения” (Н.В.Кузьмина).

Рассмотрим общую характеристику природы, сущности, назначения, структуры и основных качеств систем вообще:

 

1. Природа и сущность систем. Все системы делятся на:
- естественные - закрытые - абстрактные - статические (неизменность свойств во времени) - без ведущего органа - биологические - простые (моноструктурные) - суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо) - искусственные - открытые - конкретные (хотя бы два элемента – объекты) - динамические (изменение свойств во времени) - централизованные - технические и социальные - сложные (полиструктурны) - деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов)
2. Назначение систем
- цель и целесообразный характер (к чему стремится) - решаемые задачи и функции - функционирование, развитие, и саморазвитие
3. Структура систем
- объекты (субъекты) – части или компоненты - атрибуты (свойства составляющих объектов) - отношения и взаимодействия (объединяют систему в целое) - наличие уровней иерархии и иерархия уровней – цель и целесообразный характер (к чему стремится) - решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначается) - функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться)
4. Свойства систем
- целостность (суммативность плюс взаимообусловленность) - совместимость или несовместимость с другими системами - стабильность (устойчивость обратной связи) - адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие) - обучение, способность к самосовершенствованию
5. Законы существования и эволюции систем - закон достижения цели системой как фактор ее перехода в иное состояние или преобразования в другую систему. - закон отрицания революции как фактора развития и существования системы вообще, т.к. революция как минимум нарушает ее стабильность - закон эволюционного толчка как условие эффективного и ускоренного ее развития - закон доминирования ассиметрии в системе, как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственно-временную направленность - закон критической массы органа управления гласит, что система функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы

 

Исходя из данных характеристик, рассмотрим основные показатели образовательного процесса с позиций системного подхода. В большей степени образовательный процесс можно отнести к деятельностной системе, хотя суммативность присутствует в нем в той или иной мере. Таким образом, образовательный процесс в целом – это деятельностная, искусственная и открытая система.

Специфика предмета, продукта, орудия и результат труда руководителей и преподавателей учебных заведений обуславливает разработку специфических целей, принципов, методов и приемов их управленческой деятельности.

Образовательная система является открытой, т.к. идет постоянный обмен информацией и энергией с окружающей средой и само эффективное функционирование и развитие подобной системы обусловлено степенью ее открытости.

Образовательный процесс, как целенаправленная система, характеризуется доминированием какого-либо элемента в функционировании всей системы. Эту часть назовем ведущей частью системы, или центром. В образовательной системе, как разновидности социальной такую роль играет коммуникативный элемент.

Еще одним важным понятием в определении образовательного процесса является понятие окружающей среды. Для любой системы окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на саму систему.

Основной характеристикой образовательного процесса как педагогической системы является его цель. Таким образом, педагогический менеджмент имеет целенаправленный характер. Вычленим основные цели педагогического менеджмента:

- эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся;

- определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса конкретным целям и реальным планам социально-экономического и духовного развития общества;

- полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и соподчиненность главной цели – воспитанию, обучению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности.

Цели и задачи выражают сущность первого системообразующего фактора, педагогического менеджмента как деятельностной педагогической системы. Его называют целевым и проектировочным.

Вторым системообразующим фактором является коммуникативный, включающий в себя стиль взаимоотношения педагога и обучающегося (первый уровень управления), руководителя учебного заведения и преподавателей (второй уровень управления) и так далее.

Третий системообразующий определяется как содержательно-организационный (содержательная сторона педагогического менеджмента), реализуется на основе определенных принципов и методов.

Четвертый системообразующий фактор - аналитико-результативный. Все структурные и функциональные компоненты, а также системообразующие факторы деятельностной системы взаимосвязаны с конкретными функциями педагогического менеджмента.

Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы – главное условие его существования.

Для образовательного процесса как системы характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами (рис.11).

Рис. 11

 

На данной схеме в сплошном кружочке – основные компоненты деятельностной системы, а в пунктирном – ее системообразующие факторы.

Наличие уровней иерархии характеризует еще одно свойство и признак образовательного процесса как педагогической системы.

Верхний уровень – занимает цель, которая связана также с верхним уровнем иерархии педагогического менеджмента – принятием решения или планирования.

Средний уровень – определяет подсистему отношений “педагог-учащиеся”, способы и содержание их деятельности. Все это соответствует второму уровню иерархии педагогического менеджмента – научную организацию образовательного процесса.

Низший уровень – характеризуется развитием функционирования образовательного процесса в целом. Ей соответствует третья функция педагогического менеджмента – контроль.

 

Часть 2. Основные понятия теории и практики управления педагогическими системами

Педагогический менеджмент как деятельность и интегративная система имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые условно можно представить в следующем виде:

1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

2. Цели педагогического менеджмента.

3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

4. Принципы педагогического менеджмента:

- общие принципы управления;

- принципы научной организации педагогического и управленческого труда;

- принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента.

6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).

7. Результат деятельности субъектов менеджмента:

- эффективность, как характеристика процесса совместной деятельности;

- качество, как характеристика конечного результата.

8. Основные условия предупреждения и преодоления формализма в образовательном процессе и управлении им.

9. Факторы, предопределяющие эффективность педагогического менеджмента в целом.

Рассмотрим базовые понятия первой составляющей ПМ.

Менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом с целью повышения его эффективности.

ПМ как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (руководитель, заместители, преподаватели, учащиеся), объект деятельности (второй субъект) – исполнитель распоряжений руководителя, содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с преподавателями).

Вторая составляющая – цель деятельности субъектов ПМ.

Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель-модель результата).

Цель занятия – реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых, общие учебные умения.

Цель посещения занятий – тот вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно наблюдаем на каждом учебном занятии, и поддается вербальной и количественной оценке.

Третья составляющая структурно-функциональных компонентов – основные задачи:

1. Отражать последовательность и периодичность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом.

2. Предусмотреть методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени.

3. Определять требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени.

4. Устанавливать требования к составу и квалификации исполнителей определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями).

5. Определять количество необходимой информации ее основные источники с позиций условия оптимальности.

6. Определять и предусматривать основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Четвертый системообразующий факторпринципы деятельности субъектов образовательного процесса – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами).

Гуманизация – принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента

Оптимальность – основной принцип НОТ в структуре и содержании ПМ, условие необходимости и достаточности количества требований, предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя.

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента – основные правила, которых должен придерживаться менеджер учебно-воспитательного процесса при наблюдении, анализе, и оценке эффективности деятельности преподавателя и учащихся.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое педагогический менеджмент?

2. Перечислите основные компоненты образовательного процесса.

3. Что является предметом и продуктом труда менеджера образовательного процесса?

4. Что такое интегративная система? Приведите пример интегративных систем.

5. Что такое деятельностная система? Приведите пример.

6. Перечислите основные виды систем. Приведите пример динамической системы.

7. В чем различие между суммативной и полиструктурной системами?

8. Перечислите свойства систем.

9. Поясните такое свойство систем как адаптация

10. Какие законы существования систем Вы знаете? Раскрыть один из перечисленных.

11. Какие законы эволюции систем Вы знаете? Раскрыть один из перечисленных.

12. В чем суть системного подхода к образовательному процессу? Опишите.

13. В чем заключаются основные цели педагогического менеджмента?

14. Изобразить схему, отображающую взаимосвязь структурно-функциональных компонентов и системообразующих факторов образовательного процесса с компонентами педагогического менеджмента.


Date: 2016-07-25; view: 644; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию