Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность метода обучения





Вообще, под категорией “метод” будем понимать путь, способ продвижения к истине.

В педагогической теории существуют различные подходы к определению понятия “метод обучения” (МО):

- МО – это “способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития” (Ю.К. Бабанский);

- МО – “система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования” (И.Я. Лернер, М.И. Скаткин);

- МО – “это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения” (И.П. Подласый).

Исходя из данных определений можно сделать вывод, что МО – являются важнейшим компонентом учебного процесса. Их место в структуре процесса можно изобразить следующим образом:

Рис. 5. Структура процесса обучения

 

Методы обучения представляют собой многоаспектное педагогическое явление. Поэтому необходимо определить основные признаки, составляющие в их взаимосвязи сущность определенного понятия.

Можно считать, что метод обучения должен:

- обозначать цель обучения;

- характеризовать особенности взаимодействия субъектов процесса обучения;

- обозначать способ усвоения.

Совокупность данных признаков предполагает совместную деятельность обучающего и обучающегося. Каждый из признаков взятый отдельно является основой для их классификации.

По способу усвоения видов содержания образования выделяют следующие МО:

- объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый или эвристический;

- исследовательский.

По способу предъявления учебной информации:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

По степени самостоятельности обучающегося в приобретении знаний:

- репродуктивный;

- частично-поисковый:

- поисковый;

- исследовательский.

Данные классификации не являются классификациями в строгом смысле этого слова, т.к. классификация – это разбиение множества на подмножества, удовлетворяющие следующим условиям:

- подмножества не пересекаются (ни один элемент классификационного множества не попадает одновременно в два или более подмножества);

- объединение этих подмножеств совпадает с исходным множеством, т.е. каждый элемент данного множества попадает хотя бы в одно подмножество.

Для выбора основания классификации построим простейшую модель образовательного процесса.

Возьмем некоторый учебный период. Системообразующим фактором деятельности в этом периоде являются ее цели.

Критерием достижения целей обучения будем считать планируемые результаты обучения за данный период. Под начальными условиями будем принимать те знания, умения, представления, которые уже имеются у обучающегося.

Путь от начальных условий до планируемых результатов проходит через ряд промежуточных стадий, целей, этапов, т.е. через ряд промежуточных задач, для каждой из которых имеется способ решения. Получим информационную модель образовательного процесса (рис. 6).

Обучающий владеет всеми элементами этой модели. Характеристикой метода обучения станет степень самостоятельности овладения обучающимся всеми элементами данной модели.

Рассмотри возможные варианты и сведем их в схему (рис. 7).

1) Обучающийся знает от обучающего из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти в изучении темы, каким образом их решить, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и воспроизвести. Репродуктивный метод.

Рис.6. Информационная модель образовательного процесса

 

2) Если до обучающегося не доводятся промежуточные задачи, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение. Ученик знает из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы, и так далее до получения планируемых результатов.

3) Открыты промежуточные задачи, но способ их решения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного результата. “Эвристическое обучение”, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров.

4) Скрыты промежуточные задачи и пути их решения. Ученик имеет противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, т.е. попадает в проблемную ситуацию. Имеем проблемный метод обучения.

5) Исходные условия учителем не выделены, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми до тех пор, пока не будет получен необходимый результат или доказано, что это невозможно. Весь этот процесс напоминает исследовательский процесс моделирования, поэтому метод получил название модельного.

Рис. 7

 

При анализе полученной таблицы видно как при движении сверху вниз меняется позиция обучающегося: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию.

Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта.

 

Date: 2016-07-25; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию