Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Совершенствование качества и доступности образования на основе информационных технологий





Рассмотрим вопрос совершенствования качества и доступности образования на основе информационных технологий (ИТ) на различных ступенях образования.

Проблема достижения нового качества образования на уровне общего среднего образования в первую очередь связана с отказом от субъект-объектных педагогичесих отношений в обучении и воспитании. В настоящее время имеется следующая тенденция: современная школа должна стать “антропоцентричной” (т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, поэтому все формы и способы организации образовательного процесса должны быть подчинены цели его всестороннего развития).

Основной целью антропоцентричной школы является интеллектуальное (умственное) воспитание. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.

Суть проблемы интеллектуального воспитания состоит в том, что каждый ребенок несет в себе свой собственный ментальный опыт, что предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных ситуациях.

Ориентация на решение задачи интеллектуального воспитания ребенка заставляет пересмотреть основные компоненты школьного образования.

1. Назначение образования. Школьное образование наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должно реализовывать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом инд. качеств).

2. Содержание образования. В рамках антропоцентричного подхода не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, содержание должно подстраиваться под него.

3. Критерии эффективности форм и методов обучения. В качестве критерия должны выступать показатели сформированности знаний, умений, навыков и определенных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта.

4. Роль школьного учебника. Назрела необходимость в учебниках, которые могут выполнять функцию интеллектуального самоучителя. Учебник должен отображать не только научные знания, но и соответствовать основным психологическим линиям интеллектуального развития школьника.

5. Функции учителя. В современной школе учитель должен выполнять функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного обучающегося. Основные формы деятельности учителя: разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.

В этих условиях внедрение ИТ дает получение управленческой информации, имеющей индивидуально-личностный характер. С внедрением ИТ связано такое понятие как управление процессом обучения каждого учащегося.

Рассмотрим структурные компоненты управления качеством образования.

1. Цель управления – максимальное приближение результата обучения к поставленной цели.

2. Установление исходного состояния психической деятельности обучающегося.

Включает в себя: установление соответствия развития учащегося целям, поставленным на данном этапе обучения, установление конкретных знаний и познавательных действий, необходимых для заданного вида познавательной деятельности.

3. Основные переходные моменты процесса обучения. Успешность обучения зависит от знания основных промежуточных состояний и их последовательности.

4. Обеспечение систематической обратной связи: оцениванию подвергаются основные независимые характеристики процесса обучения, совокупное измерение которых приводит к переходу учащегося из одного качественного состояния в другое; частота обратной связи – чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления. Идеальной является следящая обратная связь.

5. Регуляция (коррекция) процесса обучения. Переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка корректирующих воздействий и их реализация.

Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям.

1. Использование возможностей этих технологий для увеличения доступности образования путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть недоступен.

2. Использование ИТ для изменения того чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной формы.

В плане информатизации образования отчетливо прослеживаются следующие признаки совершенствования доступности и качества образования.

1) Новые формы представления информации (мультимедийная информация – текст, графика, анимация, звук, видеофрагменты) – передаются с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств.

2) Увеличение объема и доступности интеллектуальных ресурсов. Internet и электронные каталоги библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, открытой вне зависимости от расстояния и времени.

3) Новые формы учебных занятий (асинхронная, но в тоже время совместная работа студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий).

4) Новые структуры образования – в современных условиях существующие структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций + преподавателями, обладающими необходимой компетентностью для применения информационной и компьютерной технологий в образовательном процессе.

Сформулируем основные принципы системного внедрения средств ИКТ в учебный процесс:

1. Принцип новых задач – формировать новые методы и приемы обучения в соответствии с возможностями, которые дает использование ИКТ.

2. Принцип системного подхода – внедрение ИКТ должно основываться на системном анализе процесса обучения. Должны быть определены критерии и цели функционирования процесса обучения.

3. Принцип максимальной разумной типизации проектных решений. При разработке программного обеспечения исполнитель должен стремиться, чтобы оно подходило как можно более широкому кругу заказчиков не только с точки зрения используемых компьютеров, но и различных типов учебных заведений.

4. Принцип непрерывного развития системы – созданная информационная база должна подвергаться перекомпоновке, но не кардинальной перестройке.

5. Принцип автоматизации документооборота.

6. Принцип единой информационной базы.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Определить подходы к понятию «качество» с точки зрения теории социального управления;

2. В чем заключаются два аспекта восприятия качества;

3. Определить понятие «качество образования»;

4. Сформулировать существующие подходы к управлению качеством образования;

5. Изобразить систему элементов, определяющих качество образования в виде структурной схемы;

6. В чем заключается проблема достижения нового качества образования на различных его уровнях;

7. Сформулировать основные принципы системного внедрения средств ИКТ в учебный процесс.

Date: 2016-07-25; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию