Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистический этап (III в. до н. э. – VI в. н. э.). Вопрос об «атараксии».





Третий, и последний, период в древнегреческой философии – поздняя греческая классика, или период декаданса, т. е. упадка, «заката», – самый длительный – с III в. до н. э. по VI в. н. э. Завоевания Александра Македонского – воспитанника Аристотеля – положили конец классической эпохе античности. Эллинская культура, вобрав в себя элементы восточных культур, стала эллинистической.

Главные философские направления данной эпохи – неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Основным вопросом философа этого времени, живущего в условиях социальной нестабильности, постоянных войн и угрозы деспотизма, является вопрос: как научиться человеку разумно и счастливо жить в столь неспокойном мире? Таким образом, задача индивидуального спасения души и способы его достижения становятся более предпочтительным делом, чем теоретическое построение новых моделей Космоса. «Атараксия» (греч.) – безмятежность, невозмутимость, спокойствие духа – вот идеал истинного мудреца, которого не могут поколебать никакие внешние обстоятельства, который предпочел освоение внутреннего пространства человека всем прелестям и соблазнам сего мира.

Согласно Эпикуру (род. 341 г. до н. э.) – основателю первой из эллинистических школ, главное для человека – стремление к счастью, которое реализуется в правильном умении предаваться удовольствиям, то есть в разумном наслаждении тем, что дает человеку его собственная природа.

Пиррон (360–270 гг. до н. э.) – родоначальник скептицизма, или кинизма, считает лучшим «рецептом» атараксии воздержание от всяческих суждении, так как именно суждение – привычка обо всем иметь свое мнение –лишает человека бесстрастного состояния. Кроме того, на каждое утверждение можно найти противоположное, существующее с равным правом, следовательно, нет никакой возможности достичь истинного знания и, значит, лучше всего молчать, а если и говорить, то только о том, что нам кажется.

Зенон (333 г. до н. э.) – основатель «древней Стои», впоследствии названной школой стоицизма (в числе представителей которой имена знаменитых римских деятелей: Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия), в понятие «атараксии» вкладывал морально-этический смысл – «повиновение судьбе и долгу» – стойкое, мужественное, волевое, бесстрашное отношение к жизни. Стоик, хотя и примеряется к существующим обстоятельствам и условиям, но выше их ставит честь и достоинство, которые следует сохранять даже в случае угрозы отказа от жизни.

Одним из последних направлений, возникших в эпоху эллинизма уже на закате античной культуры, является неоплатонизм, в истории философии ставший примером, пожалуй, самой гармонически завершенной философской системы с детально разработанным аппаратом понятий и категорий. Наиболее известным представителем неоплатонизма является его основатель Плотин (205–270 гг.). Исходный тезис неоплатонизма выражен учением о Едином – основании всего сущего, о природе которого невозможно положительное знание, ибо Единое включает в себя и единство, и множество, равно как их противоположность, так и тождество – иными словами, все, что только можно помыслить. Система Плотина – это диалектика движения вниз от Первоединого, неизреченного, божественного источника через низшие опосредствующие звенья Бытия (или Ум), Мировой Души (души отдельных людей) и Космоса до небытия, хаоса (или материи). Затем через человеческую душу движение поднимается обратно вверх, возвращаясь к Богу и достигая соединения с ним в экстазе созерцания после долгих предшествующих испытаний и аскезы. Очищение, необходимое для достижения высшего совершенства, есть освобождение от материального мира, связанного телесностью, аффектами и злом. Именно традицией неоплатонизма воспользовалась первая христианская философия (Августин, Дионисий Ареопагит, а в дальнейшем – Эриугена), пытавшаяся применить учение о благом, совершенном первоедином для учения о едином Боге.

В 529 г. император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. В соответствии с этим декретом прекратила свое существование, рассеялась и школа неоплатонизма – последняя школа эллинизма и всей античной философии.

Прежде чем закончить наш краткий экскурс по древней философии, выделим две основные характеристики, присущие данному этапу человеческой мысли как некоему единому культурному феномену.

1. Во-первых, это космологизм античной философии, заключающийся в понимании всего сущего как телесного, вещественного, стихийного и в то же время живого, самодвижущегося бытия – материально-чувственного и одновременно одушевленного Космоса. На языке философии о таком понимании Космоса говорится как о тождестве материального и идеального, духа и материи. Этот живой и вечный Космос «не выдумал никто из богов и никто из людей» (Гераклит), сам себя порождающий, сам в себя развивающийся и есть для древнего грека божество, Абсолют – то, из чего происходят не только смертные, но и блаженные боги.

2. Второй момент, следуя из первого, указывает на понимание человека не как самостоятельной духовной сущности (в современном контексте этого слова), но как частицы все того же Космоса, зависимой от целого и полностью подчиненной ему. Равно в той мере, в какой человек «исполняет» законы Космоса, т. е. природы, насколько он гармонично следует ей, настолько он реализуется как человек. Таким образом, античность дала нам пример опыта «природного человека»; «природное», «истинно-природное» соответствует «этическому». Между учением о Космосе и этическими задачами античной философии прямо пропорциональная связь. Еще Платон советовал обратить в произведение искусства всякую человеческую жизнь, а искусство, как известно, для Платона есть не что иное, как подражание природе («мимезис»).

 

Литература:

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М.: Высш. шк., 1976.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген. М., 1979.

3. История философии: Запад – Россия – Восток: Философия древности и средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995.

4. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: История философии, очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: В 2 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. М.: Петрополис, 1994.

6. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Чанышев. М.: Высш. шк., 1991.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 207; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию