Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации потребностей человека





Познавательную

2. Прогностическая

Практическую

4. Методологическая

5. Образовательная

 

 

Вопрос №2

Структура экономической теории.

Экономическая теория делится на два раздела:

Макроэкономика - изучение законов функционирования всей национальной эко­номики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов.

Микроэкономика - раздел науки, предполагающий анализ экономических действий индивидов, фирм и отраслей.

Мировая экономика - раздел, который изучает глобальные экономические взаимосвязи — между странами.

Основная цель - исследование закономерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества.

 

Вопрос №3

Методы экономической теории.

Методы – совокупность приемов исследования явлений общества, природы и т.п.

Основные методы экономической теории:

· Анализ и синтез

· Индукция и дедукция

· Аналогия

· Научная абстракция

· Гипотезы и теории

· Функциональный и предельный анализ

· экономико-математического метода анализа

·

 

Вопрос №4

Принципы экономики.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

· допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

· принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

· принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

 

Вопрос №5

Экономический закон: понятие особенности.

Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

Экономические законы:

· общие - действующие на протяжении всей истории человечества, на всех стадиях общественного развития.

· особые - это законы, действующие в определенные исторические эпохи, т.е. в рамках способов производства.

· единичные - действуют в пределах одного способа производства.

 

 

Вопрос №6

Модель человека в экономической теории.

Модель человека - это унифицированное представление о челове­ке, действующем в определенной системе социально-экономичес­ких координат.

Первое направление.

Неоклассицизм, классическая английская школа. Человек экономический – рациональное экономическое поведение индивида направленное на увеличение полезности в рамках определенных ограничений.

Модель идеального поведения, не имеет связи с реальным поведением.

Второе направление.

Кейнсианство, неокейнсианство. Ограниченная рациональность. Человек ведет себе максимально рационально, но ему не хватает информации. Кроме того, учитываются моральные ограничения.

Модель неидеальна, приближена связь с реальным поведением.

Третья модель.

Неоинституционализм, иституционализм.

Изменение мотивации деятельности человека. Возрастание роли духовных ценностей индивида. Многообразие потребностей. Модель основана на взаимодействии с обществом. Предполагает демократическое и плюралистическое общество, основанное на взаимодействии общественных групп.

Модель универсальна, максимально близка к реальному поведению.

 

Вопрос №7

Экономическая теория и экономическая политика.

Экономическая теория - это наука об использовании человеком редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательский талант, информация), в целях, как производства других, так и распределения их в потребительских целях между членами общества.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Экономическая политика является «практикой» экономических теорий, анализов, рассуждений. Определяет цели и приоритеты. Открывает новые проблемы.

 

Вопрос №8

Основные направления в экономической теории.

См. приложение №1 «Основные этапы развития экономической теории»

 

Вопрос №9

Общественное производство и его основные стадии.

Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Чтобы раскрыть это понятие более полно, необходимо рассмотреть факторы производства.

Основные стадии:

· Производство

· Распределение

· Обмен

· Потребление

Производство представляет собой процесс создания полезного продукта.

Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам хозяйственной деятельности.

Обмен есть процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.

Потребление -использование созданных благ для удовлетворения определенных потребностей.

Потребление:

· Личное - это удовлетворение основных потребностей человека.

· Общественное - удовлетворение потребностей общества в целом.

 

Вопрос №10

Потребности: сущность, виды.

Потребность - состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

Пирамида Маслоу.

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 

 

Вопрос №11

Благо: понятие, виды.

Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.

Экономические блага – это блага, в которых ощущается отдельная недостача, то есть их попросту не хватает на всех в определённый момент времени в определённом месте.

 

Неэкономические (свободные) блага – блага, находящиеся в избытке или в относительном изобилии.

 

Антиблага - блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)).

 

Блага с положительной полезностью – блага, увеличение количества которых в распоряжении человека, является желанным и заманчивым.

 

Блага с отрицательной полезностью – блага, увеличение потребления которых нежелательно или просто опасно для его существования.

 

Нормальные блага – блага, объём потребления которых увеличивается при увеличении дохода (таких благ большинство).

 

Неполноценные блага – блага, объём потребления которых падает при увеличении дохода (классический пример – дешёвые продукты питания).

 

Обыкновенные блага – блага, объём потребления которых растёт при уменьшении цены (таких благ безличь).

 

Блага Гиффена – блага, объём потребления которых падает (растёт) при уменьшении (увеличении) цены (картофель, хлеб, крупа, занимающие значительный вес в рационе потребителя).

Вопрос №12

Понятие богатства.

Богатство — изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре.

Вопрос об оптимальном способе накопления богатства начал изучаться экономистами классической школы. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества. Бодо Шефер и Роберт Кийосаки разрабатывают(раздельно) психологический образ человека, обретая который можно разбогатеть.

 

Вопрос №13

Факторы производства: сущность и характеристика

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

трудовые ресурсы, или труд;

инвестиционные ресурсы, или капитал;

природные ресурсы, или земля;

предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

информация; специфической формой информации является технология;

 

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

 

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Ошибочное мнение, что акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

 

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

 

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства

 

 

Вопрос №14

Понятие и графическое отражение производственных возможностей общества (кривая трансформации).

 

Кривая производственных возможностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени.

В экономике, граница производственных возможностей, которую иногда называют кривая производственных возможностей или кривая трансформации продукции, представляет собой график сравнения темпов производства двух товаров, на которые используется некоторое ограниченное значение факторов производства. Кривая PPF показывает возможный перечисленный уровень производства одного товара, в результате дающий уровень производства другого. Поступая таким образом, определяется эффективность производства так, чтобы производство одного товара давало максимальный уровень производства другого товара. Период времени обусловлен также и технологиями производства. Товар может быть сопоставлен с благом или услугой.

Эффективность

Кривая показывает все возможные комбинации двух товаров, которые могут быть произведены одновременно в течение определённого периода времени, при прочих равных условиях. Как правило, она принимает форму кривой показанной на рисунке справа. Для экономики, при увеличении количества одного произведённого товара, производство другого товара должно быть принесено в жертву. Так, производство сливочного масла должно быть принесены в жертву для того, чтобы производить больше оружия. Кривые представляют, на сколько последний должен пожертвовать, для увеличения производства предшествовавшего.

 

 

Вопрос №15

Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия. Сущность транзакционных издержек

Спонтанный порядок

Информация, необходимая производителям, передается путем ценовых сигналов.(мониторинг цен на рынке)

Понижение или повышение цены подсказывает хозяйствующим агентам, что, как и для кого производить.

Вся информация об имеющихся ресурсах, о вкусах предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре.

В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей.

Такая система названа спонтанный, или самопроизвольным порядком, что подчеркивает независимый от чьих-либо намерений или планов характер её возникновения.

Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации.

Рынок – спонтанный порядок.

Иерархия - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю.

Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти.

Транзакционные издержки – (transaction cost) впервые был введен в экономическую науку, американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии. Рональдом Коузом в его работе “природа фирмы” (1937 г.)

Транзакционные издержки – это издержки эксплуатации экономической системы.

Они связаны не с производством как таков (расходы на сырье, материалы, зарплату транспорт и т.п.), а с сопутствующими ему затратами.

Основные виды транзакционных издержек

-Издержки поиска информации.

-Издержки заключения хозяйственного договора (контракта)

-Издержки измерения

-Издержки спецификации и защиты прав собственности

-Издержки оппортунистического поведения.

 

Вопрос №16

Понятие экономической системы. Критерии и типы классификации экономических систем.

 

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

· социально-экономические отношения;

· организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм;

· система стимулов и мотиваций участников;

· экономические связи между предприятиями и организациями.

Формационный подход. В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене одной общественно экономической формации другой, более прогрессивной. Основоположниками формационного подхода являются марксисты. История развития общества, согласно этому подходу, — это пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, состоящая из двух стадий: социализма и коммунизма. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений.

Стадийный подход. Этот подход возник в рамках исторической школы одного из направлений экономической мысли XIX в Германии. В ХХ веке теорию стадий экономического роста развил американский ученый Уолтер Ростоу. По его мнению, общество в своем развитии проходит пять стадий: традиционное общество (примитивная техника, преобладание сельского хозяйства в экономике, господство крупных землевладельцев); переходное общество (централизованное государство, предпринимательство); стадия сдвига (промышленная революция); стадия зрелости (HTP, господство городского населения); стадия массового потребления (приоритетная роль сферы услуг, производства потребительских товаров). Основным фактором развития общества, как считают сторонники теории стадий, являются производительные силы. Эта концепция по экономическому содержанию близка к теории К. Маркса.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим хорошо составленные прогнозы Форекс могут сделать Вас весьма денежным.

Цивилизационный подход рассматривает развитие общества как естественный, эволюционный процесс. В центре внимания рассматриваемой теории находится человек с его постоянно растущими потребностями, научные, экономические, культурные ценности.

Информационный подход. Современная экономическая мысль (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон и др.) на основе такого критерия, как уровень развития техники, выделяет индустриальное, постиндустриальное, не индустриальное (информационное) общество. В соответствии с этим критерием наиболее развитые страны представляют информационное общество. Высший уровень развития науки и техники, использование информационных технологий позволяют обеспечить не только экономический рост, стабильность цен и полную занятость, но и эффективную систему социальной защиты населения, экологической безопасности и пр.

Организационный подход. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:

• форма собственности на факторы производства;

• кто и как принимает основные экономические решения;

• способ координации экономической деятельности;

• мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности. Эти критерии позволяют выделить следующие экономические системы: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная экономика. В настоящее время такая классификация экономических систем является наиболее распространенной.

 

Вопрос №17

Модели смешанной экономики.

 

Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.[5]

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

 

 

Вопрос №18

Сущность, значение и структура отношений собственности. Основные режимы прав собственности и их последствия.

 

Отношения собственности выступают как одна из всеобщих форм экономических взаимосвязей и ключевой элемент экономической системы общества. Особая роль отношений собственности в экономике требует выявления их сущности и структуры.

Отношения людей по поводу присвоения ограниченных благ, социальная форма присвоения – вот в чём заключена экономическая сущность собственности. Поскольку вне социальной формы невозможно ни производительное, ни личное присвоение, то отношения собственности лежат в основе общеэкономической связи производства и потребления.

Анализ структуры отношений собственности предполагает выявление субъектов и объектов этих отношений. Субъектом присвоения благ может выступать общество в целом; это могут быть также группы людей и отдельные индивиды. Основные объекты, по поводу которых между ними возникают отношения – это условия (факторы) производства, непосредственный процесс труда и его результаты. Условия и результаты производства в качестве объектов собственности имеют форму вещей и услуг. Процесс труда в разрезе отношений собственности предстаёт как взаимосвязь управления и исполнения, причём управленческие функции осуществляет собственник.

Однако логически исходными признаются отношения собственности на средства производства. Для характеристики субъектов собственности применительно к такому объекту, как средства производства, используется, чаще всего, понятие формы собственности.

Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

 

 

Вопрос №19

Сущность и цели национализации и приватизации собственности

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Приватизация это результат (или один из видов) конкурентной борьбы в условиях капиталистического способа хозяйствования — для частного сектора хозяйствования государство это «неубиенный конкурент».

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

 

Вопрос №20

Товарное производство: сущность, условия развития, основные формы.

 

Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Наиболее удачное определение товарного производства дал В.И. Ленин в работе "По поводу так называемого вопроса о рынках": товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда "продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 86-87.).

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил. Оно обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам, в каждой из них обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство.

Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

· частная собственность на средства производства и продукты труда;

· личный труд собственника на средства производства;

· является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.

Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства.

При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер. Здесь товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения также приобретают всеобщий характер, происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

· средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;

· капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;

· совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Следует отметить, что во второй половине XX в. увеличилось производство продуктов, реализация которых не проводится через рынок. Можно даже сказать, что в хозяйственной жизни выделился особый – нетоварный – сектор.

Во-первых, речь обычно идет о государственном секторе национальной экономики, где создаются общественные блага: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водопроводные сооружения, гражданская или военная безопасность, бесплатное образование и т.д.

Во-вторых, если альтернативой рыночному регулированию считать планомерность, то можно говорить о наличии непосредственно общественного характера производства, имевшего место в докапиталистических формациях. Речь в данном случае идет не о возврате к натуральному хозяйству, а о дальнейшем прогрессе, продвижении к принципиально новым формам организации общественного производства, объединяющим в себе все достижения, полученные на предыдущих этапах в эволюции форм хозяйствования.

 

Вопрос №21

Возникновение и сущность денег. Основные функции денег. Закон денежного обращения.

 

Деньги — экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Возникновение:

Естественное стремление людей избавиться от сложностей получения благ через бартер неизбежно вело к появлению сначала некоторых принимаемых всеми товаров (вещей). В конце концов, наилучшую пригодность в этом плане показали золото и серебро.

Вслед за монетами в денежном обращении появились бумажные деньги. Первые бумажные деньги были обязательством заплатить их предъявителю золотом, т. е. превратить, конвертировать бумажные деньги в золото.

Следующим этапом в эволюции денег был переход функции эмиссии (выпуска) денег к центральным банкам. При этом первоначально центральные банки обеспечивали полную конвертируемость банкнот в золото, что называлось системой золотого стандарта.

К XX в. повсеместно частные банки потеряли права на эмиссию бумажных денег. Эта функция перешла к центральным банкам. Но возник еще один вид денег, которые создают частные банки. Речь идет о депозитных деньгах — частных долговых деньгах, которые являются займом банка у клиента и которые банк обязуется выплатить по первому требованию.

Сущность денег

Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Сущность денег характеризуется тем, что:

Деньги являются всеобщим товарным эквивалентом. Изготовление товаров осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая является совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда, и вновь созданной живым трудом стоимости. Величина стоимости товара, изготовленного отдельными товаропроизводителями, выраженная ценой, зависит от цены на эти товары на рынке. Таким образом, товаровладелец может претендовать на получение других товаров в сумме, равной стоимости произведенных товаров. Этому способствует соблюдение требований эквивалентности, выполняемое с помощью денег.

Функциям денег присуща стабильность, они мало подвержены изменениям, в то время как роль денег в различных условиях может меняться.

Функции денег:

 

* меры стоимости - заключается в оценке стоимости товаров путем установления цены.

* средства обращения- деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара.

* средства платежа - такую функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами, при погашении задолженности по заработной плате и т.д.

* средства накопления – деньги являются всеобщим эквивалентом, т. е. обеспечивая его владельцу получения любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства.

* мировые деньги - Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег.

 

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

 

 

Вопрос №22

Рыночные отношения: условия возникновения, сущность, функции, структура.

 

Рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

· информационная;

· регулирующая;

· посредническая;

· стимулирующая;

· ценообразующая;

· контролирующая.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

· оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

· независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

· способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

· рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

· рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

 

Вопрос №23

Сегментация рынка. Основные критерии сегментации.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

· Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

· Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

· Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

· Поведенческие, учитывающие спонтанный характер приобретения товара.

 

Вопрос №24

Структура и инфраструктура рынка (сущность, функции, элементы).

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
по степени ограничения конкуренции монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
по отраслям автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок.

 

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции.

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде этой схемы.

 

 

 

Вопрос №25

Спрос и предложение: понятия, аналитическая и графическая интерпретация.

 

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

 

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых, прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

 

Предложение — возможность и желание продавца предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

 

 

Вопрос №26

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и регулирование рынка.

Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.

В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по устраивающей обоих цене, что ведут себя они рационально, то есть действуют в своих собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.

Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).

Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие). Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.

В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P 1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Qd 1) будет значительно меньше равновесного. Наоборот, число желающих продать по этой цене

увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS 1). Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS 1 - Qd 1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.

В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P 2) почему-то спустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd 2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS 2. В условиях возникшего дефицита (Qd 2 - QS 2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.

До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «неподвижными» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих сдвиг кривых спроса или предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния рынка.

 

Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса (рис. 16). Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd 1, а предложение останется на том же уровне Qe.

 

Активный спрос, превышающий предложение, простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe 1 > Q e и Pe 1 > P e) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.

Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря, произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения (рис. 17). Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Pe) вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS 1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E1 при цене Pe 1 и объеме Qe 1.

Наконец, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.

Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

 

Вопрос №27

Эластичность спроса и предложения: понятие, виды, применение в микроанализе.

Согласно закону спроса, потребитель при снижении цены будет приобретать большее количество товара, но при этом степень реакции покупателей на данное изменение цены для разных товаров различна. Интенсивность реакций покупателей на изменение цены измеряет эластичность спроса.

Существует несколько видов эластичности спроса:

  1. Ценовая эластичность – это степень реакции покупателей(потребителей) на изменение цены

Е рd = %∆Q/ %∆P

Эластичность измеряется в относительных величинах и показывает исследователю на сколько процентов изменяется величина (объем) спроса при изменении стоимости (цены) на 1%. При этом она берется по модулю.

В зависимости от методов расчета выделяют точечную эластич-ть и дуговую. При этом, точечная эласт-ть – это мера чувствительности величины сп-са в данной точке. Значение точечной эласт-ти обратно пропорционально (т.е. обратная зависимость) тангенсу угла наклона кривой спроса, используемой при незначительных изменениях Р и Q.

Дуговая эластичность (по средней точке) – показатель средней реакции величины сп-са (его объема) на изменение стоимости (цены) товара — используется при значительных изменениях Р и Q.

= (Q2-Q1)/(Q2+Q1):(P2-P1)/(P2+P1)

Различают 3 основные состояния спроса:

  1. Эластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в большей степени (E pd > 1).
  2. Неэластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в меньшей степени (E pd < 1).
  3. Единичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется тоже на 1% (E pd = 1)

Выделяют 2 крайних состояния спроса:

  1. Совершенно эластичный – самое малое изменение цены приведет к изменению покупок в неограниченных масштабах.
  2. Абсолютно неэластичный – никакое изменение цены продукта или услуги не приведет к изменению объема покупок.

Факторы эластичности спроса:

  1. Наличие товаров – заменителей (об этом подробнее в статье про спрос): чем больше таких товаров заменителей, тем у потребителя (покупателя) больше возможностей отказаться от покупки конкретного товара в случае увеличения (повышения) его цены, то есть тем выше эластич-ть. Чем шире круг конкретных товаров, считающихся нами однотипными, тем меньше эластичность на такую группу.
  2. Фактор времени: чем меньше времени, тем неэластичнее спрос.
  3. Значимость товаров: спрос на, так называемые, товары первой необходимости неэластичны
  4. Удельный вес расходов потребителя на данный продукт или услугу в общем бюджете потребителя
  5. Размер дохода: чем меньше доход, тем эластичнее спрос
  6. Размер запаса: чем меньше запасы, тем неэластичнее спрос.

2.Перекрестная эластичность спроса – характ-ет степень реакции потребителей (покупателей) на товар А при изменении цен на товар В.

В таком случае,

  • Если А и В взаимозаменяемы, то E xd > 0;
  • Если А и В взаимодополняемы, то E xd < 0;
  • Если Е xd = 0, то товары независимы в потреблении

3. Эластич-ть спроса (востребованности) по доходу – характеризует степень реакции покупателей при изменении дохода.

E id = %∆Q / %∆I

Этот показатель позволяет отнести товар к группе нормальных, когда увеличение (рост) доходов приводит к увеличению (росту) спроса (Е id > 0) или к группе низших, когда рост дохода приводит к снижению спроса. (Е id < 0).

Если Е id = 0, то потребитель не меняет объем покупок.

При Е id > 0 выделяются следующие группы товаров:

  1. Е id > 1 – товары длительного пользования, предметы роскоши
  2. Е id < 1 – товары первой необходимости
  3. Е id = 1 – товары повседневного спроса

Date: 2016-07-25; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию