Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная реформа 1864 года.





Появляются 2 ветви судебной системы:

1 Местные Мировые суды (МС) - важнейшее нововведение суд. реформы, предмет гордости всей либеральной общественности. МС - наиболее демократичное звено суд. системы. 1-я инстанция - мировые судьи. Уезд (город) делился на участки, во главе которых стояли участковые мир. Судьи (гос. служащие с высоким жалованием).были созданы почётные мир. судьи (не имели участка. Не получали жалование). Ими становились известные, уважаемые, состоятельные люди. Они осуществляли суд, когда участвовал участковый мир. судья или их просили стороны. Мир. судьи избирались уездными и губернскими земскими собраниями из лиц, обладающих имуществом от 15 тыс. руб., не моложе 25 лет, не требовалось юр. образования (только образование или трудовой стаж).

2.Общие суды (ОС). 1-я инстанция - окружные суды рассматривали дела в рамках своей подсудности. Все гражд. дела рассматривались в коронном составе (3 постоянных судьи). Угол. дела рассматривались либо в коронном составе, либо в коронном составе при участии присяжных (дела с лишением всех прав состояний и особенных прав и преимуществ). Коллегия (скамья) присяжных заседателей состояла из 12 человек. Выбирались из всех сословий. Вынесение вердикта о виновности подсудимого (большинством голосов, при равенстве - в пользу подсудимого)

Участвовали в процессе с самого начала.

Запрещалось говорить присяжным о грозившем подсудимому наказании.

Приговоры были окончательными и подлежали обжалованию только в Сенате.

 

26. Изменения в государственном строе России в годы первой русской революции. Революция 1905 г. привела к конституционной монархии. Манифест 17 октября 1905.положил начало конституционализму в России. Гос.Совет в апреле 1906 г. стал 2 парламентской палатой. Функции Комитета министров передавались частично Совету министров, частично ГосСовету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались. В стране возникают политические партии: либералы, правый центр, крайние правые и левые. Земское движение стало базой для либералов. Принципы: отрицание террора, децентрализация гос. управления, Государственная Дума, упразднение самодержавия. В 1904 г. «Союз освобождения» уже вполне легально формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Одновременно было принято решение образовать «Союз союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий. В сентябре 1905 г. проходит съезд. Программа: сформировать двухпалатный парламент, 2состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент должен был санкционировать любой зак. акт и бюджет. Правый центр был представлен Союзом 17 октября, базировался на принципах Манифеста 17 октября. Выступал за: сохранение единого и неделимого государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия- путь к спасению. Правые партии, принцип: «Православие, самодержавие, народность». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев. Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, например «Союз русского народа», объединивший ряд черносотенце. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. Левые партии- образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий. В 1898 образование Российской социал-демократической партии. В 1903 г.- распад на «большевиков» и «меньшевиков». Против самодержавия, законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. В 1901- партия социалистов- революционеров, преемники Народной воли. Социализация земли методом террора путем расширения прав общину на частную землю, кодификация дворцовых и монастырских земель, развитие медицины и образования.

 

27. Свод основных государственных законов 1906 г. Общая характеристика. Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. Можно выделить несколько причин создания Основных Законов: нарастающий политический кризис; беспорядки в стране; общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки. Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

 

28. Государство и право России в годы первой мировой войны. Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Все действия были направлены на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и госзаймов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомствённых комиссий. Мобилизация капитала вызывала противоречия, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы. ВПК(военно- промышленные комитеты). Цель: организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. Функции: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли (закупок), нормирование цен на сыръе, т.е. мобилизация торговли, регулирование рынка труда, регулирование транспорта. При ВПК создавались рабочие группы, биржи труда для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями. Особые совещания. С лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Определялись Госдумой и утверждались императором. Задачи: требовать от частных предприятий принятия военных заказов и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих гос и частных предприятий, ревизовать предприятия. Устанавливали твердые цены, ввели продразверстку. В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет: требования сведений о запасах продовольствия, установление плана перевозок и заготовок. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты.

29. Изменения в государственном строе России после февральской революции. Императорская власть в Петрограде пала 27 февраля 1917 г. Госдума сформировала в этот день Временный комитет, а 1 марта образовала Временное правительство. Были уничтожены жандармерия, полиция и цензура. При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранилась деятельность Особых совещаний (кроме совещания по продовольствию). Были образованы новые: Экономическое, Юридическое, Совещание по реформе местного самоуправления. 27 февраля в Петрограде создается Совет рабочих и солдатских Депутатов. Возникло двоевластие: Временное правительство и Совет. Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание, реформу местного самоуправления, земельную реформу. 3 июля большевики попытались поднять восстание, но неудачно. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) перейти к либералам. Генерал Корнилов направил на Петроград конный корпус. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК Советов создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Затем 14 сентября происходит созыв Демократического совещания, которое поддержало коалицию социалистов с либералами, поднимался вопрос о коалиции с большевиками. На совещании был сформирован Временный Совет Республики. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

30. Законодательство Временного правительства. В период между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года, согласно постановлению «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями» применению подлежали уголовные законы дореволюционного периода: Уложения 1845 и 1903 годов. Одновременно постановлениями Временного правительства вводились и новые уголовно-правовые нормы: была введена уголовная ответственность за «призывы к гражданской войне», сделанные в печати, отменена смертная казнь (позже вновь введённая, но лишь для военнослужащих. Распространение получила внесудебная уголовная репрессия. В постановлении Временного правительства от 16 июля 1917 г. «О порядке рассмотрения дел о лицах, арестованных в несудебном порядке» говорилось: «Долг правительства — предотвратить возможность преступным замыслам дозревать до начала их осуществления, ибо во время войны даже краткое нарушение государственного спокойствия таит в себе великую опасность».

31. Создание советской государственной системы. Форма складывающего советского государства (октябрь 1917 г. – сер. 1918 г.) Юридическое закрепление и реальность. Осенью 1917 г. в стране обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над большей частью армии и периферией. Развал экономики и продолжающаяся война усугубляли социальную напряженность. Происходила большевизация Советов. Вскоре большевики заняли в Петрограде 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе. К вечеру этого дня начал работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Представители меньшевиков и правых эсеров покинули заседание. II съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти. Съезд избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. II съезд принял также 2 обращения, в которых говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах -местным советам. Идея слома старого государства была сформулирована в политических программах революционных партии еще задолго до октября 1917 г. Изданы акты: ноябрьским 1917 г. декретом ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов, октябрьским постановлением II съезда Советов об образовании в армии революционных комитетов, январским 1918 г. декретом СНК об отделении церкви от государства и др. В первую очередь предполагалось ликвидировать репрессивные и управленческие органы старого государства. Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы гос. органы и приняты первые правовые акты. Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, об отказе от аннексий и контрибуций, провозглашал принципы долговременной внешней политики России - мирное сосуществование, право наций па самоопределение. Декрет о земле основывался на материалах прежних крестьянских наказов.

 

33. Конституция РСФСР 1918 года. Анализ ее основных положений. Принятие Конституции РСФСР 1918 года. Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу. Принципы Конституции РСФСР 1918 года. сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918 года носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось создание областных союзов. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР -СНК, состоявший из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществлял утверждение и изменение Конституции, принятие в состав, объявление войны и мира, руководство внешней, внутренней и экономической политикой, налоги и повинности, организация вооруженных сил, судоустройства и судопроизводство, формирование общегосударственного законодательства.

 

 

34. Создание основ советского гражданского, земельного и трудового права (октябрь 1917 г. – сер. 1918 г.). Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формированиенового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся. Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось на полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория – «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав. Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

35. Декреты о суде № 1, 2, 3. Декреты о суде — нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции. №1. Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета. декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 (по другим данным 24) ноября 1917 г. Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей. Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета». Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

 

 

37. Кодекс 1918 года. Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем. Кодексом вводились следующие понятия:
-трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
-вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
-прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
-предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
-нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
-посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
-сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
-праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
-норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
-инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью
-отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.

38. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. 16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве- первый кодекс в советском праве. В нем отмечено, что церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., имели силу зарегистрированных браков.Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей, если он не был зарегистрирован в ЗАГСе. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком. Суд, признавший отцовство, определял участие отца в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка.Если мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то суд возлагал на всех них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.В Кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и если это не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности.

39. Уголовное право в годы гражданской войны. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» (1919 г.) В 1919 г. НКЮ, обобщив законодательство и судебную практику, общих судов и ревтрибуналов, издал акт по Общей части уголовного права: Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала дают общее определение права и уголовного права в классовой фразеологии. Так, задача советского уголовного права- посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Документ включал восемь разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.В целом, если отвлечься от идеологической (“классовой”) окраски, основные принципы Руководящих начал вполне соответствуют тем представлениям о преступлении и наказании, которые сложились в Новое время в гражданском обществе, а не в традиционном праве. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает данный порядок общественных отношений. То есть цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения - а не как месть, “ликвидирующая” преступление.При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества личности преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советского уголовного права допускалась возможность превентивных наказаний - до совершения преступлений.

 

41. Образование СССР: причины, альтернативные проекты, форма государственного устройства. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз(июнь 1919).Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.Образование СССР

Причины образование СССР

1) необходимо было объединить экономические ресурсы республик для восстановления хозяйства

2) успешная внешнеполитическая деятельность.

Предпосылка образования СССР: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства.

30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

 

42. Конституция СССР 1924 года. Анализ основных положений. В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:
-комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР
-бюджетную комиссию
-комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ
-комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР
-комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах
-комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
26—27 июня проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР; Договор об образовании СССР.

43. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. Принят 31 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК 9-го созыва. Введен в действие с 1 января 1923 г. Имел силу до 1 октября 1964 г. (до введения в действие второго Гражданского кодекса РСФСР). Кодекс состоял из четырех разделов:I. Общая частьГлавы: Основные положения; Субъекты прав (лица); Объекты прав (имущества); Сделки; Исковая давность.II. Вещное правоГлавы: Право собственности; Право застройки; Залог имущества.III. Обязательственное правоГлавы: Общие положения; Обязательства, возникающие из договоров; Имущественный наём; Купля-продажа; Мена; Заём; Подряд; Поручительство; Поручение; Доверенность; Товарищество (простое, полное, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерное общество); Страхование; Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения; Обязательства, возникшие вследствие причинение другому вреда.IV. Наследственное право.

44. Земельный кодекс РСФСР 1922 года. Особое значение в это время сыграли принятые в 1922 г. Земельный кодекс, названный «крестьянским кодексом» и введенный в действие с 1 декабря 1922 г., и Гражданский кодекс. Годом позже был принят Лесной кодекс РСФСР. Земельный кодекс 1922 г., четко обозначив исключительную государственную собственность РСФСР на землю, включил в себя положения Закона «О трудовом землепользовании», закрепившего следующие права граждан РСФСР на трудовое пользование крестьянских земель: права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки); права на долю земли из надела земельного общества; права на участие в совместном пользовании угодьями земельного общества. Кроме того, в Земельном кодексе 1922 г. была закреплена трудовая аренда земли, предусматривающая регистрацию договоров аренды в особой книге договоров, а также была оговорена площадь минимально разделяемых частей, введен общинный, участковый и товарищеский порядок землепользования. Впервые в РСФСР были выделены: городские земли (а также земли поселений городского типа); государственные имущества, которые были переданы в совместное ведение Наркомзема и НКВД. Особенно подробно в Земельном кодексе 1922 г. были изложены вопросы землеустройства и земельной регистрации, которая стала выполнять функции земельного кадастра. Государственная земельная регистрация, находившаяся в ведении Наркомзема, разделялась на основную [первоначальное составление общей волостной карты земле пользований и карты отдельных селений, заполнение общего волостного реестра (списка) землепользователей, реестра усадебных участков всех селений волости и реестра земельных обществ волости] и текущую (мониторинг изменений).

 

 

45. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через орган Наркомтруда. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся. Размер вознаграждения не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. Вводился порядок социального страхования во всех предприятиях, охватившее все виды выплат, которые производились из средств нанимателя. Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [3], ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей. Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности» С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

46. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был утвержден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей.Фактический брак был приравнен к зарегистрированному. Устанавливались следующие условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах.Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак — 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие другого зарегистрированного брака и др.Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обязанности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душевнобольными. Кодекс возобновлял действие института усыновления.Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. действовал до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

 

47. Кодификация советского уголовного права. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 года. Уголовный кодекс РСФСР состоял из введения и 2 частей: общей и особенной - и вступил в действие с июня 1922 г. Под преступлением кодекс понимал всякое общественно-опасное действие или бездействие. Цели наказания: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществляется судебными органами основе «социалистического правосознания», «руководящих начал» и статей УК. Применялся принцип аналогии. При определении меры наказания учитывается степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Наказание должно было быть целесообразным. Система наказаний:: от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находящимся производстве у ревтрибуналов, применялся расстрел. Судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности, воспрещение должности, деятельности. Система преступлений: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления. Новый УК РСФСР признал себя преемником УК 1922 г., поэтому назывался Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. Он состоял из пяти разделов:- о задачах уголовного законодательства РСФСР;- пределы действия Уголовного кодекса;- общие начала уголовной политики РСФСР;- о мерах социальной защиты, применяемых по Уголовному кодексу в отношении лиц, совершивших преступления;- о порядке применения мер социальной защиты судебно-исправительного характера.

48. Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права РСФСР в20-е годы. Уголовно-процессуальный кодекс утвержден в феврале 1923 г. Принципы: публичность и гласность. На предварительном следствии должны были выясниться и исследоваться все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР введен в действие с сентября 1923 г. Кодекс обязывал суд стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании. Действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

50. Конституция СССР 1936 года. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию. Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным планом. Труд рассматривался как обязанность.Государственное устройство определялось как федеративное объединение 11 республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.Органы власти. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету.

 

51. Правовая основа сплошной коллективизации. Изменения в земельном праве. Формирование колхозного права (1929 – июнь 1941 гг.) Колхозное и земельное право. Наиболее крупным и важным актом колхозного законодательства, изданным на завершающем этапе коллективизации, был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 года. Он состоял из 8 глав, поделенных на 25 статей. В Уставе колхозный путь провозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В то же время сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении крестьян. В отличие от Устава 1930 года устанавливались обязанности колхозников, факт передачи земли колхозникам навеки в бесплатное пользование, запрещались различные сделки с землей, в том числе и аренда; конкретно определялись виды и количество имущества, остающегося в личной собственности колхозного двора; изменялись принципы приемы в члены артели (раньше этот вопрос решало правление, теперь общее собрание); регламентировалось правовое положение фондов артели (выполнение обязанностей перед государством и МТС, создание семенного, фуражного фонда и помощи нетрудоспособным, выделение части продукции на продажу). Наряду с этим устанавливались уголовные наказания за нарушение трудовой дисциплины и вводились правила о нормах на каждый вид работы. 27 мая 1939 г. выходит Постановление СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», в результате чего от личных приусадебных участков было изъято и передано колхозам 2,5 млн га. Для колхозников был введен обязательный минимум трудодней, т. к. считалось, что они недостаточно работали в колхозе.

53. Ужесточение трудового законодательства (1930 – июнь 1941 гг.) Советское руководство осуществляло индустриализацию страны и другие масштабные экономические преобразования, требовавшие привлечения большого количества рабочих и специалистов. В связи с этим, в 30-е гг. создавалась централизованная система плановой подготовки и использования трудовых ресурсов в разных отраслях экономики.Постоянно увеличивая плановые задания, при одновременном сокращении сроков, отведенных на их исполнение, государство стремилось материально заинтересовать рабочих, но, вместе с тем, стало все чаще использовать и методы принуждения. В 1932 г. с целью уменьшения текучести рабочих кадров вводится паспортная система и прописка. Работодателям (директорам предприятий) предоставлялись широкие полномочия по отношению к нарушителям трудовой дисциплины, а роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений, напротив, снижалась. К нерадивым работникам стали применяться такие санкции, как лишение продовольственных карточек, выселение из ведомственных жилых домов без предоставления иной жилой площади.Особенно жесткие меры по укреплению трудовой дисциплины были приняты во второй половине 30-х гг. Устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки. За прогулы и выпуск некачественной продукции предусматривалась не только дисциплинарная, но и уголовная ответственность. К прогулу приравнивалось опоздание свыше, чем на 20 минут и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Указом от 26 июня 1940 г. под страхом уголовного наказания был запрещен самовольный переход с одной работы на другую. Наркоматам предоставлялось право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке. Тем же указом рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов. Таким образом, достаточно высокие темпы экономического роста СССР базировались, как на энтузиазме трудящихся, так и на репрессивных методах управления.

55. Реорганизация государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Форма государства. В июне 1941 г. создается высший чрезвычайный орган - Государственный Комитет Обороны (ГКО), действовал через существующие органы. Создавались и местные комитеты. В конце 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны, которым руководило Управление по делам эвакуации. В июле 1941- организация партизанского движения на оккупированных противником территориях. В мае 1942 г - Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г.- Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и сообщников и причиненного ими ущерба. Были образованы местные комиссии. Новые наркоматы: Наркомат танковой промышленности, минометного вооружения. Перестройка структуры Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, на местах- бюро. Вооруженные силы периода Великой Отечественной войны. Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главнокомандования. Органы: Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. С 16 до 50- военное обучение для мужчин. Структура вооруженных сил включала: фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. Введено деление военнослужащих. Система военной юстиции включала трибуналов, которые рассматривала дела о преступлениях военнослужащих. Сроки рассмотрения сжаты, дело- в закрытом процессе. Приговоры осуществлялись немедленно.

56. Советское право в годы Великой Отечественной войны. Право периода Великой Отечественной войны. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации. Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы. Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи.Уголовное право периода Великой Отечественной войны. Указы «Об ответственности за распространение ложных слухов, за разглашение государственной тайны». Смертная казнь через повешение и каторжные работы для фашистов. Расширяется состав спекуляции (включается продажа махорки и самогона). Уголовная ответственность за: уклонение от гос. повинностей, разбазаривание продуктов, кража личного имущества, кража горючего. Особенности: шире стал использоваться принцип аналогии и возмездие. Появился ряд новых составов: за самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний более широкое судебное толкование.Гражданское и семейное право периода Великой Отечественной войны. Указ о мерах помощи беременным, одиноким и многодетным матерям. Признавался только зарегистрированный брак. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Сложный порядок расторжения брака. В имущественном праве создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания- обязательство. Усилилось воздействие административных актов. Право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного. Распорядительные права наркоматов расширялись. Упрощался порядок подрядного строительства. Предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам.

63. Государство и право Российской Федерации (90е годы – по настоящее время). После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель Союза ССР и заняла его место в Совете Безопасности ООН. Россия состоит в ряде международных организаций — ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС и других. 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 90-х также привели к резкому спаду экономики страны. 3—4 октября 1993 года в Москве произошёл противоречащий действовавшей в то время Конституции РФ разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент незаконно прекращает полномочия Советов народных депутатов всех уровней, а в декабре вступает в действие новая Конституция, окончательно закрепляющая смену общественно-политического строя на территории России.В первой половине 1990-х большое количество предприятий было денационализировано: путём ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, это не помогло покрыть огромный государственный долг. В августе 1998 года произошёл обвал курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. Дефолт 1998 года ещё более усугубил положение граждан, однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность российской экономики. Начиная с 1999 года в России наблюдался экономический рост.

 

Date: 2016-07-25; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию