Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Понятие рекламной кампании. Организация и проведение рекламных кампаний.Под термином «рекламная кампания» мы будем понимать комплекс рекламных мероприятий, направленных на достижение конкретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя. Можно сказать, что вся рекламная деятельность рекламодателя является совокупностью рекламных кампаний. Несколько сместив аспект рассмотрения понятия, можно отметить, что рекламная кампания является основным инструментом реализации фирмой своей рекламной стратегии, одним из элементов тактического планирования рекламной деятельности. Рекламная кампания - это разработанный в соответствии с программой маркетинга комплекс рекламных мероприятий, направленных на потребителей товаров, представляющие определенные сегменты рынка с целью вызвать их реакцию на способствующую решению стратегических или тактических задач фирмы. Рекламные кампании отличаются разнообразием. Из множества возможных классификаций целесообразно выделить следующие: 1) по преследуемым целям (поддержка конкретного товара, формирование благоприятного имиджа рекламодателя и т. д.); 2) по территориальному охвату (локальные, региональные, национальные, международные); 3) по интенсивности воздействия (ровные, нарастающие, нисходящие). Проведение рекламной кампании проходит несколько основных этапов: 1. На первом этапе рекламной кампании определяется ее цель, дается четкий ответ на вопрос, для чего она проводится.При этом необходимо обеспечить соответствие этой цели маркетинговой и рекламной стратегии фирмы. Формулировка цели должна быть конкретной и однозначной, желательно придать ей количественную определенность (например, добиться уровня осведомленности 25% целевой аудитории; увеличить сбыт на 15% и т. п.). 2. Следующим шагом является определение и изучение целевой аудитории.В подавляющем большинстве случаев она совпадает с 3. Выясняется предварительная сумма, ассигнуемая на проведение рекламной кампании. 4. Рекламодатель обязательно должен определить из числа своих сотрудников ответственных за проведение рекламной кампании 5. Определяется рекламная идея, основная мысль, стержень, вокруг которого объединяются все мероприятия рекламной кампании. На ее основе разрабатывается концепция рекламной кампании, Например, целью рекламной кампании, является увеличение сбыта автомобилей на конкретном рынке. Изучив особенности целевой аудитории, ее потребности; тщательно проанализировав характеристики рекламируемого товара, его относительные преимущества перед конкурентами; позиционировав указанный товар, можно использовать в качестве основной идеи рекламной кампании надежность и безопасность автомобиля. На реализацию данной идеи должны «работать» все мероприятия кампании. Она должна присутствовать в рекламных обращениях, девизах, рекламных аргументах и т. п. 6. Определяются средства рекламыи оптимальные каналы коммуникации, которые будут использованы в ходе кампании. Варианты разработки рекламных планов могут быть различными: А) планирование рекламной кампании, исходя из расчета рекламного бюджета; Б) планирование рекламной кампании по согласованию целей предприятия и задач рекламы; В) выделение целевой группы. При планировании рекламных мероприятий по конкретному товару следует учитывать стадию жизненного цикла, которую этот товар переживает на рынке. План рекламных действий должен основываться на анализе требований потребителей, сегментировании рынка и позиционировании товара.Ошибки могут привести к неудаче не только рекламных мероприятий, но и всей маркетинговой деятельности фирмы. Составление плана рекламных выступлений должно предусматривать обязательную множественность и определять оптимальную комбинацию используемых рекламных средств, а также видов рекламы, т.е. реклама должна одновременно задействовать целый комплекс рекламных каналов, например, рекламу в печати, по телевидению, на транспорте и т.д., а также обеспечить одновременное использование разных ее видов, например товарной и престижной, а также определить их соотношение. В плане рекламных мероприятий необходимо согласовать во времени выход рекламных сообщений, обеспечить их массированность в период выхода товара на рынок или при продлении жизни товара на рынке и др. Планирование рекламных выступлений преследует цель: - повысить информированность покупателей о товаре и фирме, - о качественных характеристиках и потребительских свойствах товара, - заинтересовать покупателя в приобретении товара, - создать у него предпочтение в отношении этого товара, - убедить его и побудить к принятию решения о покупке именно этого товара. Обычно планирование рекламной кампании осуществляется следующими этапами: - определяются объекты рекламы (товар или фирма) и содержание информации, которую необходимо сообщить активным и потенциальным покупателям о товаре; - определяется субъект или адресат рекламы, т.е. группа потребителей и покупателей или лиц, влияющих на решение о покупке, к которой обращаются с рекламными объявлениями; - определяется мотив рекламы - на что делается акцент в рекламном объявлении, чтобы привлечь внимание покупателей к товару; - выбираются виды рекламных средств и определяется оптимальный их набор и соотношение (каналы распространения рекламных объявлений); - составляется рекламное сообщение - формулируется заголовок, составляется текст, определяются иллюстрации, выбираются персонаж, носители рекламы и музыкальное сопровождение; - составляется график рекламных выступлений - рекламные мероприятия координируются во времени (по месяцам, неделям, дням, часам, минутам и секундам), по видам рекламы и средствам ее распространения; - составляется смета расходов на рекламные мероприятия - определяется общая сумма расходов и расходы в разбивке по отдельным статьям (используются специальные методики и формулы); - предварительно определяется рекламная эффективность - подсчитываются в количественном выражении преимущества в сбыте, получаемые за счет предполагаемой рекламной кампании.
Тема 12 «Планирование и контроль маркетинга» Цель лекции - изучение, систематизация знаний в области планирования и контроля в маркетинге Вопросы лекции: 12.1 Понятие стратегии и тактики маркетинга. 12.2 Методы и этапы планирования маркетинга. 12.3 Схема разработка бюджета маркетинга. 12.4 Маркетинговый контроль. Цель, средства контроля. Содержание лекции: 12.1 Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются: 1. Проникновение на рынок. 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация. В зависимости от маркетинговой стратегии формируются маркетинговые программы. Маркетинговые программы могут быть ориентированы: - на максимум эффекта независимо от риска; - на минимум риска без ожидания большого эффекта; - на различные комбинации этих двух подходов. Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое. Примерами постановки тактических задач могут быть следующие: 1. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса. 3. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей. 4. Увеличить долю рынка в связи с сокращением объема продаж конкурентами. 12.2 Этапы стратегического планирования 1-й этап "Программа" содержит конкретную цель. Она должна ответить на вопросы: - Кто является нашими клиентами? - Что ценно для этих клиентов? - Каким будет предприятие? - Каким оно должно быть? Hа вопросы нужно отвечать с точки зрения удовлетворения нужд и запросов клиентов. Программа должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. 2-й этап: Программа фирмы, изложенная на предыдущем этапе, развертывается в подробный перечень вспомогательных усилий и задач для каждого уровня руководства. 3-й этап: План развития хозяйственного портфеля разрабатывается на основе оценки привлекательности каждого товара, производимого фирмой на конкретном рынке. Для этого учитываются следующие показатели: - размеры и емкость рынка; - темпы роста рынка; - размеры получаемой на нем прибыли; - интенсивность конкуренции; - цикличность и сезонность деловой активности; - возможность снижения себестоимости. Главный планируемый показатель на этом этапе - это объем продаж каждого вида товара. (Хозяйственный портфель - сумма этих товаров). 4-й этап: Стратегия роста фирмы разрабатывается на основе анализа, проведенного на 3-х уровнях, представленных в табл. 14.1. Таблица 14.1
12.3 При разработке бюджета маркетинга используют две схемы. Первая -планирование на основе показателей целевой прибыли. Вторая - планирование на основе оптимизации прибыли. Рассмотрим первую схему по этапам: 1.Оценка общего объема рынка на следующий год. Она формируется путем сопоставления темпов роста и объемов рынка в текущем году. 2. Прогнозирование доли рынка в будущем году. Hапример, сохранение доли рынка, расширение рынка, выход на новый рынок. 4. Определение цены, по которой товар будет продан посредникам (цена за единицу). 6. Расчет себестоимости товара: сумма постоянных и переменных издержек. 8. Расчет контрольного показателя целевой прибыли от сбыта, в соответствии с планируемым коэффициентом рентабельности. 9. Расходы на маркетинг. Определяются как разница суммы валовой прибыли и целевой прибыли по плану. Полученный результат показывает, какую сумму можно истратить на проведение маркетинга с учетом расходов на налогообложение. Вторая схема планирования на основе оптимизации прибыли. Оптимизация прибыли требует от руководства фирмы четкого осознания взаимосвязи между объемом продаж и различными составляющими комплекса маркетинга. Для обеспечения взаимосвязи между объемом продаж и одним или несколькими этапами комплекса маркетинга можно использовать термин "Функция реакции сбыта". Функция реакции сбыта – прогноз вероятного объема продаж в течение определенного отрезка времени при разных условиях затрат на один или несколько элементов комплекса маркетинга (рис. 14.3.) 12.4 Цель контроля за выполнением планов – своевременное принятие управленческих решений в случае отклонения от его параметров. Основными средствами контроля являются: анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношений между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за отношением клиентов. Фирмы применяют три типа маркетингого контроля своей рыночной деятельности: - контроль прибыльности; - стратегический контроль. Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы убедиться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибыли. Основными средствами контроля является анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдение за поведением клиентов. Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема. Стратегический контроль – это деятельность по анализу выполнения маркетинговых задач, стратегии и программы фирмы. Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы. Цель ревизии маркетинга - в выявлении открывающихся маркетинговых возможностей и возникающих проблем и в выдаче рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. Структура комплексного анализа и контроля маркетинговой деятельности приведена в схеме алгоритма. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое стратегия и тактика маркетинга? 2. Назовите методы планирования маркетинга? 3. Назовите этапы планирования маркетинга? 4. В чем отличие между ревизией и аудитом маркетинга? Рекомендуемая литература: основная, дополнительная и периодическая.
Тема 13. Стратегическое планирование в маркетинге Для крупных предприятий, производящих большое количество продукции и входящих в многочисленные рынки, разработка традиционных планов предприятия и маркетинга считается недостаточным. Поэтому разрабатывается стратегический план, охватывающий всю деятельность предприятия, а годовой план опирается на него. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Процесс стратегического планирования включает семь этапов: 1. Определение корпоративной миссии. Миссия — это долгосрочная ориентация на какой-либо вид деятельности и соответствующее место для процесса принятия решений. Формулирование миссии - ключевой момент в деятельности любой организации. Миссия помогает определять основные виды деятельности, разработать генеральную линию развития бизнеса, она служит источником формирования системы ценностей и задает ориентиры для постановки задач по отношению к внешней среде. Например, Алматинская кондитерская компания АО "Рахат" может выступить с четко сформулированной социально-значимой миссией - "обеспечение потребности покупателей в качественных отечественных кондитерских продуктах". 2. Определение целей. Различают следующие категории целей: высшие и подчиненные; качественные и количественные. Качественные цели выражаются через образ фирмы, ее положение на рынке, а также инновационность. Количественные цели характеризуются объемными и результативными показателями (объем продаж, доля рынка, процент роста прибыли). По содержанию могут быть рыночные цели (сбыт, доля рынка), финансовые (прибыль, рентабельность и др.), цели, связанные с продуктом (качество, гарантии и т.д.). То, что на более высоком уровне считается средством достижения целей, на относительно низких уровнях оказываются целью. 3. Создание стратегических хозяйственных подразделений (СХП). СХП - самостоятельные подразделения, отвечающие за ассортиментную группу товаров в рамках компании и наделенные полной ответственностью за осуществление всех функций. СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Они имеют следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль над ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов и отличительное преимущество. Концепция СХП была разработана для фирмы "Дженерал электрик" в 1971г., в которой действовало 30 СХП различного размера (бытовая техника, средства освещения, электромоторы, электроника и др.). На основе изучения 1000 крупнейших фирм США учеными установлено, что типичная компания приблизительно может иметь около 30 СХП. Специализированная фирма может иметь и одно СХП. В современных условиях наряду с понятием СХП также применяется термин стратегический элемент бизнеса (СЭБ). Это тождественные понятия. СЭБ или СХП может быть подразделением компании, товарной группой, отдельным товаром или торговой маркой. 4. Ситуационный анализ. Внутренние возможности и результаты деятельности компании составляют основу проведения ситуационного анализа. Результаты такого анализа отражаются в "SWOT-анализе" (первые буквы английских слов: strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности и threats - опасности). На данном этапе изучают окружающую среду, возможности фирмы, определяют сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами. 5. Разработка стратегии маркетинга. Стратегия маркетинга — это составная часть всего стратегического управления предприятием. Цель стратегии - добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность. Определение долгосрочных направлений деятельности компании, выбор конкретного варианта экономического роста является основой стратегического планирования. В теории маркетинга рассматриваются различные стратегии маркетинга, для их выбора разработаны различные методы анализа с использованием разнообразных матриц и индикаторов конкурентоспособности. Популярными из них являются: матрица возможностей по товарам/рынкам, матрица "Бостон консалтинг групп", воздействие рыночной стратегии на прибыль /PIMS/ и общая стратегическая модель Портера. В рамках всех этих подходов организация оценивает и использует все свои возможности, товары и направления деятельности. На основе этих оценок распределяются усилия и ресурсы предприятия, а также разрабатываются соответствующие стратегии маркетинга.
1) Матрица возможностей по товарам / рынкам предложена американским ученым И.Ансоффом. Эта модель предусматривает использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения или увеличения сбыта: проникновение на рынок; развитие рынка; разработка товара; диверсификация.
Рис. 1. Матрица возможностей по товарам / рынкам Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегии могут сочетаться. Стратегия проникновения на рынок применяется с целью расширения сбыта имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, продвижения товаров и конкурентоспособных цен. Стратегия развития рынка заключается в стремлении развития фирмы увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках или а побуждении потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Основная цель данной стратегии - расширить рынок. Эта цель может быть достигнута за счет следующих маркетинговых действий: • в результате изменения стилей жизни и демографических факторов возникают новые сегменты; • для популярного продукта выявляются другие области применения; • выявляются новые географические рынки; • появляются новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; • в результате интернационализации и глобализации рынков расширяются их границы; Стратегия разработки товара заключается в попытках фирмы увеличить продажу за счет создания новых или модифицированных товаров для ныне существующих рынков. Стратегия диверсификации предполагает выход фирмы на новые рынки с новыми товарами. Эти товары могут быть новыми для отрасли или только для фирмы. При стратегии диверсификации фирма отходит от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: стагнирующие рынки, уменьшение риска, финансовые выгоды. Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и его готовности к риску. Если предприятие имеет большие ресурсы, но не желает рисковать, он может использовать стратегию развития продукта. Если ресурсов недостаточно, можно избрать стратегию развития рынка.
2) Матрица "Доля рынка - рост рынка" или Портфолио-анализ, была разработана американской консультационной фирмой "Бостон консалтинг групп" из штата Массачусетс в конце 60-х годов. Фирма описывается с помощью Портфолио-анализа, как совокупность стратегических хозяйственных подразделений (СХП). Эта модель основывалась на концепции жизненного цикла продукта и кривой опыта и использовалась в основном для оценки потребности в финансировании. - Кривая опыта. Эту идею выдвинул офицер американской армии военно-воздушных сил из штата Огайо Райт Паттерсон. С ростом объема производства и опыта снижаются затраты ресурсов на единицу продукции. При удвоении объема производства удельные затраты снижаются в среднем на 20-30%. Для этого необходимо увеличивать долю рынка или выбирать растущие рынки. - Концепция ЖЦТ. Матрица "Бостон консалтинг групп" позволяет компании классифицировать каждый из своих СХП по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж. Для того чтобы использовать матрицу БКГ, нужно на вертикальной оси зафиксировать относительные темпы роста рынка данного предприятия (скорость роста объема продаж), и на другой - относительную рыночную долю отдельных продуктов компании. Используя матрицу, предприятие может определить, во-первых, какое из ее производств играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика их рынков: развиваются они, стабилизируются или сокращаются. Матрица выделяет по позиции четыре типа СХП и предполагает стратегии для каждого из них. По терминологии "Портфолио" они получили названия: "звезды", "дойные коровы", "трудные дети" ("вопросительные знаки") и "собаки" (рис.2).
Рис.2. Матрица "Бостон консалтинг групп"
"Звезды" находятся в левом верхнем секторе. Это фирмы, занимающие значительную долю рынка в развивающейся отрасли. Они дают значительные прибыли, но требуют больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке можно поддерживать или увеличить через снижение цены, большой объем рекламы, изменение продукции или обширное распределение. Со временем развитие замедляется, и "звезды" превращаются в "дойные коровы". В левом нижнем секторе находятся фирмы, именуемые "дойными коровами". Это фирмы, завоевывавшие большие доли рынка в зрелых отраслях. Они характеризуются медленным ростом, но большой долей на рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки "дойные коровы" дают больше чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств (прибыли). Эти деньги поддерживают рост других производств предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия ориентируется на "напоминающую рекламу", периодические ценовые скидки, поддержание каналов сбыта и предложение новых вариантов для стимулирования повторных покупок. "Трудные дети" или "вопросительные знаки", незначительно воздействуют на рынок. Это фирмы, имеющие небольшие доли рынка в быстрорастущих отраслях. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Они обещают высокие темпы роста, однако требуют больших инвестиций, фирма должна решить, следует ли увеличить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выбор стратегии зависит от того, сможет ли данное производство успешно конкурировать при соответствующей поддержке и во что обойдется такая поддержка. "Собаки" - это фирмы с низкой долей рынка в стагнирующих отраслях. Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, им не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей и они существенно отстают от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек и т.д. Для него характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Фирма, имеющая такое производство, может попытаться выйти на специализированный рынок, извлечь при ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка. После классификации СХП (СЭБ) компания должна определить роль каждого из них в будущем, используя одну из следующих стратегий: • увеличить инвестиции в какой-либо элемент СХП, чтобы отвоевать для него долю рынка; • инвестировать сохранение доли СХП на текущем уровне; • выкачивать ресурсы из СХП в течение определенного периода, не считаясь с отдельными последствиями; • продать или поэтапно ликвидировать СХП и использовать ресурсы в другом месте. 3) PIMS (profit impact of Market Strategies) - эмпирическое исследование факторов, влияющих на рентабельность компаний. Исследование было проведено Институтом стратегического планирования Кембриджа. Считается, что эта модель, использующаяся около 30 переменных, позволяет выявить 67% факторов успеха компании. Использование эмпирического материала является ее огромным достоинством. В ходе проекта было исследовано 3 тысячи североамериканских и европейских компаний. Согласно результатам данной программы на доход сильнее всего влияли следующие факторы (в порядке убывания): капиталоемкость, качество продукта, доля на рынке относительно трех ведущих конкурентов; производительность труда. Что касается движения денежных средств, данные P1MS говорят о том, что растущие рынки требуют от компании средств, относительно высокая доля на рынке улучшает поступление денег, а высокие уровни инвестиций поглощают деньга.
|