Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды прибыли и рентабельности предприятий.





Прибыль – одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Главный источник происхождения прибыли – это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой – получение прибыли. Виды прибыли. В Отчете о финансовых результатах (форма 2) представлены различные виды прибыли, используемые в настоящее время.

Первый вид прибыли – это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.

Прибыль от продаж определяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным ВЭД.

Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляется сальдо прочих доходов и расходов.

Далее определяется налогооблагаемая прибыль, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена (в соответствии с налоговым учетом):

• прибыль, по которой уплачен налог;

• прибыль, по которой предприятие имеет льготы;

• прибыль, по которой налог уплачивается в особом порядке;

• прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, % за кредит, амортизации, представительских и др.).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на следующие цели:

• развитие производства; • отчисления в фонд потребления;

• выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

• уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

Если прибыль – экономическая категория, отражающая абсолютный финансовый результат деятельности предприятий, рентабельность – это экономическая категория, отражающая относительный финансовый результат. Он выражает эффективность деятельности предприятия в виде отдачи, т.е. доходности как всех, так и отдельных видов вложенных в предприятие средств (обратный показатель – убыточность). Степень доходности определяется с помощью показателя «уровень рентабельности». Как экономическая категория рентабельность выражает экономические отношения на предприятии с точки зрения полученного финансового результата и затраченных или использованных на это денежных средств.

Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал:

где – рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный капитал; – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; – себестоимость единицы продукции: – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

где ROS – рентабельность продаж (Return on Sales): Пп – прибыль от продаж; В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цеп на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и, соответственно, снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показатели отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по выбору пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или рентабельность хозяйственной деятельности):

где ROA – рентабельность активов (Return on Assets): П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж. балансовая или чистая): Аср – средняя величина активов.

В мировой практике показателем рентабельности активов называют экономическую рентабельность. Этот показатель может встречаться под названием ROI (Return on Investment) – рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. балансовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

Рентабельность инвестиций (ROI) рассчитывается аналогично показателю ROA, только в числителе, как правило, используется чистая прибыль (ЧП). т.е.

Эту формулу можно представить в соответствии с преобразованной формулой Дюпона. где рентабельность продаж: – оборачиваемость собственных средств: –коэффициент автономии.

Важнейшим источником оборотных активов предприятия являются собственные оборотные средства или так называемый чистый оборотный капитал. Отношение к собственным средствам всегда особое. Именно этим определяется роль показателя рентабельности чистого капитала:

где РЧОК – рентабельность чистого оборотного капитала, ЧП – чистая прибыль; ЧОКср – чистый оборотный капитал, среднеарифметическая величина за период.

Предприятие может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. раздела 1 актива баланса. Наряду с рентабельностью внеоборотных активов следует рассчитывать и их фондоотдачу:

где – фондоотдача А1; – средняя величина А1.

Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного, или собственного, капитала. В мировой практике – это финансовая рентабельность. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, – собственных средств:

где ROE – рентабельность акционерного капитана (Return on Equity): – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период. Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и. во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Вместе с расчетом RОЕ предприятиям следует рассчитывать рентабельность перманентного капитала и рентабельность заемного капитала. Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Долгосрочный кредит практически используется для формировании внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок. Аналогично определяется рентабельность заемных средств как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций. Одним из существенных показателей является рентабельность инвестиций:

где – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений; ФВ – сумма ДФВ и КФВ.

Вышеописанная система показателей рентабельности предприятия дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах. Как известно, собственные средства предприятия выражаются двумя категориями: • первая – «Капитал и резервы» • вторая – «Чистые активы» – это реальная сумма собственных средств.

В мировой и российской экономике категория «Чистые активы» появилась недавно. Поэтому возникли предложения использовать эту категорию для расчета показателей рентабельности. Рентабельность чистых активов, или, как ещё говорят, чистая рентабельность, определяется так:

где РЧА – рентабельность чистых активов; – чистые активы (средняя арифметическая за период величина). В отношении этого показателя применяется тот же анализ, что и в отношении RОЕ.

 

Date: 2016-07-22; view: 748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию