Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы и механизмы патриотического воспитания молодежи на предприятии оборонно-промышленного комплекса Г. Перми

 

Выпускная квалификационная работа

 

Выполнил:

Студент IV курса направления

«Организация работы с молодежью»

философско-социологического факультета

Яцкевич Юлия Юрьевна

______________________

 

 

Научный руководитель:

кандидат филос.н.,
доцент кафедры философии
Малкова Елена Вячеславовна

_______________________

 

Пермь, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Лексико-семантическое поле понятия «патриотизм» 7

1.1. Метод лексико-семантических полей в исследовании патриотизма..7

1.2. Структура лексико-семантического поля понятия «патриотизм» в созании рабочей молодежи. 12

Глава II. Культура патриотического воспитания молодежи оборонно-промышленного предприятия. 28

2.1. Формы патриотического воспитания и нормативные механизмы формирования патриотической культуры.. 28

2.2. Действующие механизмы патриотического воспитания молодежи на предприятии оборонно-промышленного комплекса г. Перми.. 34

2.3. Рекомендации по повышению эффективности патриотического воспитания на предприятии оборонно-промышленного комплекса……….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….49

 


 

ВВЕДЕНИЕ

С момента появления государств и до сегодняшнего дня патриотизм играет важную роль в процессе национального или многонационального объединений. Тема объединения многих наций и этносов для России была актуальна всегда по причине обширной территории государства и многонационального состава населения. По данным Всероссийской переписи населения за 2010 год на территории Российской Федерации проживает более 200 наций и этносов.[1] Для обеспечения стабильности, общественной безопасности, а также развития коммуникации и сотрудничества между гражданами необходима идея, сплачивающая население – и этой идеей сегодня является именно патриотизм.

Многообразие нормативно-правовых актов, образующих законодательную базу патриотического воспитания, также подтверждает актуальность темы и потребность государства в реализации патриотического воспитания граждан, в особенности, молодежи. Ориентация государства на воспитание патриотично настроенной молодежи декларирована, например, в таких основополагающих документах как «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года».

Однако, понятие «патриотизм» может включать в себя различные смыслы. С целью определения лексико-семантического поля понятия в 2014-2015 гг. было проведено исследование, в котором респондентами стали студенты направления подготовки «Организация работы с молодежью» ПГНИУ. В процессе данного исследования предложена гипотеза о том, что понимание патриотизма зависит от образования молодежи, и в частности, от ее сферы деятельности.[2] Для того, чтобы сравнить результаты и проверить данную гипотезу, было принято решение провести исследование категории рабочей молодежи на территории оборонно-промышленного комплекса г. Перми. Выбор обусловлен повышенным вниманием государства к данной категории молодежи вследствие развития инноваций, информационных технологий и промышленности на российском и мировом уровнях.

В начале XX века именно пролетариат был в центре внимания как представитель национальных интересов. Создание необходимых условий для развития, в частности, рабочей молодежи и пропаганда правого дела пролетариев послужила быстрому экономическому развитию Советского союза. В современной России отмечается полярность ситуации: с одной стороны власти пытаются вновь популяризировать рабочие профессии, вероятно, в надежде «повторить» советские подвиги, с другой же стороны наблюдается закрытие профессиональных технических училищ, свертывание на предприятиях социальных программ, износ технического оборудования и т.д. Чувство патриотизма, служившее хорошим стимулом для трудовой активности граждан, не поддерживается у рабочих, иными словами, патриотическое воспитание сегодня не является приоритетным на оборонно-промышленном комплексе России.

Также необходимо учитывать, что оборонно-промышленные предприятия являются режимными, с высоким уровнем секретности, соответственно, сотрудники должны быть дисциплинированы, ответственны, мотивированы на хранение производственной тайны. Однако, в ходе прохождения практики на одном из предприятий ОПК г. Перми выяснилось, что патриотическое воспитание, не смотря на приоритетность в области государственной молодежной политики и значимость в формировании системы ценностей, носит эпизодический характер и не является эффективным.

Данная работа проведена с целью выявить и описать факторы и механизмы патриотического воспитания молодых сотрудников на предприятии оборонно-промышленного комплекса. Объектом исследования является рабочая молодежь, предметом - патриотическое воспитание молодежи оборонно-промышленного предприятия. Для достижения поставленной цели был сформирован ряд задач:

1. определить понимание патриотизма и формы выражения патриотических чувств рабочей молодежью;

2. определить факторы формирования патриотической культуры: как нормативные, так и существующие на предприятии;

3. выявить действующие на предприятии механизмы формирования патриотической культуры;

4. предложить рекомендации повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию молодежи в условиях предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Определяя нормативные и локальные факторы и механизмы, отметим, что под факторами в данной работы мы понимаем условия, влияющие на эффективность патриотического воспитания, а под механизмами – комплекс задач и мероприятий, нацеленный на реализацию патриотического воспитания.

Проверяя гипотезу о том, что на понимание патриотизма влияет образование и специфика деятельности, а также выявляя смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в понятие «патриотизм», мы используем метод лексико-семантических полей, который позволяет выстроить структуру понятия. С помощью анализа полученной структуры в контексте политики предприятия становится возможным показать, воплощается ли понимание рабочей молодежью патриотизма в реальные действия.

Итогом исследования является формирование предложений по возможности повышения эффективности патриотического воспитания с учетом специфики оборонно-промышленного предприятия с учетом нормативных механизмов реализации патриотического воспитания в Российской Федерации.


 

Глава I. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ»

§ 1. 1 Метод лексико-семантических полей в исследовании патриотизма

Патриотическое воспитание граждан – один из приоритетов государственной политики РФ, реализация которого регулируется специализированной нормативно-правовой базой, в частности, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особое, ключевое значение сегодня приобретает патриотическое воспитание детей и молодежи, которое является приоритетным направлением в сфере образования и государственной молодежной политики. Но можно ли с уверенностью утверждать, что, используя понятие «патриотизм» люди вкладывают в него один и тот же смысл?

С помощью языка возможен обмен информацией, передача индивидуального опыта в социокультурную среду, обогащение этого опыта, происходящее в результате коммуникации. Проблема заключается в том, что одно и то же понятие может выражать несколько смыслов, создавать самые разнообразные ассоциации в сознании человека, в результате чего транслируемая информация может трансформироваться. Причиной тому будет наличие определенной речевой организации, которая формируется в результате синтеза общественного опыта и опыта индивидуального.

Проблемы соотношения языка и сознания сегодня изучает когнитивная лингвистика. Однако исследование когнитивных процессов невозможно без изучения структуры ментального, или, говоря иначе, внутреннего лексикона. Внутренний лексикон человека может рассматриваться, во-первых, как аналог лексики национального языка, а во-вторых, как особенность человеческого интеллекта, а также индивидуального пространства памяти. В указанное пространство памяти включаются общие сведения о предмете, явлении, событии, переработанные человеческим мозгом, и совмещенные с индивидуальным опытом и оценкой данных явлений. В таком случае, ментальный лексикон будет являться неотъемлемой частью индивидуальной речевой организации и обеспечивать связь языковых лексем и когниций. Руководствуясь мнением современных исследователей лексической семантики – Л.П. Крысина и Е.В. Ерофеевой – отметим, что внутренний лексикон представляет собой довольно сложную систему, которая может подвергаться трансформации под влиянием новых информационных потоков в течение всей жизни индивида.[3]

Определить возможные значения используемых слов, а также смысловые отношения, возникающие между словами и группами слов, позволяет лексическая семантика (от греч. semantikos-обозначающий). С ее помощью становится возможным определить лексическое значение, изучая, например, направление от знака к выражаемому им смыслу.[4] Идея исследования лексики по семантическим (понятийным) полям связывается в лингвистике с именем немецкого филолога Йоста Трира. Под понятийным (семантическим) полем Й. Трир понимает в первую очередь сферу понятий, которая обладает собственной структурой. Так, с семантическим полем соотносится в языке лексическое поле, которое при соотнесении с каким-либо понятийным полем, выделяется из словарного состава. Основное внимание исследователь уделял тому, что может быть взято за основу при вычленении определенной совокупности слов из общего лексикона. Так, критерием выделения, по мнению ученого, может служить наличие общих значений у группы слов.

Исследование формирования представления о феномене патриотизма в сознании молодежи в данной работе осуществляется при помощи лексико-семантического анализа. Лексико-семантическое поле здесь является ключевым термином; оно обозначает совокупность лексем, дающих представление о том или ином понятии в широком смысле слова. Исследование явления в данной работе базируется на построении и анализе семантического поля понятия «патриотизм». Составление семантического поля понятия «патриотизм» происходит в процессе объединения слов различных частей речи в группы, значения которых обладают общим признаком, так формируются лексико-семантические группы, позволяющие отразить многогранность смыслов, заключенных в понятии «патриотизм».

Таким образом, в нашем исследовании мы применяем среди всех заявленных ранее метод лексико-семантических полей. Именно он важен для нашего исследования, т.к. он позволяет оценить совокупность полученных интерпретаций и образов, возникающих у групп респондентов к понятию "патриотизм". По итогам оценки групп и подгрупп с точки зрения количественной представленности становится возможным выделить приоритетные направления для категории рабочей молодежи, использовав результаты при составлении программ патриотического воспитания.

Необходимость использования данного метода заключается в том, что именно семантические структуры имеют отношение как к языку (поскольку они закрепляются вербальными единицами), так и к когнитивным процессам. Это позволяет изучить связь языка и ментального лексикона, а также влияние этой связи на представление о том или ином понятии, процессе.

С целью определения лексико-семантического поля понятия «патриотизм» в 2014-2015 гг. нами было проведено исследование (результаты опубликованы в курсовой работе «Трансформация понятия патриотизм в сознании молодежи» и представлены в рамках конференции среди участников V Зимней школы «Технологии патриотического воспитания молодежи»), в котором респондентами стали студенты направления подготовки «Организация работы с молодежью» ПГНИУ. В процессе данного исследования была выдвинута гипотеза о том, что понимание патриотизма зависит от образования молодежи, сферы деятельности и ее специфики. Для проверки гипотезы было принято решение обратиться к рабочей молодежи промышленного предприятия г. Перми. Выбор обусловлен повышенным вниманием государства к данной категории молодежи вследствие развития инноваций, информационных технологий, оборонно-промышленного производства на российском и мировом уровнях.

Таким образом, руководствуясь желанием исследовать семантическое поле понятия «патриотизм» в сознании рабочей молодежи, был выстроен алгоритм работы, включающий следующие этапы:

¾ конструирование выборки (определение необходимого количества респондентов и критериев, которым они должны соответствовать);

¾ сбор материала (использование метода анкетирования на предприятии ОПК г. Перми в рамках научно-исследовательской практики);

¾ формирование лексико-семантических групп и подгрупп (выявление ключевых смыслов и признаков, в соответствии с которыми возможно произвести деление понятий на группы);

¾ интерпретация (описание принципа, в соответствии с которым понятия объединены в лексико-семантическую группу);

¾ построение структуры лексико-семантических полей понятия «патриотизм» в сознании рабочей молодежи;

¾ подтверждение гипотезы;

¾ формирование ключевых выводов.

В рамках прохождения научно-исследовательской практики на одном из предприятий оборонно-промышленного комплекса в июле 2016 года нами были реализованы первый и второй этапы указанного алгоритма. Получены 110 анкет, содержащих ассоциации к понятию «патриотизм». Это позволило нам в ходе преддипломной практики провести анализ понимания патриотизма рабочей молодежью, приступив к этапам формирования лексико-семантических групп и их интерпретации. В итоге применение данного алгоритма реализации метода семантических полей позволило нам выстроить работу по полному / частичному подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы о том, что понимание патриотизма зависит от характера образования и деятельности человека. Это важно для нас, так благодаря полученным результатам становится возможным выстраивание структуры лексико-семантических полей, чему посвящен наш следующий параграф.

 


§ 1.2 Структура лексико-семантического поля "патриотизм" в сознании рабочей молодежи

Для изучения лексико-семантического поля необходимо предварительно составить общие определения патриотизма. Многообразие исторических, психологических, социологических, философских источников, посвященных патриотизму и патриотическому воспитанию, указывает на то, что интерес к данным явлениям сформировался еще с древних времен, и был обусловлен возникновением государств, жители которых вынуждены были бороться за сохранение территории, культуры, идентичности. Так, в античной Греции понятие patria, означавшее «родина», применялось в отношении родного города-государства, термин patriota относился к защитнику своего полиса, а слово patriotes обозначало земляка, соотечественника. [5]

В Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера указано, что слово «патриот» впервые употребил Петр I. Данное слово являлось заимствованием из немецкого слова patriot, или же, скорее всего, из французского, где слово «patriote» означает «сын отечества».[6] Соответствующим образом, термин «патриотизм» был образован от слова «патриот».

Научные источники предлагают множество определений понятия «патриотизм». Например, Толковый словарь Ожегова трактует его как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»[7]. «Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»[8] - такое определение составители включили в Философскую энциклопедию.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию патриотического воспитания на территории РФ, формируют определения государственного патриотизма. Так, согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», патриотизм – это «базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявление долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества».[9] Концепция долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитания жителей Пермского края на 2013-2017 годы» отмечает, что для патриотизма характерны «любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей Родины, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины».[10]

Изучение разнообразия определений, которые предлагают составители специализированных словарей (семантических, толковых, философских, политологических и т.д.) и федеральных, региональных программ необходимо потому, что совокупность этих определений позволяет выделить некую нормативную, базовую структуру смыслов понятия.

Обобщая встреченные определения, заключаем, что патриотизм, во-первых, понимается как высшее, положительное чувство, испытываемое человеком/обществом в отношении к родной стране и ее символам, и, во-вторых, предполагает готовность гражданина к выполнению гражданских и конституционных обязанностей, что в ряде случаев сопряжено с риском (характерно для гражданского патриотизма).

Однако внутренний лексикон человека динамичен, в этой связи кроме общего значения данного понятия можно выявить и другие смыслы. Отметим, что учитывать многообразие значений в контексте государственной молодежной политики необходимо при составлении федеральных и региональных программ, специализированных, локальных проектов и программ, направленных на патриотическое воспитание молодежи. Для выявления значений понятия «патриотизм» и исследования трансформации его понимания в сознании молодежи мы поставили цель определить семантическое поле с последующим его разбиением на лексико-семантические поля.

В рамках данного исследования был проведен опрос. Участвующим информантам предложили написать как можно больше слов – ассоциаций, имеющих отношение к понятию «Патриотизм». В качестве информантов выступила рабочая молодежь одного из предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Перми. Возраст опрошенных составил 18 - 35 лет. Всего в эксперименте приняли участие 110 человек.

В результате опроса было получено 877 реакций (ответа), которые представляли собой как отдельные слова, так и словосочетания. Количество реакций в одной анкете составляло от 5 до 20. Примечательно, что полученные ответы были интересны с точки зрения их семантической составляющей, смыслового наполнения, а не грамматические характеристики, поэтому некоторые слова и словосочетания, предложенные информантами, были объединены. В качестве однотипных ответов можно привести следующие примеры: гимн России/гимн РФ, ценность/ценный, единство/единение и т.д. По итогам объединения полученный объем значительно сократился до 250 реакций, что свидетельствует о небольшом словнике информантов.

В процессе аналогичного исследования, посвященного студенческой молодежи, были выделены несколько лексико-семантических групп, в которые вошли слова, объединенные каким-либо сходным признаком. Для удобства сопоставления исследований данной работе обозначенные ранее группы остались практически без изменения, за исключением особой группы, появление которой обусловлено спецификой профессиональной деятельности рабочей молодежи. Составленные группы основываются, во-первых, на исходном материале, полученном от информантов, во-вторых, на общем представлении о том, какие слова могут входить в лексико-семантическое поле «патриотизм» (см. Приложение 1).

Так, в результате анализа информации и распределения полученного материала выделены две общих группы понимания патриотизма – внешняя (ориентирована на проявление патриотизма в окружающем человека мире) и внутренняя (указывает на личное осмысление патриотизма человеком, на взаимосвязь с когнитивными структурами). В рамках внутренней группы сформированы две лексико-семантические группы, в рамках внутренней группы - одна. Каждая из лексико-семантических групп, в свою очередь, подразделяется на то или иное количество подгрупп. Кроме этого, выявлены две вспомогательные группы, куда вошли единичные реакции.

Первая крупная лексико-семантическая группа внешнего аспекта – «Историческая». Значения, определенные в данную группу отражают ассоциации, связанные с историческим прошлым России. «Историческая» группа не является самой значительной, в общей сложности ее объем составил 33 слова (13,2%). Группа распадается на 5 подгрупп.

1.С помощью подгруппы «знаковые личности» возможно определить, какие деятели культуры, политики, военного искусства, выступающие символами значимых событий истории Отечества, остались в памяти молодежи. К числу представителей власти здесь относятся князь Святослав и И.В. Сталин: Информантами приведены имена Калашникова М.Т. – советского и российского конструктора стрелкового оружия, и Гагарина Ю.А. – советского космонавта и первого человека, совершившего полет в космос. К знаковым личностям относится также имя Каледина А.М. – «белого» генерала кавалерии. Данная подгруппа объединяет всего 5 слов (2 %) и является третьей по численности в «исторической» группе.

2. «События» - вторая подгруппа, она включает указания на ключевые исторические события, во время которых как индивиды, так и массы людей проявили героические качества во блага страны. Например, среди событий чаще всего упоминались слова «война» в общем ее значении, далее конкретно упоминалась Великая Отечественная война.

Некоторые значения были абстрактны, они называли лишь дату, временной период, название города-героя, из чего можно было догадаться об упоминаемом информантом событии (9 мая, победа, Севастополь). В лексико-семантической группе «История» данная подгруппа – вторая по численности, включает 6 реакций (2,4%)

3. Подгруппа « Общие понятия» - самая малочисленная; слова, включенные в нее, лишены конкретики. В полученных реакциях прослеживается указание на связь патриотизма с общественно-историческим процессом (история). Наблюдается выделение целых временных периодов (СССР, Русь). Данная подгруппа включает в себя всего лишь 3 реакции (1,2 %).

4. Подгруппа «Объединения» называет те социальные группы, которые были объединены общими признаками, интересами, руководствовались единой идеологией. Так, можно выделить перечисленные детские массовые организации советского периода (пионерия, октябрята), символизирующие воспитание подрастающего поколения в ключе дисциплины, активности, трудолюбия, любви к Отечеству. Понятия ополчение, партизаны, называют людей, мужественно выступающих на защиту Родины, готовых пожертвовать жизнью, и т.д. Наравне с подгруппой «Знаковые личности», данная подгруппа является третьей по численности и включает 5 реакций (2 %).

5. Последняя подгруппа - «Символы». Соответственно, в данную подгруппу включены понятия, называющие знаки, символизирующие важные для гражданина РФ объекты, события, или принадлежность к определенной группе (георгиевская лента, знамя, эмблема, Кремль, Мавзолей, ватник, коловрат и т.д.). Подгруппа «Символы» обладает наибольшим количеством реакций в «Исторической» группе - 14 единиц (5,6%).

Вторая группа – «Современность» - отражает все те явления, процессы, объединения людей, которые мы имеем возможность наблюдать сегодня. В результате анализа полученных реакций деление на подгруппы было осуществлено в соответствии с существующими сферами жизни общества: социальной, политической, духовной, экономической. Следует отметить, что экономическая сфера не выделена отдельной группой по причине отсутствия соответствующих значений. Лексико-семантическая группа «Современность» является второй по объему среди выделенных групп и включает 148 реакций (25,92%).

1.Социальная сфера представления значениями, отражающими взаимоотношения человека и общества. Количественная представленность данной группы составляет 33 слова (13,4%). Реакции, составляющие социальную сферу, можно разделить на две микро-подгруппы.

1.1. Первая подгруппа – «Объединения людей» - отражает неразрывную взаимосвязь человека с малыми и большими социальными группами, с общественными объединениями и институтами страны (народ, нация, россияне, граждане, герои, курсанты, кадеты, спортсмены, семья, родня). Количественная представленность группы составляет 27 реакций (10,8 %).

1.2 «Деятельность» - это вторая подгруппа социальной сферы. Она включает в себя информацию о видах занятости людей внутри общества. Представленные в этой подгруппе слова (работа, служба, спорт, труд, ГТО) отражают тот род деятельности, который встречается в повседневности молодежного коллектива промышленного предприятия, а также на спортивно-соревновательных и развлекательных мероприятиях. Подгруппа является одной из самых малочисленных и представлена в объеме 6 значений (2, 6%).

2. Следующая часть системы общественной жизни представлена политико-правовой сферой.Данная сфера наиболее важна, поскольку с ее помощью обуславливается существование самого государства так такового; происходит обеспечение диалога общества и власти. Выделенные информантами слова называют характеристики свободного, независимого государства, ориентированного на построение гражданского общества (демократия, суверенитет, выборы, гражданское дело), представителей власти (президент, правительство), называют представителей и институты государственной, военной службы (армия, военный, лейтенант, полиция, присяга). Выделяются понятия, обозначающие разновидности левой идеологии (социализм, коммунизм), направленной в большей степени на социальное равноправие, совершенствование социальной сферы. Впервые появившееся словосочетание «приоритет интересов страны» соотносится с определением патриотизма, закрепленного в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период 2016 – 2020 гг.». Определение провозглашает приоритет интересов общественных над индивидуальными «вплоть до самопожертвования».

Всего в подгруппе 19 реакций (7,6 %) – в масштабах исследования «внешнего» аспекта показатель является вторым по величине после подгруппы «Объединения». Легитимно сделать вывод о том, что патриотизм в сознании молодежи тесно связан с институтом государственной власти.

3. «Межнациональные отношения » выделены в качестве подгруппы политико-правовой сферы. Количественная представленность составляет 7 слов (2,8 %). Не смотря на небольшой объем реакций, данная подгруппа очень важна для определения понимания молодежью феномена патриотизма.

Группа слов, представленная здесь, отражает двойственную природу представлений о феномене патриотизма и его последствиях. Картина, которая складывалась в результате анализа предыдущих реакций, предлагала отождествлять патриотизм со значимыми событиями истории, с единением людей, героизмом, т.е. с созидательной внутренней и внешней активностью. Основной массив слов этой группы перечисляет правые идеологии (национализм, фашизм, нацизм), что свидетельствует о соотнесении патриотизма с определенными деструктивными процессами в обществе, результаты которых мы наблюдаем и сегодня. Вероятно, что в таком случае для молодежи патриотизм отождествляет собой переходную ступенью на пути от болезненной преданности своему народу и родной культуре до вражды и ксенофобии в отношении представителей иных национальностей. Обнаружение подобных ассоциаций – тревожный сигнал, означающий неспособность определенных групп молодых людей провести черту между созиданием и разрушением. Российская Федерация по своему определению – многонациональная страна; обеспечение мира и гармонии в отношениях наций и этнических групп, проживающих на территории единого государства, противодействие экстремизму и недопущение дискриминации сегодня являются приоритетными задачами в области российского и международного права. Кроме этого, в подгруппе встречаются нейтральные понятия (национальность, многонациональность), которые говорят о принадлежности к определенной нации, а также отражает понимание многообразия национальностей, представленных на территории РФ.

4. Реакции, представленные в подгруппе «Духовная сфера» отражают специфику духовно-нравственной жизни общества. Так, патриотизм через призму духовной сферы ассоциируется с аспектами культуры, культурного наследия, способными сохранять и транслировать идентичность нации (русский язык, литература, песни, памятники, традиции). Также патриотизм ассоциируется с религиозными институтами (религия), государственной символикой (герб, гимн, флаг), а также уникальными образами, символизирующими специфичную неповторимость России, особенности национального характера (русская душ а, дураки и дороги). В лексико-семантической группе «Современность» «Духовная сфера» является третьей по количеству вошедших в нее реакций; объем подгруппы составляет 17 слов (6,8 %).

5. Особенности ассоциативного ряда к понятию «патриотизм» исследуемой категории молодежи раскрываются через группу «Специфика профессиональной деятельности», впервые обозначившейся в данной структуре лексико-семантического поля понятия. Так, в подгруппу включены наименование исследуемого предприятия, которое указали респонденты, а также понятия, относящиеся к его специализации (российская космонавтика, космос). Остальные термины и аббревиатуры называли виды техники и вооружения (машина, Т-34-85, МИГ-39, АК-47, АКМ-74), интерес к которым, вероятнее всего, обуславливается наличием образования технического профиля и спецификой профессиональной деятельности, осуществляемой на оборонно-промышленном предприятии. Данная подгруппа включает в себя 8 реакций (3,2%) и является одной из самых небольших в группе «Современность».

Таким образом, анализ «внешнего» аспекта показывает, что на формирование представлений молодежи о понятии «патриотизм» влияют, во-первых, знание истории своей страны, и во-вторых, многообразие институтов сфер общественной жизнедеятельности, из которых и складывается пространство активности человека. Патриотизм здесь находит отражение в именно действиях институтов общества. Кроме этого, важным представляется обозначение подгруппы «Специфика профессиональной деятельности», наличие которой свидетельствует о том, что понимание патриотизма рабочей молодежью связано со сферой профессиональной деятельности.

«Внутренний» аспект составляет единая лексико-семантическая группа « Ценности » с количественной представленностью 120 реакция (48 %). Она включает в себя характеристику индивидуального сознания, которое непременно имеет социальную ориентацию; в данном случае рассматриваются ценности, значимые в контексте понимания патриотизма. Критерии оценки значимости выражены в нравственных принципах, идеалах, целях, поступках. Группа является самой обширной среди выделенных. «Внутренний» в том смысле, что данное представление будет продуктом, сформированным индивидуальным сознанием человека, однако, влияние социально-групповых представлений неоспоримо. Таким образом, патриотизм соотносится с определенным набором индивидуальных и общих ценностей. С помощью их классификации возможно определить, какая ценностная группа наиболее влиятельна при определении молодежью патриотизма. Так, за основу взята общая классификация, в соответствии с которой выделяются ценности моральные, витальные, политические, социальные, религиозные и эстетические. Последняя ценностная группа, будучи обозначенной в классификации, не представлена в исследовании по причине отсутствия реакций, которые можно было бы отнести к ней.

1. Подгруппа «Моральные ценности» представлена понятиями, позволяющими трактовать мировоззрение человека через призму его личных представлений о чувствах, нормах поведения, уровнях допустимого отношения к предметам и явлениям и т.д., например, самопожертвование, вежливость, отвага, мужество, справедливость, ответственность, верность, искренность, любовь, уважение. Отсутствие негативно окрашенных реакций свидетельствует о том, что в представлении молодежи патриотизм в большей степени является положительным чувством, позволяющим проявить человеку его лучшие качества. В группе «Ценности» по количественной представленности данная подгруппа является второй и включает в себя 56 значений (22,4 %).

2. Количественная представленность подгруппы «Витальные ценности» составляет всего лишь 1 единицу (0,4 %). В подгруппу должны были быть включены слова, связанные с биологическим аспектом личности, в этом смысле определяющие становление и развитие человека, в этом случае этим единственным понятием является «жизнь».

3. Слова, входящие в подгруппу «Политические ценности», отождествляются с регуляторами, ориентирами политической деятельности, необходимыми в данном случае для формирования, поддержания, выражения патриотических чувств.[11]В подгруппу включено единственное понятие - активная гражданская позиция, определяющая сознательное участие в общественно-политической жизни и построении подлинного гражданского общества. Подгруппа представлена в объеме 1 единицы (0,4 %).

4. Самой объемной является подгруппа «Социальные ценности» с количественным показателем 61 значение (24,4 %). В подгруппу включен понятия, обозначающие предметы, явления, географические объекты, значимые для граждан РФ, отдельной социальной группы или конкретного человека. Сюда объединены общие социально значимые и одобряемые ценности (воспитание, участие, взаимовыручка, трудовые подвиги, дружба, трезвость), а также ценности, в узком смысле отражающие единение общества, а в широком - единство человека, народа и страны (сплоченность, единство, социальное чувство). Отмечена группа слов, относящихся к понятию «страна» и ее локальным участкам (Родина, Отчизна, Отечество, Россия, малая Родина, место рождения), часть из названных объектов имеет непосредственное отношение к малой Родине, т.е. к Пермскому краю (Пермь, Нытва, Ляды, Кама). Ввиду недавних общественно-политических событий, развернувшихся на почве украинского вопроса, упоминается Крым, обозначенный не политической ценностью, а социальной, так как возвращение полуострова в состав РФ повлияло на патриотический «подъем», повышение уровня социального одобрения действий главы государства, и, как следствие, увеличение его рейтинга. Соответствующим образом, обозначенные события повлияли на чувство единения народа, на возникновение чувства причастности к исторически значимым событиям, которые разворачиваются в режиме настоящего времени.

5. «Религиозные ценности» обусловлены верой в идеальное начало, в сверхъестественные силы, стремление к ментальному контакту с которыми представляет собой опору для человека в непростых жизненных ситуациях. Для верующего человека религия выступает своеобразным поведенческим ориентиром, руководством к организации собственной жизнедеятельности (вера). Количественная представленность подгруппы составила 1 реакцию (0,4 %).

Однако не все слова вошли в главные лексико-семантические группы по причинам малочисленности и неоднозначности полученных реакций. В связи с этим были выделены две дополнительные микрогруппы. Первая микрогруппа «Эмоции» состоит всего из 9 слов (3,6 %), в числе которых выделены как положительные эмоции (восхищение, мурашки по коже, слезы счастья, зов сердца, счастье, ура), так и негативные (идиотизм, неспособность мыслить критически в отношении страны и государства, ненависть).

Микрогруппа «Другое» объединила в себе 4 реакции (0,35%). Указанные слова и словосочетания (монументальная пропаганда, пропаганда, виртуальная реальность, подчинение интересам Отечества) сложны для интерпретации, поскольку имеют и положительные, и отрицательные аспекты, тогда как выяснить индивидуальную оценку явления информантом не представляется возможным в силу специфики анкетирования.

Руководствуясь определениями патриотизма, закрепленными в словарях и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», мы смогли сформировать его общее, нормативное определение. При перенесении такой нормативной структуры на реальность становится очевидно, что структура расширяется. Проанализировав выделенные лексико-семантические группы по количественной представленности и содержанию, мы выделили компоненты, из которых складывается понимание патриотизма рабочей молодежью. Выделенные направления расположены согласно количественной представленности соответствующих подгрупп (по убывающей), отразив тем самым приоритетные.

Таким образом, для рабочей молодежи патриотизм прежде всего – это высшее чувство, совокупность социальных (24,4 %) и моральных ценностей (22,4 %), которые проявляются через:

¾ объединения в коллектив с целью социально-полезной деятельности (13,2%);

¾ знание истории страны и увековечение исторической памяти (13,2%);

¾ знание конституционных основ и гражданскую активность (7,6%);

¾ знание, трансляцию, развитие духовной и культурной жизни страны (6,8%);

¾ профессиональное самоопределение и трудовую деятельность (3,2%);

¾ национальную самоидентификацию (2,8%);

¾ формирование комплекса религиозных, политических, витальных ценностей (1%).

Через язык «размыкается» сознание, тогда как сознание формируется в том числе под воздействием внешних факторов. В этой связи необходимо рассмотреть выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что на понимание патриотизма влияет образование и специфика деятельности человека. Для потверждения данной гипотезы аналогичным образом из прошлого исследования мы определили структуру понимания патриотизма студенческой молодежью. Так, для данной категории молодежи ядром патриотизма вновь выступает высшее чувство, совокупность моральных (40,3%) и социальных ценностей (17,7 %), которые проявляются через:

¾ знание истории страны и увековечение исторической памяти (9,98 %);

¾ знание конституционных основ и гражданскую активность (9,8 %);

¾ знание, трансляцию, развитие духовной и культурной жизни страны (8,1%);

¾ объединения в коллектив с целью социально-полезной деятельности (6,8%);

¾ формирование комплекса религиозных ценностей (2,3 %);

¾ формирование комплекса политических ценностей (2,1 %);

¾ национальную самоидентификацию (1,23 %);

¾ формирование комплекса витальных ценностей (0,9 %).

Изменение приоритетов заметно, если обратить внимание на количественную представленность групп и, соответственно, на то, какое место занимает выделенное направление в первой или во второй структуре.

В случае со студенческой молодежью первые места занимают направления, связанные с историей, политикой и культурой страны. Так как студенты являлись представителями философско-социологического факультета ПГНИУ, то полученный результат, вероятнее всего, обусловлен характерной образовательной программой гуманитарного направления.

В случае с рабочей молодежью под патриотизмом, в первую очередь, понимается социально-полезная, общественная деятельность; в приоритете оказываются также историческое направление и гражданская активность. Важнейшим проявившимся компонентом является также профессиональная деятельность. Возникновение данного компонента, отсутствующего у студенческой молодежи - прямое доказательство предложенной гипотезы о том, что на понимание патриотизма молодежью влияет специфика деятельности. Однако, исходя из количественной представленности этой подгруппы, приоритетным направлением ее назвать нельзя, а значит, далеко не для всех молодых сотрудников патриотичное отношение к стране отождествляется с патриотизмом в отношении профессии и предприятия, тогда как оборонно-промышленное предприятие стоит «на службе» развития экономики и способствует укреплению оборонной мощи страны.

Таким образом, социальная активность в большей степени ассоциируется у сотрудников предприятия с патриотизмом, нежели профессиональная деятельность, но при этом, профессиональное развитие определенным образом оказывает влияние на патриотические чувства, что отразилось в полученной структуре. Для того, чтобы понять, как соотносится понимание патриотизма рабочей молодежью с формируемой современной патриотической культурой, рассмотрим подробнее действующий механизм патриотического воспитания, закрепленный в государственной программе и сравним его с направлениями патриотического воспитания предприятия, чему и будет посвящена следующая глава.


 

Глава II. КУЛЬТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

§ 2.1 Нормативные механизмы формирования патриотической культуры

В условиях современности патриотическое воспитание граждан (в особенности, детей и молодежи) является одним из актуальных направлений в области государственного управления, социально-гуманитарного знания и профессиональной подготовки кадров. Длительное время профессиональные круги и общественность занимают вопросы, связанные с определением смыслов, вкладываемых в понятия «патриотизм» и «патриот», а также с выявлением наиболее действенных форм, методов, технологий патриотического воспитания. Приоритетность обсуждаемой темы обусловлена необходимостью социально-экономического, политического, культурного развития, наращивания инновационного потенциала страны. Патриотизм является тем фундаментальным чувством, идеей, способной сплотить граждан многонациональной страны в условиях глобальных внутренних и внешних «вызовов»; побудить к объединению социума, сотрудничеству институтов государственной власти и общества для совместного решения актуальных проблем современности.

Патриотическое воспитание должно осуществляться как комплексный, учитывающий современные требования гуманизации процесс, в основе которого лежат ряд последовательных шагов, нормативных механизмов реализации. Нормативные механизмы являются той основой, при разработке которой необходимо учитывать многообразие направлений патриотического воспитания и то множество социальных групп, категорий населения, которые являются объектом и субъектом патриотического воспитания. В контексте данной работы обозначение существующей базовой системы патриотического воспитание требуется по той причине, что именно нормативная структура, будучи частью государственной политики, принимается за основу при реализации патриотического воспитания на предприятии оборонно-промышленного комплекса. Однако, данная профессиональная сфера имеет свою специфику, в этой связи необходимо отметить, насколько существующая система адаптирована к условиям промышленного предприятия и, в частности, к тому, как понимает рабочая молодежь феномен патриотизма.

Стандартом в области государственного патриотического воспитания сегодня выступает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Патриотизм, согласно цели, обозначенной в программе, понимается как совокупность чувств верности, любви к Родине и семье, сопричастности к истории и культуре страны, что выражается в проявлении активной гражданской позиции, а также «готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [12] Определение, следующее из содержания программы, раскрывает идеал, для достижения которого формируется комплекс направлений, как раз-таки представляющий собой нормативный механизм, направленный на повышение эффективности патриотического воспитания. Следуя программе, мы обозначили пять крупных приоритетных направлений, которые включают в себя мероприятия, способствующие решению поставленных задач, так была получена следующая структура.

1.Научно-исследовательское и методологическое направление

¾ Проведение исследований, результаты которых применимы в процессе создания и совершенствования программ, технологий и методик патриотического воспитания;

¾ Вовлечение в исследовательскую деятельность молодых ученых;

¾ Апробация результатов проведенных исследований;

¾ Содействие повышению квалификации специалистов;

¾ Ведение регулярного мониторинга, основанного на выработанной научно-теоретической базе;

¾ Организация экспертного сообщества, способного к оценке эффективности действующего патриотического воспитания, прогнозу и формированию рекомендаций; и т.д.

2.Военно-патриотическое направление

¾ Морально-психологическая, физическая подготовка молодежи к исполнению конституционного долга по защите Родины в условиях как военного, так и мирного времени, формирование высокой гражданской ответственности;

¾ Поддержка, развитие и обеспечение взаимодействия между военно-патриотическими клубами, ветеранскими организациями и воинскими частями;

¾ Популяризация спортивно-патриотической деятельности., формирование условий для увеличения количества молодежи, успешно справившейся с нормативами Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); и т.д.

3.Гражданско-патриотическое направление

¾ Популяризация волонтерской практики в молодежной среде с целью формирования активной гражданской позиции и чувства сопричастности к развитию страны;

¾ Обеспечение взаимодействия между волонтерскими, общественными организациями и институтами государственной власти;

¾ Поддержка институтов гражданского общества, социально ориентированных организаций (в т.ч. волонтерских), некоммерческих организаций и отдельных граждан, чьи инициативы направлены на решение актуальных задач гражданско-патриотического воспитания;

¾ Организация деятельности экспертного сообщества по пресечению попыток фальсификации исторических фактов; и т.д.

4.Социально-культурное направление

¾ Формирование чувства сопричастности и уважения к прошлому страны, содействие возникновению интереса к изучению истории России, увековечение памяти героического прошлого;

¾ Повышение уровня осведомленности граждан о событиях, которые легли в основу празднуемых памятных дат России (в т.ч. ее регионов);

¾ Развитие у молодежи чувства уважения к государственной символике и памятникам, значимым в контексте истории Отечества;

¾ Популяризация подвигов героев и выдающихся деятелей российской культуры, истории с целью формирования позитивного образа страны;

¾ Популяризация трудовых подвигов и успехов профессионалов в различных сферах деятельности с целью стимуляции трудовой активности;

¾ Содействие творческой деятельности по созданию произведений, значимых в контексте патриотического воспитания;

¾ Поддержка и совершенствование форм и механизмов социального партнерства;

¾ Содействие активности организаций ветеранов войны и труда с целью укрепления преемственности поколений, а также развития нравственных, духовных ценностей молодежи; и т.д.

5.Информационно-сопроводительное направление

¾ Составление и обновление баз данных, содержащих информационно-аналитические материалы по теме патриотического воспитания;

¾ Включение и расширение патриотической тематики в контент телевизионных передач, литературы, переодической печати;

¾ Создание условий для массового ознакомления граждан с произведениями патриотического характера в области журналистики, искусства, науки, научно-технического творчества;

¾ Мониторинг интернет-сайтов и блогосферы;

¾ Использование сети «Интернет» с сфере работы с молодежью; и т.д.

Таким образом, из государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» мы выделили перечень направлений, включающих в себя приоритетные задачи. Данный комплекс направлений представляет собой единый нормативный механизм осуществления патриотического воспитания на территории Российской Федерации. Безусловно, к направлениям, важным в контексте патриотического воспитания граждан (молодежи) можно отнести и культуру межнационального взаимодействия, развитие молодой семьи как важнейшей ячейки общества и т.д. Но в контексте определения патриотизма, формулируемого данной программой, акцентирование внимания именно на данных пяти направлениях полностью оправданно. Так, воспитание у молодежи чувства верности Родине и любви к ней, а также чувства сопричастности к истории и культуре достигается за счет реализации мероприятий социально-культурного и информационно-сопроводительного направлений; содействие развитию активной гражданской позиции достигается за счет решения задач гражданско-патриотической направленности, а готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины обеспечивает военно-патриотическое воспитание. Научно-исследовательское направление не фигурирует в определении, но только по той причине, что оно выступает неотъемлемым фундаментом, без которого невозможно построение грамотной теории и методологии патриотического воспитания, на которой базируется достижимость и эффективность.

Таким образом, обозначив нормативный механизм патриотического воспитания, действующий в государственной политике, в следующем параграфе мы обратимся к механизму, существующему на оборонно-промышленном предприятии г. Перми и проанализируем его соотношение со стандартом.


 

§ 2.2 Действующий механизм патриотического воспитания молодежи на оборонно-промышленном предприятии г. Перми

Рабочая молодежь, как и любая другая категория молодежи, выступает, с точки зрения федеральных программ, объектом государственного патриотического воспитания[13] (с нашей точки зрения – и субъектом, в том числе). Однако, исследуемое нами промышленное предприятие не является государственным, вследствие чего рационально задать вопрос: реализуется ли молодежная политика на предприятии в соответствии с государственными нормами, акцентируя внимание на приоритетных в этой области направлениях? В процессе прохождения научно-исследовательской практики выяснилось, что молодежная политика на данном оборонно-промышленном предприятии разнообразна и представлена различными направлениями. При этом, действительно, реализации патриотического воспитания как такового практически не уделяется внимание.

Так, молодежная политика предприятия реализуется и регулируется Союзом молодежи в соответствии с «Комплексной программой по работе с молодыми сотрудниками» на 2014-2016 годы», цель которой – «вовлечение молодых сотрудников в процесс решения научно-технических, инновационных задач, снижение текучести молодых кадров путем максимального вовлечения молодых работников в процесс деятельности Общества». Согласно программе, работа с молодежью на предприятии ориентирована, в первую очередь, на создание условий для карьерного роста и профессиональной самореализации, организацию культурно-досуговой, творческой деятельности молодых сотрудников и профессиональную ориентацию учащихся общеобразовательных учреждений и ВУЗов, до 35 лет включительно.

Анализ программы показал, что сегодня на предприятии из пяти компонентов нормативного механизма патриотического воспитания действенны лишь три: социально-культурное, военно-патриотическое и информационно-сопроводительное. Безусловно, задачи молодежной политики, объединенные в данные направления, имеют свою специфику по той причине, что они ориентированы на конкретную категорию – рабочую молодежь – а значит, направлены на воспитание чувств любви и уважения не только к Отечеству, но, в большей степени, к своему предприятию, которое, будучи ориентировано на оборонно-промышленное производство и актуализацию научно-технического, инновационного потенциала страны, неразрывно связано с прошлым, настоящим и будущим России. Однако, как и в случае с государственным патриотическим воспитанием, решение данных задач также направлено на укрепления чувства единства и коллективизма, на углубление знаний об истории Отечества и обеспечение преемственности поколений, на содействие коммуникации институтов сфер общества, и т.д. Необходимо отметить и тот факт, что результаты, полученные в процессе интерпретации понимания патриотизма рабочей молодежью находятся во взаимосвязи с механизмом патриотического воспитания, действующим на данном предприятии. Поясним: согласно исследованию, для большей части опрошенных патриотизм соотносится с социальными и моральными ценностями, которые формируются и проявляются в процессе социально-полезной, коллективной деятельности, гражданской активности и знании истории своей страны, тогда как подавляющая часть задач и мероприятий патриотического воспитания предприятия носит именно социальный, культурно-досуговый, образовательный характер (например, торжественные коллективные шествия, посвященные исторически значимым датам России, тематические туристические слеты и экскурсии, поэтические вечера и т.д.).

Опишем важнейшие задачи каждого направления. Как и в случае с государственным патриотическим воспитанием, мероприятия социально-культурного направления на предприятии предполагают:

¾ Формирование чувства сопричастности и уважения к прошлому страны, содействие возникновению интереса к изучению истории России, увековечение памяти героического прошлого;

¾ Повышение уровня осведомленности молодых сотрудников о событиях, которые легли в основу празднуемых памятных дат России;

¾ Развитие у молодежи чувства уважения к государственной символике и памятникам, значимым в контексте истории Отечества;

¾ Популяризация подвигов героев и выдающихся деятелей российской культуры, истории с целью формирования позитивного образа страны;

¾ Содействие творческой деятельности по созданию произведений, значимых в контексте патриотического воспитания;

¾ Поддержка и совершенствование форм и механизмов социального партнерства за счет обеспечения регулярного взаимодействия трудящихся, работодателей и органов власти;

¾ Организация регулярного взаимодействия Совета ветеранов предприятия с молодежной аудиторией с целью укрепления преемственности поколений, а также развития нравственных, духовных ценностей молодежи.

В рамках военно-патриотического направления реализуется:

¾ Популяризация спортивно-патриотической деятельности., формирование условий для увеличения количества молодежи, успешно справившейся с нормативами Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

¾ Закрепление места работы за молодыми сотрудниками, поступившими служить в Вооруженные силы РФ;

¾ Организация взаимодействия между сотрудниками и служащими в рядах Вооруженных сил РФ посредством переодического отправления посылок, содержащих информацию о деятельности предприятия и коллег (ежемесячная газета, фотоотчеты, письма сотрудников и т.д.).

Информационно-сопроводительное направление включает в себя:

¾ Содействие предоставлению информации о значимых достижениях цеха и успехах молодых сотрудников в печатную газету предприятия с целью формирование позитивного мнения о корпоративных ценностях работников;

¾ Активное использование сети «Интернет» в работе с молодыми сотрудниками, создание условий для оперативного обмена информацией;

¾ Включение патриотической тематики в печатные издания предприятия.

Таким образом, обозначенные нами три направления молодежной политики предприятия частично совпадают с механизмом государственного патриотического воспитания. Однако, обращаясь к структуре понятия «патриотизм» в сознании рабочей молодежи, выстроенной по итогам проведенного нами исследования, отметим, что понимание патриотизма расширяется (по сравнению с нормативным определением), а значит, на воспитание патриотических чувств в отношении предприятия и Родины влияют и другие направления молодежной политики, представленные в «Комплексной программе по работе с молодыми сотрудниками».

Пожалуй, самой обширной и максимально приближенной к ключевым задачам предприятия является подпрограмма «Профессиональный лифт», которая направлена на содействие личностному, профессиональному развитию молодых сотрудников и карьерный рост. Как свидетельствуют результаты проведенного нами исследования, патриотизм рабочей молодежи соотносится с профессиональной деятельностью, это означает, что в процессе гармоничного сотрудничества, взаимного развития работника и профессиональной сферы, вклад в которую он вносит, сотрудник наблюдает продукт индивидуального и коллективного труда, значимого в масштабах инновационного и научно-технологического прогресса как предприятия, так и страны, что, в свою очередь, влияет на повышение чувства гордости, уважения, ответственности за развитие профессиональной отрасли.

Так, реализация направления профессионального развития обеспечивает:

¾ Содействие личностному и профессиональному развитию молодых сотрудников;

¾ Поддержку социальной и производственной активности;

¾ Выявление возможностей профессионального и карьерного развития;

¾ Развитие инновационного и научно-технического потенциала молодежи предприятия.

Решение поставленных задач в рамках данного направления достигает за счет проведения ежегодных научно-технических конференций и конкурсов инновационных проектов, многоэтапных конкурсов профессионального мастерства, интеллектуальных игр; организации круглых столов и регулярного взаимодействия (в т.ч. проектной активности) молодежи предприятия с институтами государственной власти и выдающимися личностями в области культуры, научно-технического творчества, и т.д. По итогам данной деятельности молодежь, проявляющая регулярную активность и выдающиеся способности, зачисляется в кадровый резерв предприятия для последующего выдвижения на руководящие должности.

Итак, воспитание молодежи оборонно-промышленного предприятия в соответствии с ценностями патриотизма рассчитано на объединение рабочего коллектива, предотвращение текучести кадров, развитие личности, повышение производительности вследствие высокого уровня мотивации, достигнутого благодаря формированию комплекса социальных и моральных ценностей. Однако, не только выделенные направления патриотического воспитания влияют на мотивацию и закрепление сотрудников на предприятии.

В ходе научно-исследовательской практики, совместно со специалистом по социальным программам, под руководством которой проходила практика на предприятии, был проведен социологический опрос (анкетирование) «Удовлетворенность работой и мотивация молодежи на предприятии <N>». Всего было опрошено 158 человек в возрасте до 35 лет. Результаты исследования отразили тот факт, что наличие комплексной и стабильной социальной политики является наиважнейшим фактором, определяющим трудовую и социальную активность молодежи на предприятии, а также фактором, способствующим закреплению сотрудников. По итогам опроса нам удалось отразить пять наиболее значимых видов стимулирования активности сотрудников – это премиальные выплаты и повышение ранга (73%), доплаты за стаж (45%), доплаты на оздоровление (27%), страхование (14%) и повышение квалификации (13%). Отмечая факторы, повышающие активность, 88% назвали материальное стимулирование, 59% - нематериальное стимулирование (повышение квалификации, стажировки), 51% - не денежное материальное стимулирование (медицинское обслуживание, страхование, питание, трансфер, и т.д.). Говоря о том, какую роль социальная политика и корпоративные мероприятия занимают в вопросах мотивации, 55% опрошенных указало, что это один из факторов привлечения, закрепления работников и стимулирования их труда.

Рассмотрев механизм реализации патриотического воспитания на предприятии и соотнеся его как с нормативным механизмом, так со структурой понимания патриотизма рабочей молодежью мы можем сделать вывод о том, что данный механизм реализуется за счет решения задач социально-культурного, военно-патриотического, информационно-сопроводительного направлений и направления профессионального развития, что и составляет систему патриотического воспитания предприятия.

Патриотическое воспитание направлено на формирование комплекса определенных ценностей (уважение, любовь, жертвенность, преданность, ответственность и др.), побуждающих к созидательным действиям. То, что сотрудники вкладывают в понятие «патриотизм» именно это значение очевидно, исходя из лексико-семантического поля, выстроенного по результатам опросов. Патриотизм является системой действий и реакций, однако, на деле, мы наблюдаем разрыв между переживаниями и действиями рабочей молодежи. Несоответствие определено в процессе исследования мотивации, которое показало, что реальное отношение сотрудников к предприятию формирует наличие материального стимулирования и разнообразия социальных программ, направленных на улучшение социального и экономического положения молоджи. В том числе, личные беседы и включенное наблюдение на предприятии отразили то, что приостановление некоторых социальных программ (например, жилищной) является фактором, влияющим на изменение отношения к месту работы в худшую сторону, и в некоторых случаях даже причиной, побуждающей перейти на предприятие с более высоким уровнем заработной платы и социальной политики.

Таким образом, мы устанавливаем, что используемый механизм патриотического воспитания молодежи на оборонно-промышленном предприятии не эффективен, и, соответственно, требует коррекции.

§ 2.3 Возможности повышения эффективности патриотического воспитания молодежи оборонно-промышленного предприятия

Специфика оборонно-промышленного комплекса заключается в том, что все предприятия являются режимными, с высоким уровнем секретности, соответственно, сотрудники должны быть дисциплинированными, сплоченными, ответственными, способными на хранение производственной тайны. Для этого необходимо формирование комплекса ценностей, мотивирующих и побуждающих к реальным созидательным действиям внутри предприятия, значимого в контексте развития социально-экономического и инновационного потенциала страны. Добиться высоких показателей возможно при грамотной реализации патриотического воспитания. Однако, в ходе прохождения практики на одном из предприятий оборонно-промышленного комплекса г. Перми выясняется, что патриотическое воспитание, несмотря на приоритетность в области государственной молодежной политики и значимость в формировании системы ценностей, не является эффективным. Неэффективность прослеживается, во-первых, в низкой активности молодежи: сотрудников в возрасте до 35 лет на предприятии насчитывается примерно 1800 человек, тогда как количество стабильно активных едва ли достигает 50-ти. При том, что согласно проведенному нами исследованию, патриотизм в первую очередь соотносится с определенным набором социальных и моральных ценностей, возможно выдвинуть гипотезу о том, что патриотизм не всегда находит выражение в деятельности субъекта. Во-вторых, исходя из цели и задач патриотического воспитания, формируемая совокупность позитивных чувств в отношении страны, предприятия является основой для гражданской, социальной, творческой и пр. деятельности, направленной на развитие. В действительности же, итоги социологического опроса, посвященного определению ключевых факторов позитивного отношения сотрудников к предприятию и мотивации отразили ситуацию, когда на первый план выступает материальное стимулирование.

На сегодняшний день патриотическое воспитание на предприятии лишь частично соотносится с государственным механизмом, и представляет собой ряд плановых мероприятий, проводимых в соответствии с обозначенными социально-культурным, военно-патриотическим, информационно-сопроводительным направлениями. Обратившись к выявленной структуре понимания патриотизма рабочей молодежью, мы также установили,


<== предыдущая | следующая ==>
Экономическая оценка севооборотов». | На другий день Великого Потопу.

Date: 2016-07-22; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию