Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.





В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособ­ности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находя­щимся на территории Российской Федерации, либо применительно к рос­сийским гражданам, пребывающим за рубежом.

Понятием «иностранные лица» обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в ка­честве предпринимателей.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России граждан­ской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Но в ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельнос­ти.

В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая определяется российским законодательством, гражданская дееспособ­ность определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую дея­тельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец Для лиц без гражданства гражданская дееспособ­ность устанавливается по праву постоянного места жительства.

В российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться только по российскому праву.

Из указанного классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону существуют исключения.

Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, за­ключая в России сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссыла­ясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, со­ответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препят­ствия для участия в сделке.

Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обяза­тельств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Феде­рации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российско­му праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

22. Виды иностранных граждан и контроль за их пребыванием на территории РФ.

Основа правового статуса иностранных граждан заложена в части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Согласно законам и договорам иностранных граждан, находящихся на территории России, можно отнести к нескольким категориям, правовой статус которых отличается друг от друга. Необходимо выделить эти категории (виды) иностранцев, что позволит определить различия в их правовом статусе.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в специальной дефинитивной норме в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

· «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства»1.

Иностранец может находиться на территории Российской Федерации законно, либо незаконно4. Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.

Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, подразделить на два вида:

· прибывшие на законных основаниях, но не убывшие после окончания действия этого основания (по истечении срока действия визы, по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения, после аннулирования вида на жительство и т.д.);

· незаконно пересекшие границу и прибывшие на территорию Российской Федерации.

Лицо (иностранец), которое имеет действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признается законно находящимся в Российской Федерации.

Действующее законодательство выделяет следующие категории иностранцев:

· временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

· временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание5;

· постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство6.

Очевидно, что в данном случае законодатель в качестве критерия легальной классификации иностранных граждан на виды использовал такое обстоятельство, как правовые основания и срочность пребывания на территории России.

В зависимости от цели пребывания в России иностранных граждан можно подразделить на следующие категории:

· сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений, члены их семей;

· сотрудники международных организаций;

· аккредитованные в Российской Федерации журналисты;

· туристы;

· лица, прибывшие по приглашению с частным срочным визитом (без деловой цели);

· иностранные работники. Понятие иностранного работника дано в ст. 2 Федерального закона. (Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность);

· индивидуальные предприниматели. Иностранные граждане, зарегистрированные в России в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;

· лица, являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;

· члены семьи (супруги, ближайшие родственники) граждан Российской Федерации;

· студенты и учащиеся;

· лица, прибывшие с деловым визитом (представители иностранных юридических лиц, бизнесмены и т.п.);

· лица, прибывшие с творческим визитом (артисты, приехавшие с концертной программой, лекторы и т.п.);

· члены спортивных делегаций, прибывшие на соревнования;

· члены экипажей морских и воздушных судов, водители автотранспортных средств, доставившие на территорию Российской Федерации грузы или пассажиров.

Приведенное выше основание классификации иностранных граждан носит достаточно условный характер, поскольку цель визита иностранца на территорию России зачастую сугубо индивидуальна. Возможны комбинации целей (например, иностранец - член семьи гражданина России - может прибыть как для воссоединения семьи, так и с целью начала трудовой деятельности, с перспективой получения вида на жительство). Тем не менее, классификация необходима, так как зачастую от цели пребывания зависят особенности правового статуса (например, значительным своеобразием отличаются права и обязанности дипломатов и членов их семей, иностранных работников, студентов и учащихся и др.).

Как представляется, приведенный выше перечень категорий пребывающих на территории России иностранных граждан, определенных на основе преследуемой ими «легальной» цели, необходимо дополнить теми категориями иностранцев, которые имеют цель незаконную:

· лица, прибывшие с целью осуществления преступной или иной незаконной деятельности;

· лица, скрывающиеся от правосудия иностранного государства.

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Основные источники правового регулирования въезда иностранцев в РФ и выезда из РФ – Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Въезд и выезд иностранцы осуществляют по действительным документам, удостоверяющим их личность, при наличии виз РФ. Иной порядок может быть предусмотрен международными договорами и национальным законодательством. Не только въезд, но и выезд осуществляется при наличии визы.

Въезд в РФ не разрешается, если: при обращении за российской визой иностранцы не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ; в пункте пропуска через Государственную границу иностранцы нарушили правила пересечения Государственной границы РФ; иностранцы сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения; это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; в период предыдущего пребывания в РФ иностранцы были осуждены в соответствии с законодательством РФ за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; иностранцы не представили документы, необходимые для получения российской визы; иностранцы ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Выезд из РФ иностранцам может быть ограничен, если: иностранцы в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления; привлечены в качестве обвиняемых либо осуждены за совершение преступления на территории РФ; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, либо не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов.

Депортация – принудительная высылка иностранногоражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания или проживания в РФ. В случае если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней. В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Если иностранец не выезжает в течение этих сроков добровольно, то он подлежит принудительному выдворению. Депортация иностранцев осуществляется за счет его средств, а в случае их отсутствия – за счет пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, национальность которого имеет иностранец, международной организации или ее представительства, а также за счет средств пригласившего депортируемого иностранца лица.

Полномочия по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также по борьбе с нарушителями режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ переданы силовикам, а именно ФМС МВД РФ.

Также к этой борьбе могут привлекаться сотрудники налоговых инспекций и ФСБ. Раньше с иностранцами «разбирался» департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

После вступления в силу нового КоАП РФ у ФМС МВД РФ появились определенные рычаги воздействия на нелегалов. Хотя штрафы, установленные кодексом, очень низкие, а, учитывая, что работодатели, незаконно привлекающие иностранцев на работу, тем самым уходят от налогов, ответственность должна быть более существенной. С нелегалами необходимо бороться совместно с МНС и уже сейчас между ФМС МВД РФ и МНС РФ налаживается сотрудничество, чтобы вместе выявлять незаконных мигрантов и лиц, уклоняющихся от налогообложения. Все иностранцы и работодатели должны надлежащим образом оформлять свои отношения, получить разрешения и легализовать свой статус. Если этого не сделано, то налицо нарушение, влекущее наложение определенных санкций.

 

23. Юридические лица как субъекты МЧП: статут юридического лица, критерии определения личного закона юридического лица. Правовой статус транснациональных корпораций.

 

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству, право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица. Такое право получило название «личный закон» или «личный статут» юридического лица.

Правовое положение юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в разных государствах, определяется по законодательству государства, где оно образовано.

В некоторых странах используется иной метод. Там определяется правоспособность юридических лиц по закону местонахождения руководящего органа.

Третий возможный вариант – это определение статуса юридического лица по месту его деятельности. Надо сказать, что если первые два варианта широко известны праву разных государств в течение длительного периода времени, то последний появился где-то после Второй Мировой войны, и связано это было с деятельностью транснациональных корпораций, то есть когда оказывалось, что юридическое лицо учреждено в одном государстве, а всю свою деятельность ведет в каком-то другом государстве.

Именно в законодательстве практически всех арабских государств указано, что правоспособность юридического лица определяется по закону места его деятельности.

Регистрация юридических лиц:

нормативно-явочный порядок. Нужно представить необходимые документы и зарегистрироваться в специальном органе - торговые и промышленные палаты. Иногда формальности сведены к минимуму.

- разрешительный - есть специальный орган, который уполномочен выдавать разрешение - министерство и др. До тех пор, пока разрешение не выдано, юридическое лицо не считается созданным.

Вопрос о его национальности - это то, какому государству принадлежит юридическое лицо. По принципу домицилия, - это место, где находится управляющий центр юридического лица; в соответствии с принципом резиденции, - это место, где совершаются основные операции. Разные государства придерживаются разных критериев при определении национальности юридического лица:

- инкорпорация - юридическое лицо подчиняется законодательству того государства, где оно зарегистрировано.

- критерий оседлости - место нахождения управленческого центра.

- доктрина центра эксплуатации - закон места осуществления основной деятельности.

- доктрина контроля - тот, кто владеет этой фирмой (имеет контрольный пакет акций), несмотря на то, что эта фирма зарегистрирована в той или иной стране.

При осуществлении деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства.

Транснациональные корпорации. Конвенции о транснациональных корпорациях

Имеется основная холдинговая фирма которая начинает образовывать дочерние предприятия за рубежом. Эти дочерние предприятия или филиалы регистрируются по праву соответствующего государства и являются юридическими лицами по праву этого государства. Кроме того, могут быть еще промежуточные звенья в структуре ТНК. Иногда они образовывают конторы по сбыту, которые занимаются сбытом, или они занимаются снабжением. Иногда такие промежуточные звенья образуются по определенным регионам.

ТНК представляет собой практически новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей, в силу экономической интеграции, в силу развития рыночных отношений, и поэтому они представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП, субъектом, который по значимости иногда равен государству, потому что бюджет ряда ТНК оказывается значительно больше, чем бюджет отдельных государств.

24. Международные юридические лица как субъекты МЧП: правовой статус, специфика участия в частноправовых отношениях.

Учитывая роль, которую юридические лица играют в международных, хозяйственных отношениях, именно они являются основными субъектами международного частного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц является основой их личного статута. Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации (п. 2 ст. 1202 Гражданского кодекса). Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места со вер ше ния сдел ки, за ис клю че ни ем случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении (п. 3 ст. 1202 Гражданского кодекса).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц.

 

25. Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц: понятие, виды, особенности применения.

Правовые режимы. В международном частном праве принято выделять четыре вида режимов иностранных физических и юридических лиц: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим и режим недискриминации.

Национальный режим - предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным гражданам и юридическим лицам. Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом (Конституция РФ). Согласно ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, национальный режим фиксируется в торговых договорах России с зарубежными странами, в договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, Минская конвенция 1993 г.

НО! Законодательство РФ содержит изъятия в отношении предоставления нац-го режима иностранным лицам:

1. В некоторых случаях национальный режим предоставляется на условиях взаимности. Например, в соотв. с Патентным законом РФ иностранные ФЛ и ЮЛ пользуются правами, предусмотренными Законом, наравне с российскими ФЛ и ЮЛ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности.

2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отношении занятия определенных должностей. В соответствии с законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать гос. должности, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста и т.д.

3. Для иностранных лиц установлены ограничения в отношении занятия определенной деятельностью. Так, иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Если такого договора нет, то архитектурной деятельностью в РФ иностранные лица могут заниматься лишь совместно с архитектором - гражданином РФ или ЮЛ РФ, имеющими лицензии.

4. Установлены ограничения в отношении владения собственностью. В частности, не могут находиться в собственности иностранных лиц: а) участки континентального шельфа, недр, лесного фонда (только в пользовании); б) земельные участки, предоставляемые членам крестьянского (фермерского) хозяйства, участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; в) земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться у иностранных лиц только на праве их аренды. В соответствии с законом земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность иностранным лицам только за плату.

5. Установлены ограничения для участия в приватизации государственного и муниципального имущества. Иностранным лицам необходимо получать разрешения местных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства. Специальные разрешения Правительства РФ и субъектов РФ требуются для допуска иностранных лиц для участия в приватизации предприятий оборонной, нефтяной, газовой промышленности. Для иностранных лиц установлен запрет на участие в приватизации предприятий, находящихся в границах закрытых территориальных образований.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - предоставление одним государством гражданам и ЮЛ другого государства обращения не менее благоприятного, чем то, которым пользуются на его территории граждане и ЮЛ любого третьего государства. В силу данного режима иностранные лица пользуются в государстве максимумом тех прав, которые предоставлены лицам любого третьего государства. РНБ определяется в международных договорах (как правило, в договорах о торгово-экономическом сотрудничестве), причем только с государствами, с которыми складываются договорные отношения. Практически для установления РНБ необходимо проанализировать все международные договоры данного государства и выбрать из них положения, которые касаются прав иностранных граждан и ЮЛ. Совокупность наиболее благоприятных для иностранных лиц норм и составляет РНБ. Таким образом, в отличие от национального режима, в котором положение иностранных граждан и ЮЛ сравнивается с положением отечественных лиц, в РНБ правовое положение одних иностранных ФЛ и ЮЛ сравнивается с положением других иностранных лиц.

Специальный режим - предоставление одним иностранным лицам определенных преимуществ по сравнению с другими иностранными лицами. Как правило, преимущества вытекают из участия государства в таможенных союзах, зонах свободной торговли, международных организациях и разного рада интеграционных объединениях. Такими преимуществами в России обладают, например, граждане и ЮЛ СНГ в соответствии с международным соглашениям в рамках СНГ. Другой пример: в странах Европейского Союза (ЕС). Граждане стран ЕС пользуются гораздо большим объемом прав на территории других стран ЕС, чем иные иностранцы. По существу, специальный режим делает изъятия из РНБ.

Режим недискриминации. Согласно такому режиму государство вправе требовать от других государств создания таких же условий для своих граждан и ЮЛ, которыми пользуются граждане и ЮЛ других государств. В отличие от РНБ, при котором для иностранцев создаются наиболее благоприятные условия, в силу режима недискриминации создаются общие и одинаковые условия для всех (усредненные условия). РНБ всегда устанавливается в международных договорах. Режим недискриминации не нуждается в договорном закреплении - это норма общего международного права, вытекающая из принципа равенства государств.

Реторсии. В некоторых случаях государства вводят ограничения прав иностранных граждан и ЮЛ, когда по отношению к их субъектам права или к товарам в соответствующих иностранных государствах введены дискриминационные меры. Такие ограничения носят ответный характер и именуются реторсиями. Их целью является восстановление взаимности. Применение реторсий допускает и российское законодательство. Согласно ГК РФ они могут быть установлены правительством РФ. Кроме того, предусматривают установление ответных ограничений процессуальных прав в отношении иностранных лиц также ГПК РФ и АПК РФ. Реторсии могут применяться лишь в ответ на специальные ограничения прав российских лиц. Так, если в иностранном государстве принимается нормативный акт, ограничивающий права всех иностранных граждан (а не только российских), то нет оснований для введения ответных ограничений.

Если вдруг спросят: В литературе можно встретить и более широкое понимание реторсий как ответных ограничений, которые могут касаться не только прав иностранных лиц, но и в целом всего комплекса торговых отношений с соответствующим государством. В частности, в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли (ответные меры) в случае, если, например, иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства. Так, в США до сих пор действует пресловутая поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974 г., ограничивающая торговлю с Россией.

26. Собственность в МЧП: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование. Национализация в МЧП.

Нормы о праве собственности устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам, закрепляют полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является использование привязки lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.

Практически во всех странах мира коллизионная формула lex rei sitae признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д.) это правило не является таким безусловным.

Страны общего права распространяют действие принципа lex rei sitae главным образом на отношения, связанные с вещными правами на недвижимое имущество. Применительно же к движимому имуществу в этих государствах принято использовать особую группу привязок, основной из которых является привязка «личный закон собственника» (lex personalis). Однако, в общем, и статутном праве этих стран в последние десятилетия наметилась тенденция перехода от принципа личного закона к принципу места нахождения вещи. Только в Аргентине и Бразилии принцип личного закона собственника до сих пор является главенствующим в отношении всех вопросов, возникающих в сфере отношений собственности.

Нормативные правовые акты других стран мира, включая Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino – риск несет собственник).

Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (res in transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится.

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация – это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имуществав частную собственность.(см. далее)

 

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам – членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

 

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов «каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними… включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права».

 

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе посредством национализации, или предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Подобные обязательства государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами – резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального действия законов в национализации.

27. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: режимы иностранных инвестиций, гарантии и льготы для иностранных инвесторов.

Согласно ст. 2 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными инвестициями являются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции обычно подразделяют на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции: приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. (машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование).

Законодательство РФ выделяет также некоторые особые прямые инвестиции, которые имеют название "приоритетный инвестиционный проект". Под этим понимаются инвестиции, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.

Остальные инвестиции иногда именуются портфельными. Существенного значения это понятие для правового регулирования иностранных инвестиций не имеет. В основном этот термин используется в области валютного контроля.

Термин "прямые инвестиции" очень важен с правовой точки зрения для регулирования иностранных инвестиций, поскольку именно прямые инвестиции дают право иностранному инвестору рассчитывать на получение основных льгот и гарантий по национальному законодательству.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (Ст. 5)

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (Ст. 6)

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (Ст. 7)

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (Ст. 8)

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (Ст. 9)

Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (Ст. 10)

Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (Ст. 11)

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (Ст. 12)

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (Ст. 13)

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (Ст. 14)

Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (Ст. 15)

Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей (Ст. 16)

Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами РФ и органами местного самоуправления (Ст. 17).

"Дедушкина оговорка" - центральная норма Закона. Она представляет собой основную гарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяжении определенного промежутка времени на него не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве и по отношению к нему продолжают применяться нормы законодательства, при которых началось инвестирование.

 

28. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций, гарантии и льготы для иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы - физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.

В соответствии с Законом "Об иностранных инвестициях в РФ" к иностранным инвесторам относятся: иностранные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные по законам иностранных государств; иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ; международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства.

Международно-правовые источники регулирования определяют иностранных инвесторов в зависимости от целей, к которым они стремятся.

Двусторонние договоры о содействии и взаимной охране инвестиций заключаются для обеспечения инвестиционных прав лиц, имеющих национальность обоих государств. Иностранные инвесторы по этим соглашениям определяются как лица, имеющие национальность государств-участников.

Ашгабатское соглашение глав государств СНГ от 24 декабря 1993 г. заключено в целях регионального сотрудничества в области инвестиционной деятельности и распространяется на инвесторов государств-участников. Согласно ст. 2 этого Соглашения под ними понимаются: юридические лица, созданные согласно законодательству государства-участника; физические лица, граждане государств-участников и постоянно проживающие на их территории граждане других государств, а также лица без гражданства; государства - участники Соглашения и расположенные в пределах их территорий государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством государств-участников.

Конвенция о защите прав инвестора заключена в ходе регионального сотрудничества, но сфера ее действия шире. Заключив Конвенцию о защите прав инвесторов, государства-участники поставили перед собой задачу создать на своей территории общее инвестиционное пространство. Нормы Конвенции начинают действовать в том случае, если в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств, причем не имеет значения, являются ли эти государства участниками конвенции или нет.

Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций заключена в целях страхования инвестиций из стран-членов в других странах-членах, относящихся к развивающимся. Определяет инвесторов как любое физическое и любое юридическое лицо при условии, что физическое лицо является гражданином страны-члена, не являющейся принимающей инвестиции страной, а юридическое лицо сформировано и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену или странам-членам или их гражданам при условии, что такой член не является принимающей страной в любом из вышеприведенных случаев и юридическое лицо действует на коммерческой основе.

29. Правовой режим свободных экономических зон: виды, особенности правового регулирования. ОЭЗ в России. Оффшорные зоны.

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами.

В настоящее время в ООН зафиксировано более 30 различных наименований СЭЗ, которые представляют собой обособленную территорию государства, где созданы особые условия хозяйствования путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами. Понятие «СЭЗ» является условным и собирательным – это свободные таможенные зоны (Болгария, Словения), свободные беспошлинные зоны (Герцеговина, Македония), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (Сингапур, Гонконг), экспортно-производственные зоны (Малайзия, Мексика), зоны свободного предпринимательства и технополисы (США), свободные порты (ФРГ, Нидерланды).

Все СЭЗ можно условно разделить на три вида:

свободные промышленные зоны, которые создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, где действует льготный правовой режим в сфере торгового, валютного, таможенного и налогового регулирования;

внешнеторговые зоны – предназначены для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создаваемых логистических складов, организации выставок, перевалки транзитных грузов, невзимания торговых пошлин и налога на добавленную стоимость товара;

технологические парки и технополисы – способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальных наук и разработки новых наукоемких технологий; расширению экспорта готовой продукции.

СЭЗ можно также разделить на два типа: замкнутый, или анклавный (полностью ориентированный на экспорт Китай); интеграционный, связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой (США). Наиболее важная задача СЭЗ – привлечь в экономику страны иностранный капитал, передовые технологии, управленческий опыт. Именно в СЭЗ для иностранных инвесторов создаются наиболее выгодные условия: льготы в сфере внешнеэкономической деятельности дополняются бюджетными кредитами на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры. Во многих государствах приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ (США, Мексика, Румыния, Южная Корея, Венгрия, Великобритания, Колумбия, Болгария).

Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным законодательством, но и международным правом (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1973 г., постановление Совета Европы 1988 г. «О свободных таможенных зонах и складах»).

РОСОЭЗ - это масштабный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет.

Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а так же гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже общероссийских показателей.

Для российских компаний ОЭЗ это возможность реализовать амбициозные проекты и выйти на внешние рынки.

Для иностранных компаний ОЭЗ это выход на российский рынок.

В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития бизнеса, реализации смелых идей, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.07.2005 № 116-ФЗ "ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Оффшорной зоной называется территория или государство, где на законодательном уровне разрешено регистрировать юридические лица, имеющие значительные налоговые льготы или полностью освобожденные от налогов. Обычно такие привилегии достигаются посредством выполнения определенных условий. В большинстве случаев основное условие – получение доходов организацией за пределами данной территории или государства. Специализацией оффшорных юрисдикций является предоставление коммерческих и корпоративных услуг компаниям-нерезидентам, а также инвестирование оффшорных капиталов.

Оффшорные зоны часто называют «налоговым раем». Мнения специалистов насчет подобных юрисдикций полярны. Защитники утверждают, что оффшорные центры, имеющие хорошую репутацию, вполне законны и являются важным элементом международной торговли. Благодаря безналоговой структуре он дают возможность эффективно управлять рисками и оптимизировать денежные потоки.Зарегистрировать оффшорную компанию

достаточно просто, а расходы на ее содержание и степень открытости данных зависят от зоны. Противники считают, что подобные образования нередко применяются для ведения подозрительной или противозаконной деятельности.

Международное сообщество проявляет пристальное внимание к оффшорным зонам, начиная с 2000 г. На встрече G20, состоявшейся в апреле 2006 года, было принято решение принять меры против юрисдикций, которые отказываются сотрудничать (т. е. обмениваться информацией). Значительное влияние на оффшоры оказали инициативы, выдвинутые МВФ, FATF, OECD. Большинство таких юрисдикций ужесточило свое законодательство по статьям, касающимся отмывания средств и прочих незаконных действий. На сегодня самой «послушной» зоной является Джерси. Она выполняет 44 рекомендации из предложенных 49 пунктов.

Офшорные зоны для России

В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) публикуется Центральным банком России.

 

В целях защиты национального бизнеса офшорным компаниям запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью в пределах самой офшорной зоны.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

· оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;

· комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;

· технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;

· внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

· Особые экономические зоны

· Территории особого режима

· Специальные экономические зоны

· Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

· Туристические услуги

· Банковские и страховые услуги

· Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

· Экспортно-импортозамещающие

· Экспортно-производственные

· Импортозамещающие

· Промышленные парки

· Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

· Инновационные центры

· Технопарки

· Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

· Торгово-производственные

· Свободные порты

· Бондовые склады

· Свободные таможенные

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

· необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;

· создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;

мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

 

30. Внешнеэкономические сделки: понятие, содержание, виды, правовое регулирование, особенности составления и оформления ВЭС.

В международном частном праве особую роль играют внешнеэкономические сделки, под которыми следует понимать договоры, совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах.

Под формой сделки понимается внешнее выражение воли сторон. Сделки могут совершаться в устной и письменной формах, причем может быть простая письменная форма и нотариально заверенная. Несоблюдение формы сделки может повлечь негативные последствия для сторон, ее заключивших, т. е. недействительность сделки. В российском законодательстве установлены как общие правила для всех сделок, так и специальные для внешнеэкономических сделок.

В зависимости от предмета договора их можно разделить на следующие виды: договоры купли-продажи; договоры перевозки (морской железнодорожной, воздушной, автомобильной); договоры финансовой аренды (лизинга); договоры коммерческой концессии (франчайзинга); договоры под уступку денежного требования (факторинга); договоры подряда; договоры поручения и т. д.

Во внешнеторговых сделках широко применяются международные обычаи. Наличие обычая может доказываться сторонами в споре, устанавливаться судом или арбитражем по собственной инициативе. Установленный обычай является правовой нормой, применяемой к разрешению спора по данной сделке. В области международной торговли различают следующие обычаи: являющиеся унифицированными международными материально-правовыми нормами; применяемые во внешней торговле, но вследствие своих национальных особенностей не являющиеся нормами международного характера, а по существу представляющие собой национальные обычаи внешней торговли.

Зачастую трудно сказать, является ли данный обычай единообразно применяемым всеми государствами или особенности его применения настолько существенно отличаются в разных государствах, что следует говорить о национальной дифференциации торгового обычая.

Общая черта всех международных торговых обычаев заключается в том, что момент перехода риска случайной гибели или порчи вещи отделен от момента перехода права собственности и устанавливается независимо от него. Переход риска связан с выполнением продавцом всех его обязательств по контракту, а не с моментом перехода права собственности.

В МПП и МЧП часто употребляется термин «обыкновение». Обыкновение – это единообразное, устойчивое правило, всеобщая практика, не имеющая юридической силы. Как правило, формирование обыкновения представляет собой первую стадию установления обычной нормы права. Обычай – это также всеобщая практика, но признанная в качестве правовой нормы.

Торговые термины (типы договоров) на протяжении длительного времени складывались в практике и, в конце концов, приобрели качество обычаев международной торговли. Однако содержание этих терминов неодинаково в практике государств. В целях предотвращения подобных недоразумений МТП разработала ИНКОТЕРМС, которые представляют собой частную неофициальную кодификацию международных торговых обычаев.

В ИНКОТЕРМС определенные типы договоров формулируются в зависимости от условий транспортировки товаров, перехода рисков и т. д., таким образом, тип договора сводится к типу условий, на которых он совершается. Унифицировано 13 терминов, которые составляют 13 типов договоров. ИНКОТЕРМС в принципе относятся только к условиям торговли и транспортировки товаров в договорах купли-продажи. Все условия поделены на четыре принципиально разные категории в зависимости от степени участия и ответственности продавца за транспортные, таможенные и другие обременения.

В доктрине международного частного права широко распространена концепция lex mercatoria (транснациональное торговое право, МКП, право «международного сообщества деловых людей»). Основной смысл этой концепции заключается в том, что существует автономная, обособленная регламентация международных торговых сделок, целостный комплекс регуляторов внешнеэкономических операций, отличный от внутригосударственного регулирования. Понятие lex mercatoria используется в самом широком смысле слова – это обозначение всего существующего массива и национального, и международного регламентирования всех внешнеторговых отношений, т. е. глобальное осмысление всех правил международной торговли.

Lex mercatoria понимается как универсальная система правовых норм, особый правопорядок. В литературе ее называют третьей правовой системой (первая – национальное право, вторая – международное право).

31. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980): сфера и условия применения, порядок заключения и исполнения договора международной купли-продажи товаров.

Сфера действия. Конвенция подлежит применению в следующих случаях:

1. когда коммерческие предприятия сторон договора МКП товаров находятся в разных государствах, участвующих в конвенции (п. «а» ст.1), или

2 когда в силу коллизионной нормы в качестве применимого к договору национального права признается право государства - участника Конвенции, даже если коммерческое предприятие одной из сторон договора или обеих сторон не находится в государствах - участниках Конвенции (п. «b» ст. 1). Причем это правило действует также в случае, когда стороны выбрали право государства - участника Конвенции в силу автономии воли сторон. Иными словами, применение к контракту права государства - участника Конвенции автоматически влечет применение Конвенции.

Как уже отмечалось, термин «коммерческое предприятие стороны» характеризует не субъект права, а место основной деятельности стороны, постоянное место осуществления деловых операций («place of business»).

Таким образом, национальность (государственная принадлежность) стороны не имеет значения для решения вопроса о применимости Конвенции.

Конвенция не применяется к продаже определенных предметов: 1) ценных бумаг; 2) судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; 3) электроэнергии; 4) товаров с аукциона, в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; 5) товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования.

Конвенция не регулирует: 1) вопросы действительности договора или каких-либо из его положений (исключение составляют положения о форме сделки (ст. 12), несоблюдение которой влечет недействительность сделки), в том числе вопросы правоспособности сторон, представительства и доверенности; 2) вопросы права собственности на проданный товар; 3) ответственность продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица; 4) определение процентов при просрочке исполнения денежных обязательств; 5) применение договорного положения о неустойке; 6) применение исковой давности.

Конвенция распространяется только на договоры международной купли-продажи. Она не применяется к договорам, по которым одна сторона поставляет товар другой стороне для переработки и последующего ввоза обратно (так наз. «договоры на изготовление товара из давальческого сырья»). Конвенция не применяется к договорам, предусматривающим наряду с поставкой товара также выполнение работ или оказание услуг, если обязательства стороны, поставляющей товары, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг (договоры подряда и пр.). Иными словами, в сферу регулирования Конвенции попадают только те договоры, в которых обязательство по поставке является основным.

Структура Конвенции. Конвенция 1980 г. состоит из четырех частей, включающих 101 статью: ч. 1 «Сфера применения и общие положения», ч. II «Заключение договора», ч. III «Купля-продажа товаров», ч. IV «Заключительные положения». Части II и III имеют самостоятельное значение. Это значит, что Договаривающееся государство может во время подписания, ратификации, принятия, утверждения или присоединения заявить, что оно не будет связано нормами ч. II или ч. III Конвенции.

Часть III «Купля-продажа товаров» содержит главы, посвященные общим положениям-, обязательствам продавца, обязательствам покупателя, переходу риска, положениям, общим для обязательств продавца и покупателя. В свою очередь глава об обязательствах продавца включает разделы о поставке товаров и передаче документов, соответствии товара и правах третьих лиц, средствах правовой, защиты в случае нарушения договора продавцом; глава об обязательствах покупателя предусматривает разделы об уплате цены, принятии поставки, средствах правовой защиты в случае нарушения договора покупателем; глава о положениях, общих для обязательств продавца и покупателя, содержит разделы о предвидимом нарушении договора и договорах на поставку товаров отдельными партиями, о процентах, о последствиях расторжения договора, сохранении товара, об убытках, об освобождении от ответственности.

Конвенция 1980 г. не затрагивает действия любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и которое содержит положения по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, при условии, что стороны имеют свои коммерческие предприятия в государствах — участниках такого соглашения.

Date: 2016-07-22; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию