Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий как вид драматургии

 

1. Сценарий как драматургическая форма

театрализованных представлений /

С развитием общества развивается и его праздничная культура, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной драматургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человеческих затрат процесс создания сценариев требует профессиональных знаний умений и навыков.

Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализованных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса.

К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праздничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Коновича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и праздников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи-мися современной молодёжью примерами из практики тех лет.

Мы попытаемся обобщить взгляды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о сущности и специфике сценариев театрализованных представлений и праздников.

Итак, сценарий является первоначальным моментом в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников. Это драматургическая форма любого театрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. Поэтому, прежде чем приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, необходимо разработать сценарий будущего праздничного действа.

По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовок празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определению сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предложенная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность в процессе творческой работы по созданию будущего праздничного действа и литературной фиксации его содержания ничего не упустить, продумать и решить все необходимые моменты по воплощению сценарно-режиссёрского замысла.

Дополнение к данному определению сценария даёт известный режиссёр массовых театрализованных представлений и праздников А.Д. Силин. В своём определении сценария он делает акцент на его режиссёрский аспект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии массового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова. то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зрительного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь общепринятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический режиссёрский сценарий» (58, 14).

Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сценарии всех действий участников театрализованного представления, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий исполнителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, связок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмосферу праздничного действа и раскрывающих его содержание. Таким образом, сценарий это результат тесного творческого сотрудничества сценариста и режиссёра или творчества режиссёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургическое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не предназначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария С.М. Массарский: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образ-ная концепция массового действа, на основе найденной и поставленной им проблемы, праздничного события » и далее уточняет: - «Сценарий - это подробная литературная (режиссерская) разработка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как способ фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме выразительных средств » (70, 101).

Сценарий соединяет в себе как художественную организацию сценарного материала, так и организацию действий реальных участников праздничного действа. Эту концепцию выдвигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сценарий театрализованных форм имеет два аспекта - художественный и психолого-педагогический. В процессе работы над сценарием автор должен не только выстроить сценарный материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы активизации участников будущего праздничного действа и их предполагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зрительское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист-режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстраивает сменяемость чувств и эмоций, настроений и действий предполагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного действа.

При этом сценарист не должен забывать о законах драматургического построения действия, о необходимости воздействия на аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально менее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзенштейну, художественное произведение не застывший итог, не результат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересекаются концепции автора и восприятие зрителя. При этом восприятие зрителя в окончательном осуществлении произведения имеет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, понимаемое динамически, и есть процесс становления образов в чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения, в отличие от мёртвенного, где зрителю сообщают изображённые результаты некоторого протекающего процесса творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий процесс»(77, 331).

Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей профессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая трудная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильденстерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на человеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» находить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливого режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста. Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в одном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе» и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь выявить силу воздействия каждой единички сценической информации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоционального воздействия каждого отобранного им средства выразительности и суметь поставить его в такой контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей аудитории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор, по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель человеческих отношений». И только программируя и выстраивая чувственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сценарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоциональный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые про-блемы и достижение поставленной цели педагогического воздействия.

Итак, сценарии театрализованных представлений и праздников представляют собой единство художественной, психолого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве социолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть социально активной Личностью и уметь образно выражать своё отношение к поднимаемым проблемам.

Таким образом, создание сценария театрализованного действа - процесс сложный и требует многостороннего, комплексного подхода.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое сценарий?

2. Какое место занимает сценарий в профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников?

3. Что включают в себя сценарии театрализованных представлений и праздников?

4. На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание режиссёру театрализованных представлений и праздников в процессе его творческой деятельности?

5. 5. Что предполагает художественный аспект сценария?

6. Что предполагает режиссёрский аспект сценария?

7. Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария?

8. Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников?

Литература:

1. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Россия, 1985.

2. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.

3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-дагогической деятельности клуба. — М.: Просвещение, 1988.

4. Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

5. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1981.

6. Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -М: Просвещение, 1986.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Таблицы метапредметных и личностных результатов

Date: 2016-07-22; view: 801; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию