Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексическая система языка. Понятие макро- и микроструктур словаря.





Значение слова.

Слова —чувственные знаки, необходимые для общения.

Лексическоезначениеслова —отношение ПВ и ПС

«Нет общепринятого понимания феномена значения» из-за сложности самого значения

Знак

 

Сем синт прагм

Ден сигн пар синтактич

Значение —устойчивая связь м/д звуковой оболочкой и предметом(признаком) дейтв-ти, кот она обозначает. Значение —связь м/д звук последовательностью и отражением представлений о предметах, кот возник в нашем сознании. Значение —предметно-веществ содержание слова, являющееся элементом общей семантической системы словаря.

Значение: отображение предмета действительности в сознании человека.

Типызнаний, фиксируемыевЛЗС:

1)научные знания об объекте—верифицированные, логич точные сведения, полученные в рамках определения отрасли знания и являющ достоянием специалистов в данной отрасли;2)энциклопедические знания—максимально широкий набор наиболее существенных, интересных сведений об объекте;3)языковые знания—знания существенных признаков объекта, необходим для нормального понимания и употребления слова в речи. (Языков и научн знания не противопаставлены строго.)

 

11. Структура ЛЗС. Упорядоченная совокупность существ признаков.

-Ядро, 2 типа признаков (сем), -гиперсема (архисема род семья),-гипосема (диффиринц сема)

-Перифирия(отсутств перифер признаков не мешает идентификац объекта) 1. Гиперсема фикс относ-ть объекта к опред классу 2. Гипосема фикс признаки, позволяющ отличить данный объект от др. 2класса слов: 1.С жёстким распределение сем. 2.с вероятностным распределением чётко зафиксир статус признакаочень сложно.

 

12. Прагматичекий компонент в значен ЛЗС. Эмоц оценка комп (эмоц+аксиологич отнош к объекту)+коннотаций. 1.ЛЗС=ДСК (денот-сигнифик,комп) т.е. эмоц к-нет, отсутствие в стр-ре ЛЗС

эм. Оц комп не означает, что эок не может появиться в употреблении слова2. ЛЗС=ДСК+ЭОК а)дск>эок (вор, болеть, выздороветь) б) дск<эок (мерзавец, подлец, солнышко,умница)

эок= эмоционально оценочный компонент.

Коннотация- не существ.,но устойчивая для данного языка или данной к-ры признаки объекта, представл собой ассоциативные стереотипы.

Языковые реализации коннотаций: 1.Переносное значение (какая ворона) 2.Производные слова (свинячить, проворонить) 3.сравнительные конструкции 4.Пословицы/поговорки 5.Синтаксические конструкции(псевдотавтологич) (дск /прагмат х есть х, х- это х), 6- наличие шуток, анекдотов.

 

13.Прямое и переносное значения слова.

Проблема анализа структуры ЛЗС полисеманта:

1- определение статуса значения как прямого или переносного.

Признаки прямого значения: * контекстуально независимо(лес,нос); *синтагматическая свобода – отсутствие ограничений в сочетаемости(пить).

Признаки перенос. значения:*контекстуальная зависимость (нос корабля), *синтагматическая несвобода – синтаксическая(опр.синтаксич.позиция: Она - лиса), *конструктивная ограниченность(гора проблем, лес рук –мн.ч.), *фразеологическая связность (круглый дурак, круглый идиот)

2-разграничение полисемии и омонимии. Критерии разграничений:

*этимологический(история слова: мат - англ:в спортзале, перс:в шахматах, рус:ругательство),*семантический(ядро+переферия), *словообраовательный(кулак-кулачный/кисть; куак-кулацкий/кресьянин; мир-мировой, мир-мирный),*морфологический/грамматический (клуб-клубЫ/дыма; клуб-клУбы/города)

Семантические типы переносного значения: метафора(образность), метонимия(не образная).

 

Метафора,

метафора - регулярный, акказиональный перенос названия с одного объекта на др. основанный на сходстве.

регулярные систем. переносы:

-по форме(глаз. яблоко)

-по цвету -золотая осень, локоны

-место положения - шапка в заявлении, крыша

-функция - дворники в машине.

Функции:

!-номинативная

! - характеризующая= эмоцион-экспрессивная(горе луковое)

-дискурсообразующая

-объяснит-эвристическая (способ познания ч-л нового (электр.поток))

-мнемоническая (позвол быстро и образно запомнить инфу)

-когнитивная

-художественная

-воздействующая

-консперир. (мамка)

- текстообраз.(сми, реклама)

- стилеобраз.(поэзия худ. стиль)

- жанрообраз. (загадка)

- игровая

КОНЦЕПТ. метафора - наиб. существ. для познания метафоры, кот. способны в опред. смысле обусловливать наше воприятие опред. фрагментов действит-ти(общество- строение, эмоции -жидкость, огонь)

 

Метонимия.

Метонимия - регулярный, акказиональный перенос названия с одного объекта на др. основанный на смежности.

модели:

- вещ-во - изделие из вещества(женщина в соболях)

- вместилище - содержимое (чайник кипит)

- действие - результат (занимается вышивкой)

-действие - место(остановка)

- место-событие (бородино)

-автор- произведение (читать гоголя)

- орган тела - заболевание(что с тобой? - зубы)

- часть - целое(синегдоха) (стадо в сто голов), целое - часть - ноги здесь не будет, суд идет.

Метонимия зачастую явл. рез-том эллиптич. свертывания словосочетания\предлож.=> нередко отд. виды М. трактуются не как семантич., а как синтагматич. явление.

 

16, Полисемия. ЛСВ- лексико-семант вариант- 1 из знач полисеманта. Полисемия- следствие такого фундамен св-ва как АССИМЕТРИЯ. ЛСВ в стр-ре полисеманта всегда связаны м/у собой определ семантич связью. Иногда эта связьпрозрачна+можно указать общие семы: ветеран= -стар опытный воин,-стар заслуж работник. Но связь м-т быть неочевидной (тряпка). Сов-ть ЛСВ образует образует определенную стр-ру: 1Модель радиальная, где все значения выводятся из одного 2. мод цепочечная. 3. мод комбинированная (min 4 знач).

Трудности анализа стр-ры полисем. 1.разграничить полисемию и омонимию 2.выделить прямое/переносное значение. Прямое знач отлич-ся от переносного:.контекстуальной независимостью. 2.синтагматич свободой. Перн зн, 3 вида синтагмат несвободы: 1.фразеолог связ-ть (круглый дурак, полный) 2. синтаксич обусловленность 3. конструктивная огран-ть. В контекс акте реч употребляется в норме реал-ся только 1 значение полисеманта, кот обозначается слуш-им с опорой на контекст. Полисемант может реализовать одноврем 2 значения: 1.язык игра(юморитстич/реклам дискурс) 2.худ текст (поэтич)

 

 

Лексическая система языка. Понятие макро- и микроструктур словаря.

Характеристики Лекс.сист.языка: 1-подвижность, открытость, 2-обусловленность экстралингвистич. Факторами, 3-иерархичность(гиперо-гипонимич.отношения), 4-диффузность границ между классами, составляющими Лекс.сист.,5- множественность элементов, 6- множественность связей между элементами.

Типы отношений между единицами ЛС: 1- макроструктуры(организуют весь словарь в целом), 2-микроструктуры (объединяют небольшие группы слов)

Макроструктуры: 1)гиперо гипонимические (родо-видовые отношения между лекс.единицами), 2)партитивные/партономические/меронимические (отнош-я части и целого)

Микроструктуры: 1-синонимические, 2-антонимические, 3-семантические цепи, 4-семантические циклы, 5-семантические сети, 6- семантические парадигмы, 7-фреймы.

 

1 - Гипероним – слово, выражающее наиболее общее понятие. Гипоним – слово, обозначающее частный случай, вид указанного рода объектов или явлений. Семантическая структура гипонима: 1 общая гиперсема + набор дифференциальных сем. Гипоним всегда семантически сложнее гиперонима. В тексте гипоним можно заменить на гипероним, но не наоборот.(он подарил ей розы*цветы*)

2- партитивные отношения. Холоним – слово, обозначающее целое (тело), партоним – слово,обозначающее часть целого (рука). Признаки партонимов: 1-относительная автономность, 2- мотивированность выделения границ (ручка, телик разобранный по частям), 3-функциональность – целое не может полноценно функц.без частей, части могут функц.в составе целого.(обязат.признак – сердце, необязат. – усы), Синонимы - слова одной части речи, имеющ. полностью(частично) совпадающ. значение с возм. различиями в оттенках смысла, эмоц.- экспрес. окрашенности, стилист. отнесенности.

полная синонимия тяготеет к таким полюсам лекс. сис-мы, как приставка - префикс, с др. стороны, к эмоцион.- окр. разговорной лексике.

неполные синонимы: бояться - постоянное, устойчивое; пугаться - скоротечность эмоций, опасаться - последствие; трусить - негативная оценка, робеть -легкий страх

синонимы:

- полные

-неполные: семантические(собственно-семант, градацион), стилистич (эмоц. окраска), семантико-стилист.

Антонимы - слова противоположные по значению.

виды противоположностей:

- контрарная - с промежуточным звеном.(холодный-прохлад-теплый)

-комплементарная - без промеж. звена

- разнонаправл. антонимы(войти-выйти)

-конверсивы - отличаются точкой зр. на сит-цию(дать -брать, продать-купить)

-энантиосемия(только у многозн. слов)- антонимия внутри слова- одолжать(дать, взять), прослушать(не услышать, лекцию).

1цей смысл. сопоставления в антон-ии и синон-ии явл. не слово в целом, а его конкр. значение.

ЦИКЛЫ - утро-день-вечер-ночь, лето-осень-зима-весна

ЦЕПИ - совокупности слов, связ ранговыми отнош-ми.(капитан - майор-подполковник, выпускник - абитуриент - студент - бакалавр)

Семант. парадигмы - совокупн-ти слов, различ. одним семмант. признаком, учавствующим в различении более, чем в одной пары.(папа-мама, дедушка- бабушка, брат-сестра)

Сем.сети - сов-ти слов, связ. разными сем. признаками (прадедушка - дедушка...)

ФРЕЙМЫ- сов-ти слов, необход. для описания устойчивых ситуаций, воспроизвод. схем опыта (экзамен - препод, студент, билет, шпоры, страх, оценка,..)

 

 

Date: 2016-07-22; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию